СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Сказка-ложь, да в ней намек"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Сказка-ложь, да в ней намек"»

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 2 пос. Пристень»  Пристенского района Курской области                     муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 2 пос. Пристень»  Пристенского района Курской области    И ндивидуальный итоговый проект  Тема: «Сказка - ложь, да в ней намёк»  Предмет: литература    Выполнила: Пигорева Валентина, ученица 5-Б класса  Руководитель: Катыхина Екатерина Николаевна  учитель литературы Пристень, 2023 г.

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 пос. Пристень» Пристенского района Курской области             муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 пос. Пристень» Пристенского района Курской области И ндивидуальный итоговый проект Тема: «Сказка - ложь, да в ней намёк» Предмет: литература

Выполнила: Пигорева Валентина, ученица 5-Б класса

Руководитель: Катыхина Екатерина Николаевна

учитель литературы

Пристень, 2023 г.

Введение  Наверное, вряд ли найдётся человек, который бы не любил читать сказки! И даже если, став взрослым, он не обращается к их чтению, то всегда с теплотой вспоминает своё детство и множество любимых сказочных персонажей. Почему так? А потому, что «сказка – ложь, да в ней намёк…». Потому, что сказка учит человека быть наблюдательным, находчивым, твёрдым в бедах и горестях, верить в добро и чудо, вселяет надежду на лучшее. Сказки призывают не мириться со злом, а бороться с ним.       Сказка помогает взрослеть и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.

Введение

Наверное, вряд ли найдётся человек, который бы не любил читать сказки! И даже если, став взрослым, он не обращается к их чтению, то всегда с теплотой вспоминает своё детство и множество любимых сказочных персонажей. Почему так? А потому, что «сказка – ложь, да в ней намёк…». Потому, что сказка учит человека быть наблюдательным, находчивым, твёрдым в бедах и горестях, верить в добро и чудо, вселяет надежду на лучшее. Сказки призывают не мириться со злом, а бороться с ним.

      Сказка помогает взрослеть и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.

   Цель проектной работы: Выяснить, чему нас учат русские народные сказки. Для достижения цели необходимо выполнить исследование задачи: 1. Познакомиться с понятием «сказка»; 2. Рассмотреть виды сказок и сравнить их; 3. Выявить основные мысли сказок.

Цель проектной работы: Выяснить, чему нас учат русские народные сказки.

Для достижения цели необходимо выполнить исследование задачи:

1. Познакомиться с понятием «сказка»;

2. Рассмотреть виды сказок и сравнить их;

3. Выявить основные мысли сказок.

1. Познакомиться с понятием «сказка»

Сказка — это особый вид литературного творчества, с которым ребенок знакомится в первую очередь. Все мы помним с самого раннего детства такие родные нам зачины «жили-были» или «давным-давно» и так далее… Все мы с удовольствием погружались в сказку, будучи детьми. Хотя и сейчас среди нас, взрослых, найдется немало тех, кто любит таинство сказочной истории по сей день.

Сказка — это эпический жанр литературы, характеризующийся вымыслом, волшебным, героическим или бытовым сюжетом, в котором раскрывается важный жизненный урок для читателя.  Сказка бывает фольклорной и литературной.

Первая разновидность сказочной истории принадлежит к устному народному творчеству, вторая — к письменному искусству, преимущественно прозаическому. Хотя и в стихах существует немало сказок, самыми известными из которых являются сказки А.С. Пушкина.

Современные сказочные истории создаются на основе известных фольклорных сюжетов либо по авторской задумке. В них всегда есть вымысел и нет претензий на историческую точность. Автор всегда привносит в сказку особую атмосферу и индивидуальность.

Вставка рисунка

2. Рассмотреть виды сказок и сравнить их

Сказка – это занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях. Это придуманная история, которая не похожа на многие истории из жизни. Для чего чудеса в сказках? Трудно жили творцы сказок: работали на земле до седьмого пота, ловили рыбу, пряли и ткали, надеялись на лучшую долю. Герои сказок думали о том же, поэтому сказки тесно связаны с реальностью, и даже фантастические события в них выходят из повседневной жизни, традиций, культуры.

        Литературные сказки подразделяются на следующие основные группы:

Сказки о животных  — это истории, в которых главными героями выступают звери, птицы, насекомые, рыбы, растения, предметы, природные явления, которые ведут себя при этом как люди.

Волшебные сказки  — это истории со сложной литературной композицией, в которых присутствуют экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. В таких сказках главный герой наделяется чудодейственной силой или же использует особые магические предметы для достижения победы.

