СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Русский язык - национальный язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект напрвлен на повышение качества русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Русский язык - национальный язык"»

ПРОЕКТ

«Русский язык- национальный язык»

Субъекты проекта: учащиеся, учителя, родители, библиотека МКОУ «Тисси-Ахитлинской СОШ »





Содержательный блок паспорта проекта

Описание блока

1.

Аннотация проекта

   Проект направлен на повышение качества знаний по русскому языку, на формирование гражданской компетенции средствами русского языка.

Граждане России понимают значимость русского языка как способа консолидации народов нашей страны, однако сегодня в сознании молодежи получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государственному языку. Это вызывает беспокойство за будущее России, а ведь судьба страны в полной мере зависит от развития общества, основу которого составляет поколение молодых людей. По словам Л. Н. Толстого, «нравственность человека видна в его отношении к слову».

2.

Описание проблемы



Проблема осознается как несоответствие качества ЗУН по предмету «русский язык» ожидаемым результатам, закрепленным в различных государственных документах. Анализ нормативно-правовой базы, определяющей статус русского языка, особенности его государственно-правовой поддержки и обеспечения прав граждан на пользование им, специфику функционирования русского языка в национальных республиках Российской Федерации, рассмотрение основополагающих документов в области языковой политики, таких как законы «О языках народов Российской Федерации», «О государственном языке Российской Федерации», «Об образовании», Постановлений Правительства «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации», «О создании Межведомственной комиссии по русскому языку», «О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2011 – 2015 годы» (ПОСТАНОВЛЕНИЕ правительства от 20 июня 2011 г. N 492 «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2011 - 2015 ГОДЫ» (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 N 281), личностное самосознание учителей педагогического сообщества русского языка и литературы требуют организации деятельности по поиску средств изменения ситуации. Считаем, что основным средством на данном этапе может стать ресурсный центр, целенаправленно работающий на решение проблемы.

Государственный язык в нашей стране – русский. Но это не значит, что другие языки, например, татарский, башкирский или осетинский, чем-то хуже. Однако с чем неразрывно связан гражданин своего Отечества? С Родиной, с ее историей, культурой, традициями и, конечно, с языком. Цель воспитания М.В. Ломоносов видел в воспитании человека-гражданина, основными качествами которого являются «бескорыстное служение Родине, трудолюбие, высокая нравственность. Воспитать гражданина без любви к своей истории, родному языку и словесности нельзя».

Мы провели социологический опрос «Язык – основа гражданственности» в разных социальных группах: школьники, родители и выпускники школы, сельчане. Результаты опроса показали, что 10 % опрошенных не знают, какой язык является государственным языком Российской Федерации, 85% допустили орфоэпические ошибки, 23 % считают, что нет необходимости знать нормы русского языка. Это обусловлено тем, что в школе формирование отношения к русскому языку как к ценности, богатству нашего народа является проблематичным.

Сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении – гарантия сохранения и развития русской культуры, поэтому каждый гражданин Российской Федерации, кем бы он ни работал, какую бы должность ни занимал, несет ответственность за состояние языка своей страны.

Кому принадлежит русский язык?

Русский язык – национальное достояние всех народов Российской Федерации. Наше государство гордится каждым из языков, на которых говорят его граждане, стремится сохранить их.

Согласно переписи населения, сегодня в России проживают представители свыше 160 национальностей, и у каждой из них – свой язык, не похожий на остальные. Русский язык – это государственный язык, очень важно понять, как остро стоит и перед нами, и перед всем гражданским обществом проблема развития, сохранения русского языка, защита и борьба за его чистоту. Это поможет утверждению национального характера, патриотизма и гражданственности нашего народа. Бережное отношение к русскому языку – один из компонентов общенациональной идеи. Русский язык – это не только возможность быть услышанным и понятым в любом, самом дальнем, уголке нашей страны, это ещё и языковая картина мира как динамическая сущность, отражающая языковое вмешательство в действительность. Ценить и бережно относиться к государственному языку – ответственность и компонент гражданственности россиянина.

3.

