СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Развитие мелкой моторики у детей с ТНР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Развитие мелкой моторики у детей с ТНР"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»






«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ТНР»














Учителя – логопеды: Нефедова О.Н.

Тарасович Е.В.


п. Нижнесортымский



Пояснительная записка

В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители ( Закон Российской Федерации «Об образовании», ст 18, п.1)

ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста.  Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности.

Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка.  Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие  личности  ребенка.  Используя информационно — коммуникационные технологии  логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями — повышает уровень их педагогической компетентности.

Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей с речевыми нарушениями необходимы особые условия.

Актуальность проекта. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние развития мелкой моторики на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей.  
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор игр на развитие мелкой моторики для детей, взаимодействие с ребёнком в процессе этих игр. 
Цель проекта: развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики. Научить родителей проводить с детьми игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях, с использованием доступного материала; пропагандировать педагогические знания среди родителей. 
Для реализации цели были определены следующие задачи:

  • Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

  • Развивать тактильную чувствительность рук детей.

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

  • Сформировать элементарные специфические графические навыки.


Паспорт проекта:

Проект предназначен для детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети с ОВЗ, учителя-логопеды, родители. 

Срок реализации проекта: 3 месяца (март, апрель, май).

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

  • Выбор темы проекта и его разработка.

  • Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.

  • Подбор методического материала по данной теме.

  • Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.

  • Разработка буклетов для родителей.

  • Консультации для родителей.

Основной этап

Работа выстраивалась в двух направлениях:

  • С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности логопеда и детей.

  • С родителями – посредством проведения мастер-класса по развитию мелкой моторики.

Родителям совместно с учителями-логопедами предлагалось поиграть в игры, которые способствуют развитию мелкой моторики с использованием доступного материала.

Механизм реализации проекта.

Решая задачи развития мелкой моторики, были созданы необходимые условия на занятиях. Предметно-развивающую среду представляют следующие компоненты: 

  • Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

  • «Волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами.

  • Контейнеры с разнообразным материалом: счетные палочки, скрепки, прищепки, бусины, мячики «Су-джок».

  • Природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья, плоды, каштаны, фасоль, макароны, манка, горох, шишки, грецкие орехи.

  • Сортировка.

  • Разрезные картинки.

  • Контурные картинки.

  • Информационные стенды для родителей.


На своих занятиях мы используем игры с мелкими предметами, пальчиковые игры со стихотворными текстами, массаж кистей и пальцев рук, в частности Су - джок терапию.


Пальчиковые игры с мелкими предметами


На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают пальчиковые игры с предметами: мозаика, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень, игры с карандашами, работа с тестом. Детям интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Так же ребенок ощупывает предметы, что позволяет определять их свойства, температуру, материал из которого сделан и т.д. Пальчиковые игры с предметами развивают координацию движений, пальчики становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается.


Упражнения для развития тактильной чувствительности

  • «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет, как правой, так и левой рукой;

  • С закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его руке педагогом (прием дермолексии);

  • Ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаге (начинать от простых геометрических фигур);

  • Игры с крупами (дети любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли.

(Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными. Главное – руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний.

  • Упражнение «Золушка» - разбери крупу в разные кучки, тарелочки;

  • Упражнение «Загадочная фасоль» - найди спрятанные предметы и запомни их тактильно, ощупывая каждый предмет, а затем с закрытыми глазами угадай, какой предмет отыскал, не открывая глаза;

  • Упражнение «Выложи картинку» - по контуру выложи картинку разноцветными камешками.

Комплекс упражнений для развития

мелкой моторики рук с массажным шариком



1. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперёд-назад.

2. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шарик по ладоням.

3. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку) .

4. Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на шарик (4—6 раз) .

5. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку) .

6. Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на шарик (4—6 раз) .

8. Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Ежик

Мы возьмем в ладошки «Ежик»

(берем шарик Су-Джок)

И потрем его слегка,

(в одной руке держим шарик Су-Джок и проводим по нему другой рукой)

Разглядим его иголки

(меняем руку, делаем то же самое)

Помассируем бока.

(катаем между ладошками)

«Ежик» я в руках кручу,

(пальчиками крутим шарик Су-Джок)

Поиграть я с ним хочу.

