СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект_Влияние_растений_на_экологию_школьной_среды

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект_Влияние_растений_на_экологию_школьной_среды»

Оглавление


Введение ………..2


Глава 1. Теоретическая часть

    1. Фитонциды - что это такое?..........................................................................................4

    2. Биология фитонцидно - активных комнатных растений………………..………...5


Глава 2. Практическая часть

2.1. Условия расположения школы и исследование состава воздуха пришкольной территории………………………………………………………………………………….…….6

2.2. Определения фитонцидной активности экстрактов – по Б.П. Токину...................7

2.3. Создание фитомодуля……………………………………………………….…….……..8

2.4. Анализ эффективности фитомодуля…………………………………………….…….9

2.5. Общие рекомендации по озеленению  учебных кабинетов………………….…..…10


Заключение ………………………………………………………………….…………………..11


Список использованной литературы………………………………………………...………..14


Приложение




Введение


Выбор темы. Работа « Влияние растений на экологию школьной среды» выбрана нами не случайно, мы очень любим комнатные растения и интересуемся вопросами влияния растений на здоровье людей. Учитывая то, что большую часть времени мы, наши сверстники, и другие ребята, проводят в школьных помещениях, мы задумались о том, как с помощью растений улучшить психологический климат и гигиенические условия в нашей школе.

Эта тема интересна ещё и тем, что здесь может иметь место творческий подход, возможности её безграничны.

Актуальность темы. Школа-это жизненное пространство, в котором мы проводим большое количество времени, оно организовано так, чтобы было интересно и учиться, и жить. И не только интересно, но и полезно для здоровья. В наши дни уже не надо доказывать, что загрязнение воздуха внутри зданий является реальной угрозой здоровью людей. Теперь следует думать, как решить эту проблему. Оказалось весьма перспективным не только надеяться на технические приборы-очистители, но и использовать также в качестве «живых фильтров» живые растения. Комнатные растения - это непросто деталь интерьера, украшающая наш дом, учебный кабинет.Они радуют наш глаз, напоминают о великолепии весны, впечатляют своими живыми и сочными красками, они обладают бактерицидными и протистыцидными свойствами, т.е. способны вызывать гибель бактерий и одноклеточных организмов

Поэтому знания по данной теме позволяют подобрать для озеленения учебных кабинетов, офисов, жилых комнат такие виды комнатных растений, которые могут способствовать оздоровлению воздушной среды помещений.

Гипотеза: Грамотное использование в интерьере пришкольной территории и классных кабинетов растений приводит к улучшению качества воздуха, к снижению уровня болезнетворной микрофлоры в воздухе, что благотворно влияет на здоровье учеников.

Заинтересовавшись данным вопросом, мы поставили цель: изучить фитонцидную активность растений для создания в школе фитомодуля, способствующего оздоровлению внутри-школьной среды.

 Исходя из цели, были  поставлены задачи:

- изучить состояние проблемы в специальной научной литературе;

- изучить состав воздуха пришкольной территории;

- определить фитонцидную активность растений;

- провести анкетированиядля  анализа эффективности фитомодуля;

-разработать общие рекомендации по озеленению нашего учебного заведения и пришкольной территории

Для решения задач были использованы  следующие методы:

  • изучение литературы по проблеме исследования;

  • сравнение;

  • анализ;

  • систематизация и обобщение полученных данных;

  • наблюдение.

  • анкетирование.

Объект исследования: комнатные растения, классные комнаты, пришкольная территория.

Предмет исследования: свойства растений, влияющих на экологию школьной среды.

Результатом нашей работы является создание фитомодуля. Фитомодуль – это набор определенных растений, способных поддерживать здоровый микроклимат помещений. Оздоровительный эффект фитомодулей достигается благодаря действию на дыхательную систему и на замкнутую среду фитонцидов, продуцируемых специально подобранными целебными растениями. В воздухе концентрируется пыль, химические вещества, которые выделяются мебелью, синтетическими стройматериалами, красками, лаками. Кроме того, воздух помещений содержит множество микроорганизмов, в том числе и патогенных. Эти микроорганизмы способны вызывать респираторные и аллергические заболевания. Современные очистители очищают и обеззараживают воздух в помещениях, но не способны сделать его полезным для здоровья. Зеленые же растения выделяют в воздух летучие вещества, которые даже в незначительных концентрациях способны очищать воздух от вредных микроорганизмов и улучшать самочувствие людей.Состояние воздушной среды обитания человека оказывает существенное влияние на его работоспособность, самочувствие, настроение. Здоровье человека будет зависеть от ее физического состояния, наличия в ней тех или иных механических или биологических примесей.

