Информационная карта проекта
Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь)
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 3-5 лет.
Проблема: У детей младше-среднего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Дети этого возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Актуальность: часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.
Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы.
Задачи проекта для детей:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
- развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
- формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении;
- формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства.
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
- воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);
- воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта для родителей:
1. Изготовление поделок из природного материала
2. Папки-передвижки на осеннюю тематику
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
- Подборка литературы;
- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;
- Совершенствование РППС:
- украшение группы в соответствии со временем года;
- подбор иллюстраций (репродукции картин известных художников, сюжетные картины по теме).
2. Основной этап:
Содержание
|
Срок
|
Работа с воспитанниками:
Наблюдения на прогулке.
ФЦКМ ООД «Что нам осень подарила?»
ФЦКМ ООД «Ранняя осень»
НОД Рисование «Осеннее дерево»
Беседы: «Осень», «Почему птицы улетают на юг», «Что изменилось в осеннем лесу»
Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Огород-огород, очень много с ним хлопот», "Раздели птиц на перелетных и зимующих".
Чтение художественной литературы:
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
А. Пушкин «Осень» (отрывок)
И. Демьянов «Осень»
А. Барто «Шуточка про Шурочку»
А. Фет «Ласточки пропали»
Слушание: «Грустный дождик» (Д. Кабалевский).
Рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Осень».
|
Сентябрь
|
Наблюдения на прогулке.
Чтение художественной литературы:
В. Сутеев «Яблоко»
В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)
Н. Сладков «Осень на пороге»
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;
Загадки, пословицы, поговорки;
Беседы: «Осенний урожай», «Почему деревья сбрасывают листья»
ФЦКМ ООД «Овощи с огорода»
ФЦКМ ООД ««Экологическая тропа»
НОД Рисование «Осенний листочек»
Дидактические игры: «Разрезные картинки: осенние листики», «Какого листочка не хватает?», «Собери в корзинку овощи».
Чтение художественной литературы:
А. Плещеев «Осенняя песенка»
И. Бунин «Листопад»
А. Твардовский «Ноябрь»
Н. Грибачев «Рыжие листья»
Русская народная сказка «Мужик и медведь»
Слушание: Т. Потапенко «Листопад».
Рассматривание репродукций картин : Е. Волков «Октябрь»,
С. Жуковский «Лесное озеро»
Развлечение: «Праздник Осень»
|
Октябрь
|
ООД ФЦКМ «Плоды фруктовых деревьев»
ООД ФЦКМ «Осенние посиделки»
Дидактические игры: «Сортировка: собери соответствующие деревьям осенние листочки», «Разноцветные тучки».
Загадывание и разгадывание загадок по теме
Чтение художественной литературы:
Е. Головин «Осень»
В. Сутеев «Яблоко»
В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)
Н. Сладков «Осень на пороге»
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;
Загадки, пословицы, поговорки.
Слушание: «Непоседы» - «Виноватая тучка».
Подвижные игры: «Листопад», «Длинная змейка», «Длинная змейка»
|
Ноябрь
|
Работа с родителями:
Папка – передвижка «Осень золотая»
|
Сентябрь
|
Папка – передвижка «Игры на прогулке осенью»
|
Октябрь
|
Папка – передвижка «Стихи про осень»
|
Ноябрь
|
3. Заключительный этап:
- оформление выставки детских творческих работ
- осенний праздник «Осень к нам пришла»
- Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года» «Осень», Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня», К. Румянова «Листопад».
План работы с детьми по осуществлению проекта
Сентябрь
Формирование целостной картины мира
ООД «Что нам осень подарила?»
Цель: Расширять знания о временах года, основных приметах осени: пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно.
ООД «Ранняя осень»
Цель: Учить описывать раннюю осень, находить различия между летом и осенью, отделять от целого куска пластилина части нужного размера и соблюдать пропорции при лепке предмета.
Наблюдения на прогулке
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам. Понаблюдать за состоянием погоды. Формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Наблюдение за цветником
Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.
Наблюдение за перелетными птицами
Цель: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Наблюдение за деревьями осенью
Цель: Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.
Наблюдение за насекомыми
Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д.)
Рисование
Конспект НОД по рисованию ватными палочками в младшей группе «Осеннее дерево»
Цели занятия:
Учить изображать на листе осеннее дерево с помощью ватных палочек.
Задачи:
Образовательные: Закреплять представления детей о признаках осени.
