СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Сленг современного школьника"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Русский язык – один из самых сложных школьных предметов. Однако всем понятно, что изучать русский язык необходимо. Ведь это нужно каждому из нас.

Школьный сленг – это особая форма языка, одна из составляющих процесса развития языка, его пополнения и разнообразия. Жаргоны и варианты не являются чем-то новым в нашем разговоре, они не родились ни вчера, ни сегодня. Однако проблема в том, что эти «мёртвые слова» сохраняются и закрепляются в разговоре школьников, заменяя собой литературные слова, выражения и общеупотребительные выражения, делая разговор оскорбительным.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Сленг современного школьника"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»

г. КОТЕЛЬНИКОВО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

















Групповой проект

«Сленг современного школьника»

по русскому языку





учениц 7 «А» класс

Петровой Анастасии Игоревны,

Тимкиной Полины Александровны,

Чубаровой Дарьи Анатольевны



Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы

Шушпанникова Инна Александровна







Котельниково

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………..…………………….…… 3 1. Теоретическая часть 1.1. Место сленга в русском языке………………………………….………….. 6 1.2. Причины возникновения школьного сленга……………………………….7 1.3. Школьный жаргон, способы и пути его формирования…………………..8 1.4. Способы образования сленговых слов……………………………………..9 2. Практическая часть 2.1. Результаты исследования «Сленг современного школьника»…………..10 Заключение …………………………………………………………..…….........13 Список литературы ……………………………………………………………..15

Приложение ……………………………………………………………………..16





























Введение


Мы изучаем русский язык с первого класса. Русский язык – один из самых сложных школьных предметов. Однако всем понятно, что изучать русский язык необходимо. Ведь это нужно каждому из нас.

Мы не случайно выбрали эту тему. Школьный сленг – это особая форма языка, одна из составляющих процесса развития языка, его пополнения и разнообразия. Жаргоны и варианты не являются чем-то новым в нашем разговоре, они не родились ни вчера, ни сегодня. Однако проблема в том, что эти «мёртвые слова» сохраняются и закрепляются в разговоре школьников, заменяя собой литературные слова, выражения и общеупотребительные выражения, делая разговор оскорбительным.

В работе поднимается проблема употребления в русском языке жаргонных слов, сленга.

Новизна работы заключается в том, что полученный материал характеризует среду, в которой взаимодействуют люди разных возрастных групп.

Актуальность данной темы заключается в активном использовании сленга в разговорной речи детей школьного возраста. Тема актуализирует проблему, с которой сталкивается русский язык на современном этапе, а именно использование сленговых выражений в разговоре современных подростков. Сленг стал неотъемлемой частью общения школьников в конце ХХ века, и сегодня наши школьники не могут без него жить. Это и позволило сформулировать тему исследовательского проекта «Сленг современного школьника».

Любовь к русскому языку, интерес к научно-практической деятельности и желание принести пользу своим сверстникам в плане языковой культуры вызвало у нас желание исследовать данную тему.

Цель нашего исследования – показать сущность подросткового жаргона (сленга) как социального и языкового явления; исследовать молодежный сленг в нашей школе.

Задачи проекта:

1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. Определить, какое место занимает ограниченная в употреблении лексика - жаргонизмы, сленг в речи учащихся.

3. Выявить источники и причины возникновения подросткового жаргона.

4. Провести исследование среди учащихся с целью выяснения употребления и восприятия сленговых выражений подростками.

5. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.

6. Составить буклет современного сленга, употребляемого подростками нашей школы.

Объектом исследования является языковая среда школьников, в то время как предметом исследования является школьный сленг.

Формулируется гипотеза, согласно которой в речи школьников преобладает лексика, ограниченная в употреблении, включая сленг и жаргонизмы. Ее использование связано с желанием выделиться среди сверстников и быть в тренде. Жаргонные слова образуют смысловые группы, которые связаны с жизнью и деятельностью школьников. Однако, вопрос заключается в том, насколько данная гипотеза соответствует действительности.

Для достижения поставленных целей мы использовали следующие методы исследования: изучение литературы по данной теме, проведение бесед с учащимися, а также анкетирование.

Основные этапы исследования включают анализ соответствующей литературы на первом этапе, а также проведение опроса среди школьников на втором этапе, в ходе которого анализируются полученные результаты.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы на факультативных занятиях по русскому языку, на классных часах и на уроках русского языка.




























  1. Теоретическая часть

1.1 Место сленга в русском языке


Молодежный сленг представляет собой увлекательный феномен, использование которого ограничено определенными возрастными, социальными, временными и пространственными рамками. Он широко используется среди учащихся, молодежи и отдельных групп с собственными интересами.

В настоящее время компьютеризация оказывает значительное влияние на развитие молодежного сленга. Появление компьютера дало дополнительные возможности для передачи смысла, идеи и образа, что способствует проникновению интернет-сленга в молодежную среду.

