Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 1».
Проект по самообразованию
Тема: «Роль сказки в развитии духовно – нравственного, патриотического
воспитания детей младшего возраста».
подготовила:
воспитатель Дайбова Е.В.
Актуальность:
В нашем 21 веке, когда происходит духовное обнищание, сказка, как и другие ценности нашей культуры, теряет свое наивысшее предназначение, в большинстве этому помогают современные печатные издания и создание детских мультфильмов, которые искажают первоначальный замысел сказки, а также превращают сказочное действие из поучительного в развлекательное, поэтому наш проект «Русские народные сказки» очень актуален, потому что именно эти сказки преподносят нашим детям поэтический образ сказочных героев, в тоже время они оставляют простор детскому воображению. Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам. Такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях – бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках.
Цель проекта:
Создать положительный настрой. Формировать умение узнавать и называть сказки по отдельным предметам и иллюстрациям.
Задачи проекта:
1. Закрепить знание содержания сказок.
2. Расширять представление детей об окружающем мире, посредством введения их в литературную и музыкальную культуру через чтение сказок.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного.
4. Донести до детей как можно больше информации о многообразии русских народных сказок, о том насколько они интересны и поучительны.
Вид проекта:
групповой, информационно – творческий, познавательно-исследовательский
Возраст детей: 3 года – 4 года.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Форма организации: беседы, игры, развлечения, совместная деятельность родителей и детей.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники 2 младшей группы, родители.
Формы реализации проекта:
занятия;
дидактические, с\р игры;
беседы;
рассматривание иллюстраций;
театрализованная деятельность;
работа с родителями.
Предполагаемый результат проекта:
Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание. Научатся в играх – драматизациях, настольных театрах передавать своего героя. Создать благоприятные условия для того, чтобы ребенок саморазвивался.
Привлечь родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды)
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Воспитатели:
- Подобрать методическую и художественную литературу по теме.
- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры), беседы, с\р игры с детьми.
- Составить перспективный план.
Сотрудничество с родителями:
- познакомить с темой проекта.
- вызвать интерес родителей к чтению русских народных сказок.
- консультация для родителей «Русская народная сказка и её позитивное влияние на формирование качеств личности ребёнка».
- подготовка выставки рисунков «Моя любимая сказка».
- книжная выставка «По дорожке русских народных сказок».
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
чтение художественной литературы
театрализация
просмотр м\ф
беседы
занятия
рисование
аппликация
лепка
дидактические игры
сюжетно – ролевые игры
пальчиковые игры
подвижные игры
слушание песен
конструирование
1. Чтение художественной литературы:
Сказки: «Репка», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Маша и медведь», «3 медведя», «Гуси – лебеди», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Журавль и цапля», «Пых», и т.д.
Пересказ русских народных сказок по иллюстрациям: «Курочка ряба»,
«Колобок», «Репка».
Литературная викторина «Загадки кота Мурлыки»!
Загадывание загадок.
Доскажи словечко…
Рассматривание картинок и иллюстраций по сказкам.
Рассказывание сказок с помощью схем
2. Театрализация:
«Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок» и т.д.
«Теремок»- показ настольно-плоскостного кукольного театра.
Настольный театр – «Волк и семеро козлят».
«Репка»- показ пальчикового театра,
3. Просмотр мультфильмов.
«Маша и медведь», «3 медведя», «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Журавль и цапля» и т. д.
4. Беседы.
Беседа « Животный мир, который нас окружает».
Беседа - о правилах безопасного поведения детей дома, на примере сказки «Волк и семеро козлят»
Беседа «Кто пишет сказки?»
Беседа «Кто пришел к нам в дом».
Беседа «Нужно ли слушаться взрослых» и т. д.
5. Занятия.
ФЭМП «Путешествие колобка по дорожкам» (открытое занятие)
Развитие речи «Угадай из какой сказки»
«На помощь Колобку – физическое развитие.
Развитие речи: «Расскажи об овощах» и т. д
6. Рисование.
Раскрашивание персонажей из сказок.
«Выросла репка – большая пребольшая»,
«Морковки для Заюшки»
«Мышка и репка»
«Колобок» и т. д.
7. Аппликация:
Аппликация по сказке «Репка», «Колобок» (обрывным способом),
8. Лепка.
Лепка по сказке «Колобок», «Репка на грядке», «Мисочка трех медведей», «Мой любимый сказочный герой» и т. д.
9. Дидактические игры.
«Кубики по сказкам», «Кто в домике живёт?», «Разрезные картинки», «Когда это бывает?», «Сказочное лото», «Очистим репку от ботвы», «Что можно приготовить из репы», «Что в лукошке лежит?», «Составь из половинок», «Разложи героев по сказкам», «Узнай сказку по предмету», «Угадай героя сказки», «Узнай сказку по иллюстрации», «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?», «Волшебные сказки», Превращение», «Волшебная палочка и т. д.
- Составление сказок из кубиков.
- Выкладывание сказок из пазлов.
10. Сюжетно – ролевые игры.
«Сварим куклам кашу из репы», «Приходите в гости к нам», «В театре» и т. д
11. Пальчиковые игры.
«Два ежа», «Семья», «Мышки», «Как мы репку посадили»,
12. Подвижные игры.
«У медведя во бору…», «Зайка серенький сидит», «Карусель», «Нет у зайки рукавиц», «Репка – репонька», «Зайцы и волк», «Гуси», «Воробушки и кот», «Лиска-лиса»,
Хоровод «Гори, гори ясно»
13. Слушание песенок.
Прослушивание сказки в аудиозаписи «Кот, петух и лиса», «Жихарка» и т. д.
Музыкальная игра «Репка - репонька», хоровод «Мы на луг ходили…» муз. Волиной, сл.Филимоновой.
15.Конструирование.
«Мы в лесу построим дом», «Теремок», «Кроватка для Мишутки и т. д.
3. Заключительный этап. Результат проекта.
- Театрализация по сказке «Снегурочка и лиса»».
- Изготовление альбом «Русские народные сказки».
- Изготовление магнитного театра «Колобок», «Курочка Ряба», «Снегурочка и лиса», «Заяц и лиса», «Бычок смоляной бочок».
- Выставка рисунков «Мои любимые сказки»
В результате проекта:
Дети познакомились со сказками, научились понимать смысл сказок, распознавать сказочных героев по иллюстрациям, отображать прочитанное в театрализованных играх. Дети стали более отзывчивыми, общительными, дружелюбными. Сформировались навыки внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного.
7