Изобразительные задачи: Знакомить с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками, учить обводить свою руку, не отрывая карандаш от листа бумаги. Технические задачи: Продолжать формировать навыки рисования тонких линий концом кисти (обводить контур руки, развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное и заботливое отношение к родной природе, развивать память и зрительный контроль, самостоятельность, воспитывать аккуратность и любовь к творчеству, развевать фантазию и воображения, терпение, учить анализировать работы свою и товарищей.
Материал для занятия:
лист А-4 белого цвета, акварельные краски, кисть, салфетка для кисти, ватные палочки, баночка с водой, иллюстрации с осенними деревьями.
Ход занятия:
Воспитатель: Я загадаю вам загадку, попробуйте разгадать ее.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен
Догадайся, милый друг,
Что за время года? -.
(Осень
Дети: Осень
Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?
Дети: Листья желтеют, листья опадают, редко светит солнце, птицы улетают на юг, день становится короче, часто идут дожди, становиться холоднее, звери запасают припасы на зиму, белка и заяц меняют шубки.
Воспитатель: Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь. Октябрь, ноябрь.
Воспитатель: О каких осенних явлениях природы мои загадки?
С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись. (Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (ветер)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан (иней)
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. (туман)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто. (Листопад)
Воспитатель: Верно, это листопад. Листопад – удивительное и очень красивое явление природы! Листья на деревьях начинают менять цвет. И осенние деревья одеваются в разноцветные, яркие наряды. Наступают первые заморозки и начинается листопад. Происходит это в сентябре или в октябре. Опавшие осенние листочки накрывают землю, как ковром, и согревают её холодной зимой.
Воспитатель: Какого цвета становятся листья осенью?
Дети: Желтые, оранжевые, красные.
Воспитатель: Правильно, листья становятся желтыми, красными, коричневыми, оранжевыми, кое-где еще остаются зелеными. Давайте с вами превратимся в осенние листья.
Физкультминутка «Мы листики осенние»
Дует ветер нам в лицо, (Махи перед лицом)
Закачалось деревцо. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Оторвался с ветки лист, (Руки сверху вниз опускают.)
Закружился, закружился (кружатся)
И на землю опустился. (Приседают.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать осеннее дерево.
Сначала каждый обведет свою руку- это будет дерево. Кисть руки-крона, а часть предплечья – ствол. Акварельными красками заскрасим наше дерево.
А листья нарисуем ватными палочками гуашью.
Самостоятельная деятельность детей.
Итог занятия : Ребята! Вам понравилось рисовать ватными палочками? Предлагаю посмотреть работы друзей.
Выставка работ. Дети выбирают работы, которые им понравились и аргументируют свой выбор.
Воспитатель: Ребята, вы все сегодня очень постарались. Молодцы!
Беседы
«Осень»
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях
«Почему птицы улетают на юг»
Цель: Закрепить понятия «Перелетные», «Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли и дрозды, цапля аист дикий гусь. Познакомить со значением слова «оседлые».
«Что изменилось в осеннем лесу»
Цель: уточнить и расширить у детей представления об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.
Дидактические игры
«С какого дерева листок?»
Цель: Учить детей различать деревья по описанию. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
«Огород-огород, очень много с ним хлопот»
Цель: закреплять знания детей о смене времен года, формировать понятия "овощи", воспитывать уважение к труду взрослых.
"Раздели птиц на перелетных и зимующих"
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Чтение художественной литературы
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
А. Пушкин «Осень» (отрывок)
И. Демьянов «Осень»
А. Барто «Шуточка про Шурочку»
А. Фет «Ласточки пропали»
Октябрь
Беседы
«Осенний урожай»
Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе
«Почему деревья сбрасывают листья»
Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию пальчиками «Осенний листочек»
Цель: продолжать учить детей различать цвета (желтый,оранжевый, красный, рисовать в нетрадиционной технике (пальчиковое рисование) листья деревьев, обогащать сенсорный опыт.
Программное содержание:
Учить детей создавать листочки с помощью изобразительных средств рисование одним пальчиком);
Развивать интерес к рисованию ;
Развивать любознательность, интерес к действиям с красками;
Развивать желание использовать разнообразные цвета;
Развивать чувство формы, цвета композиции;
Развивать связную речь;
Обогащать словарь детей;
Закрепить знание цвета: желтый, красный, оранжевый;
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Воспитывать самостоятельность, аккуратность;
Воспитывать интерес к красивым явлениям природы.
