Познавательно-исследовательский проект по экологии в средней группе «Эколята – юные защитники природы»
Срок реализации: краткосрочный(1 – 25 апреля 2024года)
Участники проекта: дети средней группы (4- 5 лет); воспитатели, логопед, психолог; родители воспитанников.
Актуальность: Нашу планету населяют около 2 миллионов известных видов живых организмов. Однако уже в конце 20 века стало понятно, что виды вымирают. Это происходит всё чаще не по естественным причинам, а по вине человека. С развитием промышленности происходит загрязнение окружающей среды и животного мира на планете, но и в космосе. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Основная идея проекта: «Сохранить природу – значит сохранить Родину».
Цель: формирование личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения и заботы о растительном и животном мире.
Задачи:
Обучающие: формировать у детей знания об окружающей его природе; познакомить с разнообразием растительного и животного мира его малой родины; показать неповторимость и красоту природы.
Развивающие: развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы, способствовать развитию понимания ребёнком единства человека и природы.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Ожидаемый результат:
- формирование основ экологической грамотности у детей;
- воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;
- вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
- развитие у детей коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей.
Этапы реализации проекта
1 Этап – Организационный
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора; формулирование задач и цели проекта; мониторинг знаний и умений детей по теме проекта; анкетирование родителей.
2 Этап – Подготовительный
Сбор информации по теме; подбор видео материалов; подбор художественной литературы; подготовка конспектов НОД по теме проекта; подбор дидактического материала; подбор пословиц, поговорок, загадок по теме; оформление консультаций для родителей;
3 Этап – Практический
Работа с детьми:
Экологические занятия.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Просмотр мультфильма «Эколята – друзья природы»
Познавательное чтение и обсуждение художественной литературы по теме проекта.
Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты), посадка растений и уход за ними.
НОД по теме проекта.
Прослушивание музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность.
Подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры.
Работа с родителями:
Консультирование родителей к экологическому воспитанию детей «Досуг на природе», «Экологическое воспитание дошкольников»
Участие родителей в праздничных мероприятиях
Реализация проекта
Работа с детьми: Беседы: «Берегите лес», «Поможем природе», «Растения просят помощи», «Правила поведения в природе», «Что мы знаем об овощах и фруктах?», «Чистый воздух в городе», «Беседы о труде людей, которые приносят пользу для природы», «Что такое природа? Живая и неживая природа», «Почему воду нужно беречь?», «Знакомство с Лекарственными растениями», «Растения помогают человеку жить», «Зимний лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Что такое «Красная книга».
Чтение художественной литературы: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы», А. Яшина «Покормите птиц зимой», В.Степанов «Животные наших лесов», Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу», В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок: о природе, о диких животных, о птицах, о домашних животных, о деревьях и растениях.
Наблюдения: «Труд дворника», «Комнатные растения», «Рассматривание семян различных растений», «И капает дождик опять», «Наблюдение за птицами», «Облака – белогривые лошадки».
Опыты: «В почве есть воздух», «Прозрачная вода», «Воздух повсюду», «Песочная страна», «Сравнение веточек сосны и ели», «Как появляются листочки на веточках», «Посадка лука и чеснока».
Художественное творчество.
Рисование цветными карандашами и акварелью: «Эколята – защитники природы», «Наши друзья деревья», «Братья наши меньшие», «Берегите природу», «Сосновая веточка»
Аппликация/ Конструирование: «Горка», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домики для птиц».
Лепка: «Птичка», «Божия коровка», «Цветы».
Дидактические игры: «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «Третий лишний» (птицы), «Чудесный мешочек», «Что, где растет?», «Доскажи словечко», «Природа и человек», «Выбери нужное», «Когда это бывает?»
Подвижные и малоподвижные игры: «Лиса и зайцы», «Эстафета «Собери мусор», «Пустое место», «Узнай по голосу», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору...».
Сюжетно - ролевые игры: «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Сажаем огород».
Музыкальная деятельность: Ю. Антонов «Не рвите цветы», А. Вивальди «Времена года», М. Глинка «Жаворонок», В. Добрынин «Земля наш дом», Л.Коган «Березка».
Просмотр мультфильмов: «Фиксики»(«Чему учит экология», «Мальчик и Земля»), Смешарики, серия «Маленькое, большое море», «Мусор».
Пальчиковые игры: «Барашки»; «Гроза»; «Пальчики в лесу», «10 птичек - стайка», «Паучок», «Пчелки», «Червячки», «Ветер»
Работа с родителями:
Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
Совместное творчество детей и родителей.
Изготовление рисунков на тему: «Животные и растения из Красной
книги Ленинградской области».
4 Этап – Заключительный этап
Вступление в ряды Эколят – дошколят с праздничным произношением клятвы Эколят.
Выпуск газеты «Берегите природу – это наше богастство»
Презентация проекта.
Вывод: В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Список используемой литературы:
1. Воронкевич О. А «Добро пожаловать в экологию!» СПб «Детство-
Пресс», 2008
2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог»
Издательство «Мозаика-синтез», 2017
3. Николаева С. Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском
саду и дома» Издательство: «Мозаика-Синтез», 2013
4. Программа «Детский сад 2100»
5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных
экологических представлений в средней группе детского сада. конспекты
занятий. – м.: мозайка – синтез, 2010.