СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектирование и использование учебных кейсов по обществознанию, как средство социализации учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа.

Просмотр содержимого документа
««Проектирование и использование учебных кейсов по обществознанию, как средство социализации учащихся»»



Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»


Гуманитарный факультет

Кафедра теории и методики истории и обществознания





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методика обучения обществознанию»


Тема: «Проектирование и использование учебных кейсов по обществознанию, как средство социализации учащихся»



Выполнила:

студентка 4 курса группы ИО-20-з

направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки),

профили «История» и «Обществознание»

Карманова Елизавета Евгеньевна


Научный руководитель:

Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и методики истории и обществознания

Малявина Галина Ивановна




Оценка «_____________»

Подпись _______________





Ставрополь, 2023



Содержание


Введение 3

Глава1. Теоретические аспекты социализации обучающихся посредством использования проектирования и кейс-технологий на уроках обществознания 6

1.1. Социализация обучающихся: понятие, проблемы, специфика 6

1.2. Особенности применения проектирования на уроках обществознания как средства социализации…………………………………………..………………11

1.3. Кейс-технологии и их использование на занятиях в целях

повышения уровня социализированности……………………………………..15

Глава2. Опытно-экспериментальная работа по использованию проектирования и учебных кейсов на занятиях по обществознанию,как средства социализации обучающихся……………………………………….18

2.1. Диагностика уровня социализированности обучающихся 18

2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы 22

Заключение 32

Список источников и литературы……………………………………….…..35

Приложение………………………………………………………..……………39









Введение

Современные реалии образовательной действительности характеризуются качественными и количественными изменениями. Данная тенденция, вызвана, в первую очередь, информатизацией и гуманизацией образовательного процесса, использованием информационно-коммуникационных технологий и разнообразных инновационных методик организации познавательной деятельности обучающихся. Опираясь на требования нормативных документов, таких как Федеральный закон «Об образовании», Федеральный Государственный образовательный стандарт, Профессиональный стандарт педагога, учитель сталкивается с рядом трудностей, которые обусловлены первостепенной задачей реализации мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологий обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений.

Современный педагог в рамках своего предмета не только сообщает знания, объясняет фактологический материал, но и способствует всестороннему развитию личности обучающихся, их включению в систему сложных общественных отношений. Выпускник, помимо определенного количества знаний по тому или иному предмету, должен уметь ориентироваться в быстро меняющихся условиях социальной действительности, нестандартно действовать при решении тех или иных проблемных ситуаций. Поэтому первостепенной задачей учителя становится активизация познавательной деятельности обучающихся, создание ситуаций успеха и формирование алгоритма действий в тех или иных жизненных и профессиональных реалиях.

Таким образом, первостепенной и целесообразной задачей

воспитательной и образовательной деятельности педагога становится поиск качественно новых технологий, форм и методов социализации обучающихся сообразных стремительно меняющейся социальной действительности.

Проблема исследования заключается в рассмотрении влияния проектирования и использования кейс-технологий на занятиях по обществознанию как одного из средств социализации подростков, создании ситуаций успеха для обучающихся, имеющих низкий показатель социализированности, включения их в систему многоаспектных социальных отношений, которые могут быть реализованы как отношения между человеком и обществом; индивидов как представителей социума, элементами, подсистемами внутри общества; индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций.

Объект исследования - средства повышения социализированности обучающихся.

Предмет исследования - использование кейс-технологий и проектирование на занятиях по обществознанию как средства социализации обучающихся.

Цель работы - на основе анализа полученных данных обосновать актуальность проектирования и использования учебных кейсов как средства социализации обучающихся в процессе обучения обществознанию.

В соответствии с объектом и предметом, были выдвинуты следующие задачи:

  1. Рассмотреть и охарактеризовать процесс социализации, выявить его проблемы и специфику.

  2. Охарактеризовать особенности применения проектирования на уроках обществознания как средства социализации учащихся.

  3. Проанализировать использований кейс-технологий на занятиях в целях повышения уровня социализированности обучающихся.