Методы и приемы:
Словесные методы
Игровые методы
Показ приемов рисования
Словарная работа
Осень, дождь, листопад, желтый, оранжевый, красный.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
-лист с изображением листочка
-пальчиковые краски (желтые ,зеленые и красные на каждого ребенка)
-влажные салфетки
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:
беседы о временах года
рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Листопад»
разучивание песен об осени
знакомство с цветом
наблюдение за листопадом на прогулке
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Воспитатель заходит в группу с букетом осенних листьев в корзине.
-Ребята! Я гуляла по лесу и собрала вот такой яркий букет из листьев.
Скажите, какого цвета у меня листочки? Разные. Да, есть и красные, и желтые.
Листья желтые танцуют
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют листопад! (О. Киселева)
Ребята! Я гуляла по лесу, любовалась осенними листочками, но начался сильный дождик и размыл все краски на листиках, и они стали тусклые и неяркие . Давайте все вместе добавим красок в наш листики.
Только вот пальчики наши немного разомнем.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листик желтый, листик красный
Мы букетик соберем
Медвежатам отнесем.
-Ребята, я предлагаю нарисовать на листочке яркие краски. Рисовать мы будем пальчиками. Можно красным цветом нарисовать, можно желтым, зеленым,. Посмотрите, я все пальчики спрячу в кулачок, а один, оставлю. Я беру пальчик и обмакиваю в желтую краску, не весь, а только кончик, и поставлю много-много точек возле листочка. Мой пальчик испачкался. Что нужно сделать? Правильно, вытереть салфеткой. А теперь я обмакну пальчик в красную краску и также приложу к листочку. А теперь ребята, вы, садитесь на свои места (обращаю внимание на осанку) приготовьте свои пальчики и начинайте помогать.
-Варя, ты каким цветом рисуешь? (красный). Хорошо!
-А ты, Дима, каким нарисуешь? (желтый). Замечательно.
Можно разными цветами нарисовать. А еще ребята, бывают оранжевые листочки. Только такого цвета у нас нет. Имея два цвета краски можно получить совершенно другой цвет краски. Смотрите, чтобы получить новый цвет, надо смешать две краски желтый и красный. Посмотрите, какой цвет получился?
-Правильно, оранжевый цвет.
В процессе рисования воспитатель помогает некоторым детям. Хвалит.
-Ребята! Какие вы все молодцы! Какого цвета разукрасили мы листочки? Разными. Да, и желтые и красные.
Чтение художественной литературы:
А. Плещеев «Осенняя песенка»
И. Бунин «Листопад»
А. Твардовский «Ноябрь»
Н. Грибачев «Рыжие листья»
Русская народная сказка «Мужик и медведь»
Дидактические игры:
«Узнай по описанию»
Цель: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.
«Когда – это бывает?»
Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
Ноябрь
Беседа: «Осенние хлопоты человека»
Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.
Чтение художественной литературы
В. Сутеев «Яблоко»
В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)
Н. Сладков «Осень на пороге»
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;
Загадки, пословицы, поговорки;
Рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень»,
И. Шишкин «Осень»,
Е. Волков «Октябрь»,
С. Жуковский «Лесное озеро»,
В. Поленов «Золотая осень»,
И. Бродский «Золотая осень» и др. ;
Слушание музыкальных произведений:
Пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, «Весна и осень» Г. Свиридова, романс Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).
Пение:
«Веселые грибочки» сл. и муз. О. Долгалевой.
«Листик-листик-листопад» сл. и муз. С. Ранда.
«Разговор с осенью» сл. и муз. Л. Лихматуллина.
Дидактические игры:
«Тихо-громко». (динам.)
Цель: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко.
«Веселый колокольчик». (ритм)
Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.
«Выложи мелодию». (ритм)
Цель: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка
Подвижные игры:
«Листопад»
Цель: развивать ловкость, быстроту, умение работать в парах.
«Длинная змейка»
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
«Филин и птицы»
Цель: развивать двигательные, коммуникативные и творческие способности.
«Заколдованная башня»
Цель: развивать двигательные способности, вырабатывать умения владеть мячом и работать в команде.
Взаимодействие с родителями:
1. Конкурс семейных поделок «Дары осени».
2. Организация выставок детских работ.
3. Папки – передвижки
3. Заключительный этап.
Подведение итогов проекта.
-выставка поделок «Дары осени»
-осенний праздник «Осень».
Анализ результатов работы.
