СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА"»

ПРОЕКТ:

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»


Аннотация проекта

Проект разработан для работы с детьми младшего школьного возраста, и представляет собой цикл внеклассных мероприятий по нравственно - патриотическому воспитанию   в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств детей через музыкальное искусство страны и малой Родины.

Актуальность проекта

Сегодня мы ощущаем не только дефицит экологический, экономический, но и дефицит нравственного воспитания, а также низкий уровень патриотического воспитания. Сейчас это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Сегодня как никогда ясно, что без патриотического воспитания у растущего поколения ни в экономике, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свой духовно-нравственный стержень — любовь к Отечеству, к своей Родине.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, цель которого является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепление чувства причастности к великой истории и культуре России. Обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина России, который любит свою Родину и семью, имеет свою активную жизненную позицию – основные задачи патриотического воспитания.

Цель исследования: изучить и апробировать возможности музыкального искусства в формировании патриотических качеств младших школьников.

Согласно цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание».

  2. Исследовать основные аспекты воспитания патриотизма младших школьников средствами музыки.

  3. Провести педагогическую диагностику патриотических представлений и качеств у младших школьников.

  4. Провести ряд внеурочной деятельности, направленной на воспитание патриотических качеств у младших школьников.

  5. Осуществить сравнительный анализ результатов исследования.

нравственный стержень — любовь к Отечеству, к своей Родине.

Методологическими основами исследования явились основные теоретические положения, сформулированные в трудах ученых. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж. Руссо, И. Фихте, К.Д. Ушинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории патриотического воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов патриотического воспитания.

Объект исследования: процесс формирования патриотических качеств младших школьников путём музыкального искусства.

Предмет исследования: музыкальное искусство, как средство патриотического воспитания младших школьников.

Гипотеза проектного исследования сформулирована следующим образом: процесс воспитания патриотизма у младших школьников будет эффективным, если:

  1. Будут определены и обоснованы общие теоретические основы патриотического воспитания школьников средствами музыкального искусства.

  2. Будут проанализированы особенности развития детей в младшем школьном возрасте.

  3. Будут выявлены, обоснованы и систематизированы педагогические условия воспитания патриотизма у младших школьников.

Научная новизна исследования состоит в том, что педагогические условия патриотические воспитания обеспечивают эффективность учебной деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств учащихся, а именно ответственность, доброжелательность, самостоятельность; а средства музыкального искусства дают возможность эмоциональному развитию формированию эстетического вкуса.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретические: анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта, синтез, классификация;

— эмпирические: педагогическое наблюдение, опросники (анкетирование), тестирование.

Вид проекта: исследовательский

По типу предметно-содержательной области: монопроект

По характеру контактов проект представляет собой внутренний проект, так как организуется в пределах образовательного пространства одной школы.

По продолжительности проведения он является краткосрочным проектом, так как срок его реализации составляет 4 мес.

Функции проекта: многофункционный, образовательный, практический, информационный, исследовательский.

Ресурсы информационные (информационная база школы, специальная литература, интернет), материально-технические (мультимедийное оборудование, компьютер)

Возрастная группа участников проекта: учащиеся 1-4 классов

Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации проекта ожидается;

-обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

-повышение интереса к музыкальному искусству;

-развитие творческих способностей обучающихся;

-осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Период реализации проекта: 02.09.2021-29.12.2021

Мероприятия проекта

Сроки

Ответственный

1

Диагностические методики исследования реального уровня патриотического воспитания младших школьников по методикам Т.М. Масловой и М. И. Шиловой

Задачи:

  • Определить состояние уровня воспитанности детей.

  • Оценить и выявить основные проблемы воспитательного процесса в классе.

  • Наметить решение и внести предварительные коррективы в рабочую программу по воспитательной работе для регулирования и коррекции уровня воспитанности детей.


02.09.2021-09.09.2021

Классный руководитель

2

Организация мероприятий, направленных на повышение уровня патриотического воспитания младших школьников:


«Моя Россия» - беседа с элементами викторины и конкурсов;

Цель: создание условий для воспитания уважения и любви к Родине через ознакомление школьников с музыкальным наследием отечественных композиторов XVIII-XX вв.

Задачи:

  1. Расширить знания и представления о музыкальных произведениях русских композиторов XVIII-XX вв.

  2. Приобщить учащихся к изучению исторических событий и их героев.

  3. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки подростков.

«Музыка над Волгой» в форме беседы.

Цель: создание условий для приобщения учащихся к музыкальной культуре родного края, через знакомство с творчеством композиторов Саратовской области.


Задачи:

1. Воспитание у учащихся патриотических чувств к национальным духовным ценностям.

2. Развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся через образцы музыки композиторов Саратовского края.

3. Формирование исполнительской и слушательской культуры учащихся.

4. Развитие творческих связей между образовательными учреждениями города и района.

«Моя малая Родина—Балаково» в форме беседы с элементами игры-путешествия.

Цель: создание условий для формирования знания об истории и культуре родного города.

Задачи:
1. Закрепить знания учащихся о родном городе: истории, культурной жизни, достопримечательностях города.

2. Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.

3. Развивать память, мышление.

09.09.2021-22.12.2021

Классный руководитель

3

Контрольное диагностирование уровня патриотического воспитания школьников по методикам Т.М. Масловой и М. И. Шиловой

Цель контрольного этапа – выяснить, насколько эффективной оказалась предложенная программа.