Лексика любого языка делится на литературную и нелитературную. К литературной относятся книжные слова, стандартные разговорные слова и нейтральные слова, которые употребляются в литературе или в официальной устной речи.

Нелитературная лексика включает в себя профессионализмы, вульгаризмы, жаргонизмы и сленг. Эта часть лексики характеризуется разговорным неофициальным стилем.

Профессионализмы – это слова, используемые определенными группами людей, объединенными общей профессией.

Вульгаризмы – это грубые слова, которые не употребляются в обществе образованными людьми.

Жаргонизмы – это слова, используемые определенными социальными группами и несущие скрытый смысл.

Сленг – это слова и выражения, употребляемые определенными возрастными группами, профессиями или классами. С развитием массовых средств информации понятие сленга изменилось, и теперь он представляет собой слова, которые не рекомендуется использовать в литературном языке, но позволяют говорящему выразить свои чувства и эмоции более полно и свободно.

Молодежный сленг – это социальный диалект, характерный для возрастной группы 13-20 лет, который возник из противопоставления старшему поколению и официальной системе. Он отличается разговорным стилем и иногда грубой фамильярной окраской.



    1. Причины возникновения школьного сленга


Школьный сленг – это разновидность неофициальной речи, которой чаще всего пользуются подростки и молодые люди.

Если рассмотреть причины распространения сленга среди современной молодежи, можно сделать следующие выводы:

- Влияние современной поп-культуры;

- Увлечение молодежи европейской и особенно американской культурой;

- Использование Интернета и быстрое развитие компьютерных технологий;

- Популярность компьютерных игр;

- Потребность молодежи в самовыражении и понимании со стороны других;

- Низкий уровень воспитания в семье;

- Бездумное увлечение низкокачественными фильмами и средствами массовой информации.




1.3. Школьный жаргон, способы и пути его формирования


Современная молодежь представляет собой отдельную социально-демографическую группу. Это не просто молодые люди, а слой молодого населения страны, которые еще не взрослые, но уже не дети. Их основное занятие - получение образования для будущей профессии. В эту группу также входят учащиеся школы, чей возраст варьируется от 6-7 лет до 17-18 лет. Эта группа очень подвижна, так как уходят старшие поколения, и приходят новые. Поэтому лексический состав школьного жаргона постоянно меняется. Это связано с изменением личных критериев школьников, их нравственных ориентиров, общественно-политическими процессами, развитием науки и техники (включая интернет, компьютеры, мобильные телефоны), а также активным заимствованием слов из иностранных языков.

Школьный язык – это язык определенного возраста, которым владеет каждый в период учебы. Школьный жаргон включает в себя названия учебных предметов, школьных оценок, помещений, учителей, видов учебной деятельности. Из школьного жаргона видно, что часто новые слова образуются путем сокращения или отсечения части слова.

Сленг отражает образ жизни группы людей, их "Я", внешность, одежду, жилище и досуг.

Молодежь в основном пополняет свой словарный запас с помощью существительных, затем следуют глаголы, а прилагательные встречаются реже.

Традиционный способ образования слов с помощью суффиксов применяется и в школьном сленге. Аффиксация является очень продуктивным средством, и мы рассмотрим этот вид словообразования.


1.4. Способы образования сленговых слов


Сленг отражает образ жизни группы людей, их внешность, одежду, жилище и досуг.

Молодежь пополняет свой словарный запас в основном с помощью существительных, затем следуют глаголы, а прилагательные встречаются реже.

В школьном жаргоне также используется традиционный для русского языка способ образования слов с помощью суффиксов. Словообразование является очень продуктивным средством, и мы рассмотрим этот вид.

Существительные:

-ух(а) используется для образования слов с грубым или ироничным оттенком: кличка – кликуха, заказ – заказуха, показ – показуха, спокойствие – спокуха.

-аг(а) образует слова, которые отличаются от базовых слов экспрессивной оценкой. Обычно такой суффикс передает грубую насмешливость: журналюга, общага, тюряга.

-ар(а) образует существительные с грубовато-шутливым характером: нос – носяра, кот – котяра.

-он – особый суффикс, с помощью которого образуются существительные от основ глаголов, относящиеся к выпивке и закуске: выпивать – выпивон, закусить – закусон, закидывать – закидон.

-щик, -ник, -ач активно используются в разных сферах языка: халява – халявщик, тусоваться – тусовщик, хохмить – хохмач, стучать – стукач.

-ак более активен в образовании существительных, обозначающих предметы или явления по действию или признаку: депрессия – депресняк.

-еж образует наименования действий и состояний от глагольных основ: балдеж (от балдеть), гудеж (от гудеть).

-к(а): накрутка, отмывка, отмазка, засветка, раскрутка, напряженка.