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Просмотр содержимого документа
«Проэкт в младше-средней группе "Золотая осень"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15
140300, Российская Федерация, Московская область, Егорьевск, 6 микрорайон, д.14 а
тел.: 8(49640)3-26-50 ОГРН 1035002351075 ИНН/КПП: 5011019316/501101001
Email: [email protected] Сайт: https://egorschool15.obrpro.ru/
Проект
в младше-средней группе
«Гномики»
«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Выполнил: воспитатель Попко Е.А.
г Егорьевск
2021г.
Информационная карта проекта
Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь)
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 3-5 лет.
Проблема: У детей младше-среднего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Дети этого возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Актуальность: часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.
Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы.
Задачи проекта для детей:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
- развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
- формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении;
- формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства.
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
- воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);
- воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта для родителей:
1. Изготовление поделок из природного материала
2. Папки-передвижки на осеннюю тематику
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
- Подборка литературы;
- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;
- Совершенствование РППС:
украшение группы в соответствии со временем года;
подбор иллюстраций (репродукции картин известных художников, сюжетные картины по теме).
2. Основной этап:
Содержание | Срок |
Работа с воспитанниками: Наблюдения на прогулке. ФЦКМ ООД «Что нам осень подарила?» ФЦКМ ООД «Ранняя осень» НОД Рисование «Осеннее дерево» Беседы: «Осень», «Почему птицы улетают на юг», «Что изменилось в осеннем лесу» Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Огород-огород, очень много с ним хлопот», "Раздели птиц на перелетных и зимующих". Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; А. Пушкин «Осень» (отрывок) И. Демьянов «Осень» А. Барто «Шуточка про Шурочку» А. Фет «Ласточки пропали» Слушание: «Грустный дождик» (Д. Кабалевский). Рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Осень». | Сентябрь |
Наблюдения на прогулке. Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Яблоко» В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь») Н. Сладков «Осень на пороге» И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Загадки, пословицы, поговорки; Беседы: «Осенний урожай», «Почему деревья сбрасывают листья» ФЦКМ ООД «Овощи с огорода» ФЦКМ ООД ««Экологическая тропа» НОД Рисование «Осенний листочек» Дидактические игры: «Разрезные картинки: осенние листики», «Какого листочка не хватает?», «Собери в корзинку овощи». Чтение художественной литературы: А. Плещеев «Осенняя песенка» И. Бунин «Листопад» А. Твардовский «Ноябрь» Н. Грибачев «Рыжие листья» Русская народная сказка «Мужик и медведь» Слушание: Т. Потапенко «Листопад». Рассматривание репродукций картин : Е. Волков «Октябрь», С. Жуковский «Лесное озеро» Развлечение: «Праздник Осень» | Октябрь |
ООД ФЦКМ «Плоды фруктовых деревьев» ООД ФЦКМ «Осенние посиделки» Дидактические игры: «Сортировка: собери соответствующие деревьям осенние листочки», «Разноцветные тучки». Загадывание и разгадывание загадок по теме Чтение художественной литературы: Е. Головин «Осень» В. Сутеев «Яблоко» В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь») Н. Сладков «Осень на пороге» И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Загадки, пословицы, поговорки. Слушание: «Непоседы» - «Виноватая тучка». Подвижные игры: «Листопад», «Длинная змейка», «Длинная змейка» | Ноябрь |
Работа с родителями: Папка – передвижка «Осень золотая» | Сентябрь |
Папка – передвижка «Игры на прогулке осенью» | Октябрь |
Папка – передвижка «Стихи про осень» | Ноябрь |
3. Заключительный этап:
- оформление выставки детских творческих работ
- осенний праздник «Осень к нам пришла»
- Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года» «Осень», Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня», К. Румянова «Листопад».
План работы с детьми по осуществлению проекта
Сентябрь
Формирование целостной картины мира
ООД «Что нам осень подарила?»
Цель: Расширять знания о временах года, основных приметах осени: пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно.
ООД «Ранняя осень»
Цель: Учить описывать раннюю осень, находить различия между летом и осенью, отделять от целого куска пластилина части нужного размера и соблюдать пропорции при лепке предмета.
Наблюдения на прогулке
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам. Понаблюдать за состоянием погоды. Формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Наблюдение за цветником
Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.
Наблюдение за перелетными птицами
Цель: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Наблюдение за деревьями осенью
Цель: Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.
Наблюдение за насекомыми
Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д.)
Рисование
Конспект НОД по рисованию ватными палочками в младшей группе «Осеннее дерево»
Цели занятия:
Учить изображать на листе осеннее дерево с помощью ватных палочек.