Научно-практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы, варианты проектных заданий, а также комплекс учебных кейсов могут использоваться в преподавании обществознания учителями в рамках уроков, а также во внеурочной деятельности.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.






















Глава 1. Теоретические аспекты социализации обучающихся посредством использования проектирования и кейс-технологий на уроках обществознания

    1. Социализация обучающихся: понятие, проблемы, специфика

Объектом рассмотрения в данном исследовании выступили обучающиеся старшего школьного возраста. Перед тем, как перейти, непосредственно, к характеристике процесса социализации и его специфики, необходимо уделить внимание психолого-возрастным особенностям данного жизненного периода.

Период 14 - 16 лет является своеобразным переходным этапом между подростковым и юношеским возрастом. Характерными особенностями данного возраста выступают процессы, связанные с формированием самосознания, усилением значимости личностного ценностного набора. Данный период характеризуется также достаточно сильным влиянием из вне.

Проблемы юношества волновали многих выдающихся учёных и исследователей в России и за рубежом. Рассмотрение различных возрастных аспектов становления личности мы встречаем в трудах: Зигмунда Фрейда [32;33;34], Льва Семёновича Выготского [11], Карла Густава Юнга [39], Даниила Борисовича Эльконина [38].

Несомненно, в большинстве психолого-педагогических трудов юношеский возраст рассматривается в объединении с подростковым и характеризуется как «бурная пора», обусловленная поиском смысла жизни, своего места в мире и социуме. В период юношества в сознании человека возникают новые потребности интеллектуального и социального полей. Зачастую также период взросления характеризуется возникновением внутренних и внешних конфликтов личности, напряженными отношениями со старшими и сверстниками.

Юность является завершающим этапом первичной социализации, однако социальный статус юношеского возраста неоднозначен, что вызывает споры в среде современных исследователей в области психологии и педагогики. Большая часть юношей и девушек данного возраста являются обучающимися школы или средних профессиональных учебных заведений. Часть современных учёных и исследователей в том числе И. В. Абакумова [1], К. А. Абульханова- Славская [2], пытаясь задать определенный критерий зрелости, приходят к выводу, что он соотносится с началом трудовой деятельности. Безусловно, данные процессы носят вариативный характер, так как не всегда с началом трудовой деятельности юноша или девушка приобретает экономическую самостоятельность, многие совмещают обучение и работу. Другие при наличии вышеописанных аспектов не имеют достаточно сформированной социальной ответственности.

Таким образом, основной сферой жизнедеятельности людей юношеского возраста, по-прежнему, остается учёба. Обучающийся должен выполнять требования преподавателей, соблюдать правила, занесённые в устав образовательной организации. Таким образом, отношение старшеклассника к школе и учению в целом характеризуется растущим критерием сознательности и одновременно постепенным «вырастанием» из школы [6, c. 91].

В труде Д. Б. Эльконина [38] мы наблюдаем упор на смену ведущего типа деятельности, который в юношеском возрасте смещается на учебно-профессиональную сферу. Таким образом, ведущими мотивами жизнедеятельности обозначенного возраста становятся самоопределение и подготовка к самостоятельной жизни. Важное место занимают также тенденции к получению дальнейшего образования, самообразования и саморазвития в различных интеллектуальных и творческих областях. Безусловно, такие мотивы приобретают личностный характер и становятся более действенными, чем иные влияния из вне. Учебная детальность приобретает избирательные аспекты, характеризуется осознанностью, ответственностью за выполнение её процесса и полученные результаты [6, c. 91].

В процессе анализа психолого-педагогической литературы, был сделан вывод о том, что динамика процесса развития в период юношества зависит от ряда условий:

  1. Возрастающее стремление установить конструктивный контакт со взрослыми. Современные психолого-педагогические исследования показали, что в общении с близкими взрослыми подростки стремятся реализовать свое «Идеальное Я», то есть показать, какими они хотят стать во взрослой жизни. Необходимо отметить тот факт, что по результатам ряда исследований более семидесяти процентов старшеклассников «хотели бы быть такими людьми, как их родители» [37, c. 140].

