СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Жизнедеятельность Агвана Доржиева»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Учение Будды особенно отличается своим состраданием. Необходимость действовать ради блага живых существ, невзирая на свои жизни, является нашей платой за то, что мы являемся буддистами». Агван Доржиев.

В последнее время проявляется огромный интерес в исторической науке и общественной жизни, к отдельной личности и её роли в истории. Биографии выдающихся людей являются неотъемлемой частью культурного наследия бурятского народа.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Жизнедеятельность Агвана Доржиева»»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02

ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru








ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

Тема «Жизнедеятельность Агвана Доржиева»

Секция «Гуманитарная»

Автор: Петров Кирилл Алексеевич 7 класс

Руководитель: Абидуев Вячеслав Бато-Мунхоевич учитель русского языка и литературы





















Оглавление



  1. Введение

  2. Личность в бурятской культуре и буддизме

  3. Биография Агвана Доржиева

  4. Личность Агвана Доржиева в автобиографическом сочинении.

  5. Заключение 

  6. Приложение

  7. Список литературы 




























«Учение Будды особенно отличается своим состраданием. Необходимость действовать ради блага живых существ,
невзирая на свои жизни, является нашей платой за то, что мы являемся буддистами».
Агван Доржиев.

В последнее время проявляется огромный интерес в исторической науке и общественной жизни, к отдельной личности и её роли в истории. Биографии выдающихся людей являются неотъемлемой частью культурного наследия бурятского народа.

Автобиография Агвана Доржиева представляет собой важнейший источник для изучения его личности, жизни и деятельности, мировоззрения и взглядов на происходящие на рубеже XIX - ХХ вв. события. Автор в своём сочинении отмечает, что биографии многими путями всегда через знание и сострадание приносят великую пользу Учению и живым существам. Даже от простого созерцания их, проистекает вера и почтение.

«Предание о кругосветном путешествии», её великолепная стихотворная аллитерированная форма, изложение материала и её язык является подтверждением незаурядности и одарённости личности Агвана Доржиева и может считаться одним из шедевров бурятской литературы.

Эта работа также представляет собой ценный материал по истории Бурятии. Изучение биографий великих исторических личностей помогут в глубоком понимании истории Бурятии и всей России.

Благодаря прекрасной памяти, гибкому уму, Агван Доржиев овладел многими языками.

Цель данной работы: выделить личностные качества Агвана Доржиева как политика мирового масштаба и истинного буддиста.

Задачи исследования:

  • выяснить идеал личности в буддизме, в бурятской культуре;

  • сопоставление личности А. Доржиева как героя произведения и как личности в реальной жизни.

Методы исследования:

  • изучение специальной литературы; анализ произведения; сопоставление.

Личность в бурятской культуре и буддизме

Личность, возникающая в культуре монголоязычного народа Байкальского региона, требует особого подхода. Прежде всего, она не может существовать вне коллектива, в котором она получает статус личности. Коллектив включен в природное, космическое целое, в котором все рождающиеся оказываются проявлениями стихий жизненных сил.

В понятии «личность» отражается социальная сторона бытия человека. Жизнь человека неотделима от природы.

Озеро Байкал, вокруг которого живет бурятский народ, можно считать центром экологической ниши Байкальского региона. Здесь особое сочетание физических полей, обусловившее интенсивность всех обменных процессов, как в недрах земли, так и на её поверхности. Здесь сошлись степи и леса, многочисленные виды флоры и фауны. Все это не могло не оказать специфического влияния и на живущего здесь человека.

В ламаизме идеалом личности был провозглашен ботхисаттва. Его и стали именовать ламой.

Подлинный лама считается воплощением всего, что в высшей степени присуще Будде. Поэтому авторитет ламы был беспрекословен, ибо само слово «лама» по-тибетски означает «Ыа» - высокая, «тю» - личность.

Культ ламы отождествлялся с культом Будды. Лама - это учитель, который заботится о нашем спасении. Таким образом, личность ламы в буддизме является Абсолютом.

