СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Православные праздники и духовные традиции. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Православные праздники и духовные традиции. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Почтовская средняя образовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым








Проект

«Православные праздники и духовные традиции.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы»












Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Семенчук Нина Ивановна






п. Почтовое, 2023 г.



Оглавление


1. Введение.

2. Основная часть:

2.1. Что такое Покров Пресвятой Богородицы

2.2. История и традиции празднования Покрова Пресвятой Богородицы на Руси

2.3. Иконы Покрова Пресвятой Богородицы

2.4. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме пос. Почтовое

2.5. Сотрудничество Почтовской школы с храмом Покрова Пресвятой Богородицы.

3.Заключение.

4.Библиографический список.

5.Приложение.




















  1. Введение


Без памяти – нет истории,

Без истории – нет культуры,

Без культуры – нет духовности,

Без духовности - нет будущего.

Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы мы, дети, молодое поколение страны, лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков –одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.

Одним из живоносных источников духовности является православная вера, православные праздники и традиции, которые сохранили для нас предыдущие поколения. Одним из таких праздников является праздник Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Сегодня люди разных возрастов и профессий тянутся к живому роднику духовности и нравственности, поэтому так необходимо поддерживать их в этом стремлении.

Духовные традиции и ценности помогают человеку различать добро и зло, хорошее и плохое. Духовный человек любит свою Родину, родителей, уважает других людей, заботится о младших, бережно относятся к природе.

Духовные традиции играют важную роль в современном обществе. Они помогают людям найти внутренний покой, развивать духовные ценности, а также мириться с собой и окружающим миром. Духовность также может быть источником вдохновения, силы и надежды, особенно в трудные времена. Духовные традиции – главное богатство многонациональной России.

.


Актуальность проекта в том, что он призывает

  • сохранять наследие предков, их православные и духовные традиции;

  • помнить и знать православную историю своей малой родины;



Цель проекта:

  • как можно больше узнать о православном празднике Покрова Пресвятой Богородицы, в честь иконы Которой назван наш храм в пос. Почтовое;

  • собранный материал передать в храм.


Задачи проекта:

  • познакомиться с историей празднования Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; воспитывать в себе уважительное отношение к православным и духовным традициям, православным святыням, любовь к своей малой родине;

  • учиться чувствовать, ценить и беречь красоту окружающего мира;

  • вести просветительскую работу по ознакомлению с православными традициями своего народа среди одноклассников, учеников нашей школы, друзей, родителей, населения.



Объект исследования: православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое.


Предмет исследования: история православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы.


Гипотеза: Мы предполагаем, что знание истории православных праздников – не дань моде, а духовная потребность народа, это возрождение православной души.


Сроки реализации проекта: август-октябрь.


План реализации проекта:

Проект реализуется в 3 этапа


1 этап подготовительный-начало августа

  • составление плана работы;

  • обсуждение содержания проекта.


2 этап основной - сентябрь

  • сбор информации об истории и традициях православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы

  • празднование православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы на Руси;

  • празднование православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое;

  • систематизация собранного материала по разделам;

  • подбор иллюстративного материала (фотографии, рисунки.)


3 этап заключительный-октябрь

  • оформление презентации;

  • творческий отчёт в классе;

  • подведение итогов.


Методы исследования: наблюдение, изучение специальной литературы; сбор, систематизация и обобщение материала по теме; подборка фотографий, рисование и отбор рисунков.


Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы при проведении уроков «Крымоведение», на занятиях внеурочной деятельности «Основы православной культуры Крыма», «История родного края».


Тип проекта: информационно - творческий.


По количеству участников: групповой.


По виду конечного продукта: компьютерная презентация.

2. Основная часть

Вот так чудо-чудеса – пожелтели все леса!

Время сказочных даров – будем праздновать Покров!
Осень землю покрывает пёстрым праздничным ковром. Так природа поздравляет нас с Великим Покровом!
Слякоть пусть и бездорожье, не грусти, потупив взор,
Ведь над нами Матерь Божья простирает омофор.
От всего на свете злого лес и поле, и дома –
Покрывает всё Покровом Богородица сама.

