СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "За бережное отношение к русскому языку!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  проекте ученица представила результаты  исследования  проблемы бережного отношения к русскому среди учащихся школы. Провела классифицикацию словесного "мусора". Итогом проекта стала школьная акция " Долой словесный мусор!"

Просмотр содержимого документа
«За чистоту русского языка»



«За бережное отношение к русскому языку»














Автор: Позднякова Зинаида

Руководитель: Долгих Татьяна Васильевна

учитель русского языка и литературы








3

1.1. Актуальность и обоснование значимости проекта

Я считаю, что в наше время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство не  только у специалистов, но и у всех, кто любит свою родину, а значит – и свой язык.

Косноязычие, небрежность, неточность в подборе слов для выражения мысли поразительны, мы употребляем слова, даже не задумываясь об уместности их употребления.  На страницы периодической печати, массовой литературы, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие нелитературные средства: кусок, стольник, лимон, зеленые, баксы, отмывать и т. д. Общеупотребительными даже в официальной речи стали слова: тусовка, тусоваться, разборка, беспредел. Популярным у молодежи стало слово "безумно”, не всегда правильно отражающее смысл: "торт безумно вкусный”, "фильм безумно трогательный”, "она мне безумно приятна”. Не менее яркой чертой сегодняшнего языкового развития можно считать и засорение речи заимствованиями. Заимствования стали не просто модными словечками в речи школьников: сленг (жаргон), паблисити (реклама),  шоу (зрелище), дисплей (экран), хит (шлягер), а необходимыми. Разве в нашем языке недостаточно  ясных, чистых слов, понятных каждому человеку, которые не требуют замены?

Вот почему  актуальной становится проблема сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, бережного к нему отношения.

5 2.Что такое словесный мусор? От чего нужно очистить великий и могучий

«Мусор – это отходы, сор», – читаю я в словаре Ожегова и Шведовой. Читаю и думаю. Мусор бывает разный: бытовой – тот, что мы выбрасываем каждый день, промышленный – которым щедро одаряют предприятия, фабрики и заводы. В том числе и словесный мусор. «А это что такое?» То, что выбрасывает наша речь? Почти угадали! Это лишние слова, которые, подобно тому, как обычный мусор вредит здоровью нашей природы, буквально давят на горло нашей речи. Вот только она, горемычная, не может так легко, как фантик от конфеты, выбросить их. Экологическое состояние русского языка всё ухудшается с каждым днём. Что же это за мелкие вредители? Это жаргон, это слова-паразиты, это вычурные заимствования, это, конечно, искалеченные слова, употребляемые безграмотно. Пора знать врагов, как говорится, в лицо! Позвольте же мне их представить…

Великий и могучий «базар»

Что такое жаргон? Это искаженная, неправильная речь. Разве такая речь не тот самый мусор, о котором мы ведем разговор?! Даже язык не поворачивается назвать жаргон этим красивым звучным словом – «речь». Как же мы допустили вторжение в «великий русский язык» этих слов, употребляемых людьми узкого круга?.. Ведь это, по сути дела, побег! А значит, пора бить тревогу?! Словечки, вроде «шухер», «отпад», «косяк» не спешат возвращаться из лексикона современной молодёжи на своё законное место.

Я считаю, что «болезнь сленга» — это все-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным…








«Типа» паразитов


«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде: «типа», «например», «как бы», «это самое», «собственно», «ну..», «так сказать», «как сказать», «понимаешь», «а именно» и других.

Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

Иногда «слова-паразиты» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом

7

Школьникам был задан вопрос: «Какую привычку вы считаете самой плохой?». Наряду с курением, ленью, привычкой опаздывать и грызть ногти одним из самых частых был ответ о том, что плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты.

Слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну. Если кто-то имеет такую привычку, советую срочно провести генеральную чистку и дезинфекцию своей речи.















Скверное слово

Слово – дело великое. Великое, потому

что словом можно соединить людей и

разъединить их, словом можно служить

любви, словом же можно служить вражде и

ненависти.

Л. Н. Толстой

В наше время вопрос о проблеме сквернословия очень актуален. Ведь один из компонентов общей культуры человека – это речевая культура, интеллект и мысли. А выражать свои мысли мы можем только с помощью слов. Но сегодня мы все чаще слышим бранные и вульгарные выражения, которые наши предки использовали лишь тогда, когда вызывали злых духов.

С абсолютной уверенностью можно сказать, что большинство подростков и взрослых, употребляющих в своей речи бранные слова, даже не догадываются, как ужасно влияние произносимых ими слов.

Что такое сквернословие?