Буддизм обращается к отдельному индивиду, к его духовному миру, интересам и потребностям.

Духовный мир человека нуждается в моральных спорах. Эти моральные споры индивиду, личности предоставляет буддизм. Целью существования личности в буддизме является выход из земного, из кармических странствий души. Карма - уйлын ури - чисто понимается как судьба, как кара или награда за грехи и добродетели.

Биография Агвана Доржиева

В 1853году Агван Доржиев родился в селе Хара-Шибирь (ныне Заиграевский район Республики Бурятия). Был хувараком в Шолотском Дацане, с. Шолоты, ныне Заиграевский район Республики Бурятия. В 1872 в 19-летнем возрасте покинул Забайкалье и отправился паломником в Монголию и Тибет. Учился в Урге (совр. Улан-Батор) и в знаменитом Гоман-дацане при монастыре Дрепунг (один из трёх главных монастырей Лхасы). Получил блестящее богословское образование, имел высшую философскую учёную степень хларампа (цанньид кхенпо хларампа / цаннид хамба лһарамба).

Личность Агвана Доржиева в автобиографическом сочинении.

В 19 веке буддизм набирал силу, огромные дацаны появлялись в Забайкалье. Многие буряты совершали паломничество в Тибет. Уже будучи взрослым человеком, Агван Доржиев, отказавшись от мирской жизни, руководствуясь, очевидно, мыслью о своем предначертании или призвании, покидает родину и отправляется в далекий Тибет.

О годах, проведенных на родине А. Доржиев отмечает, что он из-за плохой кармы «был обречен на жизнь простого обывателя». По его мнению «это была жизнь, проведенная без всякого рода бесполезными делами». Отказавшись от обывательской жизни, он принимает решение посвятить свою жизнь учению Будды.

В выборе жизненного пути на Агвана Доржиева оказали встреча с ученым, духовно совершенным Бандидо Чойжалом, поездка в Ургу, где принимает обет мирянина, большую роль сыграли наставления отца и книги. И с благословения отца, несмотря на уговоры близких и знакомых, он отправляется в «кругосветное путешествие», длиною в человеческую жизнь, полную опасностей, трудностей, о которых автор мемуаров старается не говорить. Следует отметить чрезвычайную скромность Агвана Доржиева. Обо всех своих достижениях, об опасностях он говорит как об обычных явлениях.

По сознательной доброй воле принимает обет безбрачия, строго соблюдает образ жизни цаннитского ламы, посвятив всю свою жизнь изучению буддизма, остается верным своим идеалам до конца своей жизни. Согласно духовному обету, он относился к окружающим исключительно с уважением, выражая свое человеколюбие, равенство людей. До последних своих дней он оставался со своим народом, он жил и творил среди народа.

Чтобы попасть в Тибет, надо было не только глубоко и искренне верить, но и обладать недюжинным здоровьем и силой духа. Он преодолел не только этот опасный и трудный путь, но и овладел выдающимися духовными способностями. Благодаря личному обаянию и смекалке, трудолюбию и настойчивости, сдает экзамен на степень доктора буддийской философии, занимает высокое положение учителя-наставника Далай-ламы.

А. Доржиев, имея очень большое влияние на Далай-ламу, склонял его к прорусской ориентации.

Постепенно он становится одной из главных фигур, определивших политику в Центральной Азии начала 20 столетия. Таинственность, которой была окружена его личность, давала возможность предполагать, что он тайный российский агент. Но до конца 19 века между Россией и Тибетом не существовало никаких политических связей. Честь установления их принадлежит Доржиеву, обладавшему тонким политическим чутьем. Отсюда следует, что он был личностью большой выдержки, стойкой и целеустремленной.

Руководителем и идеологом тибетской миссии в России является Доржиев - опытный политик. Но об этом в мемуарах в силу скромности автора умалчивается.