2.1. Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

История этого праздника восходит к середине Х века, когда в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке, произошло чудесное явление Божьей Матери. В воскресный день 1 октября (14 октября по нов. стилю) в храме, переполненном молящимися, святой Андрей, юродивый, со своим учеником увидел, идущую  по воздуху Богоматерь в сопровождении сонма святых. Она стала молиться и просить у Господа заступничества за всех христиан, которые обращаются к Богу. А потом сняла с головы покрывало и распростерла его над головами молящихся, защищая их от врагов видимых и невидимых. И Она сама и Ее покрывало были озарены Светом Небесным.  

Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.




2.2. 14 октября Святая Церковь празднует великий праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Покровский праздник был на Руси одним из самых любимых. Таким он остается и сейчас. Покров Богородицы было установлено отмечать после чуда во Влахернском храме Константинополя, случившегося в 10 столетии. Храм Пресвятой Богородицы во Влахернах был построен в 5 веке императором Львом Великим для того, чтобы в нём хранить привезённые из Палестины Честные ризы Приснодевы Марии. Вместе с одеждами в золотом ковчеге лежал и Омофор Всецарицы — большое покрывало, которое Матерь Божья при жизни Своей носила на голове. Несмотря на то, что праздник берёт свое начало в Константинополе, наиболее важным он считается на Руси. Такой огромный праздник перешел на Русь и более почитаем у нас здесь, чем в Византии — сейчас Греции.

Православная церковь начала отмечать праздник в XII веке: такое распоряжение дал святой князь Андрей Боголюбский. Он почитал Христа ради юродивого Андрея как своего покровителя, поэтому интересовался его житием. Тогда же на Руси стали возводить первые храмы в честь Покрова Божией Матери. Один из самых древних — храм Покрова на Нерли, который был построен по указу святого князя Андрея Боголюбского. Со временем появлялось все больше православных храмов или обителей в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы — они были почти в каждом городе.

Церковная служба в честь праздника начинается накануне, 13 октября. В православных храмах служат малую вечерню, великую вечерню, утреню, а также литургию. Божию Матерь прославляют и называют Источником мудрости и великой Заступницей. Верующие молятся Деве Марии и просят у нее помощи. Считается, что именно в этот день все их просьбы будут услышаны. В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди ходят в храмы со своими семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступничества у Божией Матери.

За литургией следуют проповеди, которые не только рассказывают историю торжества, но и объясняют его смысл. С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле.


Прими нас, Богородица, под свой Покров,
И попроси у Господа для нас прощения
И избавленья от грехов.


Покров Пресвятой Богородицы

              Самых праведных помыслов день.

              Богу, с верою в сердце, помолимся,

              За себя, за родных, за друзей.


Чтоб небесная наша Заступница,

             Всех покрыла небесным теплом

             Светом правды, и верою в лучшее

             Одарила добром каждый дом!


Ах, как много минуло с той поры веков –

Над Землей раскинула Матерь свой покров

Бедного, богатого, старца и юнца –

Всех оберегает нас Богородица.


Наши предки называли праздник Покров день. Они считали, что в это время осень встречается с зимой, и ждали первый иней, который покроет землю. Также для них Покров был главным праздником осени, потому что собирать урожай к тому времени уже заканчивали. Избы начинали утеплять мхом, а скот переводили на зимний корм. На Руси празднику Покрова посвящали поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима».

После сбора урожая с яблонь не срывали оставшиеся там плоды. Им давали засохнуть, а на Покров день сжигали вместе с ветками. Считалось, что тогда в доме будет тепло всю зиму.

Детей на крыльце обливали холодной водой через сито или решето — считалось, что тогда они не будут болеть зимой. А хозяйки задабривали домового блинами, который в этот день засыпал на всю зиму. Считалось, что если он уснет сытым, то и в доме зимой будет еда и тепло.

