МКОУ Архиповская СШ
Всероссийская акция « Покормите Птиц!»
Конкурс для педагогов
« Птички – методички»
Внеклассное занятие по теме: « Птицы»
Презентация проекта: « Птицы нашего края».
Методическую разработку проекта выполнила:
учитель начальных классов МКОУ Архиповской СШ
Михайлова М.А.
2022 год
Проектная работа на тему: « Птицы нашего края»
Цели: создание и презентация проекта по теме: « Птицы нашего края».
Задачи:
- прививать любовь к родной природе и всему живому;
- обучать самостоятельно добывать знания , используя приёмы исследовательской работы;
- развивать умение презентовать результаты собственной и совместной деятельности;
- воспитание чувства сострадания, бережного и внимательного отношения к окружающему миру;
Основополагающий вопрос:
Какие птицы обитают в Ивановской области?
Задачи для исследований:
узнать, какие птицы обитают в нашем крае;
выяснить, где они зимуют;
установить, какие птицы нашего края занесены в Красную книгу;
узнать, какие учёные занимаются изучением птиц;
оказать посильную помощь птицам в зимнее время;
собрать стихи и загадки о птицах;
нарисовать птиц;
сделать кормушки;
провести экологическую акцию: « Каждой пичужке- наша кормушка».
Форма проведения: презентация проектов
Педагогические технологии: технология сотрудничества, информационно- просветительская, метод проектов;
Оборудование: плакаты, иллюстрации, рисунки детей;
Подготовительная работа: для работы все учащиеся были поделены на группы, каждая группа занималась изучением отдельного вопроса темы:
1 группа- узнавала, какие птицы обитают на территории Ивановской области;
2 группа – устанавливала, какие птицы нашего края занесены в Красную книгу;
3 группа – собирала стихи и загадки о птицах;
4 группа – работала со справочной литературой ( в библиотеке, в Интернете);
5 группа – творческая ( рисовали птиц и изготавливали кормушки);
В ходе исследования учащиеся узнали, что в Ивановской области обитают 226 видов птиц. Из них :
Зимующие или осёдлые ( никуда не улетают и весь год живут в нашем крае) : дятел, ворона, воробей, сорока, поползень.
Кочующие ( только зимуют в наших краях) : снегирь, клёст.
Перелётные ( прилетают в наши края на лето): скворцы, грачи, зяблики, жаворонки, ласточки, соловьи.
Ребята установили, что некоторые виды птиц ,обитающих в нашей области ,занесены в Красную книгу и находятся по охраной государства:
зарянка, сапсан, беркут, филин, чёрный аист, скопа, змееяд, орлан- белохвост, кроншнеп, подорлик, чернозобая гагара, кулик-сорока.
Входе исследования ребята узнали, что учёные, которые занимаются изучением жизни и повадок птиц, называются- орнитологами.
Ребятами было собрано много стихов и загадок про птиц.
Творческая группа нарисовала рисунки и изготовила кормушки.
В рамках этого проекта проведена экологическая акция: « Каждой пичужке – наша кормушка». Дети изготовили своими руками кормушки и развесили их в школьном сквере. Наши ребята , идя в школу, наполняли кормушки семечками, зерном и хлебными крошками. Таким образом мы помогали птицам пережить холодную зиму.
Детям было интересно принимать участие в исследовательском проекте. Они научились самостоятельно добывать сведения из справочной литературы, книг, пользоваться Интернетом и создавать презентации.
Внеклассное занятие на тему : « Птицы»
Ход занятия
I. Организационный момент. Значение птиц зимой.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
С. Есенин
- Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.
- Как называют таких птиц? (Зимующие птицы).
- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы. Являются санитарами леса, способствуют размножению растений).
II. Репортаж с лесной опушки.
- Сейчас мы услышим репортаж с лесной опушки, где собрались её обитатели. (“Птицы” сидят кружком).
Звучит запись “Голоса птиц”.
- Первая птица, у которой я взяла интервью, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: перья красные, жёлтые, чёрные и белые. Клюв у птицы прямой, гранёный и очень красивый.
Дятел встаёт и проходит перед ребятами, давая возможность им полюбоваться разнообразием красок своего костюма.
Дятел. Хоть я не молоток – по дереву стучу;
В нём каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
- Кто же это, ребята? Вы догадались? (Это дятел.)
Дятел. Правильно, ребята.
Учитель. Судя по окраске, вы большой пёстрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме. Вряд ли у кого найдёшь такое сочетание. Это о вас говорят: “Дятел – лучший друг леса”, вас ласково зовут Тук Тукич, о вас складывают загадки, например: “Не дровосек, не плотник, а лучший в лесу работник”.