В 1904 году англичане объявили об огромном - 10 тысяч рупий - вознаграждении тем, кому удастся доставит им живого или мертвого Доржиева. А. Доржиев пишет: «Я остановился на один день в Рангпуре для того, чтобы сесть на поезд. Там я увидел листовку, наклеенную рядом с моей фотографией, которая гласила: Кто принесет голову Доржиева, тот получит десять тысяч рупий». И хотя это напугало меня, я доехал без происшествий». Из устных источников мы знаем, насколько опасной была эта ситуация. Она могла стоить его жизни. Агван Доржиев пережил опаснейший момент своей жизни.

В Пекине британцы впервые увидели Далай-ламу и А. Доржиева, который произвел на них большой впечатление. «Он был крепким, жизнерадостным монахом, - писал англичанин Фридерик О'Коннор, - обычного обличья, в возрасте 45 лет, разговорчивым собеседником и, очевидно, волевым человеком. Он разговаривал по-русски и по тибетски одинаково хорошо и мог таким образом беседовать как с Коростовиом (русским дипломатом), так и со мной. Это была любопытная встреча ... Он со своей стороны, был совершенно раскрепощен и весело поддерживал беседу». Некий современник, оставшийся неизвестным, лично знавший Доржиева, придерживался мнения, что «просвещенность, энергия и к тому же живость его ума ... уготовили ему судьбу великого государственного деятеля, или великого авантюриста».

Буддизм играл большую роль в развитии духовной культуры бурят. А. Доржиев лично принимал участие в развитии народного образования. Приобретал на сои собственные средства большое количество религиозных книг, медицинскую литературу. Вся его деятельность связана с приобщением подрастающего поколения к буддийской философии, воспитание и обучение его на основе духовных ценностей, почитания старших, стремление к знаниям, ненасилие. Будучи человеком своего времени, он видел развитие образования сквозь религиозную призму. Старался обогатить традиционное буддийское обучение достижениями европейской науки, предлагал изучать ламам культуру и науки Европы. Под его руководством строились дацаны, открывались различные факультеты при дацанах, функционировали библиотеки, работали типографии, где издавались священные книги. Всему миру известен «Атлас тибетской медицины», который был приобретен на личные средства А. Доржиева и подарен Ацагатскому мамба-дацану. Агвану Доржиеву принадлежит заслуга в открытии вместе с хамба-ламой Ч. Юролтуевым Ацагатского мамба-дацана.

В 1919 году храм подвергся разграблению красноармейцами: пропали сотни бронзовых и позолоченных бурханов, серебряные жертвенные чаши, вазы, мебель, дверные ручки, шпингалеты, драпировки из китайской парчи, личные вещи лам, разбита статуя Будды, сожжены уникальная библиотека тибетских манускриптов и огромный архив Агвана Доржиева, посвященный взаимоотношениям России, Тибета, Англии и Китая, собиравшийся на протяжении 30 лет. Доржиеву удалось реставрировать храм, несмотря на царившую в стране разруху.

На обратном пути из Калмыкии А. Доржиев был схвачен и помещен в Бутырскую тюрьму. Тюремные надзиратели были похожи на владык смерти. Невыносимые условия приводили к печальным мыслям. Но по-настоящему была ужасна тюрьма греховного круга существования. Из этой тюрьмы можно было выбраться, но трудно освободиться из тюрьмы сансары.

Он понимал, что его политическая деятельность требовала от него действий, не совместимых с буддийскими канонами, но она была необходимостью того времени. Но он никогда не забывал главного своего предназначения - помощи простым людям. «Я думаю о том, как важна оказалась моя работа по подготовке себя к освобождению от греховного круга».

Агван Доржиев был искренен в своих заблуждениях. В своей работе он признается, что потерпел поражение. «Причина, по которой я, странник, путешествовал по свету, заключалась, можно сказать, в моём желании хоть немного помочь Учению. «У нас, буддийских монахов, мало желаний и мы довольствуемся малым, даже когда нуждаемся в помощи».

