СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Национальные и культурные традиции марийского народа"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Национальные и культурные традиции марийского народа"»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Полевская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»













ПРОЕКТ

«Национальные и культурные традиции марийского народа»









Выполнила: Васильева Надежда Александровна













Полевской

2022

Культура и исторические традиции марийского народа

Цель проекта: формирование мотивации к осознанному изучению национальной культуры, формирование уважительного отношения к своей малой родине.

Задачи:

1. Исследовать культурные и исторические традиции марийцев Свердловской области

2. Развивать чувство уважения к культуре марийского народа, гордости за свою малую Родину

3. Воспитывать чувство патриотизма и уважительного отношения к своим духовным корням.

Объект исследования: Культурные и исторические традиции марийского народа.

Предмет исследования: краеведение

Гипотеза исследования: поисково-исследовательская, краеведческая работа способствует систематизации знаний об этнографии народа «мари», повышению культурного уровня, информированности, любви к родному народу и своей малой Родине.

Актуальность исследования: Исследовательская работа посвящена изучению культурных традиций марийского народа, проживающего на территории Свердловской области

Методы исследования: сбор материала, работа с литературными источниками в ЦГБ и использование интернет источников, собеседование со специалистом по марийской культуре в г. Полевской Жарковой Т. В., анализ и систематизация собранного материала.

Практическая значимость: Изучение особенностей народных традиций, праздников, быта, религии ведет к освоению ценностей народной культуры.

Форма применения: использование в учебной и внеучебной деятельности

«У разных народов есть прелесть традиций,


Одежда своя и родной свой язык.


Ну как мне марийской землей не гордиться


И тем, к чему с детства душою привык.»

Само название марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». До революции их называли черемисами. Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.

Республика Марий Эл является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола.

Численность населения марийцев на сегодняшний день в РФ составляет около 600 000 человек, 50% проживает в республике Марий Эл, остальная часть по всей территории России

Символы республики Марий Эл

Республика Марий Эл имеет государственные герб, флаг и гимн. Герб выполнен в виде щита, на белом фоне которого изображен шагающий медведь. Герб выполнен в виде щита, на белом фоне которого изображен шагающий медведь. В правой лапе он держит меч в ножнах, направленный острием вниз и молот. В левой — щит с изображением солярного знака, особо почитаемого среди Угро-финских народов. На верху щита изображена корона, как символ государственной власти. Медведь олицетворяет силу и мощь, благородство. Это животное характерно для нашего лесного края, оно всегда было особо почитаемо местным населением. Меч и молот олицетворение правопорядок и созидательный труд, а щит – готовность власти защищать человека. Флаг выполнен в виде прямоугольного полотнища белого цвета. В левой части у древка вертикально расположен марийский национальный орнамент красного цвета, в центре - герб. Белый цвет— древний национальный символ марийского народа, а также символ чистоты, добра, светлых помыслов и намерений населения.

Традиционные марийские праздники

С древних времен большую роль в жизни народа имели обрядовые праздники. И они делали и делают нашу жизнь насыщеннее и интереснее. Шорыкйол — один из самых известных марийских обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (6 января). Шорыкйол — «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия— дергания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец.

Кугече (пасха)

Праздник Кугече приходится на конец пасхальной недели (в 2008 году это 4 мая) и является одним из значимых в весеннем календарном цикле. Кугече связан с молениями, почитанием оживающей природы и семьи. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные пасхальные яйца.

Семык (Семик)

Празднуется через 7 недель после Пасхи (в 2008 году эта дата приходится на 12 июня). Праздником Семык начинается цикл летних праздников марийцев. Традиционно во время праздника ходили в гости, пели и плясали под игру гусель и волынок. Молодежь устраивала игры, пела песни. Затевали в этот день и свадьбы. Кругом царила праздничная атмосфера. Через праздники, обряды последующие поколения постигают взгляды на жизнь своих предков, их песни, игры.

Угинде (Праздник урожая)

Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа) в благоприятный для проведения праздников день недели, чаще всего в пятницу (в 2007 году он празднуется 17 сентября). Православные марийцы приурочивают его к самому Ильину дню. Главная идея праздника— поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и обеспечить в будущем свою семью хлебом.