Дятел. Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также и семенами хвойных деревьев.
Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперёд, а два – назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.
Учитель. Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражён лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он ещё и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел; и его дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие очень полезные птицы.
Дятел. А что вы знаете, ребята, о моих “кузницах”? (Они расположены на пнях. Вы закладываете шишку в щель и разбиваете её.)
Дятел. А как можно найти эти кузницы в лесу? (Вокруг пня, где расположена ваша кузница, очень много пустых шишек.)
Звучит запись “Голоса птиц”.
Учитель. А кто это так бойко перескакивает с одного сучка берёзки на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: “Синь-синь-синь”? прислушайтесь…
Синичка. Скинь кафтан, скинь кафтан.
Пусть я птичка-невеличка. У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода, прямо с севера сюда!
- Ребята, вы узнали эту птицу? (Это синица.)
Синичка. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.
Учитель. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочёвывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклёвывают завёрнутые в бумагу продукты. Любят они несолёное сало. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому надо устраивать для них “столовые”. К кормушке, куда насыпают сухой паёк, можно привязать и кусочки сала.
Синичка. Ребята, а как зовут эту птицу?
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют.
Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегирь.)
Снегирь. Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно моё имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый чёрный клюв.
Им я вылущиваю семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и берёзы. Голос у меня скрипучий “жи-ши”, вместе с тем я издаю и мягкие звуки “фю-фю” (“фьи-фьи”).
Учитель. А что это за стайка маленьких, сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: “чуть-жив, чуть-жив”?
Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птица – и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи ненужные птицы? Нет, мы главные защитники – сторожа городских парков и садов. Своё многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.
Учитель. Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам?
Синица. Не забывайте о нас, ребята, зимой. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес.
Учитель. А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется “Перелётные и зимующие птицы”. Если я назову перелётную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны присесть.
III. Кормушки и их виды.
- Как вы считаете, ребята, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают.
В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Ученик. Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.
Мы готовим кормушки – угадайте, кому?
Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?
Наше дело ребячье – уберечь их зимой.
Пуховые подушки на осинах белы.
Сыпьте зёрна в кормушки, сыпьте корм на столы.
И они нам за это, зорко сад сторожа,
От вредителей летом сберегут урожай.
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.
Мы готовим кормушки – угадайте, кому?
- Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц?
Учитель вместе с учащимися рассматривает и обсуждает различные виды кормушек.
- А где надо развешивать кормушки? (Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.)
Ученик. Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.
И каждый день по сто друзей в окно моё стучится.
Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –
Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.
Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!
Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.
IV. Корм для зимующих птиц.
- Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.
- Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овёс едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьёв. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе – сентябре, пока они ещё не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать их лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках.
- Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.
Игра “Определи корм”
С завязанными глазами ученик должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвуют 4-6 человек.
- Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.
V. Викторина “Узнай птицу”.
- Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вокруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это … птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию.
По словесному описанию ученики должны узнать птицу. Если птица названа верно, её иллюстрация помещается на доске.
Э то маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. ВОРОБЕЙ.
Э то красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто- зелёная, а брюшко – жёлтое. СИНИЦА.
У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. СНЕГИРЬ
У этой птицы красивое пёстрое оперенье: верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. ДЯТЕЛ.
Это небольшая птичка красного цвета,
с цепкими лапками и очень характерным крестообразной формы клювом.
КЛЁСТ.
Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. СОРОКА.
У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. ВОРОНА.
Э та птица славится своими зимними кладовками. Величиной она поменьше галки, слегка похожа на скворца: такой же тёмной окраски, со светлыми пестринками по всему туловищу.
В конце августа слетаются эти птички в кедровые леса. Наберёт она полон рот орехов, а потом, подобно сойке, засунет куда-нибудь: в земляную щёлку или мох. Забытые птицами такие кладовки со временем прорастают. Поэтому птичку называют сеятель леса.
КЕДРОВКА.
VI. Занимательная страничка.
- На этой страничке много необычного и занимательного. Мы вспомним народные приметы, загадки о наших пернатых друзьях.
- Послушайте загадку. Кто это?
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает.
(Воробей)
- А какие загадки о зимующих птицах знаете вы?
Ученики загадывают загадки.
“Тук-тук-тук!” – поутру носом он долбит кору.
Сколько пользы этот нос нашим яблокам принес!
Эта птица – молодчина: выбирает всех личинок,
Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло.
Много времени потратил на своё жилище… (дятел).
Он щебечет: “Чик-чирик!” Серый, ростом невелик.
Скачет, скачет по дорожке, ищет зёрнышки и крошки.
Что с опаскою глядишь? Что на крышу не летишь?