В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» отмечается, что «Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни»1

Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения учебно-воспитательной работы в школе. В них школьники проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования.

Написание проекта состояло из последующих этапов:

- во-первых, изучались нормативные документы, в частности СанПин, для определения экологии пришкольного участка, литературные источники по данной теме;

- во-вторых, были проведены исследования по изучению экологического состояния пришкольной территории, по определению фитонцидной активности экстрактов – по Б.П. Токину, а также применены полученные знания на практике - составление фитомодулей;

- в-третьих, намечены перспективные пути улучшения экологического состояния пришкольной территории и здания школы, создать фитомодуль школы, для поддержания здорового микроклимата помещений.


Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Фитонциды - что это такое?

     Что же собой представляют фитонциды?

В 1928 – 1930 гг. были открыты фитонциды (от греч. phyton – растение и лат. caedo - убивают), образуемые биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие микроорганизмов; играют важную роль в иммунитете растений и во взаимоотношениях организмов в биоценозах2. С химической точки зрения – это комплекс газообразных и легко испаряющихся соединений. В состав фитонцидных комплексов могут входить как неорганические, так и органические соединения: простые соединения типа синильной кислоты, аммиака, предельные и непредельные углеводороды, летучие алифатические альдегиды, эфиры низкомолекулярных жирных кислот, спирты, терпеноиды, смолы и эфирные масла.Данные свойства сначала были обнаружены лишь не у многих растений, но по мере изучения круг расширялся. В настоящее время считается, что выделение фитонцидов -   универсальное явление, в той или иной степени свойственное практически любому растению. Так,  с можжевелового леса за сутки выделяется в воздух до 30 кг фитонцидов, с 1 га лиственного летом – до 2 кг. Фитонциды оказывают благотворное воздействие на воздушную среду в очень малых концентрациях – от 5 мг/ м³.

     Зачем же растения производят фитонциды? Прежде всего для того, чтобы обеспечить  себе защиту от бактерий, грибков других микроорганизмов, которые могут вызвать различные заболевания. Количество  фитонцидов, выделяемых растением, изменяется в ходе онтогенеза, увеличивается при ранении растений. По словам профессора Б.П.Токина, одного из первых исследователей фитонцидов, растение с помощью фитонцидов «само себя стерилизует».3В здоровом растении фитонциды участвуют также в разнообразных  обменных процессах.

Действие их на микроорганизмы весьма специфично. Всем хорошо известны великолепные свойства чеснока и лука. Фитонциды чеснока убивают большинство болезнетворных бактерий, опасных для человека. Но они не всегда могут защитить сам чеснок от  заболевания.

Дело в том, что в ходе эволюции чесночная бактерия   приобрела  относительную устойчивость к фитонцидам чеснока:  ей удаётся преодолеть их действие лишь в том случае, если растение ослаблено и продукция фитонцидов снижена. А фитонциды лука убивают чесночную бактерию.                

        Однако существуют болезнетворные организмы, способные усваивать летучие органические вещества, выделяемые растениями. Являясь страшным ядом для одних микробов, фитонциды могут служить пищей для других.

Состав выделяемых фитонцидов зависит от вида растения, его возраста, физиологического состояния, условий выращивания. Изменяется фитонцидная активность и одного и того же растения в течение года. Обычно максимальная продукция  фитонцидов у неповреждённого растения приходится на время интенсивного роста и бутонизации.

При исследовании фитонцидной активности в течение суток, было установлено, что она максимальна днём и минимальна ночью. Имеются  данные, что интенсивность производства  фитонцидов связана с  интенсивностью дыхания: в темноте растения практически  не выделяют фитонцидов. На выделение фитонцидов влияют состав почвы и температура воздуха – плохое питание и пониженная  температура  снижают  выделение растениями летучих веществ.

