Проект
«Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»
Выполнила: учитель-логопед МБДОУ д/с «Радуга»
Тарасович Елена Васильевна
Нижнесортымский
Проект
«Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»
Актуальность проекта:
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. На логопункт нашего дошкольного учреждения поступают дети с нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, и его мышление. Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей речевыми нарушениями необходимы особые условия. Исходя из этого, возникла идея создания образовательного пространства на логопункте по развитию мелкой моторики.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей, взаимодействие
с ребёнком в процессе этих упражнений.
Вид проекта: творческий, групповой.
Участники: дети с речевыми нарушениями, логопед, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Сроки реализации: 3 месяца
Цель проекта: развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Проблема: дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
Для реализации цели были определены следующие задачи:
Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
Сформировать элементарные специфические графические навыки.
Подготовить руку ребенка к письму.
Предполагаемый результат:
1. Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики.
2.Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.
3. Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук.
4. Пополнение развивающей среды логопункта.
5. Появление интереса у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.
Этапы реализации проекта.
I этап - подготовительный
Выбор темы проекта и его разработка.
Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
Подбор методического материала по данной теме.
Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.
Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. (Приложение №1).
Разработка консультаций для родителей.
II этап – основной
Работа выстраивалась в двух направлениях:
С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности логопеда и детей.
С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»
III этап – заключительный
Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам.
Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук.
Методическая разработка «Игры и упражнения с использованием массажного шарика Су-джок и колец»
Буклет «Развиваем мелкую моторику».
Механизм реализации проекта.
Работа была начата с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:
Методика «Домик» (по Н.И.Гуткиной).
Методика «Дорожки» (по Л.А.Венгеру).
Графический диктант.
Методика для изучения и оценки моторной пресервации (т.е. шаблонного повторения движений).
Результаты диагностики выявили, что у 79% детей группы графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно.
У детей на фоне речевых нарушений страдает и пальчиковая моторика. Они очень плохо владеют ножницами, страдает переключаемость движений, возникают трудности в удержании карандаша, а так же и в самообслуживание (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.п.). Так как дети - логопаты очень быстро утомляются, и любые игры на развитие мелкой моторики у них вызывает большую сложность и трудность, то я пришла к тому, что необходимо максимально разнообразить пальчиковые игры, которые будут влиять не только на речь, но и на оздоровления организма в целом.
Решая задачи развития мелкой моторики, были созданы необходимые условия. Предметно-развивающую среду представляют следующие компоненты:
Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
«Волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами.
Контейнеры с разнообразным материалом: счетные палочки, скрепки, прищепки, бусины, мячики «Су-джок».
Природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья, плоды.
Мелкая мозаика.
Разрезные картинки.
Рабочие тетради «Графика».
Информационные стенды для родителей.
Пальчиковые игры с мелкими предметами
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают пальчиковые игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень, игры с карандашами, работа с тестом, “Пальчиковый театр”. Детям интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Так же ребенок ощупывает предметы, что позволяет определять их свойства, температуру, материал из которого сделан и т.д. Пальчиковые игры с предметами развивают координацию движений, пальчики становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается.
Пальчиковые игры без предметов
Пальчиковые игры мы начинаем использовать с младенчества: сорока белобока, ладушки и т.п. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними.
Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят ребенка с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.
Поэтому на своих занятиях я активно использую пальчиковые игры, сопровождающиеся речью и движением. Практикую пособие А.В. Никитиной «Покажи стихи руками», которое направлено на развитие мелкой моторики, и движения рук, а так же на расширение словаря детей по лексическим темам. Дети с большим удовольствием разучивают и показывают данные стихотворения.
Массаж кистей и пальцев рук
Восточная медицина всегда отличалась своими нетрадиционными способами лечения человека. Они первые придумали применять пальцевой массаж и надо отметить, что использование данного массажа оказывает благотворное влияние на весь организм человека.
Японскими учеными доказано, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
массаж большого пальца – повышает активность мозга
массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу
массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника
массаж безымянного пальца – стимулирует печень
массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, то работа рук способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи), способствует возникновению успокаивающего эффекта.
Массажные шарики СУ - ДЖОК
Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка является Су-Джок терапия. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.).
Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа рук при дизартрических расстройствах, для развития тонких движений пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Массаж осуществляется двумя способами – специальным шариком и эластичным кольцом.
Первый способ - массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
Второй способ - массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Список литературы
Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка». – М., 1973г.
Рузина М. С., Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр» – СПб, 1997г.
Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит» - СПб, 1997г.
Лопухина И.Н. «Логопедия. Речь, ритм, движение». Санкт-Петербург 1997г.
Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика». – М. :АСТ: Астрель 2009.