Задачи:
Образовательные: Закреплять представления детей о признаках осени.
Изобразительные задачи: Знакомить с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками, учить обводить свою руку, не отрывая карандаш от листа бумаги. Технические задачи: Продолжать формировать навыки рисования тонких линий концом кисти (обводить контур руки, развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное и заботливое отношение к родной природе, развивать память и зрительный контроль, самостоятельность, воспитывать аккуратность и любовь к творчеству, развевать фантазию и воображения, терпение, учить анализировать работы свою и товарищей.
Материал для занятия:
лист А-4 белого цвета, акварельные краски, кисть, салфетка для кисти, ватные палочки, баночка с водой, иллюстрации с осенними деревьями.
Ход занятия:
Воспитатель: Я загадаю вам загадку, попробуйте разгадать ее.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен
Догадайся, милый друг,
Что за время года? -.
(Осень
Дети: Осень
Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?
Дети: Листья желтеют, листья опадают, редко светит солнце, птицы улетают на юг, день становится короче, часто идут дожди, становиться холоднее, звери запасают припасы на зиму, белка и заяц меняют шубки.
Воспитатель: Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь. Октябрь, ноябрь.
Воспитатель: О каких осенних явлениях природы мои загадки?
С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись. (Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (ветер)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан (иней)
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. (туман)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто. (Листопад)
Воспитатель: Верно, это листопад. Листопад – удивительное и очень красивое явление природы! Листья на деревьях начинают менять цвет. И осенние деревья одеваются в разноцветные, яркие наряды. Наступают первые заморозки и начинается листопад. Происходит это в сентябре или в октябре. Опавшие осенние листочки накрывают землю, как ковром, и согревают её холодной зимой.
Воспитатель: Какого цвета становятся листья осенью?
Дети: Желтые, оранжевые, красные.
Воспитатель: Правильно, листья становятся желтыми, красными, коричневыми, оранжевыми, кое-где еще остаются зелеными. Давайте с вами превратимся в осенние листья.
Физкультминутка «Мы листики осенние»
Дует ветер нам в лицо, (Махи перед лицом)
Закачалось деревцо. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Оторвался с ветки лист, (Руки сверху вниз опускают.)
Закружился, закружился (кружатся)
И на землю опустился. (Приседают.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать осеннее дерево.
Сначала каждый обведет свою руку- это будет дерево. Кисть руки-крона, а часть предплечья – ствол. Акварельными красками заскрасим наше дерево.
А листья нарисуем ватными палочками гуашью.
Самостоятельная деятельность детей.
Итог занятия : Ребята! Вам понравилось рисовать ватными палочками? Предлагаю посмотреть работы друзей.
Выставка работ. Дети выбирают работы, которые им понравились и аргументируют свой выбор.
Воспитатель: Ребята, вы все сегодня очень постарались. Молодцы!
Беседы
«Осень»
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях
«Почему птицы улетают на юг»
Цель: Закрепить понятия «Перелетные», «Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли и дрозды, цапля аист дикий гусь. Познакомить со значением слова «оседлые».
«Что изменилось в осеннем лесу»
Цель: уточнить и расширить у детей представления об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.
Дидактические игры
«С какого дерева листок?»
Цель: Учить детей различать деревья по описанию. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
«Огород-огород, очень много с ним хлопот»
Цель: закреплять знания детей о смене времен года, формировать понятия "овощи", воспитывать уважение к труду взрослых.
"Раздели птиц на перелетных и зимующих"
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Чтение художественной литературы
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
А. Пушкин «Осень» (отрывок)
И. Демьянов «Осень»
А. Барто «Шуточка про Шурочку»
А. Фет «Ласточки пропали»
Октябрь
Беседы
«Осенний урожай»
Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе
«Почему деревья сбрасывают листья»
Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию пальчиками «Осенний листочек»
Цель: продолжать учить детей различать цвета (желтый,оранжевый, красный, рисовать в нетрадиционной технике (пальчиковое рисование) листья деревьев, обогащать сенсорный опыт.
Программное содержание:
Учить детей создавать листочки с помощью изобразительных средств рисование одним пальчиком);
Развивать интерес к рисованию ;
Развивать любознательность, интерес к действиям с красками;
Развивать желание использовать разнообразные цвета;
Развивать чувство формы, цвета композиции;
Развивать связную речь;
Обогащать словарь детей;
Закрепить знание цвета: желтый, красный, оранжевый;
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Воспитывать самостоятельность, аккуратность;
Воспитывать интерес к красивым явлениям природы.
