Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почтовская средняя образовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
Проект
«Православные праздники и духовные традиции.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы»
Руководитель проекта:
учитель начальных классов
Семенчук Нина Ивановна
п. Почтовое, 2023 г.
Оглавление
1. Введение.
2. Основная часть:
2.1. Что такое Покров Пресвятой Богородицы
2.2. История и традиции празднования Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
2.3. Иконы Покрова Пресвятой Богородицы
2.4. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме пос. Почтовое
2.5. Сотрудничество Почтовской школы с храмом Покрова Пресвятой Богородицы.
3.Заключение.
4.Библиографический список.
5.Приложение.
Введение
Без памяти – нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности - нет будущего.
Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы мы, дети, молодое поколение страны, лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков –одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.
Одним из живоносных источников духовности является православная вера, православные праздники и традиции, которые сохранили для нас предыдущие поколения. Одним из таких праздников является праздник Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Сегодня люди разных возрастов и профессий тянутся к живому роднику духовности и нравственности, поэтому так необходимо поддерживать их в этом стремлении.
Духовные традиции и ценности помогают человеку различать добро и зло, хорошее и плохое. Духовный человек любит свою Родину, родителей, уважает других людей, заботится о младших, бережно относятся к природе.
Духовные традиции играют важную роль в современном обществе. Они помогают людям найти внутренний покой, развивать духовные ценности, а также мириться с собой и окружающим миром. Духовность также может быть источником вдохновения, силы и надежды, особенно в трудные времена. Духовные традиции – главное богатство многонациональной России.
.
Актуальность проекта в том, что он призывает
сохранять наследие предков, их православные и духовные традиции;
помнить и знать православную историю своей малой родины;
Цель проекта:
как можно больше узнать о православном празднике Покрова Пресвятой Богородицы, в честь иконы Которой назван наш храм в пос. Почтовое;
собранный материал передать в храм.
Задачи проекта:
познакомиться с историей празднования Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; воспитывать в себе уважительное отношение к православным и духовным традициям, православным святыням, любовь к своей малой родине;
учиться чувствовать, ценить и беречь красоту окружающего мира;
вести просветительскую работу по ознакомлению с православными традициями своего народа среди одноклассников, учеников нашей школы, друзей, родителей, населения.
Объект исследования: православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое.
Предмет исследования: история православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Гипотеза: Мы предполагаем, что знание истории православных праздников – не дань моде, а духовная потребность народа, это возрождение православной души.
Сроки реализации проекта: август-октябрь.
План реализации проекта:
Проект реализуется в 3 этапа
1 этап подготовительный-начало августа
2 этап основной - сентябрь
празднование православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы на Руси;
празднование православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое;
систематизация собранного материала по разделам;
подбор иллюстративного материала (фотографии, рисунки.)
3 этап заключительный-октябрь
Методы исследования: наблюдение, изучение специальной литературы; сбор, систематизация и обобщение материала по теме; подборка фотографий, рисование и отбор рисунков.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы при проведении уроков «Крымоведение», на занятиях внеурочной деятельности «Основы православной культуры Крыма», «История родного края».
Тип проекта: информационно - творческий.
По количеству участников: групповой.
По виду конечного продукта: компьютерная презентация.
2. Основная часть
Вот так чудо-чудеса – пожелтели все леса!
Время сказочных даров – будем праздновать Покров!
Осень землю покрывает пёстрым праздничным ковром. Так природа поздравляет нас с Великим Покровом!
Слякоть пусть и бездорожье, не грусти, потупив взор,
Ведь над нами Матерь Божья простирает омофор.
От всего на свете злого лес и поле, и дома –
Покрывает всё Покровом Богородица сама.
2.1. Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.
История этого праздника восходит к середине Х века, когда в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке, произошло чудесное явление Божьей Матери. В воскресный день 1 октября (14 октября по нов. стилю) в храме, переполненном молящимися, святой Андрей, юродивый, со своим учеником увидел, идущую по воздуху Богоматерь в сопровождении сонма святых. Она стала молиться и просить у Господа заступничества за всех христиан, которые обращаются к Богу. А потом сняла с головы покрывало и распростерла его над головами молящихся, защищая их от врагов видимых и невидимых. И Она сама и Ее покрывало были озарены Светом Небесным.
Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.
2.2. 14 октября Святая Церковь празднует великий праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Покровский праздник был на Руси одним из самых любимых. Таким он остается и сейчас. Покров Богородицы было установлено отмечать после чуда во Влахернском храме Константинополя, случившегося в 10 столетии. Храм Пресвятой Богородицы во Влахернах был построен в 5 веке императором Львом Великим для того, чтобы в нём хранить привезённые из Палестины Честные ризы Приснодевы Марии. Вместе с одеждами в золотом ковчеге лежал и Омофор Всецарицы — большое покрывало, которое Матерь Божья при жизни Своей носила на голове. Несмотря на то, что праздник берёт свое начало в Константинополе, наиболее важным он считается на Руси. Такой огромный праздник перешел на Русь и более почитаем у нас здесь, чем в Византии — сейчас Греции.