Я не трону, не робей, эй, пугливый… (воробей).
Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха – хорошо птенцам и сухо.
И в колодец – дымоход ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?... (Галка)
Ей на месте не сидится; всё летает целый день,
Суетится, суетится, целый день звенит: “Тень-тень!”
Угадай-ка, что за птица? То весёлая… (синица).
Стойкий, стужам неподвластный, песней славит он зарю.
Знать, недаром галстук красный дан с рожденья… (снегирю).
- А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах: “Воробьи дружно расчирикались – к оттепели”; “Дикие гуси летят, зимушку на хвосте тащат”; “Синица к избе – зима на дворе”; “Осенью птицы летят низко – к холодной зиме; высоко – к тёплой зиме”.
- А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами?
Учащиеся называют народные приметы.
Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде и потеплению.
Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.
Если ворона купается ранней весной – к теплу.
Если грачи прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдёт рано.
Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало.
Увидел, скворца – знай: весна у крыльца.
Летом ворона купается – к дождю.
Синица пищит – зиму вещает.
Звучит запись “Голоса птиц”. Учащиеся читают стихотворения о птицах, о том, как человек помогает им пережить зимние холода и недостаток кормов.
VII. Итог занятия.
- Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно.
Учитель вывешивает плакат со стихотворением. (Первая буква каждой строки выделена красным цветом.)
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее ещё детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
- Что хотел сказать автор?
- А теперь запишите первые буквы строк этого стихотворения и прочитайте фразу, которая получилась. (Сохраним природу земли.)
- Об этом мы должны помнить всегда!
Проектная работа на тему: « Птицы нашего края»
Цели: создание и презентация проекта по теме: « Птицы нашего края».
Задачи:
- прививать любовь к родной природе и всему живому;
- обучать самостоятельно добывать знания , используя приёмы исследовательской работы;
- развивать умение презентовать результаты собственной и совместной деятельности;
- воспитание чувства сострадания, бережного и внимательного отношения к окружающему миру;
Основополагающий вопрос:
Какие птицы обитают в Ивановской области?
Задачи для исследований:
узнать, какие птицы обитают в нашем крае;
выяснить, где они зимуют;
установить, какие птицы нашего края занесены в Красную книгу;
узнать, какие учёные занимаются изучением птиц;
оказать посильную помощь птицам в зимнее время;
собрать стихи и загадки о птицах;
нарисовать птиц;
сделать кормушки;
провести экологическую акцию: « Каждой пичужке- наша кормушка».
Форма проведения: презентация проектов
Педагогические технологии: технология сотрудничества, информационно- просветительская, метод проектов;
Оборудование: плакаты, иллюстрации, рисунки детей;
Подготовительная работа: для работы все учащиеся были поделены на группы, каждая группа занималась изучением отдельного вопроса темы:
1 группа- узнавала, какие птицы обитают на территории Ивановской области;
2 группа – устанавливала, какие птицы нашего края занесены в Красную книгу;
3 группа – собирала стихи и загадки о птицах;
4 группа – работала со справочной литературой ( в библиотеке, в Интернете);
5 группа – творческая ( рисовали птиц и изготавливали кормушки);
В ходе исследования учащиеся узнали, что в Ивановской области обитают 226 видов птиц. Из них :
Зимующие или осёдлые ( никуда не улетают и весь год живут в нашем крае) : дятел, ворона, воробей, сорока, поползень.
Кочующие ( только зимуют в наших краях) : снегирь, клёст.
Перелётные ( прилетают в наши края на лето): скворцы, грачи, зяблики, жаворонки, ласточки, соловьи.
Ребята установили, что некоторые виды птиц ,обитающих в нашей области ,занесены в Красную книгу и находятся по охраной государства:
зарянка, сапсан, беркут, филин, чёрный аист, скопа, змееяд, орлан- белохвост, кроншнеп, подорлик, чернозобая гагара, кулик-сорока.
Входе исследования ребята узнали, что учёные, которые занимаются изучением жизни и повадок птиц, называются- орнитологами.
Ребятами было собрано много стихов и загадок про птиц.
Творческая группа нарисовала рисунки и изготовила кормушки.
В рамках этого проекта проведена экологическая акция: « Каждой пичужке – наша кормушка». Дети изготовили своими руками кормушки и развесили их в школьном сквере. Наши ребята , идя в школу, наполняли кормушки семечками, зерном и хлебными крошками. Таким образом мы помогали птицам пережить холодную зиму.
Детям было интересно принимать участие в исследовательском проекте. Они научились самостоятельно добывать сведения из справочной литературы, книг, пользоваться Интернетом и создавать презентации.
19