СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему "История русской прялки"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему "История русской прялки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Балахоновская основная школа»
















ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРЯЛКИ»




Автор:

Данилова Оксана

Николаевна, учитель

истории











д.Балахоновка

2020 год




СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3- 4

ИСТОРИЯ РУЧНОЙ ПРЯЛКИ……………………………………… … 5- 6

ВИДЫ САМОПРЯЛОК…………………………………………………... 7- 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 9

ИСТОЧНИКИ……………………………………………………………… 10

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………… 11-14


ВВЕДЕНИЕ

Пряди, моя пряха,

Пряди, раскудряха.

Пряла бы я, пряла,

На меня лень напала.

Меня в гости звали

К соседу на беседу.

У нашего соседа

Весела беседа.

(Народная песня)

Каждый знает строки из «Сказки о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Хоть это и сказка, но Александр Сергеевич поведал нам о занятии вовсе не сказочном. Пряли - значит вытягивали нить из клубка шерсти или распушенного льна.

В старину прясть и ткать умела каждая женщина. Она всю жизнь пряла и ткала, весь дом одевала. Девочек обучали этому с детства. Не было изб без прялки и ткацкого станка. Прялки украшали резьбой и росписью.

Длинными зимними вечерами мастерицы сидели за работой до полуночи. Чтобы не скучать, пряхи собирались вместе, переходя из дома в дом. Пряли и рассказывали новости и сказки, смешные истории, шутили. Иногда запевали. Умелые пальцы вытягивали бесконечную нить, а голоса выводили протяжную песню. Нить и песня сливались. Соединялись и чувства поющих. Такие вечера назывались беседами или посиделками.

Я заинтересовалась историей прялок.

Актуальность исследования обусловлена особым местом, которое занимала прялка в жизни человека традиционного общества.

Цель исследовательской работы: изучить историю прялок разных конструкций (с ручным, ножным приводами) и процесс прядения.

Задачи исследования:

- изучить историю прядения на веретене и прялки;

- изучить, историю развития самопрялок начиная с XI до XXI в.

- найти мастеров - умельцев прядения, живущих рядом с нами.

Объект исследования: прялка как феномен народной культуры.

Предмет исследования: конструкция прялки

Методами моего исследования являются:

- опрос населения д. Балахоновка;

- анализ литературы по истории возникновения прядения древних славян, начиная с XI-XV века;

- анализ статей и очерков о народных промыслах с XV-XXI в.

Ценность исследовательской работы заключается в использовании данного материала на уроках технологии, на уроках изобразительного искусства, на уроках истории, внеклассных мероприятиях.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, источников и приложения.



ИСТОРИЯ РУЧНОЙ ПРЯЛКИ

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.

Изучив литературу и проанализировав рассказы бабушек, я выяснил, что для прядения, по началу, необходимо было именно веретено, а позднее в обиход вошли самопрялки. Веретёна изготавливали из сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров. Один или оба конца его заострялись; недаром существует характерное слово «веретёнообразный» - веретено имеет эту форму без намотанной нити (приложение 1).

Нити не спрядёшь без веретена. У каждой женщины было своё веретено, чужим пользоваться не с руки. Корень русского слова «веретено» уходит в глубокую индоевропейскую древность, и во всех мало-мальски родственных языках, современных и древних, означает «нечто вращающееся».

Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице – маленький грузик с отверстием (приложение 1). На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли. Кроме того, веретёна бывают «низовые» и «верховые», смотря по тому, на какой конец деревянного стержня надевали пряслице – глиняный или каменный просверленный грузик.

Пряслице же служило маховиком, помогавшим разогнанному веретену кружиться долго и быстро, что было необходимо для сильного и равномерного скручивания пряди волокон, вытянутых из кудели (чистая чёсаная на щётках шерсть, скатанная в валик и закреплённая на лопасть прялки).

Скрученная нить затем подматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала.

Любопытно, что пальцы левой руки (большой и указательный), дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось всё время смачивать слюной. Чтобы не пересохло во рту – а ведь за прядением нередко ещё и пели,– славянская пряха ставила подле себя в мисочке кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину.

Рассказами Федотовой Таисии Дмитриевны и Григорьевой Елены Викторовны, жительниц д. Балахоновка – подтверждается, что девочки в детстве начинали прясть с семи лет, используя веретено. И такой способ прядения использовали до 50-х годов, пока не стали использовать прялки.

Деревянная ручная прялка состоит из двух главных частей: вертикальной части (лопаска и ножка), куда привязывается кудель, и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть прялки состоит из двух частей: лопаски и ножки. Лопаска имеет в большинстве случаев фигуру четырехугольника различных размеров. Лопаски прялок украшались резьбой и раскрашивались. К лопаске привязывается на стороне, обращенной к донцу, кудель (приложение 2).