И, конечно же, на Покров играли свадьбы.

Свадебные традиции на Покров день.

1. Наши предки считали, что тех, кто сыграл свадьбу в день праздника, ждала счастливая семейная жизнь с достатком и большим количеством детей. Чтобы так было, молодоженов укладывали спать на снопах ржи — их обязательно должно было быть нечетное количество.

2.Незамужние девушки шли в храмы ранним утром: кто первый поставит свечу, тот раньше всех выйдет замуж.

3.Девушки собирались в избе, где развлекались, а вечером к ним присоединялись юноши. На таких смотринах они выбирали себе невест.

4.Хозяйки накрывали столы как можно богаче, ожидая, что к ним могут прийти сваты.








2.3.Иконы Покрова Пресвятой Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.










Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский» типы. В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половине XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.











В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.
















2.4. Престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме пос. Почтовое



Праздничная служба в храме Покрова Пресвятой Богородицы

в пос. Почтовое


На празднике Покрова Пресвятой Богородицы в храме п. Почтовое



Славь, Россия, Богородицу,

В перезвон колоколов.

Пойте, всех соборов звонницы,

Пресвятой Ее Покров.

Славься, Матерь Милосердная,

В наших душах и сердцах,

Ты – Заступница Усердная

Всей Руси во всех веках.


Торжественным напевом колокольным

Прекрасной осени звучит сегодня звонница!

Над миром, над Россиею привольно

Покров раскрыла Пресвятая Богородица!










2.5. Между храмом и нашей Почтовской школой установились отношения соработничества. У нас в школе часто бывал в гостях отец Димитрий. Он присутствовал на торжественных линейках в честь начала и окончания учебного года. Батюшка приходил поздравить школьников с православными праздниками. Также отец Димитрий посещал школьную выставку «Рождественская ёлочка», участвовал в акции «Белый цветок», открывал Масленичную ярмарку, средства от которой шли на оказание помощи детям-инвалидам.

По сложившейся традиции вот уже несколько лет ребята нашего класса, как и прежние ученики нашей учительницы, поздравляют прихожан с престольным праздником Покрова Пресвятой Богородицы, с днем Святого Николая, с Рождеством Христовым. Готовят к этим дням праздничное выступление в храме. Прихожане очень рады каждому нашему приходу в храм, они самые благодарные наши слушатели. Вместе с прихожанами мы участвуем в Крестном ходе.

Мы вместе с нашей учительницей Ниной Ивановной Семенчук приглашаем отца Димитрия, а теперь отца Арсения, отец Арсений в настоящее время - настоятель храма, на наши школьные праздники, посвященные Дню Святого Николая, Рождеству Христову, Светлой Пасхе. Вместе с ним приходят прихожане нашего храма и члены клуба «Ветеран». Также отец Димитрий посещал школьную выставку «Рождественская ёлочка», участвовал в акции «Белый цветок», открывал Масленичную ярмарку, средства от которой шли на оказание помощи детям-инвалидам.


Благотворительная ярмарка на Масленицу


С Рождеством Христовым!.



























Прекрасного храма второе рожденье

От участи прошлой его упаси.

Пусть символом станет твоё возрожденье

Величия, мудрости нашей Руси!

В. Бурыкин


Таким будет храм Покрова Пресвятой Богородицы

в нашем посёлке в недалеком будущем.





3. Заключение

  • Храм на Руси является главным хранителем православных и духовных традиций, поэтому так важно сохранять и возрождать храмы на русской земле.

  • Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа, и мы должны помнить об этом и гордиться .

  • Сейчас, когда люди вновь обращаются к Богу, понимаешь, как важно, что есть храмы, церкви, монастыри.

  • Мы захотели сделать свой маленький вклад в дело сохранения православных и духовных традиций, наших святынь.