Цель проекта

- формирование отношения к русскому языку как ценности жизни, как средству сохранения культуры гражданина России;

- воспитание ответственности молодого поколения за сохранение целостности, богатства и чистоты государственного языка, а значит, Отечества в целом посредством создания молодежного движения «Наследники достояния»;

- повышение качества ЗУН, языковой, культурологической, гражданской компетентностей выпускников, проявленное и на итоговой аттестации по русскому языку (увеличение количества тех, кто набрал 90-100 баллов).



4.

Задачи проекта

1. Развить чувство личной ответственности перед будущими поколениями за сохранение русского языка.

2. Сформировать представления о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России, средстве сохранения культуры гражданина России.

3. Привлечь внимание школьников, молодежи и широкой общественности к проблемам культуры языка.

4. Формировать гражданскую компетентность у молодого поколения.

5. Обеспечить жизнедеятельность молодежного движения «Наследники достояния»

5.

Целевые группы, на которые направлен проект

Школьники, студенты, общественность села , педагоги.

6.

Механизм реализации проекта

Личность человека включает в себя такие компоненты, как знаниевый (включает в себя знание орфографических, орфоэпических и пунктуационных норм языка), мотивационный (осознание необходимости грамотной русской речи при устройстве на работу, в карьере и в повседневной жизни) и коммуникативно-деятельностный (общение на русском языке и его использование в бытовой, научной и профессиональной сфере).

На каждом этапе развития личности среди наиболее значимых выделяются задачи воспитания гражданина и патриота, формирование чувства патриотизма через развитие любви и уважения к языку, литературе и ценностям отечественной культуры.



I этап «Русский язык «как зона экологического бедствия»:

- проведение социологического опроса «Язык-основа гражданственности»;

- литературный конкурс среди учащихся 5-9 классов «Кто родной язык потеряет, тот без Родины останется»;

- межшкольная олимпиада «Русский - мой второй язык»;

- «Русский язык – национальное достояние Российского государства, каждого истинного гражданина Отечества!»;

- публикация ряда статей по проблемам культуры русской речи и сохранения целостности языка и общества в газете « Учитель Дагестана »;

- раздача листовок «Говори правильно!» (орфоэпические карточки);

- создание и функционирование группы «Наследники достояния» в социальной сети работников образования  инфоурок ;

II этап проекта «Вы все еще не знаете русский язык – тогда мы идем к вам!»:

- привлечение и обучение активистов, распространение идей проекта в процессе данного обучения;

- обсуждение вопроса «Знать русский язык, зачем?» в формате диспута;

- создание блога для обсуждения состояния русского языка «Инфоурок»

-организация акции «Подарок новорожденному – первая книга в жизни».



Методы и формы реализации проекта:

1) Проведение социальных акций, мероприятий в защиту государственного языка;

2)Объединение молодого поколения в молодежное движение «Наследники достояния»;

3) Организация и проведение межшкольной олимпиады и конкурса среди школьников «Русский – мой второй родной»;

4) Создание сайта проекта;

5) Проведение ряда флешмобов;

6) Обсуждение проблемы на семинарах и совещаниях;

7) Проведение PR-акций;

8) Организация тренингов по культуре русского языка;

10) Разработка методических пособий.



7.

Календарный план реализации проекта

I этап: сентябрь – декабрь 2018 г.

II этап: 2019 г.

8.

Ожидаемые результаты

1. Повышение интереса молодого поколения к идеям движения;

2. Создание и функционирование центров: «Единый язык – крепкая страна», «Живой как жизнь» (на базе МКОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ»);

3. Разработанные авторские коммуникативные технологии «Общение без проблем».

5. Программа и содержание тренингов «Русский язык для учащихся - мигрантов, переселенцев»

6. Методический абонемент (серия консультаций по русскому языку для всех желающих).

7. Осуществление идеи формирования интерактивной службы русского языка.

8. Включение в исследование русского языка учащихся и педагогов в рамках научно-социальной программы молодых исследователей «Шаг в будущее . Мы позволим себе дополнить: не только отделов культуры речи, но, прежде всего самих граждан, учащихся, их родителей, жителей 


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!