  2. Ранжирование личностных особенностей подростков. Даже при наличие различного уровня самооценки данный период характеризуется процессами стабилизации личности. Тенденции к стабильности характеризуются появлением «Я-концепции», которая выражается в принятии себя, возрастании самоуважения. Старшеклассники, согласно исследованиям, в большей степени принимают свое «Я», их самоуважение более высокое, чем у подростков.

  3. Изменение эмоциональной сферы, которое выражается в развитии процессов саморегуляции, выражающихся в контроле за своим поведением и эмоциями. Обычно улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие, снижается тревожность, повышается контактность и общительность [37, c. 143].

  4. Тенденция к самоопределению, не только профессиональному, но и личностному. Старшеклассник оказывается на пороге выбора: «Кем быть и каким быть в своей будущей жизни?».

  5. Неразрывно с вышеуказанными процессами связан сложный феномен социализации. Под социализацией мы будем понимать - процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.

Ученые приходят к выводу, что процесс социализации начинается именно тогда, когда индивид вступает в человеческие отношения, определяет свое отношение к другим людям, членам социума. Процесс социализации неразрывно связан с усвоением и воспроизводством общественного опыта, определением человеком своего места в социуме, осознанием самого себя как личности.

По мнению исследователей, социализация обусловлена процессами стихийного, ненамеренного воздействия на личность со стороны различных жизненных обстоятельств социума и целенаправленных, в том числе педагогических воздействий, основным из которых является воспитание.

Исторически сложилось, что представители различных научных школ рассматривают социализацию с позиции различных научных оснований:

  1. как социальное научение;

  2. как результат общественного взаимодействия;

  3. как стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

На основании вышеизложенного, можно говорить о существующих проблемах социализированности индивидов, которые являются крайне актуальными в условиях развития многообразных общественных отношений. Процесс социализации включает в себя деятельность по включению индивида в систему социального взаимодействия, формирует те или иные социальные качества.

Все, что оказывает непосредственное или опосредованное влияние на процесс социализации в психолого-педагогической литературе принято называть агентами социализации. Соглашаясь с П. А. Барановым, под агентами социализации в рамках данного исследования мы будем понимать людей и учреждения, отвечающих за обучение индивида культурным нормам и усвоением им социально-ролевого набора [6, c. 280].

Процесс социализации по своей структуре является неоднородным, исследователи выделяют первичную и вторичную социализацию. Остановимся на особенностях этапов приобщения индивида в общественным нормам более подробно.

Первичная социализация именуется также ранней или начальной. В первую очередь, её сущностный аспект реализуется через приобретение индивидом общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и характере социального взаимодействия людей.

Вторичная социализации связана с включением индивида в систему специальных знаний, приобщением к определенной субкультуре, которая чаще всего связано с профессиональным самоопределением.

Безусловно процесс социализации сопровождает индивида на протяжении всей жизни. Это обусловлено тем, что за период своей жизни человек осваивает огромное количество разнообразных социальных ролей.

Наиболее важной для современного мира является проблема подростковой агрессии. Чрезмерное и неконтролируемое её проявление приводит к нарушению способности школьника к осознанной кооперации, к оптимальным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Второй достаточно важной проблемой является отрицание социальных норм и правил, нежелание им подчиняться, что само по себе выступает как нарушение процессов социализации. Ведь количество подростков с девиантным поведением остаётся достаточно высоким. Все более возрастает проблема суицида в подростковой среде.

Также следует отметить тот факт, что на современном этапе общественного развития зачастую мир реальный для подростков заменяет виртуальный, что также является одной из проблем социализации.

Таким образом, незамеченные и неразрешенные трудности в одном возрасте влекут за собой появление других, что приводит к формированию целого симптомокомплекса, закрепляясь в личностных характеристиках [21, c. 37].


1.2. Особенности применения проектирования на уроках обществознания как средства социализации

Современная образовательная действительность характеризуется активным использованием инновационных технологий. Такие новшества имеют своей целью улучшение характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Отсюда можно сделать вывод, что инновационные образовательные технологии - это совокупность методов, форм и приёмов обучения и воспитания, имеющая своей целью достижение продуктивных результатов за счёт динамичного изменения личностных характеристик ребёнка в зависимости от социокультурных условий и социального заказа. Одним из целесообразных методов, способствующих повышению социализированности обучающихся старшего школьного возраста, выступает метод проектов или проектирование.

