665302 Иркутская область, Куйтунский район, р.п. Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д. 2
О. Ю. Басак
Воспитатель: А.С. Крутель
Р.п. Куйтун
2023 г.
Тема проекта | «Наша русская Матрешка» |
Культурная практика | Игровая деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно- исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы, конструирование, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, двигательная деятельность, элементарный труд и самообслуживание. |
Культурно-смысловой контекст | Во время беседы с детьми о игрушках, детей заинтересовал вопрос: Откуда появилась Матрешка? Кто ее придумал? И почему ее называют символом России? Выяснилось, что дети практически ничего не знают. Кроме того, у детей появилось и много других вопросов о матрешке. |
Вид проекта | Познавательно- творческий |
Цель | Воспитывать интерес и уважение к истории русского народа на примере русской национальной матрешки через познавательно- творческую деятельность для создания мини- музея « Наша русская Матрешка». |
Задачи для детей: Задачи для родителей: Задачи для педагога: | Обучающие: - формировать умение находить, использовать и презентовать полученную информацию; познакомить детей с историей матрешки как видом народного промысла; Развивающие: - освоить некоторые художественные элементы; проводить опыты и делать выводы, применять знания на практике, самостоятельная деятельность в центрах активности. Воспитательные: - видеть свой вклад в общее дело, радоваться своим успехам и успехам сверстников. - вызывать интерес к русской народной игрушке; - приобщать к истокам русской народной культуры; - учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду. - способствовать творческой активности детей; - создать условия для формирования у детей познавательных умений; - вовлекать родителей к участию в проектной деятельности.; - развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал. |
Оборудование | Художественная литература, ИКТ, презентации, атрибуты к играм, аудиозаписи песен, наглядный и демонстрационный материал. |
Целевая аудитория | Воспитатель, помощник воспитателя, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. |
Продолжительность проекта | Краткосрочный - с 16.10.2023г. по 25.10.2023г. |
Материально-техническая база | Центры активности в группе, участок детского сада. |
Ожидаемый результат | 1 Знают основные виды матрешек, ее особенности (материал, форма, цвет, узор). 2 умеют выполнять простые элементы росписи. 3 Знают цветовую гамму матрешек. 4 Расширен словарный запас слов. 5. Умеют самостоятельно работать в центрах активости. |
Этапы | Деятельность педагога, приемы работы | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1.Подготовительный | - Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов. - Сбор информации по данной теме. - Создание необходимых условий для реализации проекта. - Наполнение центров активности. | | Планирование работы по проекту с помощью метода «Паутинка». |
2.Активная деятельность | | | |
Центр двигательной активности | Проводит игры и эстафеты. Игровой прием. | Эстафета «Наряди матрешек» - с использованием блоков Дьенеша, подвижная игра «Шли матрешки по дорожке». | Знают правила игры, четко проговаривают речевки. Соотносят геометрическую фигуру с ее графическим изображением. |
Цент труда | Разработка развлечения. Игровой прием. | Игровое развлечение: «Наведем порядок». | Прививается любовь к порядку, аккуратность. |
Центр кулинарии | Мотивирует на поиск информации родителей для работы в центре. Словесный, наглядный, практический прием. | «Роспись матрешек». (роспись печенья- матрешек цветными глазурями) Изучают схему изготовления цветных глазурей. Совместно с родителями следуют инструкции рецепта, | Умеют делать вывод из полученного результата. |
Центр игры | Помогает детям выстроить сюжетную линию игры. Игровой прием. | Квест- игра "Матрешка- путешественница" или «Иван Царевич и Змей Горыныч». Готовят костюмы и атрибуты для проведения игры. Показ мод «Дефиле матрешек». | Умеют распределять роли, выполнять поэтапно задания, следовать замыслу. |
Центр математики | Разрабатывает дорожек, подборка д.и., интерактивной и дидактической игры. Наглядный, игровой, словесный, практический. | Играют в интерактивную игру «Чаепитие», игровое задание «Чашечку чая?» (укрась чашку для встречи гостей)- с использованием даров Фребеля №7,8,9,10. Д.и. «Угадай, что в матрешке», «Больше- меньше». | Умеют выполнять математические задания, логически выстраивать и обосновывать свое решение. |