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, нецензурная лексика.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни

9

человека. Ведь слово – не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень

многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Заимствования

«Вау», «окей», «ес», «шопинг», «бой-френд», – знакомо звучит, не правда ли?Эти никчемные, неоправданные заимствования – ещё один хлам, от которого наш язык руками и ногами пытается отмахнуться. А мы всё пичкаем этим мусором свою речь, как будто она резиновая! Такого рода заимствования – сор, очередной пакостный сор. А мы этого не видим. Или, скорее, не хотим видеть. Да, заимствования, в отличие от жаргонизмов и варваризмов, являются куда более уважаемым пластом лексики русского языка – бесспорно. Но ведь заимствования и бездумная иностранизация речи – это разные вещи! Работая над темой проекта, я пришла к выводу, что многие заимствованные слова действительно необходимы для определения новых явлений и предметов или для более точного описания явлений, которые изменили свой характер в связи с изменениями в обществе. К таким словам мы можем отнести «бестселлер», «брифинг», «компьютер», «сайт», «принтер», «файл»…

Эти слова прочно вошли в русский язык и закрепились в нём, потому что не имеют русских аналогов. Я убедилась, что невозможно полностью отказаться от использования заимствований, но мы должны помнить о разумном и умелом использовании их в нашей речи. Очень много заимствованных слов, которые а) не имеют никакого смысла; б) имеют аналоги в русском языке.

Использованием заимствованных слов, которые считаются престижными, но без которых можно обойтись, злоупотреблять не нужно, потому что они не только «засоряют» нашу речь, но и затрудняют формирование уважения и любви к нашему родному «великорусскому языку».

Именно язык позволяет нам чувствовать себя нацией, даёт нации название.







15

3.Социологический опрос


В школе был проведён социологический опрос, чтобы выяснить, как ребята относятся к проблеме бережного отношения к своему языку.

Обучающиеся 9 и 11 классов ответили на вопросы анкеты. И вот какие данные мы получили:

1. Считаете ли вы, что мы должны бережно относиться к своему языку?

100% - да

2. Что значит, с вашей точки зрения, бережное отношение к языку?

55% - не употреблять жаргоны, слова-паразиты, излишние заимствования;

45% - не выражаться нецензурно;

3. Часто ли вы употребляете в своей речи слова, не относящиеся к нормативной лексике?_ жаргоны, просторечия_

70- да; 30- иногда

4. Раздражают ли вас слова, не относящиеся к нормативной лексике?

45% - нет;

43% - да;

12% - не все;

5. Кто, на ваш взгляд, говорит правильно?

100% - учителя русского языка и литературы;


В опросе участвовало 10 человек. Из опроса я выявила, что к русскому языку надо относиться бережно, т. е. не засорять свою речь жаргонами, словами- сорняками, неоправданным заимствованием. Хотя ребята и используют ненормативную лексику, но в определённых обстоятельствах, в кругу своих сверстников. Учеников сколько раздражает, столько и не раздражает ненормативная лексика. На взгляд учеников, правильно говорят учителя и родители.

4.Пути решения проблемы

Мы провели в школе Ребята предлагали свои пути решения проблемы засорения языка. И вот они, наши оригинальные пути решения:

1 . Ввести закон о сохранении родного языка

2. Штрафы за нецензурную лексику

3. Больше читать

4. следить за речью



5.Методы самостоятельного совершенствования речевой культуры

Я считаю, что главная роль в деле сохранения родного языка и бережного к нему отношения принадлежит самому человеку.

Для того чтобы состояние языка не вызывало тревоги, каждый человек должен постоянно думать над тем, что он говорит.

Никакие федеральные программы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в смысл своих слов.

Даже самый полный курс культуры речи не может дать ответы на все вопросы. Язык настолько богат, что его невозможно описать в одном учебнике. Значит, необходимо постоянно заниматься развитием своей речевой культуры, постижением глубин русского языка.

Для этого можно использовать следующие методы:

  1. чтение классической художественной литературы (это самый главный и эффективный метод);

  2. внимательное изучение нужных разделов в грамматических справочниках;

  3. использование словарей;

  4. обращение за консультацией к филологам;

  5. запоминать стихотворения, афоризмы;

  6. избегать общения с людьми, которые злоупотребляют жаргонами и сквернословием;










18


6.Заключение

Трудно переоценить роль русского языка, как в жизни отдельного человека, так в жизни всей нашей большой страны. Она поистине огромна: русский язык объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности, задает направления научным исследованиям, он поддерживает, растит и оживляет наше самосознание.

Понимание этого заставляет всех нас более бережно и заботливо относиться к общей культуре родного слова и помнить о необходимости совершенствования собственной речи. Нужно каждому воспитывать в себе вкус к правильному языку.

В процессе работы над темой исследования я осознала еще глубже, уяснила для себя, что правильная, безошибочная речь – лучшая характеристика образованного человека. И поэтому, насколько позволяет мне возраст, мои знания, силы, я буду пропагандировать в школе и среди моих сверстников великое русское слово.

























19



Литература

  • Ахматова А.А. Сочинения в двух томах. М. Издательство «Правда». 1990.

  • Будагов Р.А. Как мы говорим и пишем. – М.: Изд-во МГУ, 1988

  • Газета «Первое сентября» №14, 2003

  • Гаряев П. «Волновой генетический код»

  • Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. «Просвещение». 1989.

  • Ивлева А.Р. Роль заимствований в лексике современного русского языка. Ростов-на-Дону. Культура. 2003.

  • Кожин А.Н. О культуре речи. М.; «Знание», 1981.

  • Тексты для сочинения- рассуждения из различных сборников для подготовки к ЕГЭ

  • Успенский Л.В. Культура речи (Размышления писателя). М., «Знание», 1976.











20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!