Задачи:

  • выявить уровень состояния проблемы на данном этапе;

  • сравнить результаты диагностирования на контрольном этапе с результатами диагностирования на констатирующем этапе.

22.12.2021-29.12.2021

Классный руководитель


Тематика мероприятий для формирования патриотических качеств учащихся на год:

Месяц

Название мероприятия

Форма проведения

1

Сентябрь

«Мой Саратов»

Игра-путешествие

2

Октябрь

«Мы живем в России»

Познавательная игра

3

Ноябрь

«Степь да степь кругом»

Конкурс чтецов

4

Декабрь

«Моя малая родина»

Экскурсия в краеведческий музей

5

Январь

«Песня – душа России»

Конкурс

6

Февраль

«Герои Советского Союза – наши земляки»

Урок Мужества

7

Март

«Русский народный костюм»

Экскурсия в музей народного костюма и кукол

8

Апрель

«Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!»

Конкурс стихов и рисунков

9

Май

«За мирное детство – спасибо»

Литературно-музыкальная композиция



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования: учеб. пособие / Л. А. Безбородова. 2—е изд. – М.: Флинта, 2014. – 235 с.

  2. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации: методическое пособие. / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис пресс, 2016. — 192с.

  3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте: учеб. / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. —152с.

  4. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно патриотическому воспитанию детей в художественно—игровой деятельности/ Е.Н.Бородина. – Екатеринбург, 2016. – 115 с.

  5. Будникова, О. Л. Гражданско-патриотическое воспитание в школе: учеб. / О. Л. Будникова, Н.П. Кузнецова, А. В. Лебедева. –Волгоград: Учитель, 2015. – 87с.

  6. Вырщиков А.Н., Служение Отечеству как смысл Российского патриотизма / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград 2015, – 167с.

  7. Жиренко, О. Е. Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий. 1-4 класс: учеб. / О.Е. Жиренко, В. А. Яровенко, Л. И. Гайдина. – М.: ВАКО, 2021. – 224с.

  8. Загвязинский В.И., Педагогический словарь: учебное пособие для студентов / И.В. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Струкова. – М.: Академия, 2008. – 352 с.

  9. Крумова, А.А. Значение внеурочной деятельности в воспитании младших школьников / А. А. Крумова, Г. Н. Мусс // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. – М.: Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — 55 с.

  10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: учеб. / С. И. Ожегова. – М.: Просвещение, 2014. – 247 с.

  11. Патриотическое воспитание учащихся в образовательном учреждении: сборник статей и метод. рекомендаций / Б. В. Куприянов [и др.] Под ред. О.В. Миновской. – Кострома: КОИРО, 2013. –72 с.

  12. Райхлина Е. Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи / Е.Л. Райхлина. – М.: Воспитание школьников. – 2009. – 26 с.

  13. Седова, Н. Е. Педагогические условия гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности: монография. / Н.Е. Седова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 343с.

  14. Семёнов В. Н. Саратов историко—архитектурный / В. Н. Семёнов, В.И. Давыдов. – Саратов. – 2—е изд., уточн. и доп., 2012. – 548с.

  15. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шпенов. – М.: Академия, 2012. – 496 с.

  16. Сокинина, А.А. Особенности эмоционального развития младших школьников: учеб. / А.А. Сокинина. – М.: Начальная школа. — 2013. – 50с.

  17. Ступина, Н. В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства: учеб.-метод. пособие / Н. В. Ступина. – ШГПИ. – Шадринск: Шадр. дом печати, 2012 – 111с.

  18. Табарданова, Т.Б. Методики диагностики качества гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы: учеб. пособие. / Т.Б. Табарданова, Е.В. Федотова, И.В. Скворцова. – М.: Димитровград: УИПКПРО, 2013. – 63 с.

  19. Терещенко, Н.В. Я—гражданин своего города, своей страны: комплексные программы духовно-нравственного воспитания. / Н.В. Терещенко, Н.Ф. Шопина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 90с.

  20. Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании: учебное пособие. /Ф.П. Черноусова, Е. Ю. Яковлева. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 112с.

  21. Юров, И. А. Формирование гражданских и патриотических ценностных ориентаций у молодежи: монография / И.А. Юров. – М.: РУСАЙНС, 2020. – 134с.

  22. Я—патриот России: учеб. / А. В. Виневская [и др.]. – Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero, 2019. – 240с.

  23. Гайнутдинова, Р. И. Роль музыкального искусства в формировании ценностно—смысловых ориентаций личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Р. И. Гайнутдинова // Информационное общество: электрон. науч. Журнал. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol—muzykalnogo—iskusstva—v—formirovaniya—tsennostno—smyslovyh—orientatsiy—lichnosti—mladshego—shkolnika (Дата обращения: 11.12.2020)

  24. Зимин, В. Культура Саратова. Музыка и музыканты [Электронный ресурс] / В. Зимин, С. Авдеев // Информационное общество: электронная библиотека. – 2011. – Режим доступа: http://www.saratov—kultura.ru/music/ (Дата обращения 6.12.2020)

  25. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2010. – 29с. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (Дата обращения 12.12.2020)

  26. Феталиева, Л. П. Влияние музыки на становление личности младших школьников с особенностями развития [Электронный ресурс] / Л. П. Феталиева // Информационное общество: электрон. науч. журнал. – 2015 – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25388584 (дата обращения: 13.12.2020).

  27. Электронный многофункциональный словарь [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/ (дата обращения: 21.05.2021).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!