Постараемся проанализировать нашу прялку с точки зрения техники её изготовления. Наша прялка относится к составным прялкам, так как состоит из двух частей: вертикальной (лопаска и ножка) и горизонтальной (донце). Лопаска имеет форму прямоугольника. Лопаска в нашем случае плоская., украшений не имеет. Общая высота прялки, выполненной ручным способом - 63 см, ширина лопасти 18,5 см.

В настоящее время у бабушек сохранились ручные прялки и самопрялки.



ВИДЫ САМОПРЯЛОК

Основные детали самопрялки – веретено или шпулька, вложенная в катушку с гребёнкой. Самопрялка приводится в движение ногой при помощи шатуна-махалки; он даёт колесу движение, которое передаётся через туго натянутую струну веретена. Весь этот механизм укрепляется на стояке; на одном столбике стояка находится винт, регулирующий ход веретена, другой столбик имеет гонок – кусочек кожи с отверстием, в которое вставлено веретено.

Есть два типа ножных самопрялок: лежак и стояк. Разница между ними в положении колеса и катушки с веретеном.

У самопрялки (лежака) колесо и катушка расположены в горизонтальной плоскости, а у самопрялки (стояка) – в вертикальной (приложение 3). Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене: в день прядут по 400 граммов шерсти, на веретене для этого требуется несколько дней. Но, несмотря на высокую производительность, самопрялка всё же не вытеснила собой веретена ни в одной деревне, многие женщины предпочитали веретено.

Были места, где самопрялок не было совсем из-за их дороговизны. Да и осваивалась работа на самопрялке с трудом: молодые выучивались, а для старых, привыкших прясть на веретене, было трудно координировать работу ног на подножке с работой левой руки, дёргающей нитку. Непривычно было, и работать левой рукой с той быстротой, которую требовал ход самопрялки. И, наконец, жужжание самопрялки казалось слишком надоедливым, особенно на посиделках.

На выводимой нитке отражается настроение и физическое состояние пряхи.

Нитка молодой женщины тонка, ровна, тонко кручена; нитка старой пряхи выходит вялой, толстой, слабо крученой.

У людей неуравновешенных нередко нитка получается неровной: то толстой, то тонкой, то крутой, то слабой.

При встрече с бабушками я увидела, что жители д. Балахоновка, д. Днесино прядут на самопрялке – стояк. Я попыталась разобраться, с чем это связано?

Из разговоров с ними, я сделала вывод, что это связано с национальной культурой народа. Русские работают на самопрялке - стояк.

В 70 – 80 годах стали появляться первые электрические прялки. Они были дорогими, и приобрести их сельским женщинам было материально трудно. Другая причина – не отрегулирована скорость моталки, поэтому нить рвалась, путалась, и в итоге прялка выходила из строя. Поэтому жители вскоре отказались от современных электрических прялок. В настоящее время надёжным способом прядения является самопрялка (приложение 4).

Имея свободное время, бабушки могут напрясть, а затем связать носки, варежки, свитера, детские вещи для детей и внуков.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги по исследованию, следует отметить, что, работая над историей самопрялок разных конструкций, я встречалась с жительницами д. Балахоновка, занимающимися прядением.

В основном это люди преклонного возраста, представители того поколения, когда ручной труд и домашнее производство играли важную роль в домашнем хозяйстве.

Я узнала много нового об истории ведения домашнего хозяйства, а именно, изучала историю веретён и самопрялок.

Главный итог моего исследования заключается в изучении истории веретён, прялок и их составляющих, от появления их на территории нашего района, до настоящего времени.

Анализируя собранные сведения, я пришла к следующим выводам:

- веретёнами бабушки пользуются до настоящего времени;

- женщины прядут на прялках двух видов «лежак» и «стояк»;

-результаты моих исследований пополнят фонды школьного краеведческого музея;

- эти данные можно использовать на уроках технологии, изобразительного искусства, истории (региональный компонент).

ИСТОЧНИКИ


  1. Пушкин А.С. Сборник стихотворений. Северо-Западное книжное издательство. Архангельск 1976.

  2. Камкин А.В.Истоки. Учебное пособие для 2 класса.- М.: Издательский дом Истоки», 2007.

  3. Тарановская Н. В. Русские прялки // Добрых рук мастерство. - Л., 1981.

  4. http://maie.utmn.ru – Музей археологии и этнографии.

5. Интервью жителей д.Балахоновка Шумячского района Григорьевой Еленой Викторовной, Федотовой Таисии Дмитриевны.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1



ВЕРЕТЁНА






Пряслица с надписями

ПРИЛОЖЕНИЕ 2




РУЧНАЯ ПРЯЛКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 3





САМОПРЯЛКА-СТОЯК

ПРИЛОЖЕНИЕ 4





Григорьева Елена Викторовна,

жительница д. Балахоновка за работой.

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!