-ни (е): отмывание, наваривание, обмишуривание.

Глагол:

Словообразование глагола менее разнообразно. В нем нет специфических суффиксов. Особенно активны приставки, которые продуктивны как в литературной, так и в разговорной речи:

с- с указанием на удаление: слинять, свалить (уйти, уехать);

от- отвалить, откатиться, отгрести (отойти);

от- с указанием на уничтожение результата другого действия: отмыть (грязные деньги), отмазать(ся), отмотать.

Имя прилагательное:

Словообразование прилагательных менее разветвлено, чем словообразование глаголов. В нем отсутствуют специфические приставки и суффиксы. Наиболее активно используются те же элементы, что и в литературном языке: -ов, -н-, -ск-: лом – ломовой, чума – чумовой, жлоб – жлобский. Еще одной особенностью школьного жаргона является его обновление. Смена поколений приводит к изменению жаргона. Через пять – семь лет старые жаргонизмы будут заменены новыми.






























2. Практическая часть

2.1. Результаты исследования «Сленг современного школьника»


Перечисленные в теоретической части примеры сленга составляют далеко не всё его содержание. Мы решили более подробно рассмотреть и изучить школьный сленг. Для этого мы перешли к этапу сбора информации.

Мы ознакомились с методической литературой, обратились к Интернет-ресурсам, составили анкеты и провели опрос учащихся. Так же нами был разработан буклет школьного сленга, который обеспечит широкому кругу читателей доступ к информации о словах и выражениях, часто используемые в кругу молодёжи.

(Приложение 2. Буклет)

В доказательство вышесказанного представляем вашему вниманию результаты социологического опроса, проведённого нами в 5 – 7 классах.

Учащимся была предложена анкета, целью проведения которой было следующее:

- определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся нашей школы;

- определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;

- определить отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи;

- выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.

(Приложение 1. Анкета)

В анкетировании принимало участие 155 человек: 54 человека из 5-ых классов, 55 человек из 6-ых классов, 46 человек из 7-ых классов.

Вот такие результаты мы получили:

  1. На вопрос «Знаете ли вы школьный сленг?» ответили: 132 чел.- «да», 16 чел. – «не очень», 7 чел. – «нет».


2. При ответе на следующий вопрос школьный сленг(жаргон) использует 101 чел., не используют – 54 чел.




3. Исследуя причины использования нелитературных слов в речи подростков, выяснилось, что большинство учащихся используют сленг потому, что им так легче общаться. При анализе данного вопроса большинство учащихся ответили «так легче общаться» - 88 чел., 37 человек считают, что им всё равно, как они говорят, 20 человек ответили, что считают это модным и современным и лишь 10 человек сказали про понятную речь для друзей.





4. На вопрос: «Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?» - утвердительно из общего числа опрошенных ответили 100 учащихся; 27 сказали, что не могут обойтись без сленга, 38 учащихся вообще об этом не задумывались.













Заключение


Нами был сделан вывод, что школьный сленг – это важное языковое явление для общения в подростковой среде, поэтому используются в речи учащихся разного возраста.

Работа над проектом показала нам, что сленг был, есть и будет в школьной лексике. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие - появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного подростка совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут - выразительность и краткость. Следовательно, сленг нужно принять и относиться к нему как к вечному явлению. Сленг нельзя исключить из речи, его надо изучать.

Стоит так же отметить, что создание буклета школьного сленга будет очень полезено и принесёт множество преимуществ в различных сферах жизни. Так же поможет лучше понять язык и культуру молодёжи.

Данная исследовательская работа имеет большую практическую значимость. Среди учащихся нашей школы существует такая проблема как употребление слов-паразитов.      

Слова-паразиты негативно влияют на нашу речь, обедняют её и ухудшают впечатление о человеке, употребляющем эти слова. Также слова-паразиты коверкают нашу речь, мешают нам правильно и грамотно выражать свои мысли. Мы должны следить за своей речью, её чистотой.











Список использованной литературы


1) Горбачевич К.С. Особенности молодёжного жаргона. РЯШ: 2001г.

2) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Государственное        издательство иностранных и национальных словарей, Москва: 1956г.

3) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и Образование, Оникс: 2011.

4) Стенин И.А. Словарь молодёжного жаргона. Воронеж: 2004г.

5) ru.wikipedia.org































Приложение 1.

Анкета «Современная речь подростка»


1. Знаешь ли ты слова молодежного сленга? (да, нет, не очень)

2. Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова, сленг? (да, нет)

3. Почему вы используете нелитературную речь?

1) так легче общаться;

2) мне всё равно, как я говорю;

3) делают речь понятнее для друзей;

4) считаю, что это модно и современно;

4. Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

а) Да.

б) Нет.

в) Не думал об этом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!