1.2.Биология фитонцидно - активных комнатных растений.

Для изучения биологии фитонцидно - активных комнатных растений мы выбрали известные в комнатной культуре растения: алоэ древовидное, бриофиллум Дегремона(каланхоэ), фиалку узамбарскую.

Алоэ Древовидное.

Семейство Асфоледовых. Родина - Южная Африка. Растение имеет ветвистый прямостоячий стебель, нижняя часть которого покрыта выступающими рубцами от следов опавших листьев. Листья сидячие, влагалищные, очень толстые и сочные, снизу выпуклые, сверху вогнутые. Края листа с мягкими зубцами и полукруглыми выемками между ними. Цвет листьев серо - зеленый, так как они покрыты восковым налетом, предохраняющим от излишнего испарения. В комнатах цветет очень редко, чем объясняется его народное название « столетник ». На родине и в условиях оранжерей взрослые экземпляры цветут ежегодно. Легко размножается верхушечными черенками, взятыми с боковых побегов, или отпрысками, которые образуются у основания главного стебля материнского растения.

Бриофиллум Дегремона (каланхоэ),

Семейсво Толстянковых Род Бриофиллум Вид Бриофиллум Дегремона Родина – Мадагаскар. Растет на песчаных почвах. Многолетнее травянистое растение с сочными стеблями и мясистыми сочными листьями. Стебель прямостоячий, обычно не ветвистый, зеленый, с коричневатым оттенком. Листья супротивные, темно - зеленые, блестящие, удлиненно -треугольной формы с пильчатыми краями. Нижняя сторона листьев матово -зеленая, испещрена бурыми штрихами. Растение живородящее: на вполне сформированных листьях в выемках между зубцами образуются выводковые почки, из которых развиваются детки - крохотные растения, имеющие 2-3 пары листьев и несколько тонких корней. Цветет зимой крупными колокольчатыми розово - фиолетовыми цветками.

Сенпо́лия Семейство Геснериевые . Одно из самых распространённых комнатных растений; известна в цветоводстве также под названием узамба́рская фиа́лка.В естественных условиях произрастает в горных регионах Восточной Африки. Представители рода низкорослые вечнозелёные многолетние травянистые растения. Стебли укороченные, с прикорневой розеткой листьев. Листья довольно мясистые, покрыты ворсинками, округлые, обычно со слегка неравнобоким сердцевидным основанием, с округлой или коротко заострённой верхушкой. Могут быть как однородной зелёной окраски, так и пятнистыми. Цветки — с пятью лепестками, собраны в кисти.

Глава2. Практическая часть

2.1.Условия расположения школы и исследование состава воздуха пришкольной территории.

Школа расположена на Центральной улице села Красный Восход, в 100 метрах от центра села. Расположение школы достаточно удачное, вблизи нет шоссе, которое проходит вдоль всего села по его западной части, нет поблизости жилых домов и других производственных и промышленных организаций. По всему периметру школы посажена аллея. Площадь аллеи - 0,7 га. Видовой состав аллеи: тополь, клён, акация, белолистка. Преобладает белолистка и акация. Аллея имеет эстетическое и экологическое значение. Вся дорожная пыль оседает на листьях деревьев. Таким образом, аллея защищает территорию школы от загрязнения пылью. ( Приложение, таблица 1) Школьная территория занимает площадь 2 га.На пришкольном участке можно выделить следующие зоны:

А- учебно- опытная зона (клумбы, газоны, пришкольный участок);

Б – военно-спортивная зона;

Спортивная площадка располагается южнее школы, и отделена от окон учебных помещений полосой зелёных насаждений. В 100 метрах от территории школы расположена автомобильная дорога, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам (по санитарно-гигиеническим нормам должно быть не менее 25 метров). Расстояние до жилых домов около 100 метров, что соответствует санитарно гигиеническим нормам (Приложение, таблица 2)

Вывод: Школьная территория ограничивается и защищается зелёной полосой, хотя в некоторых местах она отсутствует, по причине санитарной вырубки деревьев. По результатам изучения защитной полосы пришкольного участка можно сделать вывод, что она не в полной мере соответствует санитарно- гигиеническим нормам.