Православная церковь начала отмечать праздник в XII веке: такое распоряжение дал святой князь Андрей Боголюбский. Он почитал Христа ради юродивого Андрея как своего покровителя, поэтому интересовался его житием. Тогда же на Руси стали возводить первые храмы в честь Покрова Божией Матери. Один из самых древних — храм Покрова на Нерли, который был построен по указу святого князя Андрея Боголюбского. Со временем появлялось все больше православных храмов или обителей в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы — они были почти в каждом городе.
Церковная служба в честь праздника начинается накануне, 13 октября. В православных храмах служат малую вечерню, великую вечерню, утреню, а также литургию. Божию Матерь прославляют и называют Источником мудрости и великой Заступницей. Верующие молятся Деве Марии и просят у нее помощи. Считается, что именно в этот день все их просьбы будут услышаны. В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди ходят в храмы со своими семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступничества у Божией Матери.
За литургией следуют проповеди, которые не только рассказывают историю торжества, но и объясняют его смысл. С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле.
Прими нас, Богородица, под свой Покров,
И попроси у Господа для нас прощения
И избавленья от грехов.
Покров Пресвятой Богородицы
Самых праведных помыслов день.
Богу, с верою в сердце, помолимся,
За себя, за родных, за друзей.
Чтоб небесная наша Заступница,
Всех покрыла небесным теплом
Светом правды, и верою в лучшее
Одарила добром каждый дом!
Ах, как много минуло с той поры веков –
Над Землей раскинула Матерь свой покров
Бедного, богатого, старца и юнца –
Всех оберегает нас Богородица.
Наши предки называли праздник Покров день. Они считали, что в это время осень встречается с зимой, и ждали первый иней, который покроет землю. Также для них Покров был главным праздником осени, потому что собирать урожай к тому времени уже заканчивали. Избы начинали утеплять мхом, а скот переводили на зимний корм. На Руси празднику Покрова посвящали поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима».
После сбора урожая с яблонь не срывали оставшиеся там плоды. Им давали засохнуть, а на Покров день сжигали вместе с ветками. Считалось, что тогда в доме будет тепло всю зиму.
Детей на крыльце обливали холодной водой через сито или решето — считалось, что тогда они не будут болеть зимой. А хозяйки задабривали домового блинами, который в этот день засыпал на всю зиму. Считалось, что если он уснет сытым, то и в доме зимой будет еда и тепло.
И, конечно же, на Покров играли свадьбы.
Свадебные традиции на Покров день.
1. Наши предки считали, что тех, кто сыграл свадьбу в день праздника, ждала счастливая семейная жизнь с достатком и большим количеством детей. Чтобы так было, молодоженов укладывали спать на снопах ржи — их обязательно должно было быть нечетное количество.
2.Незамужние девушки шли в храмы ранним утром: кто первый поставит свечу, тот раньше всех выйдет замуж.
3.Девушки собирались в избе, где развлекались, а вечером к ним присоединялись юноши. На таких смотринах они выбирали себе невест.
4.Хозяйки накрывали столы как можно богаче, ожидая, что к ним могут прийти сваты.
2.3.Иконы Покрова Пресвятой Богородицы
Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.
Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский» типы. В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половине XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.
2.4. Престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме пос. Почтовое
Праздничная служба в храме Покрова Пресвятой Богородицы
в
пос. Почтовое
На празднике Покрова Пресвятой Богородицы в храме п. Почтовое
Славь, Россия, Богородицу,
В перезвон колоколов.
Пойте, всех соборов звонницы,
Пресвятой Ее Покров.
Славься, Матерь Милосердная,
В наших душах и сердцах,
Ты – Заступница Усердная
Всей Руси во всех веках.
Торжественным напевом колокольным
Прекрасной осени звучит сегодня звонница!
Над миром, над Россиею привольно
Покров раскрыла Пресвятая Богородица!
2.5. Между храмом и нашей Почтовской школой установились отношения соработничества. У нас в школе часто бывал в гостях отец Димитрий. Он присутствовал на торжественных линейках в честь начала и окончания учебного года. Батюшка приходил поздравить школьников с православными праздниками. Также отец Димитрий посещал школьную выставку «Рождественская ёлочка», участвовал в акции «Белый цветок», открывал Масленичную ярмарку, средства от которой шли на оказание помощи детям-инвалидам.
По сложившейся традиции вот уже несколько лет ребята нашего класса, как и прежние ученики нашей учительницы, поздравляют прихожан с престольным праздником Покрова Пресвятой Богородицы, с днем Святого Николая, с Рождеством Христовым. Готовят к этим дням праздничное выступление в храме. Прихожане очень рады каждому нашему приходу в храм, они самые благодарные наши слушатели. Вместе с прихожанами мы участвуем в Крестном ходе.
