СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями"»







Проект


«Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»










Выполнила: учитель-логопед МБДОУ д/с «Радуга»

Тарасович Елена Васильевна








Нижнесортымский


Проект

«Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»

Актуальность проекта:

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. На логопункт нашего дошкольного учреждения поступают дети с нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, и его мышление. Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей речевыми нарушениями необходимы особые условия. Исходя из этого, возникла идея создания образовательного пространства на логопункте по развитию мелкой моторики.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей.  
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей, взаимодействие

с ребёнком в процессе этих упражнений. 


Вид проекта: творческий, групповой.

Участники: дети с речевыми нарушениями, логопед, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-6 лет. 

Сроки реализации: 3 месяца

Цель проекта: развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей. 

Проблема: дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

  • Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

  • Развивать тактильную чувствительность рук детей.

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

  • Сформировать элементарные специфические графические навыки.

  • Подготовить руку ребенка к письму.


Предполагаемый результат: 

1. Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики. 

2.Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.

3. Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук.

4. Пополнение развивающей среды логопункта.

5. Появление интереса у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.

Этапы реализации проекта.

I этап - подготовительный

  • Выбор темы проекта и его разработка.

  • Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.

  • Подбор методического материала по данной теме.

  • Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.

  • Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. (Приложение №1).

  • Разработка консультаций для родителей.


II этап – основной
Работа выстраивалась в двух направлениях:

  • С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности логопеда и детей.

  • С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»

III этап – заключительный

  • Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам.

  • Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук.

  • Методическая разработка «Игры и упражнения с использованием массажного шарика Су-джок и колец»

  • Буклет «Развиваем мелкую моторику».

Механизм реализации проекта.


Работа была начата с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:

  • Методика «Домик» (по Н.И.Гуткиной).

  • Методика «Дорожки» (по Л.А.Венгеру).

  • Графический диктант.

  • Методика для изучения и оценки моторной пресервации (т.е. шаблонного повторения движений).


Результаты диагностики выявили, что у 79% детей группы графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно.
У детей на фоне речевых нарушений страдает и пальчиковая моторика. Они очень плохо владеют ножницами, страдает переключаемость движений, возникают трудности в удержании карандаша, а так же и в самообслуживание (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.п.). Так как дети - логопаты очень быстро утомляются, и любые игры на развитие мелкой моторики у них вызывает большую сложность и трудность, то я пришла к тому, что необходимо максимально разнообразить пальчиковые игры, которые будут влиять не только на речь, но и на оздоровления организма в целом.

Решая задачи развития мелкой моторики, были созданы необходимые условия. Предметно-развивающую среду представляют следующие компоненты: 

  • Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

  • «Волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами.

  • Контейнеры с разнообразным материалом: счетные палочки, скрепки, прищепки, бусины, мячики «Су-джок».

  • Природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья, плоды.

  • Мелкая мозаика.

  • Разрезные картинки.

  • Рабочие тетради «Графика».

  • Информационные стенды для родителей.


Пальчиковые игры с мелкими предметами

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают пальчиковые игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень, игры с карандашами, работа с тестом, “Пальчиковый театр”. Детям интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Так же ребенок ощупывает предметы, что позволяет определять их свойства, температуру, материал из которого сделан и т.д. Пальчиковые игры с предметами развивают координацию движений, пальчики становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается.


Пальчиковые игры без предметов

Пальчиковые игры мы начинаем использовать с младенчества: сорока белобока, ладушки и т.п. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними.

Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят ребенка с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.

Поэтому на своих занятиях я активно использую пальчиковые игры, сопровождающиеся речью и движением. Практикую пособие А.В. Никитиной «Покажи стихи руками», которое направлено на развитие мелкой моторики, и движения рук, а так же на расширение словаря детей по лексическим темам. Дети с большим удовольствием разучивают и показывают данные стихотворения.

Массаж кистей и пальцев рук

 Восточная медицина всегда отличалась своими нетрадиционными способами лечения человека. Они первые придумали применять пальцевой массаж и надо отметить, что использование данного массажа оказывает благотворное влияние на весь организм человека.

Японскими учеными доказано, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

  • массаж большого пальца – повышает активность мозга

  • массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу

  • массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника

  • массаж безымянного пальца – стимулирует печень

  • массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, то работа рук способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи), способствует возникновению успокаивающего эффекта.

Массажные шарики СУ - ДЖОК

Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка является Су-Джок терапия. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.).

Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов.















Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.              

В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа рук при дизартрических расстройствах, для развития тонких движений пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Таким образом, Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Массаж осуществляется двумя способами – специальным шариком и эластичным кольцом.

Первый способ - массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Второй способ - массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.




Список литературы

  1. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка». – М., 1973г.

  2. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр» – СПб, 1997г.

  3. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит» - СПб, 1997г.

  4. Лопухина И.Н. «Логопедия. Речь, ритм, движение». Санкт-Петербург 1997г.

  5. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика». – М. :АСТ: Астрель 2009.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!