Мячик-ежик

Мячик-ежик мы возьмем,

(берем шарик Су-Джок)

Покатаем и потрем.

(катаем между ладошками)

Вверх подбросим и поймаем,

(можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем.

(Пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол,

(кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем

(ручкой прижимаем шарик)

И немножко покатаем…

(рукой катаем шарик)

Потом ручку поменяем

(меняем руку и тоже катаем шарик)


Игры с пружинным кольцом









Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Пальчиковая игра «Ежик»

Описание: Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик – прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

Пальчиковая игра «Веселые пальчики»

Описание: Поочередно одеваем пружинки на каждый пальчик.

Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть.

Мы колечко взяли и на пальчик одеваем.

Раз – пальчик большой, он красивый такой.

Два – пальчик указательный, очень обаятельный.

Два – пальчик средний, он совсем не вредный.

Четыре – безымянный, пальчик очень славный.

Пять – мизинчик, маленький счастливчик.

Заключительный этап

  • Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук.

  • Буклеты «Развиваем мелкую моторику» для родителей.

  • Публикация статьи на сайте МБДОУ.

  • Публикация мастер-класса на сайте.






Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. А еще развитие мелкой моторики улучшает ловкость рук ребенка и скорость его реакции, что в дальнейшем повлияет на умение быстро и красиво писать.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.



Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Соответственно при активации участка мозга, отвечающего за мелкую моторику, происходит стимуляция речевого центра. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Развитие мелкой моторики рук с помощью природного материала.

.





















Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?







В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?






«Рука – это своего рода внешний мозг» - это выражение известного философа Канта.












Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.










Рекомендации для родителей



«Развитие мелкой моторики рук с помощью доступного материала»


Разработали:

учитель-логопед

Нефедова О.Н.

учитель-логопед

Тарасович Е.В.

Упражнения с природным материалом.

  1. Дети набирают в ладонь горох и зажимают его в кулачке, а потом высыпают на картонную тарелочку по одной горошинке и начинают пальчиками изображать, как курочки «клюют горошки». Затем следует сделать упражнение другой рукой.

У меня в руках горошки,

Я сжимаю их в ладошке,

Высыпаю понемножку

Все горошки на дорожку.

Будут курочки клевать.

Раз, два, три, четыре, пять.

2. Загадочная фасоль.

В сухой бассейн, наполненный фасолью положите мелкие игрушки из разных материалов. Предложите ребенку отыскать спрятанные в фасоли предметы и запомнить их тактильно, ощупывая каждый предмет, а затем с закрытыми глазами ребенок должен угадать какой предмет отыскал, не открывая глаза.

В бассейне нашем не соль, совсем не соль, а красная фасоль

На дне – игрушки для детей, а, ну, достанем их скорей.

Для детей старших и подготовительных групп можно предложить задания с элементами грамоты, положить в сухой бассейн маленькие пластмассовые буквы. Дать задание детям на ощупь, опираясь на тактильные ощущения, угадать букву. Затем угаданную букву выложить из фасоли.

Буквы.

Буквы из фасоли

Нравятся и Оле,

Саше и Сереже,

Мише, Коле, Поле.

Эти буквы хороши!

Выложить их поспеши!









К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся игры и упражнения с использованием природного материала (шишки, орехи, крупы, ракушки, камешки, песок, глина, семена растений) и многое другое. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Природный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.

Гуляя с ребёнком на прогулке, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создать интересные творческие композиции, из снега, глины и песка лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Упражнения с природным материалом можно использовать не только во время прогулки, но и дома в свободное время.
























Предполагаемый результат проекта: использование приемов развития мелкой моторики рук позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в мае показала, что процент детей группы слабо владеющих графо-моторными навыками снизился, а так же выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.

Вывод: таким образом, в результате проделанной работы можно сделать вывод, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Литература:

  1.   Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка». – М., 1973г.

  2. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр» – СПб, 1997г.

  3. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит» - СПб, 1997г.

  4. Лопухина И.Н. «Логопедия. Речь, ритм, движение». Санкт-Петербург 1997г.

Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика». – М. :АСТ: Астрель 2009.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!