Мы вместе с нашей учительницей Ниной Ивановной Семенчук приглашаем отца Димитрия, а теперь отца Арсения, отец Арсений в настоящее время - настоятель храма, на наши школьные праздники, посвященные Дню Святого Николая, Рождеству Христову, Светлой Пасхе. Вместе с ним приходят прихожане нашего храма и члены клуба «Ветеран». Также отец Димитрий посещал школьную выставку «Рождественская ёлочка», участвовал в акции «Белый цветок», открывал Масленичную ярмарку, средства от которой шли на оказание помощи детям-инвалидам.
Благотворительная ярмарка на Масленицу
С Рождеством Христовым!.
Прекрасного храма второе рожденье
От участи прошлой его упаси.
Пусть символом станет твоё возрожденье
Величия, мудрости нашей Руси!
В. Бурыкин
Таким будет храм Покрова Пресвятой Богородицы
в нашем посёлке в недалеком будущем.
3. Заключение
Храм на Руси является главным хранителем православных и духовных традиций, поэтому так важно сохранять и возрождать храмы на русской земле.
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа, и мы должны помнить об этом и гордиться .
Сейчас, когда люди вновь обращаются к Богу, понимаешь, как важно, что есть храмы, церкви, монастыри.
Мы захотели сделать свой маленький вклад в дело сохранения православных и духовных традиций, наших святынь.
Работа в проекте нам очень понравилась. Мы узнали много нового, познакомились с историей православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, беседовали со священником отцом Арсением, фотографировали, отбирали фотографии для проекта, по давней традиции поздравили прихожан храма с праздником, в ходе работы познакомились с интересными людьми. Считаем, что поставленных целей добились, задачи выполнили.
4. Библиографический список
1. Архив фотографий храма Покрова Пресвятой Богородицы и нашего класса.
2. Crimea-eparhia.ru
3. «Негасимый свет». Очерки и рассказы. Протоиерей Дмитрий Шишкин. Издательство Сретенского монастыря, Москва, 2018г.
4. «Справочная книжка о приходах и храмах Таврической епархии…» епископ Гермоген, 1887 г.
5.Приложение
Я рисую церковь Божью,
На ковчег она похожа.
Церковь в виде корабля,
Только море-вся земля.
Проектная деятельность
Проектная деятельность рассматривается как часть учебной деятельности, которая включает ценностно-ориентированную, преобразующую, творческую и практическую деятельность.
Проектная деятельность – это деятельность, при которой под руководством и при поддержке учителя осуществляется активная творческая самодеятельность ученика в процессе обучения.
Проектирование в образовании - это процесс создания новых форм сообщества педагогов, учеников, педагогической общественности, нового содержания и технологий образования, новых способов и техник педагогической деятельности и мышления.
На современном этапе развития образования происходит поиск новых методов формирования творческой личности, творца нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самосовершенствованию, самоопределению. Эта актуальная задача решается педагогами благодаря использованию новых педагогических технологий в своей деятельности.
Одним из системообразующих подходов, который позволяет формировать личность современного школьника, является проектная деятельность, которую логично рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.
Проектная деятельность позволяет учащимся:
- изучать не только средства, но и способы конкретной деятельности;
- развивать познавательные навыки учащихся и умение самостоятельно конструировать свои знания;
- развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
- организовать содержательное проведение внеурочного времени;
- осознавать где и каким образом она может быть использована на практике.
Выполнение ученических проектов – это сложная самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя. Позиция учителя во время реализации метода проекта на практике переходит из носителя готовых знаний к перевоплощению в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся Еще одно определение метода проектов у отечественных исследователей имеет такой вид:
- это система обучения, в ходе которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения практических заданий проекта, которые постоянно усложняются. Во время работы над проектом развивается самостоятельность, активность, инициативность и увлеченность учащихся.
В основе метода лежит идея осуществления обучения на активной основе через самостоятельную и практическую деятельность учащихся с учетом их личностных интересов.
Разработка плана проекта.
Планирование проходит по такой схеме:
План проекта
Определение источников информации, способов сбора информации
Определение методов анализа информации
Обсуждение способов представле-ния информации
Установле-ние критериев оценки результата и процесса
К источникам информации могут относиться: библиотека, ресурсы
Internet, СМИ, предприятия.
К информационным источникам отдельно можно отнести материалы, которые собирают, а затем обрабатывают сами учащиеся, это:
данные социологических исследований, опросов;
данные анкетирования, диагностик;
данные тематических источников;
данные экспериментов.
Вся информация, переработанная учащимися, подлежит анализу. К методу анализов можно отнести:
сопоставление, сравнение;
объединение идей;
составление тезисов;
построение таблиц;
цитирование.
Презентация проекта – это предпоследний этап в проектной деятельности группы, где участники представляют результаты своей работы.
К обсуждению формы презентации учащиеся должны разработать критерии, по которым можно будет оценить проект.
Важно знать, что именно будет оцениваться:
- проектная папка;
- презентация проекта.
В критерии оценивания может входить оценивание:
оформления проектной папки;
содержания (глубина исследований, убедительность фактов);
актуальность и значимость выбранной темы;
степень творчества;
оригинальность решений;
самостоятельность исполнения;
участие каждого участника группы;
артистизм и выразительность выступления;
использование технических средств, наглядности.