Для современной образовательной системы характерна тенденция всё большего распространения проектной технологии. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает выполнение обучающимися индивидуального проекта или исследования в рамках одной или нескольких дисциплин. Проект или исследование позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, мотивирует их на поиск нового знания с привлечением разнообразных источников информации. Работа над исследованием или проектом позволяет проявить себя каждому ребёнку, показать свои творческие, поисковые и аналитические способности в нестандартной учебной ситуации [24, c. 166].

В педагогической науке сам термин «проект» рассматривается в нескольких значениях. С одной точки зрения, проект есть ничто иное как предварительный текст какого-либо документа. С другой, совокупность определённых действий, объединенных одной программной установкой. В соответствии с второй точкой зрения процесс обучения рассматривается как исследовательская деятельности или поиск нового знания посредством комплекса установленных действий [27, c. 246].

Таким образом, проектирование в своём практическом аспекте предполагает создание частных моделей. Моделирование состоит из множества элементов, одним из которых выступает теория проектирования [27, c. 246]. Безусловно, логика процессов педагогического проектирования сообразна логике моделирования.

В современной психолого-педагогической науке метод проектов выступает, прежде всего, как личностно-ориентированная инновационная образовательная технология, которая помогает решить ряд задач.

Для предметной области такой дисциплины как «Обществознание» характерно использование проектов различного уровня сложности и моделей выполнения. Выбор того или иного вида и уровня сложности напрямую зависит от психолого-возрастных особенностей обучающихся отдельно взятой учебной группы или класса. Учитель самостоятельно выбирает уровень сложности, ориентируясь на данные показатели [5, c. 26]. Особый интерес для нас будут представлять проектные технологии, которые целесообразно использовать в старших классах для повышения уровни социализированности учащихся.

Если вести речь об индивидуальном проектировании, то такие виды работ достаточно многоаспектны с точки зрения объёма и времени, затраченного на их подготовку. Особенно актуальны в условиях современной образовательной действительности проекты, имеющие социологическую характеристику.

Особое значение в работе над проектом имеет не результат, а активное участие обучающегося, его искренняя заинтересованность в рассмотрении проблемного поля своего проекта или исследования. Именно в процессе поиска нового знания, того, которое выходит за рамки школьной программы обучающиеся получает дополнительную мотивацию, приобретают качественно новые знания, которые впоследствии выступают катализатором формирования важнейших универсальных учебных действий и компетенций [23, c. 58].

Прохождение обучающимся при помощи учителя всех этапов проектирования способствует формированию таких важнейших качеств как: самостоятельность, ответственность. В ходе работы над проектом или исследованием школьник формирует и выводит свои поисковые и аналитические навыки на более высокий уровень. Этап презентации проекта или исследования также крайне важен, именно он способствует созданию ситуации успеха для школьника.

Таким образом, выполнение индивидуального проекта или исследования обучающимся формирует условия для его максимального и целесообразного включения в образовательный процесс, катализирует развитие коммуникативной компетенции, способности выстраивать оптимальную для конкретного социума траекторию общения с людьми различного возраста и статусно-ролевого набора.

Рассмотрим более подробно применение проектирования в рамках уроков на примере темы «Обобщение изученного по блоку «Человек и общество». Подобный урок-проект включает в себя шесть этапов.

  1. Предварительная подготовка учителя и обучающихся.

  2. Постановка задач, распределение групп и назначение в каждой из них ролей.

  3. Работа в группах над задачами проекта.

  4. Результаты и выводы.

  5. Презентация результатов проектной деятельности.

  6. Оценка результатов проектирования, а также рефлексия учебной деятельности.

Таким образом, моделирование урока обществознания подобным образом способствует саморазвитию личности обучающегося через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной области. Крайне важно, что помимо работы с конкретным теоретическим и практическим материалом, предлагается достаточно обширный спектр личностных коммуникативных связей с одноклассниками и учителем.