В состав зелёной защитной полосы входят следующие породы деревьев: тополь, клён, белолистка, акация. На листовой поверхности взрослого растения клёна за летний период осаждается до 33 килограммов пыли. Акация и белолистка являются хорошими поглотителями свинца. Акация устойчива к загрязнению воздуха газами. Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод: для создания зелёной полосы был сделан правильный видовой подбор древесных пород.

Было проведено изучение запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории. Методика изучения следующая:

1. Собирались листья с разных участков пришкольной территории на разной высоте.

2. К поверхности листьев прикладывалась прозрачная клеящаяся плёнка.

3. Снималась плёнка с листьев вместе со слоем пыли и приклеивалась на лист белой бумаги.В результате получилось следующее: из всех взятых проб листьев (на пришкольном участке, на спортивной площадке, в глубине школьной территории и т.д.) наиболее запылёнными оказались листья, взятые с деревьев возле пришкольного участка в нижней части кроны. Так как вдоль изгороди там проходит грунтовая дорога. Причём, с высотой запылённость уменьшалась. Наименее запылёнными были листья, взятые с деревьев, в глубине школьной территории со стороны школы.

Вывод: проведённые исследования подтвердили, что листья деревьев способны задерживать на своей поверхности частички пыли и чем больше листовая поверхность, тем лучше.

2.2.Определения фитонцидной активности экстрактов – по Б.П. Токину

Изучив биологию выбранных комнатных растений, мы решили изучить их фитонцидное действие на микрофлору воздуха. С этой целью был поставлен эксперимент. (Опыт проводила Попова Татьяна)

Лабораторией профессора Б.П. Токина было обнаружено более 500 видов растений, обладающих фитонцидными свойствами. На основании многочисленных исследований было установлено время гибели простейших после бесконтактного воздействия фитонцидных растений

ОПЫТ (по Б.П. Токину)

1. В керамической ступке я растёрла листья исследуемого растения-алоэ, действие фитонцидов которого необходимо проверить.

2. Отжимаю через марлю несколько капель сока исследуемого растения.
3. В небольшой стакан (50–100 мл) помещаю комочек лесной почвы, добавляю немного воды, перемешиваем, даём осесть твердым почвенным частицам. Берём пипеткой каплю воды из стакана, наносим ее на предметное стекло и накрываем покровным стеклом. Просматриваю препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением. Можно увидеть разнообразные виды почвенных простейших организмов и их активное движение в капле воды.

4. Зарисовываю различные виды почвенных простейших, обнаруженных в препарате.(Приложение 3)Типы простейших под микроскопом.

5. Добавляю под покровное стекло каплю приготовленного сока из листьев алоэ.
6. Наблюдаю за движением простейших в течение нескольких минут.

Опыт повторяю с растениями: каланхоэ, фиалкой.

Результат наблюдений: Видимые под микроскопом простейшие погибают. Но время для разных растений различное. Вывод: экстракты растений, обладающих фитонцидными свойствами, в несколько раз быстрее губят микроорганизмы по сравнению с экстрактами нефитонцидных растений.

Опыт показал, что наиболее губительным для простейших является экстракт сока каланхоэ и алоэ. В озеленении школы необходимо исползовать фитонцидные растения.


2.3.Создание фитомодуля.

Какие растения должны использоваться для фитомодулей школ? Подобрать растения, улучшающие микроклимат помещений, можно и без предварительного микробиологического анализа. Для нашего заведения характерна низкая влажность воздуха (особенно зимой, когда работает центральное отопление) и довольно высокое содержание микроорганизмов  в нём, поэтому  важно, насколько  возможно, увеличить влажность.

.Всероссийским научно-исследовательским институтом лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) разработаны, обоснованы и апробированы специальные композиции растений – фитомодули для школ. Для создания фитомодуля школы мы выбрали имеющиеся в учебных кабинетах комнатные растения: герань зональную, алоэ древовидный, хлорофитум хохлатый, фиалкуузамбарскую, лимон Павлова, бегонию тигровую, каланхое, папоротник Венерин волос, золотой ус и др. виды.Для использования в классных комнатах рекомендуется целый ряд композиций. В качестве примера приводятся следующие 4 фитомодуля.(Приложение, таблицы3,4).