Деятельность Агвана Доржиева была действительно многосторонней. В бурной деятельности во имя своей родины, своего народа ему помогали его личностные качества: целеустремленность, религиозное самосовершенствование, высокий интеллект, героические усилия силы воли. Эти качества личности, действительно уготовили ему судьбу великого общественного деятеля и буддийского лидера. Личность его была благородной, человеколюбивой. Он был «гражданином мира» и носителем традиций своего народа, связующим звеном взаимодействия двух культур Востока и Запада.

Агван Доржиев - ученый богослов, достигший высшей степени, своим личным примером хотел показать, что буддизм есть учение об освобождении от незнания путем познания, достижения высшего интеллектуального разума. Он видел в буддизме главную нравственную силу, способную объединить бурят, создать единую нацию.

Смысл личности в буддизме - в постоянном осветлении, совершении добрых деяний во имя вечного.

Анализируя автобиографию Доржиева, следует отметить, что между строк высвечиваются нужные в его понимании деяния, но как буддист он умалчивает многое. В его скупой строке выслеживается тактика тончайшего дипломата. Слово, которое стоит очень дорого.

Произведение Агвана Доржиева «Предание о кругосветном путешествии» подтверждает незаурядность, одаренность автора.

Отсюда следует, что А. Доржиев был идеалом человека в культуре Востока - личностью, в котором гармонично сочетались божественная природа Будды и высокие человеческие качества. Эта личность живет в мире людей, но сущность её божественна. Она посвящена небу, но неразрывно слита и со своим народом. И этот идеал сохраняет притягательную силу и поныне.

Последние годы жизни Агвана Доржиева неразрывно связаны с общественно-политическими реалиями 1930-х годов в жизни нашей страны. Я выбрал именно эту тему, т.к. считаю недостаточно раскрытой.

Вообще последние годы жизни Агвана Доржиева описаны у Шираба Чимитдоржиева, В. Бараева, у Андреева в книге «Буддийские святыни Петрограда» и многих других исследователей. Вместе с тем во всей этой литературе недостаточно освящены такие моменты: мотивы его переезда к себе на Родину, отношение к Советской власти, его отношение к своей судьбе (карме), изменились ли его взгляды в конце жизненного

Основным источником информации стали архивные документы, которые находятся в доме-музее Агвана Доржиева при Ацагатском дацане, также газетные материалы, посвященные Агвану Доржиеву, специальная литература исследователей жизнедеятельности Агвана Доржиева.

Последние годы жизни и деятельности Агвана Доржиева (l930-1938г.г.) были связаны с трагическими событиями 30-х годов, годами массовых репрессий. Репрессии обрушились на буддийскую, православную, старообрядческую и другие конфессии.

В этих условиях Агван Доржиев решительно выступал против политической компрометации религии, считая, что борьба с пороками ламства не должна отрицать религию, отметать все ценности буддийской философии.

Осенью 1937 г. пока шли аресты, А. Доржиев проживал в поселке Ольгино под Ленинградом вместе с прислуживающим ему ламой Д. Жимбиевым. Можно представить себе состояние Доржиева, на глазах которого уничтожалось все дорогое, ради чего он жили трудился: была ликвидирована Тибетско-монгольская миссия, был закрыт Буддийский храм, арестованы его служители - высокообразованные ламы. Агван Доржиев остался один, а скорее всего был искусно изолирован властями. Уже не было в живых многих старых друзей-востоковедов.

В 1935 году также в Ленинграде при загадочных обстоятельствах умер ганжирва-гэгээн Данзан Норбоев (являющийся вторым лицом В миссии и дацане). И тогда Агван Доржиев принимает решение покинуть Ленинград и вернуться на родину, в Бурят-Монголию. Сейчас неясны в полной мере причины его приезда в республику, мы можем предположить, что здесь сказался, прежде всего, преклонный возраст, который по национальным традициям призывает провести последние годы на родной земле. Возможно, сказалась нетерпимая обстановка в Ленинграде к «врагам» Советской власти, среди которых было и духовенство. Из Ленинграда он выехал в сопровождении Дугара Жимбиева в конце октября 1937 года, а в Улан-Удэ прибыл 2 ноября и поселился в местности Ацагатский аршан, здесь в том же месяце был арестован.