Центр экспериментирования | Создают условия для проведения экспериментов. Словесный, наглядный, практический прием. | Изучают с педагогом схему выполнения эксперимента «Чудо-капли» или «Смешивание цветов». https://vk.com/wall-163432394_620457?ysclid=lnrmo3upqd611689255 Опыт «Цветные фонарики»- изучение свойства света. | Знают, как, путем смешивания, получить дополнительные цвета. |
Центр конструирования | Мотивирует на создание постройки по образцу, по замыслу. Словесный, наглядный, практический прием. | Конструируют «Домик для матрешки». | Умеют самостоятельно конструировать по схемам, по замыслу. |
Центр книги | Наполняет центра литературы и создает проблемную ситуацию. Знакомит с произведениями «Сказка на ночь про матрешек» Автор: Ирис Ревю; Сказка про Матрешек или Вместе веселей! Юлия Степанова. Стихи про матрешек. Словесный, наглядный. | Заучивают стихотворения по «живым» мнемотаблицам. Рассматривают иллюстрации. Речевая игра с движением «Матрешка, где ты?». Создание книжки- малышки «Моя матрешка». | Знают художественные произведения, стихотворения. Умеют сопереживать героям через прочтение художественных произведений. |
Центр искусства | Дает возможность детям пробовать разные способы творческой работы, используя разные материала. Словесный, наглядный, практический прием. | «Роспись воздушных матрешек»- роспись матрешек из воздушных шариков нетрадиционными техниками рисования. | Умеют самостоятельно выполнять роспись одежды нетрадиционными техниками рисования по образцу и собственному замыслу. |
Центр музыки | Совместно с музыкальным руководителем подбирает музыкальные произведения соответствии с возрастом детей. Словесный, наглядный, практический прием. | Прослушивают русские народные песни. Совместно с музыкальным руководителем ставят танец «Матрешки», организуют оркестр «Ложкари». Музыкальное развлечение «В гостях у сестричек- матрешек». Игра «На своей ладошки спрячу Матрешку!» | Знают песню, танец, ритм. |
Центр мультстудии «Я творю мир» | Мотивирует на создание мультфильма «Матрешка». Разрабатывает совместно с детьми сценарий. Подбирает необходимый материал для съемки мультфильма. Словесный, наглядный, практический прием. | Совместно с педагогом придумывают сценарий, распределяют роли. Вместе снимают мультфильм. | Имеют представления о мульт профессиях, Умеют распределять роли, выполнять задачу, поставленную перед ними, согласно выбранной роли. |
665302 Иркутская область, Куйтунский район, р.п. Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д. 2
Темой проекта послужила проблемная ситуация на утреннем круге, выдвинутая одним из детей: Откуда появилась Матрешка? Кто ее придумал? И почему ее называют символом России? Выяснилось, что дети практически ничего не знают. Кроме того, у детей появилось и много других вопросов о матрешке.
В процессе реализации проекта применялась проектная технология метод проектной деятельности. Проект соответствует возрасту детей 4-5 лет. Все моменты проекта логичны и последовательны, подчинены одной теме. Учитывается индивидуальные возможности детей. На подготовительном этапе были определены цели и задачи проекта, изучение методической литературы. Совместно с детьми был разработан план «Паутинка», в котором были задействованы все центры активности по организации детской деятельности.
Во время реализации проекта для работы в центрах активности были использованы методы: наглядный, словесный, игровой, практический.
Считаю, что выбранные формы организации центров активности были достаточно эффективны. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала их к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
В ходе проекта дети являлись “деятелями”, а не “исполнителями”. Дети учатся планировать и организовывать свою деятельность, анализировать трудные ситуации и находить выход из создавшихся ситуаций. У детей развиваются волевые качества, навыки партнерского взаимодействия. Благодаря проекту дети научились предлагать свои творческие замыслы и воплощать их в рисунках, постройках, рассказах, а также научились работать в команде и направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной ими самими. Умеют презентовать свою работу.
Данная структура проекта вполне оправдала себя.