  • Работа в проекте нам очень понравилась. Мы узнали много нового, познакомились с историей православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, беседовали со священником отцом Арсением, фотографировали, отбирали фотографии для проекта, по давней традиции поздравили прихожан храма с праздником, в ходе работы познакомились с интересными людьми. Считаем, что поставленных целей добились, задачи выполнили.























4. Библиографический список


1. Архив фотографий храма Покрова Пресвятой Богородицы и нашего класса.


2. Crimea-eparhia.ru


3. «Негасимый свет». Очерки и рассказы. Протоиерей Дмитрий Шишкин. Издательство Сретенского монастыря, Москва, 2018г.

4. «Справочная книжка о приходах и храмах Таврической епархии…» епископ Гермоген, 1887 г.



5.Приложение


Я рисую церковь Божью,

На ковчег она похожа.

Церковь в виде корабля,

Только море-вся земля.








Проектная деятельность

Проектная деятельность рассматривается как часть учебной деятельности, которая включает ценностно-ориентированную, преобразующую, творческую и практическую деятельность.

Проектная деятельность – это деятельность, при которой под руководством и при поддержке учителя осуществляется активная творческая самодеятельность ученика в процессе обучения.

Проектирование в образовании - это процесс создания новых форм сообщества педагогов, учеников, педагогической общественности, нового содержания и технологий образования, новых способов и техник педагогической деятельности и мышления.

На современном этапе развития образования происходит поиск новых методов формирования творческой личности, творца нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самосовершенствованию, самоопределению. Эта актуальная задача решается педагогами благодаря использованию новых педагогических технологий в своей деятельности.

Одним из системообразующих подходов, который позволяет формировать личность современного школьника, является проектная деятельность, которую логично рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность позволяет учащимся:

- изучать не только средства, но и способы конкретной деятельности;

- развивать познавательные навыки учащихся и умение самостоятельно конструировать свои знания;

- развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;

- организовать содержательное проведение внеурочного времени;

- осознавать где и каким образом она может быть использована на практике.

Выполнение ученических проектов – это сложная самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя. Позиция учителя во время реализации метода проекта на практике переходит из носителя готовых знаний к перевоплощению в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся Еще одно определение метода проектов у отечественных исследователей имеет такой вид:

- это система обучения, в ходе которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения практических заданий проекта, которые постоянно усложняются. Во время работы над проектом развивается самостоятельность, активность, инициативность и увлеченность учащихся.

В основе метода лежит идея осуществления обучения на активной основе через самостоятельную и практическую деятельность учащихся с учетом их личностных интересов.






Разработка плана проекта.

Планирование проходит по такой схеме:

План проекта


Определение источников информации, способов сбора информации


Определение методов анализа информации


Обсуждение способов представле-ния информации


Установле-ние критериев оценки результата и процесса




















К источникам информации могут относиться: библиотека, ресурсы

Internet, СМИ, предприятия.

К информационным источникам отдельно можно отнести материалы, которые собирают, а затем обрабатывают сами учащиеся, это:

  • данные социологических исследований, опросов;

  • данные анкетирования, диагностик;

  • данные тематических источников;

  • данные экспериментов.

Вся информация, переработанная учащимися, подлежит анализу. К методу анализов можно отнести:

  • сопоставление, сравнение;

  • объединение идей;

  • составление тезисов;

  • построение таблиц;

  • цитирование.

Презентация проекта – это предпоследний этап в проектной деятельности группы, где участники представляют результаты своей работы.

К обсуждению формы презентации учащиеся должны разработать критерии, по которым можно будет оценить проект.

Важно знать, что именно будет оцениваться:

- проектная папка;

- презентация проекта.

В критерии оценивания может входить оценивание:

  • оформления проектной папки;

  • содержания (глубина исследований, убедительность фактов);

  • актуальность и значимость выбранной темы;

  • степень творчества;

  • оригинальность решений;

  • самостоятельность исполнения;

  • участие каждого участника группы;

  • артистизм и выразительность выступления;

  • использование технических средств, наглядности.



































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!