Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Балахоновская основная школа»
ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРЯЛКИ»
Автор:
Данилова Оксана
Николаевна, учитель
истории
д.Балахоновка
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3- 4
ИСТОРИЯ РУЧНОЙ ПРЯЛКИ……………………………………… … 5- 6
ВИДЫ САМОПРЯЛОК…………………………………………………... 7- 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 9
ИСТОЧНИКИ……………………………………………………………… 10
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………… 11-14
ВВЕДЕНИЕ
Пряди, моя пряха,
Пряди, раскудряха.
Пряла бы я, пряла,
На меня лень напала.
Меня в гости звали
К соседу на беседу.
У нашего соседа
Весела беседа.
(Народная песня)
Каждый знает строки из «Сказки о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Хоть это и сказка, но Александр Сергеевич поведал нам о занятии вовсе не сказочном. Пряли - значит вытягивали нить из клубка шерсти или распушенного льна.
В старину прясть и ткать умела каждая женщина. Она всю жизнь пряла и ткала, весь дом одевала. Девочек обучали этому с детства. Не было изб без прялки и ткацкого станка. Прялки украшали резьбой и росписью.
Длинными зимними вечерами мастерицы сидели за работой до полуночи. Чтобы не скучать, пряхи собирались вместе, переходя из дома в дом. Пряли и рассказывали новости и сказки, смешные истории, шутили. Иногда запевали. Умелые пальцы вытягивали бесконечную нить, а голоса выводили протяжную песню. Нить и песня сливались. Соединялись и чувства поющих. Такие вечера назывались беседами или посиделками.
Я заинтересовалась историей прялок.
Актуальность исследования обусловлена особым местом, которое занимала прялка в жизни человека традиционного общества.
Цель исследовательской работы: изучить историю прялок разных конструкций (с ручным, ножным приводами) и процесс прядения.
Задачи исследования:
- изучить историю прядения на веретене и прялки;
- изучить, историю развития самопрялок начиная с XI до XXI в.
- найти мастеров - умельцев прядения, живущих рядом с нами.
Объект исследования: прялка как феномен народной культуры.
Предмет исследования: конструкция прялки
Методами моего исследования являются:
- опрос населения д. Балахоновка;
- анализ литературы по истории возникновения прядения древних славян, начиная с XI-XV века;
- анализ статей и очерков о народных промыслах с XV-XXI в.
Ценность исследовательской работы заключается в использовании данного материала на уроках технологии, на уроках изобразительного искусства, на уроках истории, внеклассных мероприятиях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, источников и приложения.
ИСТОРИЯ РУЧНОЙ ПРЯЛКИ
Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.
Изучив литературу и проанализировав рассказы бабушек, я выяснил, что для прядения, по началу, необходимо было именно веретено, а позднее в обиход вошли самопрялки. Веретёна изготавливали из сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров. Один или оба конца его заострялись; недаром существует характерное слово «веретёнообразный» - веретено имеет эту форму без намотанной нити (приложение 1).
Нити не спрядёшь без веретена. У каждой женщины было своё веретено, чужим пользоваться не с руки. Корень русского слова «веретено» уходит в глубокую индоевропейскую древность, и во всех мало-мальски родственных языках, современных и древних, означает «нечто вращающееся».
Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице – маленький грузик с отверстием (приложение 1). На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли. Кроме того, веретёна бывают «низовые» и «верховые», смотря по тому, на какой конец деревянного стержня надевали пряслице – глиняный или каменный просверленный грузик.
Пряслице же служило маховиком, помогавшим разогнанному веретену кружиться долго и быстро, что было необходимо для сильного и равномерного скручивания пряди волокон, вытянутых из кудели (чистая чёсаная на щётках шерсть, скатанная в валик и закреплённая на лопасть прялки).
Скрученная нить затем подматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала.
Любопытно, что пальцы левой руки (большой и указательный), дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось всё время смачивать слюной. Чтобы не пересохло во рту – а ведь за прядением нередко ещё и пели,– славянская пряха ставила подле себя в мисочке кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину.
Рассказами Федотовой Таисии Дмитриевны и Григорьевой Елены Викторовны, жительниц д. Балахоновка – подтверждается, что девочки в детстве начинали прясть с семи лет, используя веретено. И такой способ прядения использовали до 50-х годов, пока не стали использовать прялки.
Деревянная ручная прялка состоит из двух главных частей: вертикальной части (лопаска и ножка), куда привязывается кудель, и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть прялки состоит из двух частей: лопаски и ножки. Лопаска имеет в большинстве случаев фигуру четырехугольника различных размеров. Лопаски прялок украшались резьбой и раскрашивались. К лопаске привязывается на стороне, обращенной к донцу, кудель (приложение 2).
