ПРОЕКТ:
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Аннотация проекта
Проект разработан для работы с детьми младшего школьного возраста, и представляет собой цикл внеклассных мероприятий по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств детей через музыкальное искусство страны и малой Родины.
Актуальность проекта
Сегодня мы ощущаем не только дефицит экологический, экономический, но и дефицит нравственного воспитания, а также низкий уровень патриотического воспитания. Сейчас это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Сегодня как никогда ясно, что без патриотического воспитания у растущего поколения ни в экономике, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свой духовно-нравственный стержень — любовь к Отечеству, к своей Родине.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, цель которого является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепление чувства причастности к великой истории и культуре России. Обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина России, который любит свою Родину и семью, имеет свою активную жизненную позицию – основные задачи патриотического воспитания.
Цель исследования: изучить и апробировать возможности музыкального искусства в формировании патриотических качеств младших школьников.
Согласно цели были сформулированы следующие задачи:
Раскрыть сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание».
Исследовать основные аспекты воспитания патриотизма младших школьников средствами музыки.
Провести педагогическую диагностику патриотических представлений и качеств у младших школьников.
Провести ряд внеурочной деятельности, направленной на воспитание патриотических качеств у младших школьников.
Осуществить сравнительный анализ результатов исследования.
нравственный стержень — любовь к Отечеству, к своей Родине.
Методологическими основами исследования явились основные теоретические положения, сформулированные в трудах ученых. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж. Руссо, И. Фихте, К.Д. Ушинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории патриотического воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов патриотического воспитания.
Объект исследования: процесс формирования патриотических качеств младших школьников путём музыкального искусства.
Предмет исследования: музыкальное искусство, как средство патриотического воспитания младших школьников.
Гипотеза проектного исследования сформулирована следующим образом: процесс воспитания патриотизма у младших школьников будет эффективным, если:
Будут определены и обоснованы общие теоретические основы патриотического воспитания школьников средствами музыкального искусства.
Будут проанализированы особенности развития детей в младшем школьном возрасте.
Будут выявлены, обоснованы и систематизированы педагогические условия воспитания патриотизма у младших школьников.
Научная новизна исследования состоит в том, что педагогические условия патриотические воспитания обеспечивают эффективность учебной деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств учащихся, а именно ответственность, доброжелательность, самостоятельность; а средства музыкального искусства дают возможность эмоциональному развитию формированию эстетического вкуса.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретические: анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта, синтез, классификация;
— эмпирические: педагогическое наблюдение, опросники (анкетирование), тестирование.
Вид проекта: исследовательский
По типу предметно-содержательной области: монопроект
По характеру контактов проект представляет собой внутренний проект, так как организуется в пределах образовательного пространства одной школы.
По продолжительности проведения он является краткосрочным проектом, так как срок его реализации составляет 4 мес.
Функции проекта: многофункционный, образовательный, практический, информационный, исследовательский.
Ресурсы информационные (информационная база школы, специальная литература, интернет), материально-технические (мультимедийное оборудование, компьютер)
Возрастная группа участников проекта: учащиеся 1-4 классов
Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации проекта ожидается;
-обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
-повышение интереса к музыкальному искусству;
-развитие творческих способностей обучающихся;
-осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Период реализации проекта: 02.09.2021-29.12.2021
№ | Мероприятия проекта | Сроки | Ответственный |
1 | Диагностические методики исследования реального уровня патриотического воспитания младших школьников по методикам Т.М. Масловой и М. И. Шиловой Задачи: Определить состояние уровня воспитанности детей. Оценить и выявить основные проблемы воспитательного процесса в классе. Наметить решение и внести предварительные коррективы в рабочую программу по воспитательной работе для регулирования и коррекции уровня воспитанности детей. | 02.09.2021-09.09.2021 | Классный руководитель |
2 | Организация мероприятий, направленных на повышение уровня патриотического воспитания младших школьников: «Моя Россия» - беседа с элементами викторины и конкурсов; Цель: создание условий для воспитания уважения и любви к Родине через ознакомление школьников с музыкальным наследием отечественных композиторов XVIII-XX вв. Задачи: Расширить знания и представления о музыкальных произведениях русских композиторов XVIII-XX вв. Приобщить учащихся к изучению исторических событий и их героев. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки подростков. «Музыка над Волгой» в форме беседы. Цель: создание условий для приобщения учащихся к музыкальной культуре родного края, через знакомство с творчеством композиторов Саратовской области. Задачи: 1. Воспитание у учащихся патриотических чувств к национальным духовным ценностям. 2. Развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся через образцы музыки композиторов Саратовского края. 3. Формирование исполнительской и слушательской культуры учащихся. 4. Развитие творческих связей между образовательными учреждениями города и района. «Моя малая Родина—Балаково» в форме беседы с элементами игры-путешествия. Цель: создание условий для формирования знания об истории и культуре родного города. Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о родном городе: истории, культурной жизни, достопримечательностях города. 2. Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине. 3. Развивать память, мышление. | 09.09.2021-22.12.2021 | Классный руководитель |
3 | Контрольное диагностирование уровня патриотического воспитания школьников по методикам Т.М. Масловой и М. И. Шиловой Цель контрольного этапа – выяснить, насколько эффективной оказалась предложенная программа. Задачи: выявить уровень состояния проблемы на данном этапе; сравнить результаты диагностирования на контрольном этапе с результатами диагностирования на констатирующем этапе. | 22.12.2021-29.12.2021 | Классный руководитель |
Тематика мероприятий для формирования патриотических качеств учащихся на год:
№ | Месяц | Название мероприятия | Форма проведения |
1 | Сентябрь | «Мой Саратов» | Игра-путешествие |
2 | Октябрь | «Мы живем в России» | Познавательная игра |
3 | Ноябрь | «Степь да степь кругом» | Конкурс чтецов |
4 | Декабрь | «Моя малая родина» | Экскурсия в краеведческий музей |
5 | Январь | «Песня – душа России» | Конкурс |
6 | Февраль | «Герои Советского Союза – наши земляки» | Урок Мужества |
7 | Март | «Русский народный костюм» | Экскурсия в музей народного костюма и кукол |
8 | Апрель | «Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!» | Конкурс стихов и рисунков |
9 | Май | «За мирное детство – спасибо» | Литературно-музыкальная композиция |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования: учеб. пособие / Л. А. Безбородова. 2—е изд. – М.: Флинта, 2014. – 235 с.
Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации: методическое пособие. / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис пресс, 2016. — 192с.
Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте: учеб. / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. —152с.
Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно патриотическому воспитанию детей в художественно—игровой деятельности/ Е.Н.Бородина. – Екатеринбург, 2016. – 115 с.
Будникова, О. Л. Гражданско-патриотическое воспитание в школе: учеб. / О. Л. Будникова, Н.П. Кузнецова, А. В. Лебедева. –Волгоград: Учитель, 2015. – 87с.
Вырщиков А.Н., Служение Отечеству как смысл Российского патриотизма / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград 2015, – 167с.
Жиренко, О. Е. Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий. 1-4 класс: учеб. / О.Е. Жиренко, В. А. Яровенко, Л. И. Гайдина. – М.: ВАКО, 2021. – 224с.
Загвязинский В.И., Педагогический словарь: учебное пособие для студентов / И.В. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Струкова. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
Крумова, А.А. Значение внеурочной деятельности в воспитании младших школьников / А. А. Крумова, Г. Н. Мусс // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. – М.: Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — 55 с.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка: учеб. / С. И. Ожегова. – М.: Просвещение, 2014. – 247 с.
Патриотическое воспитание учащихся в образовательном учреждении: сборник статей и метод. рекомендаций / Б. В. Куприянов [и др.] Под ред. О.В. Миновской. – Кострома: КОИРО, 2013. –72 с.
Райхлина Е. Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи / Е.Л. Райхлина. – М.: Воспитание школьников. – 2009. – 26 с.
Седова, Н. Е. Педагогические условия гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности: монография. / Н.Е. Седова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 343с.
Семёнов В. Н. Саратов историко—архитектурный / В. Н. Семёнов, В.И. Давыдов. – Саратов. – 2—е изд., уточн. и доп., 2012. – 548с.
Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шпенов. – М.: Академия, 2012. – 496 с.
Сокинина, А.А. Особенности эмоционального развития младших школьников: учеб. / А.А. Сокинина. – М.: Начальная школа. — 2013. – 50с.
Ступина, Н. В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства: учеб.-метод. пособие / Н. В. Ступина. – ШГПИ. – Шадринск: Шадр. дом печати, 2012 – 111с.
Табарданова, Т.Б. Методики диагностики качества гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы: учеб. пособие. / Т.Б. Табарданова, Е.В. Федотова, И.В. Скворцова. – М.: Димитровград: УИПКПРО, 2013. – 63 с.
Терещенко, Н.В. Я—гражданин своего города, своей страны: комплексные программы духовно-нравственного воспитания. / Н.В. Терещенко, Н.Ф. Шопина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 90с.
Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании: учебное пособие. /Ф.П. Черноусова, Е. Ю. Яковлева. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 112с.
Юров, И. А. Формирование гражданских и патриотических ценностных ориентаций у молодежи: монография / И.А. Юров. – М.: РУСАЙНС, 2020. – 134с.
Я—патриот России: учеб. / А. В. Виневская [и др.]. – Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero, 2019. – 240с.
Гайнутдинова, Р. И. Роль музыкального искусства в формировании ценностно—смысловых ориентаций личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Р. И. Гайнутдинова // Информационное общество: электрон. науч. Журнал. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol—muzykalnogo—iskusstva—v—formirovaniya—tsennostno—smyslovyh—orientatsiy—lichnosti—mladshego—shkolnika (Дата обращения: 11.12.2020)
Зимин, В. Культура Саратова. Музыка и музыканты [Электронный ресурс] / В. Зимин, С. Авдеев // Информационное общество: электронная библиотека. – 2011. – Режим доступа: http://www.saratov—kultura.ru/music/ (Дата обращения 6.12.2020)
Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2010. – 29с. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (Дата обращения 12.12.2020)
Феталиева, Л. П. Влияние музыки на становление личности младших школьников с особенностями развития [Электронный ресурс] / Л. П. Феталиева // Информационное общество: электрон. науч. журнал. – 2015 – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25388584 (дата обращения: 13.12.2020).
Электронный многофункциональный словарь [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/ (дата обращения: 21.05.2021).