Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ТНР»
Учителя – логопеды: Нефедова О.Н.
Тарасович Е.В.
п. Нижнесортымский
Пояснительная записка
В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители ( Закон Российской Федерации «Об образовании», ст 18, п.1)
ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности.
Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие личности ребенка. Используя информационно — коммуникационные технологии логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями — повышает уровень их педагогической компетентности.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей с речевыми нарушениями необходимы особые условия.
Актуальность проекта. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние развития мелкой моторики на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор игр на развитие мелкой моторики для детей, взаимодействие с ребёнком в процессе этих игр.
Цель проекта: развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики. Научить родителей проводить с детьми игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях, с использованием доступного материала; пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Для реализации цели были определены следующие задачи:
Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
Сформировать элементарные специфические графические навыки.
Паспорт проекта:
Проект предназначен для детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети с ОВЗ, учителя-логопеды, родители.
Срок реализации проекта: 3 месяца (март, апрель, май).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Выбор темы проекта и его разработка.
Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
Подбор методического материала по данной теме.
Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.
Разработка буклетов для родителей.
Консультации для родителей.
Основной этап
Работа выстраивалась в двух направлениях:
С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности логопеда и детей.
Родителям совместно с учителями-логопедами предлагалось поиграть в игры, которые способствуют развитию мелкой моторики с использованием доступного материала.
Механизм реализации проекта.
Решая задачи развития мелкой моторики, были созданы необходимые условия на занятиях. Предметно-развивающую среду представляют следующие компоненты:
Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
«Волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами.
Контейнеры с разнообразным материалом: счетные палочки, скрепки, прищепки, бусины, мячики «Су-джок».
Природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья, плоды, каштаны, фасоль, макароны, манка, горох, шишки, грецкие орехи.
Сортировка.
Разрезные картинки.
Контурные картинки.
Информационные стенды для родителей.
На своих занятиях мы используем игры с мелкими предметами, пальчиковые игры со стихотворными текстами, массаж кистей и пальцев рук, в частности Су - джок терапию.
Пальчиковые игры с мелкими предметами
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают пальчиковые игры с предметами: мозаика, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень, игры с карандашами, работа с тестом. Детям интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Так же ребенок ощупывает предметы, что позволяет определять их свойства, температуру, материал из которого сделан и т.д. Пальчиковые игры с предметами развивают координацию движений, пальчики становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают
сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается.
Упражнения для развития тактильной чувствительности
«Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет, как правой, так и левой рукой;
С закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его руке педагогом (прием дермолексии);
Ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаге (начинать от простых геометрических фигур);
Игры с крупами (дети любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли.
(Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными. Главное – руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.
Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний.
Упражнение «Золушка» - разбери крупу в разные кучки, тарелочки;
Упражнение «Загадочная фасоль» - найди спрятанные предметы и запомни их тактильно, ощупывая каждый предмет, а затем с закрытыми глазами угадай, какой предмет отыскал, не открывая глаза;
Упражнение «Выложи картинку» - по контуру выложи картинку разноцветными камешками.
Комплекс упражнений для развития
мелкой моторики рук с массажным шариком
1. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперёд-назад.
2. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шарик по ладоням.
3. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку) .
4. Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на шарик (4—6 раз) .
5. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку) .
6. Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на шарик (4—6 раз) .
8. Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Ежик
Мы возьмем в ладошки «Ежик»
(берем шарик Су-Джок)
И потрем его слегка,
(в одной руке держим шарик Су-Джок и проводим по нему другой рукой)
Разглядим его иголки
(меняем руку, делаем то же самое)
Помассируем бока.
(катаем между ладошками)
«Ежик» я в руках кручу,
(пальчиками крутим шарик Су-Джок)
Поиграть я с ним хочу.
Мячик-ежик
Мячик-ежик мы возьмем,
(берем шарик Су-Джок)
Покатаем и потрем.