В процессе групповой работы над проектом обучающиеся получают полное и глубокое удовлетворение от процесса деятельности, выполненной работы. Именно в ходе организации подобных форм учебной деятельности, обучающиеся могут примерить на себя совершенно иные роли - лидера, координатора, исполнителя, эксперта, аналитика, что крайне важно для самореализации личности учащегося старшего школьного возраста. Несомненно, такая работа помогает в повышении уровня социализированности, способствует включению всего ученического коллектива в слаженную работу [23, c. 114].

В настоящее время проектная технология имеет огромное значение, как для образовательной системы, так и, непосредственно, для самих обучающихся, с её помощью можно добиться высоких результатов как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни [9, c. 62]. Современному миру требуется личность способная организовывать свою деятельность, применять знания на практике, способная приспосабливаться к изменениям, происходящим в обществе - воспитать такого человека поможет именно проектирование.


1.3. Кейс-технологии и их использование на занятиях в целях повышения уровня социализированности.

В образовательную сферу метод кейсов пришёл из сферы бизнеса и экономики. Все большее распространение данная технология получает в других областях, таких как психология, педагогика, социология, логика и теория аргументации [3, c. 82].

Родиной метода кейсов являются Соединенные Штаты Америки. Именно там в начале двадцатого века, в бизнес-школе Гарвардского университета, было принято решение о введение занятий, направленных на рассмотрение и решение конкретных управляемых ситуаций. Данная форма работы имела достаточно высокие результаты, так как позволяла подготовить конкурентноспособных специалистов, которые, не имея достаточного практического опыта деятельности в фирмах, могли решать нестандартные профессиональные задачи.

Таким образом, кейс-метод - это педагогическая методика, которая включает в себя анализ и решение ситуационных задач различного характера. Данная методика позволяет погрузить обучающегося в ту или иную реальную ситуацию и тем самым более эффективно способствовать формированию образовательных компетенций [3, c. 144].

Что касается той или иной ситуации, смоделированной в конкретном кейсе, то она есть некоторое представление социальной реальности, в которую погружаются обучающиеся в процессе работы. Та или иная ситуация, заложенная в кейс может быть представлена в виде потребности человека или группы. С точки зрения социологии, комплекс потребностей характеризуется значительным разнообразием и динамичностью. Если индивид удовлетворяет какую-то конкретную потребность, то это не приводит к её окончательному исчезновению. Таким образом, жизнь человека представляет собой постоянное удовлетворение растущих потребностей и появление новых. Безусловно, потребности можно рассматривать с позиции движущей силы деятельности индивидов и социальных групп [37, c. 28].

При рассмотрении кейса, в котором заложена та или иная потребность, необходимо начинать работу с выявления конкретной из них.

Другим вариантом кейсовых заданий является анализ ситуаций выбора. Обычно в ситуации, связанной с тем или иным выбором, попадают работники или руководители различного рода организаций. Главное действующее лицо чаще всего не может выбрать один из альтернативных вариантов, так как каждый затрагивает его коренные интересы или интересы фирмы. Поэтому при решении подобных заданий логично взвесить все плюсы и минусы конкретного решения, рассчитать возможные риски и наметить пути их преодоления. В качестве итога должен быть предложен оптимальный со всех точек зрения выбор [24, c. 58].

Следует отметить и кейсы в основе которых заложена ситуация кризиса. Такие заданий характеризуются рассмотрением и анализом ситуаций крайней нестабильности.

Крайне интересны кейсы, в основе которых лежат конфликты различных уровней - межличностные, социальные, политические, экономические.

Для современной образовательной действительности характерно широкое распространение инновационных кейсов. Крайне актуально их использование при изучении таких экономических составляющих как маркетинг и менеджмент. Задания такого типа позволяют понять специфику формирования факторов поддержки и торможения нововведений, пути воздействия на их конфликты в организациях различного уровня [7, c. 125].