Бытовые сказки  — это истории с законченным сюжетом и обобщением типичных жизненных явлений, в которых главный герой побеждает зло благодаря своему уму и смекалке. Бытовые сказки всегда опираются на историческую действительность!

Сказки о животных    Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки,

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

Это сказки «Серая шейка» Д.Мамин-Сибиряк, «Лягушка-путешественница» В.М.Гаршина, «Три медведя» Л.Толстого, «Первая охота» В.Бианки, «Рикки Тикки Тави» Киплинга, «Лиса-лапотница» В.И.Даль.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся).

Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки "Снегурочка"). "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка". "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов. Так, в сказке А.С. Пушкина, князь Гвидон обращается за помощью к своей помощнице и она обращает его то в комара, то в муху, то в шмеля. В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. К сказкам с элементами волшебства можно отнести Ш.Перро «Мальчик с пальчик», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

Бытовые сказки      Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).   Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. К ним относятся «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина, «Маша-растеряша» Л.Воронковой, Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Бытовые сказки

 

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. К ним относятся «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина, «Маша-растеряша» Л.Воронковой, Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

3. Выявить основные мысли сказок    Русские народные сказки учат детей и взрослых тому, что добро всегда побеждает зло. Но необходимо знать, что путь к победе может быть очень долог и тяжел. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - то все получится. Русские народные сказки - это огромный мир, где своя жизнь и свои законы. Для полного восприятия и раскрытия смысла своего проекта я взяла свои любимые сказки и постаралась выделить главное из них: «Чему учит на сказка?» Сказка «Гуси- лебеди» Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других. Сказка «Царевна-лягушка» Эта сказка прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит нас терпению, учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам.

3. Выявить основные мысли сказок

Русские народные сказки учат детей и взрослых тому, что добро всегда побеждает зло. Но необходимо знать, что путь к победе может быть очень долог и тяжел. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - то все получится. Русские народные сказки - это огромный мир, где своя жизнь и свои законы.

Для полного восприятия и раскрытия смысла своего проекта я взяла свои любимые сказки и постаралась выделить главное из них: «Чему учит на сказка?»

Сказка «Гуси- лебеди»

Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.

Сказка «Царевна-лягушка»

Эта сказка прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит нас терпению, учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам.

Сказка «Маша и медведь» Предостерегает, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Петушок- золотой гребешок» На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту. Сказка «Крошечка - Хаврошечка» Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так, же учит смелости и честности.

Сказка «Маша и медведь»

Предостерегает, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Петушок- золотой гребешок»

На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.

Сказка «Крошечка - Хаврошечка»

Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так, же учит смелости и честности.

Заключение

Результаты нашего исследования доказывают, что наряду с другими основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк…», этот «намёк» – есть правда сказки и правда мыслей и чувств человека. Сказка не дает прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок.

Сказки учат детей мыслить, рассуждать. Ребёнок понимает мораль этих сказок и, попав в определённую жизненную ситуацию, может на подсознательном уровне вспомнить эти уроки. Он поймёт, что его могут обмануть, что в жизни встречаются люди злые. И он может обойти эту ситуацию, вовремя вспомнив давно знакомую историю.

Хотя текст сказки прост, но он всегда очень содержателен, что касается образов. Ребенок может развить в себе способность мечтать, а воображение становится богаче.

Таким образом, детская сказка, после прочтения самим ребенком или его родителями, оказывает благотворный психологический эффект – освобождает от негативных эмоций и различных переживаний. Сказка может научить ребенка преодолевать трудности, побеждать врагов, не бояться опасностей и надеяться на лучшее.

Список литературы   1.Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. для вузов. М.: - «Высшая школа», 2004. 2.Край родной: Хрестоматия для чтения учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы (на региональном материале). – М.: «БАО-Пресс»; Ростов н/Д: «Издательство «БАРО-ПРЕСС», 2003. 3.Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1/ авт.-сост. Г.С.Меркин – М.: ОО «Русское слово», 2015. 4. Интернет

Список литературы

1.Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. для вузов. М.: - «Высшая школа», 2004.

2.Край родной: Хрестоматия для чтения учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы (на региональном материале). – М.: «БАО-Пресс»; Ростов н/Д: «Издательство «БАРО-ПРЕСС», 2003.

3.Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1/ авт.-сост. Г.С.Меркин – М.: ОО «Русское слово», 2015.

4. Интернет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!