Используя данные рекомендации ВИЛАР мы подобрали его следующим образом: в композиции у нас получилось хлорофитум- 12 шт., т.к. он был в этом кабинете ранее, гибискус- 2 больших,

сансевиерия -4 шт., алоэ- 2 шт., спатифиллум- 2 шт., традесканция – 2 шт., фиалки – 2 шт., посажены мята – 2 шт., мелисса – 1 шт., каланхоэ- 1 шт., герань- 1 шт.

Результат:

Нами был составлен фитомодуль кабинета биологии нашей школы. При этом мы получили огромное удовольствие от посадки, приобретения цветов, общения с ними.


2.4. Анализ эффективности фитомодуля.

Описание метода исследования. Для получения результатов исследования нашей работы мы использовали метод анкетирования, т.е. выборочный опрос, среди учителей и учащихся.(Приложение, таблица 5).Объектом исследования являлись учащиеся младшего, среднего, старшего звена и 1/2 учительского коллектива школы. В исследовании приняло участие 45 школьника и 20 учителей. Сначала мы составили анкету, которая включает в себя 8 вопросов (Приложение 2). Результаты были обработаны статистически. (Таблица 5)

Анализ результатов: 85% опрошенных учителей на вопрос «Для чего вы разводите дома комнатные растения?» дали ответ «создание уюта и спокойной обстановки». 51% учеников старших классов ответили «создание коллекции комнатных растений. Всего 14% опрошенных учителей «создают коллекции комнатных растений». Ответ 50% учеников среднего звена можно связать с тем, что некоторые ребята компенсируют недостаток общения со сверстниками ухаживание за комнатными растениями. Для большинства опрошенныхпроцесс ухаживания за комнатными растениями занятие для удовольствия. На втором месте находиться ответ «снятие усталости и напряжения». Эту форму ответа выбрали 31% учителей. Когда занимаешься уходом за цветами, действительно улучшается настроение, пропадает чувство усталости. Главная заслуга этого принадлежит цвету растений. Зелёный – это цвет благости и жизни, цвет возрождения, цвет успокоения.60% учителей отдают предпочтение лиственно-декоративным растениям. По нашему мнению, это связанно с их нервным напряжением в течение рабочего дня. 64% учеников 1-2 классов хотят видеть в школе красиво-цветущие растения, это обуславливается тем, что ребёнку в этом возрасте ближе домашняя обстановка, а не строгие служебные помещения. Переход из уютных детских садов в школу вызывает стресс и максимальное приближение внутреннего оформление класса школы к домашней обстановке, способствует снятию напряжения.

Вывод.

Действительно, по результатам выяснилось, что учащиеся начальной школы не занимаются комнатными растениями.

Для учеников среднего звена процесс ухаживания за комнатными растениями в большей степени занятие для удовольствия, а также метод психологической разрядки.

Старшеклассники, ухаживая за комнатными растениями, получают удовольствие, тем самым сохраняют и укрепляют психологическое здоровье.

Учителя выбирают процесс ухаживания за комнатными растениями, как один из методов успокоения, разрядки, сохранения и укрепления психологического здоровья.

В заключении можно сказать, что все опрошенные хотят видеть в нашей школе комнатные растения, при этом в большей степени уделяют внимание красиво-цветущим и экзотическим растениям.


2.5.Общие рекомендации по озеленению  учебных кабинетов.

Реализуя проект для  учебных кабинетов мы разработали общие рекомендации.

 1) Чемпионом среди растений - очистителей является хлорофитум. Его желательно иметь во всех кабинетах. Специалисты Всероссийского института лекарственных и ароматических растений выяснили, что за 24 часа этот цветок почти полностью освобождает воздух от вредных микроорганизмов.