В ходе работы с курсовой, был сделан вывод о преимуществах реализации кейс-метода, как средства социализации обучающихся:

  1. Решение ситуационных задач различного характера и уровня сложности позволяет создать оптимальную атмосферу для реализации личностного и творческого потенциала обучающихся, примерить на себя самые разнообразные роли и статусы.

  2. Кейс-метод позволяет не только актуализировать имеющиеся знания, но и выработать навыки практической деятельности в самых разнообразных сферах, что способствует формированию важнейших компетенций. Особое место здесь занимает профессиональное самоопределение, которое выражается в приобретении умений по многоаспектному анализу данных, получению информации из самых разнообразных источников, генерировании новых творческих идей по решению актуальнейших социальных проблем. Перечисленные навыки повышают конкурентоспособность выпускников.

  3. Тенденция к проведению кейс-турниров на уровне города или региона является крайне актуальной, так как позволит выявлять талантливых и способных обучающихся, вне зависимости от их уровня успеваемости по дисциплинам учебного плана. Это связано с созданием ситуаций успеха, а также умением себя проявить в нестандартной учебной ситуации.

Таким образом, реализация кейс-метода в старших классах играет важнейшую роль в повышении уровня социализированности обучающихся, выявлении проблем данного спектра и выработки пути по их решению.



Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию проектирования и учебных кейсов на занятиях по обществознанию, как средства социализации обучающихся.

2.1. Диагностика уровня социализированности обучающихся.

Базой для опытно-экспериментальной работы исследования выступило Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» с Татарка, расположенная по адресу: улица З. Космодемьянской, 16.

«Средняя общеобразовательная школа № 12» осуществляет образовательную деятельность по следующими уровнями:

  1. Начальное общее образование;

  2. Основное общее образование;

  3. Среднее общее образование.

В соответствии с уставом «Средней общеобразовательной школы № 12», данное учреждение осуществляет образование и воспитание в интересах личности обучающихся, социума и государства, а также обеспечивает здоровьесберегающий аспект организации учебных и иных занятий, создаёт оптимальные условия для всестороннего развития личности ребёнка, в том числе возможности удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования в различных областях.

Соответственно, ведущей целью деятельности образовательного учреждения является организация реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования по основным образовательным программам.

Для сбора материала была проведена психологическая диагностика.

С точки зрения классификации методов психологической диагностики в рамках исследования, были задействованы прикладные, опытно-экспериментальные методы, отличительными особенностями которых будут выступать:

  1. Выделение и работа в рамках проблемного поля (проблемы социализированности обучающихся старшего школьного возраста).

  2. Осуществление эксперимента (психолого- педагогическая диагностика обучающихся старших классов - экспериментальной и контрольной групп).

  3. Сравнение полученных данных.

С психолого-педагогической точки зрения любое психодиагностическое исследование должно соотносится с рядом критериев, иначе существует достаточно высокая вероятность получения ложных результатов.

Первым из них является стандартизация. В ходе анализа психолого-педагогической литературы и исследований был сделан вывод о том, что наиболее стандартизованным из существующих методов выступает тестирование. В современной науке существуют две основные разновидности стандартизации, которые выражаются в:

  1. Наличии определенных, соответствующих конкретным задачам, инструктажей, бланков, регистраций результатов, условий проведения, характеристик психолого-возрастных особенностей испытуемых.

  2. Создании качественно новой шкалы оценивания, которая основывается не на количественных показателях исследования, а на его относительном месте в распределении результатов специально выбранных испытуемых.

Таким образом, выбранная диагностика соответствует психолого- возрастным особенностям обучающихся, социальному заказу современного российского общества, особенностям культуры современного социума. Характеризуется простотой формулировок, что исключает многовариантное понимание вопросов, которое ведет к неоднозначности полученных результатов. Обработка результатов тестирования производится по заранее разработанным нормам.

Вторым важным критерием выступает репрезентативность. Данный аспект характеризует выборку испытуемых и даёт возможность выдвигать предположения, представленные в выборочной совокупности. Таким образом, распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению. Таким образом, для получения оптимальных и наиболее достоверных показателей необходимо подходить к выбору экспериментальной группы в соответствии с чёткими критериями, в нашем случае важнейшим из них является возраст.