В ноябре 1937 года 85-летний Доржиев арестован в Бурятии.

В 1938 Агван Доржиев скончался в тюремной больнице города Улан-Удэ. Место захоронения неизвестно. В этом же году Буддийский храм в Санкт-Петербурге был закрыт, и его здания стали занимать различные учреждения: физкультурная база, радиостанция (именно отсюда шло вещание на осаждённый Ленинград, когда была разрушена станция в Колпине), лаборатории Зоологического института. В 1990 году храм был возвращён верующим.

Дань памяти «Санкт-Петербург»

14 июля 2004, на 150-летний юбилей рождения Агвана Доржиева, была открыта посвященная ему памятная доска работы архитектора В. Бухаева и скульптора Д. Намдакова на внутренней стене петербургского буддийского храма. К этому событию было также приурочено разрушение мандалы монахами монастыря Дрепунг Гоман (Карнатака, Индия) и лекция специального гостя юбилея Роберта Турмана в СПбГУ.

Заключение

Таким образом, в результате исследования установлено, что Агван Доржиев является одним из лидеров национального движения бурят-монгольского народа. В связи с непредвиденными обстоятельствами на склоне лет (ведь ему исполнилось к тому времени 84 года) он спокойно отнесся к заключению и к тяжелейшим допросам, т.к. он чувствовал приближение смерти. Смерть для него является переходным этапом из одного состояния к другому миру, к нирване. В существующей литературе утверждается, что он якобы признался «Я ненавижу Советскую власть» под большим давлением. Как мог истинный буддист испытывать ненависть ко всему, т.к. слово «ненависть» не приемлемо по отношению к буддийской философии.

Для меня Агван Доржиев был человеком поистине удивительной судьбы, свидетелем и активным участником многих бурных событий рассматриваемого нами периода. И он прошел большой и яркий жизненный путь, оставив заметный след в истории не только Бурятии и всех монголоязычных народов, но и в истории России, Тибета, да и всей Центральной Азии.






Приложение





Список литературы

Ангаева С. п. Буддизм в Бурятии и Агван Доржиев. Улан-Удэ, 1999.

Андреев АЯ. Буддийская святыня Петрограда. У-У дэ, 1992.

Архивные документы. Страницы жизни Агвана Доржиева.

Бараев В. Хамбо-лама. «Вперед», 21 января 1993.

Дамдинов А.В. Агван Доржиев. Дипломат, политический, общественный и религиозный деятель. УУУдэ, 1999.

Неизвестные страницы истории Бурятии /из архивов КГБ/. У-Удэ, 1991.

Шираб Чимитдоржиев. Агван Доржиев. Выдающийся религиозный и общественно-политический деятель, ученый и дипломат. «Буряад Унэн», 2004, N2 115.

Шираб Чимитдоржиев. Последние месяцы жизни Агвана Доржиева. Бурятия, 1999, N211.

Заятуев Г-Н. Цанид-хамбо Агван Доржиев. У-Удэ, 1991 .

Митыпова г.с. Ацагатский дацан 1925-1937 гг., У-Удэ, 1995.

Морохоева З. П. Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск, 1994.

Предание о кругосветном путешествии или повествование о жизни Агвана Доржиева. У-Удэ, 1993,

Страницы из жизни А. Доржиева под ред. Нимаева Р.Д., У-Удэ, 1994 г., С.114.

Чимитдоржиев Ш.Б., Михайлова Т.М. Выдаюшиеся бурятские деятели. У-Удэ, 1994, С.144

Чимитдоржиев Ш.Б. Выдающиеся деятели - выходцы из хори-бурят. Очерки. У-У дЭ, 2001.

Интернет-ресурсы:

https://dharmasite.ru/datsan/history/agvan-dordziev-bio































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!