2) В школе необходимо высаживать  растения для защиты от гриппа и ОРВИ. Среди фитонцидных растений, которые хорошо уживаются в учебных учреждениях и эффективны для профилактических целей, можно назвать следующие: мирт обыкновенный и базилик. И еще - эвкалипт. Правда, иногда пугаются его размеров, но это не страшно - растение можно периодически подстригать, и оно примет удобную форму.

 Срезанные ветви также не пропадут даром: разложите их в классах, и они еще долго будут играть свою целебную роль. А как показывают результаты исследований, эта роль довольно значительна. Эвкалипт в состоянии бороться даже с вирусами гриппа А и Б.

Растения тонким ароматом своих цветков или душистых листьев могут сильно влиять на психофизическое состояние людей, стимулировать работоспособность, улучшать самочувствие. Но нужно учитывать, что приятный аромат целого ряда цветущих красавиц способен при долгом вдыхании вызвать головную боль, рвоту и обморок.

     3) Комнатная герань, или пеларгония, выделяет биологически активные вещества (цитранелловое и гераниевое  масла, а также ментол и терпентил), убивает стрептококки и стафилококки.  Но при наличие её в классах, необходимо учитывать, что у детей может возникнуть аллергия. Вместе с тем комнатные растения могут обладать нежелательными свойствами. Одни (пеларгония, примула обратноконическая, мирт, самшит) могут вызвать аллергические реакции, другие в большей или меньшей степени токсичны (диффенбахия, олеандр, молочай). Эти растения, некоторые из них даже ядовитые, должны использоваться ограничен.

     4)   Во время перерыва или урока ученик, глядя сквозь зеленые заросли,  дает отдых глазам, у него проходят напряжение и усталость. Кроме непосредственно лечебных свойств, растения (за счет своих биологических свойств) можно использовать и в эстетико-терапевтических целях. Как известно, положительные эмоции, получаемые при созерцании чего-то красивого, улучшают наше психологическое состояние. С целью украшения рекреаций в учебном заведении рекомендуется высаживать бересклет, плющ, камнеломку, спатифиллиум, пилею узколистную, пеперомию. Как показывает наш опыт, внедрение лекарственных растений в учебные заведения имеет не только оздоровительный эффект, но и способствует увеличению познавательной активности учащихся.

     5) В кабинетах биологии, географии растений должно быть как можно больше: это помогает детям при изучении каких-либо стран, при проведении лабораторных  и практических работ.

                           

Заключение

Растения в помещении не только украшают его и защищают от агрессии большого города, но и как показали исследования, выделяют более 300 летучих веществ, которые оказывают благотворное влияние на человеческий организм. Доказано, что комнатные растения обладают рядом полезных свойств: они улучшают состав воздуха, так как выделяют кислород; улавливают пыль, газы, дым; многие виды выделяют вещества (фитонциды), которые убивают микробы, а ароматы растений снимают у людей стрессовые перегрузки.

В проведенном исследовании нам  удалось достигнуть поставленной цели.

Гипотеза нашего  исследования подтвердилась: действительно, правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения, помогают создать здоровье-сберегающую среду в помещении, оказывая положительное влияние на физическое состояние человека, создавая психологически благоприятную среду, улучшая настроение, придавая помещению своеобразный колорит и  определенный комфорт.

Научный подход к расположению растений в интерьере школы позволит грамотнее подойти к оформлению кабинетов,пришкольной территории, что может способствовать оздоровлению обучающихся и созданию комфортной обстановки в учебных помещениях.

Задачи, направления работы, которые поставили перед собой вначале планирования работы, нами выполнены. Исследован состав воздуха на пришкольной территории. Был проведен опрос учащихся. Исследованы фитонцидные свойства растений и их влияние на элементы загрязнения помещений. Для  учебных кабинетов мы разработали общие рекомендации.

Реализуя проект, мы узнали много нового о роли комнатных растений в жизнедеятельности человека, начали работу по составлению у себя дома уголков фитодизайна, создали фитомодуль кабинета биологии с учётом полезных свойств растений.

Наметили дальнейшую работу:

- озеленение школы;

- продолжить работу по дальнейшему отделению спортивной площадки от окон учебных помещений полосой зеленых насаждений, за счет новых посадок, взамен вырубленных.

