Проект
«Природа и музыка»
Актуальность:
Воспитание экологической культуры - одно из важнейших направлений всестороннего развития личности школьника. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к классической музыке, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Приобщение детей к классической музыке во взаимосвязи с экологией - тема новая, и, несомненно, очень интересная.
Школьное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы, завывании вьюги. Для более эффективной работы по экологическому воспитанию школьников на музыкальных занятиях был разработан проект «Гармония музыки и природы». Приобщить ребёнка к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи данного проекта.
Тип проекта.
Краткосрочный
Познавательно-творческий
Групповой
Сроки реализации проекта.
С 01.06.19 г. по 25.06.19 г.
Участники проекта.
Учитель географии, биологии
Учитель музыки
Учащиеся 1 класса.
Цель проекта.
Формирование эстетического вкуса у детей, через приобщение к миру природы.
Задачи проекта.
Познакомить с творчеством композитора П.И. Чайковским, как о композиторе, воспевающем красоту русской природы.
Показать возможность музыки в передаче картин природы.
Расширить знания детей о природе.
Использовать музыкальные произведения (цикл фортепианных пьес «Времена года П.И. Чайковского и «Времена года» А. Вивальди) систематизировать знания детей о временах года.
Дать детям более полное представление о животном мире с помощью цикла фортепианных пьес К. Сен-Санса «Карнавал животных».
Через игры-драматизации учить детей имитировать голоса животных и птиц, подмечая наиболее характерные особенности.
Развивать умение передавать содержание музыкальных произведений, свои чувства и настроения, в и рисунках.
Ожидаемый результат:
Повышение интереса детей к музыкальным произведениям и эмоциональной отзывчивости на них.
Развитие бережного отношения к природе и ее обитателям.
Воспитание нравственных качеств детей школьного возраста.
Развитие у детей фантазии, эмоциональности.
Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой на музыкальных занятиях.
Умение передавать в рисунках, свои чувства и переживания связанные с содержание музыкальных произведений.
Продукт проектной деятельности:
Развлечение « В гости к Лесовичку»
Выставка рисунков «Музыкальный вернисаж».
Музыкально-познавательная викторина «Знатоки природы».
Этапы реализации проекта.
1.Подготовительный этап
Постановка цели и задач.
Подбор материала по данной теме.
Подбор информации для родителей.
Подготовка атрибутов к итоговому мероприятию.
2. Основной этап организационно – практический.
Рисование «Мое Настроение» под фоновую музыку Вивальди « Времена года».
Игра «Весело и Грустно», «Пазл».
Слушание произведения композиторов П.И. Чайковского, Вивальди и
Сен – Санса.
Выставка рисунков «Музыкальный вернисаж» (внутри группы).
Консультация для родителей «Музыка и экологическое воспитание».
Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей средствами музыки»
3. Заключительный этап:
Литература:
Булкин А. П. «В дружбе с людьми и природой»: — М: Просвещение,1991.
Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду»: — М: «Карапуз»,2000.
Шишкина В. А. «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях». Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Луконина Н.Н., Чадова Л.Е.. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).учреждениях: — М: ВООП,1998.
Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Зенина Т. «Экологическое воспитание детей раннего возраста» / Зенина, Т.// Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 16 - 26.
Радынова О.П. Природа и музыка. Конспекты занятий и развлечений по 4 – ой теме программы « Музыкальные шедевры» с детьми4 – 5 лет.: Издательство ГНОМ и Д», 2000.-80с.
«Времена года» комплексные занятия для детей 4 – 7лет Фесюкова Л.Б. Харьков 2008.