(катаем между ладошками)
Вверх подбросим и поймаем,
(можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем.
(Пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол,
(кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем
(ручкой прижимаем шарик)
И немножко покатаем…
(рукой катаем шарик)
Потом ручку поменяем
(меняем руку и тоже катаем шарик)
Игры с пружинным кольцом
Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Пальчиковая игра «Ежик»
Описание: Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик – прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.
Пальчиковая игра «Веселые пальчики»
Описание: Поочередно одеваем пружинки на каждый пальчик.
Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть.
Мы колечко взяли и на пальчик одеваем.
Раз – пальчик большой, он красивый такой.
Два – пальчик указательный, очень обаятельный.
Два – пальчик средний, он совсем не вредный.
Четыре – безымянный, пальчик очень славный.
Пять – мизинчик, маленький счастливчик.
Заключительный этап
Буклеты «Развиваем мелкую моторику» для родителей.
Публикация статьи на сайте МБДОУ.
Публикация мастер-класса на сайте.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. А еще развитие мелкой моторики улучшает ловкость рук ребенка и скорость его реакции, что в дальнейшем повлияет на умение быстро и красиво писать.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.
Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Соответственно при активации участка мозга, отвечающего за мелкую моторику, происходит стимуляция речевого центра. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Развитие мелкой моторики рук с помощью природного материала.
.
Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
«Рука – это своего рода внешний мозг» - это выражение известного философа Канта.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Рекомендации для родителей
«Развитие мелкой моторики рук с помощью доступного материала»
Разработали:
учитель-логопед
Нефедова О.Н.
учитель-логопед
Тарасович Е.В.
Упражнения с природным материалом.
Дети набирают в ладонь горох и зажимают его в кулачке, а потом высыпают на картонную тарелочку по одной горошинке и начинают пальчиками изображать, как курочки «клюют горошки». Затем следует сделать упражнение другой рукой.
У меня в руках горошки,
Я сжимаю их в ладошке,
Высыпаю понемножку
Все горошки на дорожку.
Будут курочки клевать.
Раз, два, три, четыре, пять.
2. Загадочная фасоль.
В сухой бассейн, наполненный фасолью положите мелкие игрушки из разных материалов. Предложите ребенку отыскать спрятанные в фасоли предметы и запомнить их тактильно, ощупывая каждый предмет, а затем с закрытыми глазами ребенок должен угадать какой предмет отыскал, не открывая глаза.
В бассейне нашем не соль, совсем не соль, а красная фасоль
На дне – игрушки для детей, а, ну, достанем их скорей.
Для детей старших и подготовительных групп можно предложить задания с элементами грамоты, положить в сухой бассейн маленькие пластмассовые буквы. Дать задание детям на ощупь, опираясь на тактильные ощущения, угадать букву. Затем угаданную букву выложить из фасоли.
Буквы.
Буквы из фасоли
Нравятся и Оле,
Саше и Сереже,
Мише, Коле, Поле.
Эти буквы хороши!
Выложить их поспеши!
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся игры и упражнения с использованием природного материала (шишки, орехи, крупы, ракушки, камешки, песок, глина, семена растений) и многое другое. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Природный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.
Гуляя с ребёнком на прогулке, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создать интересные творческие композиции, из снега, глины и песка лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Упражнения с природным материалом можно использовать не только во время прогулки, но и дома в свободное время.
Предполагаемый результат проекта: использование приемов развития мелкой моторики рук позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в мае показала, что процент детей группы слабо владеющих графо-моторными навыками снизился, а так же выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.
Вывод: таким образом, в результате проделанной работы можно сделать вывод, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Литература:
Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка». – М., 1973г.
Рузина М. С., Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр» – СПб, 1997г.
Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит» - СПб, 1997г.
Лопухина И.Н. «Логопедия. Речь, ритм, движение». Санкт-Петербург 1997г.
Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика». – М. :АСТ: Астрель 2009.