Методы и приемы:
Словесные методы
Игровые методы
Показ приемов рисования
Словарная работа
Осень, дождь, листопад, желтый, оранжевый, красный.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
-лист с изображением листочка
-пальчиковые краски (желтые ,зеленые и красные на каждого ребенка)
-влажные салфетки
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:
беседы о временах года
рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Листопад»
разучивание песен об осени
знакомство с цветом
наблюдение за листопадом на прогулке
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Воспитатель заходит в группу с букетом осенних листьев в корзине.
-Ребята! Я гуляла по лесу и собрала вот такой яркий букет из листьев.
Скажите, какого цвета у меня листочки? Разные. Да, есть и красные, и желтые.
Листья желтые танцуют
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют листопад! (О. Киселева)
Ребята! Я гуляла по лесу, любовалась осенними листочками, но начался сильный дождик и размыл все краски на листиках, и они стали тусклые и неяркие . Давайте все вместе добавим красок в наш листики.
Только вот пальчики наши немного разомнем.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листик желтый, листик красный
Мы букетик соберем
Медвежатам отнесем.
-Ребята, я предлагаю нарисовать на листочке яркие краски. Рисовать мы будем пальчиками. Можно красным цветом нарисовать, можно желтым, зеленым,. Посмотрите, я все пальчики спрячу в кулачок, а один, оставлю. Я беру пальчик и обмакиваю в желтую краску, не весь, а только кончик, и поставлю много-много точек возле листочка. Мой пальчик испачкался. Что нужно сделать? Правильно, вытереть салфеткой. А теперь я обмакну пальчик в красную краску и также приложу к листочку. А теперь ребята, вы, садитесь на свои места (обращаю внимание на осанку) приготовьте свои пальчики и начинайте помогать.
-Варя, ты каким цветом рисуешь? (красный). Хорошо!
-А ты, Дима, каким нарисуешь? (желтый). Замечательно.
Можно разными цветами нарисовать. А еще ребята, бывают оранжевые листочки. Только такого цвета у нас нет. Имея два цвета краски можно получить совершенно другой цвет краски. Смотрите, чтобы получить новый цвет, надо смешать две краски желтый и красный. Посмотрите, какой цвет получился?
-Правильно, оранжевый цвет.
В процессе рисования воспитатель помогает некоторым детям. Хвалит.
-Ребята! Какие вы все молодцы! Какого цвета разукрасили мы листочки? Разными. Да, и желтые и красные.
Чтение художественной литературы:
А. Плещеев «Осенняя песенка»
И. Бунин «Листопад»
А. Твардовский «Ноябрь»
Н. Грибачев «Рыжие листья»
Русская народная сказка «Мужик и медведь»
Дидактические игры:
«Узнай по описанию»
Цель: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.
«Когда – это бывает?»
Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
Ноябрь
Беседа: «Осенние хлопоты человека»
Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.
Чтение художественной литературы
В. Сутеев «Яблоко»
В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)
Н. Сладков «Осень на пороге»
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;
Загадки, пословицы, поговорки;
Рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень»,
И. Шишкин «Осень»,
Е. Волков «Октябрь»,
С. Жуковский «Лесное озеро»,
В. Поленов «Золотая осень»,
И. Бродский «Золотая осень» и др. ;
Слушание музыкальных произведений:
Пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, «Весна и осень» Г. Свиридова, романс Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).
Пение:
«Веселые грибочки» сл. и муз. О. Долгалевой.
«Листик-листик-листопад» сл. и муз. С. Ранда.
«Разговор с осенью» сл. и муз. Л. Лихматуллина.
Дидактические игры:
«Тихо-громко». (динам.)
Цель: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко.
«Веселый колокольчик». (ритм)
Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.
«Выложи мелодию». (ритм)
Цель: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка
Подвижные игры:
«Листопад»
Цель: развивать ловкость, быстроту, умение работать в парах.
«Длинная змейка»
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
«Филин и птицы»
Цель: развивать двигательные, коммуникативные и творческие способности.
«Заколдованная башня»
Цель: развивать двигательные способности, вырабатывать умения владеть мячом и работать в команде.
Взаимодействие с родителями:
1. Конкурс семейных поделок «Дары осени».
2. Организация выставок детских работ.
3. Папки – передвижки
3. Заключительный этап.
Подведение итогов проекта.
-выставка поделок «Дары осени»
-осенний праздник «Осень».
Анализ результатов работы.
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.