- расширить защитную полосу на границе территории, а также со стороны автомобильной дороги, за счет посадки деревьев.

- во дворе школы высадить больше деревьев хвойных пород, обладающих бактерицидными и фитонцидными свойствами.

- со стороны автомобильной дороги желательно посадить акацию белую или желтую и березу, так как именно эти породы деревьев являются лучшими поглотителями свинца и наиболее устойчивы к загрязнению воздуха газами.

- при озеленении учебных кабинетов учитывать разработанные нами рекомендации.

- выступление на родительском собрании с целью пропаганды полученной

информации и привлечения к совместным проектам;

- знания о комнатных растениях нужны также и детям. Для этого необходимо проводить классные часы, диспуты, викторины, беседы  с целью изучения видового состава комнатных растений, подготовить краткие описания их свойств, научить обучающихся правилам ухода за ними

В ходе проекта мы пришли к выводу, что необходимо не только проводить исследования по данному вопросу, но и использовать его в практическом значении – выращивать растения с полезными свойствами, создавать на их основе фитомодули в кабинетах нашей школы и рекреациях, которые смогли бы улучшить микроклимат в школе. Такова наша перспектива на ближайшее время. В дальнейшую работу по этой проблеме мы планируем вовлечь родителей учащихся с целью оказания помощи в приобретении различных растений.( кипарис, сосна, ель, лимон и др.)

Трудно представить, как смог бы жить человек без комнатных растений, особенно дождливой осенью, зимой, когда деревья лишены листьев, земля скована морозом. В это время, когда природа спит крепким сном, человек особенно тянется к зелени, цветам.
На протяжении всей истории человеческого общества цветущее растение – этот хрупкий  и быстротечный  облик живой природы – всегда украшал жизнь людей. Ни мебель, ни картины так не украшают помещение, как декоративные комнатные растения. Они радуют наш глаз, напоминают о великолепии весны, тепла  дыхания лета и блистательности золотой осени, впечатляют своими живыми и сочными красками. Что может быть прекраснее? А прекрасное и хорошее настроение, как нам известно, всегда рядом, и здоровье неотделимо от прекрасного (Цицерон Марк Туллий «Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья» Наполним же свой «дом» живой красотой, сделаем каждодневным счастьем общение с природой.

Народная мудрость гласит: «Если в доме цветы – значит, нет в нём беды»

 Желаю всем беречь растения и ухаживать за ними, и помните, что растения в классах – не только для уюта, но и для здоровья.

         








Список использованной литературы:


  1. Блинкин С. А., Рудницкая Т. В. Фитонциды вокруг нас. М. «Знание», 1981 г с8.

  2. Ведеревский Д.Д. Фитонцидные особенности растений – главнейший фактор специфического иммунитета к инфекционным заболеваниям // Материалы IV Совещ. по проблеме фитонцидов (Киев, 3-6 июля 1962 г.): Тез.докл. Киев, 1962. С. 16-18.

  3. Верзилин Н «Путешествие с домашними растениями», Москва:Педагогика-прес, 1995г

  4. Гродзинский А.М.  Фитодизайн и фитонциды. – К.: Наукова думка, 1973.

  5. Гродзинский А.М.  Экспериментальная аллелопатия. – К.: Наукова думка, 1987.

  6. Журнал «Биология»,2001,№8,7.

  7. Казаринова Н.В., Ткаченко К.Г. Здоровье дарят комнатные растения. СПб., Нева, 2003

  8. Токин Б.П. Целебные яды растений. М.:1980.

  9. Цыбуля Н.В. Действие летучих выделений мирта обыкновенного (Myrtuscommunis L.) на бактерии воздуха в зависимости от сезона и от площади листьев // Сибирский биол. журн. 1993. №5. С. 91-93.

  10. Цыбуля Н.В., Казаринова Н.В. «Фитодизайн как метод улучшения среды обитания человека в закрытых помещениях» // Растительные ресурсы. 1998. №3. С. 11-129.





1от 21.11.2011 N 323-ФЗ


2Новая иллюстрированная энциклопедия, Москва ООО «Мир книги» научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2005год, стр.87

3Токин Б.П. Целебные яды растений. М.:1980.стр 9-10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!