Постараемся проанализировать нашу прялку с точки зрения техники её изготовления. Наша прялка относится к составным прялкам, так как состоит из двух частей: вертикальной (лопаска и ножка) и горизонтальной (донце). Лопаска имеет форму прямоугольника. Лопаска в нашем случае плоская., украшений не имеет. Общая высота прялки, выполненной ручным способом - 63 см, ширина лопасти 18,5 см.
В настоящее время у бабушек сохранились ручные прялки и самопрялки.
ВИДЫ САМОПРЯЛОК
Основные детали самопрялки – веретено или шпулька, вложенная в катушку с гребёнкой. Самопрялка приводится в движение ногой при помощи шатуна-махалки; он даёт колесу движение, которое передаётся через туго натянутую струну веретена. Весь этот механизм укрепляется на стояке; на одном столбике стояка находится винт, регулирующий ход веретена, другой столбик имеет гонок – кусочек кожи с отверстием, в которое вставлено веретено.
Есть два типа ножных самопрялок: лежак и стояк. Разница между ними в положении колеса и катушки с веретеном.
У самопрялки (лежака) колесо и катушка расположены в горизонтальной плоскости, а у самопрялки (стояка) – в вертикальной (приложение 3). Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене: в день прядут по 400 граммов шерсти, на веретене для этого требуется несколько дней. Но, несмотря на высокую производительность, самопрялка всё же не вытеснила собой веретена ни в одной деревне, многие женщины предпочитали веретено.
Были места, где самопрялок не было совсем из-за их дороговизны. Да и осваивалась работа на самопрялке с трудом: молодые выучивались, а для старых, привыкших прясть на веретене, было трудно координировать работу ног на подножке с работой левой руки, дёргающей нитку. Непривычно было, и работать левой рукой с той быстротой, которую требовал ход самопрялки. И, наконец, жужжание самопрялки казалось слишком надоедливым, особенно на посиделках.
На выводимой нитке отражается настроение и физическое состояние пряхи.
Нитка молодой женщины тонка, ровна, тонко кручена; нитка старой пряхи выходит вялой, толстой, слабо крученой.
У людей неуравновешенных нередко нитка получается неровной: то толстой, то тонкой, то крутой, то слабой.
При встрече с бабушками я увидела, что жители д. Балахоновка, д. Днесино прядут на самопрялке – стояк. Я попыталась разобраться, с чем это связано?
Из разговоров с ними, я сделала вывод, что это связано с национальной культурой народа. Русские работают на самопрялке - стояк.
В 70 – 80 годах стали появляться первые электрические прялки. Они были дорогими, и приобрести их сельским женщинам было материально трудно. Другая причина – не отрегулирована скорость моталки, поэтому нить рвалась, путалась, и в итоге прялка выходила из строя. Поэтому жители вскоре отказались от современных электрических прялок. В настоящее время надёжным способом прядения является самопрялка (приложение 4).
Имея свободное время, бабушки могут напрясть, а затем связать носки, варежки, свитера, детские вещи для детей и внуков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги по исследованию, следует отметить, что, работая над историей самопрялок разных конструкций, я встречалась с жительницами д. Балахоновка, занимающимися прядением.
В основном это люди преклонного возраста, представители того поколения, когда ручной труд и домашнее производство играли важную роль в домашнем хозяйстве.
Я узнала много нового об истории ведения домашнего хозяйства, а именно, изучала историю веретён и самопрялок.
Главный итог моего исследования заключается в изучении истории веретён, прялок и их составляющих, от появления их на территории нашего района, до настоящего времени.
Анализируя собранные сведения, я пришла к следующим выводам:
- веретёнами бабушки пользуются до настоящего времени;
- женщины прядут на прялках двух видов «лежак» и «стояк»;
-результаты моих исследований пополнят фонды школьного краеведческого музея;
- эти данные можно использовать на уроках технологии, изобразительного искусства, истории (региональный компонент).
ИСТОЧНИКИ
Пушкин А.С. Сборник стихотворений. Северо-Западное книжное издательство. Архангельск 1976.
Камкин А.В.Истоки. Учебное пособие для 2 класса.- М.: Издательский дом Истоки», 2007.
Тарановская Н. В. Русские прялки // Добрых рук мастерство. - Л., 1981.
http://maie.utmn.ru – Музей археологии и этнографии.
5. Интервью жителей д.Балахоновка Шумячского района Григорьевой Еленой Викторовной, Федотовой Таисии Дмитриевны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВЕРЕТЁНА
Пряслица с надписями
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РУЧНАЯ ПРЯЛКА
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
САМОПРЯЛКА-СТОЯК
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Григорьева Елена Викторовна,
жительница д. Балахоновка за работой.
15