Календарные праздники являются важнейшими вехами в духовной жизни марийцев. Они вносили ритмичность и стройность в нелегкий труд земледельца, являясь одним из важнейших организационных начал в жизни марийцев. В настоящее время народные праздники и жанры устного народного творчества являются тем богатым материалом по нравственному, эстетическому и физическому воспитанию молодого поколения, средством сохранения национальных обычаев и традиций.

Народные костюмы

Народ мари относится к финно-угорской языковой группе и является последним языческим народом в Европе. Несмотря на принятое много веков назад христианство народ мари проводит магические и языческие ритуалы. Народ делится на территориальные группы: горные марийцы Республики Марий Эл; луговые – Волго-Вятского района; восточные – Башкирской республики и Приуральского района. У каждой группировки марийцев в костюме присутствуют свои особенности, различия в украшении и орнаментации, но в целом все элементы народной одежды у мари одинаковые. Марийский костюм, как и наряд любой другой народности, имеет свои характерные черты и особенности: Основной цвет – белый с вкраплениями черной, бардовой и коричневой вышивки. В более поздние периоды в национальной одежде стал преобладать красный цвет – его получали в результате варения определенных растений. Традиционный мужской костюм составляют богато вышитая рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста и пояс.

Мужские головные уборы: войлочная шляпа с небольшими полями и шапка. Для охоты и работы в лесу использовался убор типа накомарника.

Марийки любят наряжаться, да так чтобы костюм был многослойным, да украшений побольше. Облачение в костюм похоже на ритуал. Наряд очень сложен, что в одиночку его не надеть. Раньше в каждой деревне были мастерицы по облачению. Женский набор серебряных украшений мог весить 35 килограммов. Он передавался из поколения в поколение. Женщина завещала украшение дочери, внучке, невестке, а могла оставить и своему дому. В этом случае любая женщина, проживающая в нем, имела право надеть комплект на праздники. В старину мастерицы соревновались – чей костюм сохранит свой вид до самого вечера.

Национальная кухня

Основная традиционная пища - вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыльо), варёная колбаса из сала или крови с крупой (шокта), слоёные блины (команмелна), творожные сырники (туара). Традиционные марийские напитки: пиво (сыра), пахта (oран), крепкий медовый напиток (пура, пyрo).

Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Подсобное значение имели огородничество, разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса, смолокурение и др.). Развито бортничество, а позднее распространение получили пасечное пчеловодство и рыболовство. Развиты художественные промыслы: вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело.

Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. Сегодня же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века национальную религию, которую до сих пор исповедует значительная его часть.

Этот факт удивит еще больше, если знать, что письменность у народа мари появилась лишь в XVIII столетии.

Религия

Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием.

Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога

Изучение этнической истории и культуры народов России представляет большой интерес, позволяет сохранить и передать потомкам знания, накопленные ранее, формировать историческую память общества, способствовать культурному просвящению. Если народ не хочет затеряться в многонациональной стране, он должен иметь свой язык, свои традиции, свою культуру, которую он должен сохранять, постоянно развивать и преумножать. Современные этнические процессы, происходящие в стране и республике, сопровождаются возрождением культурных традиций народов, делают особенно актуальными исследования исторических корней и проблем функционирования календарно-праздничной обрядности, занимающей важное место в духовной жизни марийцев. Выражаем благодарность за ценную информацию Жарковой Т.В. за предоставление материалов и национальных костюмов, городскому краеведческому музею, центрально городской библиотеке за оказанную помощь в подборке материалов.












Источники:

  1. Марийский край, земля Онара. - М.,1989.

  2. Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. - Йошкар, 1992.

  3. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. - М., 2005.

  4. Сородичи по языку. - Будапешт, 2000.

  5. Uurali keelte sonastik. - Tallinn, 2004.

  6. «Финно-угорские и самодийские народы России»: Статистический сборник. -Сыктывкар, 2006 .

  7. www.russia.rin.ru



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!