Третий критерий - валидность. Данный аспект является центральным при анализе той или иной методики с точки зрения её качества. Именно валидность содержит в своём составе информацию об оптимальности и целесообразности применяемых заданий с позиции рассмотрения в них изучаемых психологических показателей, о степени однородности заданий, их сопоставимости при количественной оценке результатов методики в целом.

Помимо этого, в ходе исследования мы придерживались критерия надёжности. При этом существует несколько вариантов определения данного критерия:

  1. Применение ретестирования.

  2. Использование параллельных форм.

  3. Вычленение надёжности частей психодиагностической методики.

Таким образом, выбранная нами для проведения опытно- экспериментальной работы психодиагностическая методика соответствует критериям валидности, надёжности, точности, однозначности, стандартизации и репрезентативности.

Современная социальная действительность характеризуется перераспределением нравственно-моральных ценностей, значительным изменением социальных и общекультурных норм. В теоретической части данного исследования отмечается, что процесс социализации характеризуется влиянием разнообразных внешних и внутренних факторов, что позволяет судить о нём, как о двустороннем. Если к категории внутренних относятся психофизиологические особенности личности - здоровье, задатки, способности. То внешние - это, в первую очередь, семья, учебное заведение, круг общения.

Особо важное место среди названных факторов отводится школе, ведь ребёнок проводит достаточное время в учебном заведении, общается со сверстниками, учителями, приобщается к социальным нормам и ценностям. Таким образом, изучение готовности ребёнка старшего школьного возраста ко «взрослой» жизни является крайне актуальным и важным как для педагогов, психологов, так и для родителей.

Следует отметить, что в ходе работы мы руководствовались основополагающими принципами психодиагностической работы:

  1. Принцип объективности.

  2. Принцип наглядности.

  3. Принцип комплексности и разносторонности в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик.

Главной целью выбранной методики является выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся. Для психолого-педагогического эксперимента были выбраны два девятых класса «Средней общеобразовательной школы № 12», соответственно, 9 «А» - экспериментальная группа, 9 «Б» - контрольная.

Обучающимся было предложено в сентябре 2023 года на специально подготовленных бланках оценить двадцать суждений. Суждения зачитывались, и давалось определенное время на выбор ответа. Степень согласия с представленными суждениями оценивалась по шкале.


    1. Анализ опытно-экспериментальной работы

Анализ многоаспектных процессов развития современного Российского социума позволил сделать вывод о том, что происходит все более активное включение Российской Федерации в глобальное информационное пространство. В первую очередь, это связано с информатизацией всех сторон жизни. Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, основанных на использование сети Интернет, цифрового телевидения, спутниковой связи, позволяет современному человеку получать необходимую информацию в долю секунды. Таким образом, самые разнообразные средства массовой коммуникации в современной социальной действительности выступают как один из важнейших агентов социализации подрастающего поколения.

В ходе этапа наблюдения в рамках работы были выявлены следующие проблемы социализации подростков старшего школьного возраста, обучающихся в «Средней общеобразовательной школе № 12». Данные проблемы можно разделить на три группы: социально- психологические, естественно-культурные и социально-культурные.

Первая группа проблем связана, в первую очередь, с самоопределением, поиском себя и своего места в мире.

Наиболее актуальной проблемой оценки социализированности выступает специфичный рефлексивный механизм процесса социализации. Данный механизм реализуется через оценку того социального опыта, который сообщается обучающимся родителями и учителями. Он обусловлен, в первую очередь, тем что часть подростков отвергает предлагаемые им социальные нормы, правила и традиции, как устаревшие. Ориентирами для подростков старшего школьного возраста становятся известные кумиры, чьё творчество зачастую противоречит исторически сложившимся и общепризнанным ценностям морали и нравственности. Отсюда возникает противоречие между дозволенным и запрещённым, смещаются ценностные ориентиры в сторону отклоняющегося поведения, так как это представляется престижным и статусным.

Особое влияние на социализацию школьников старшего школьного возраста оказывают, так называемые, «значимые другие», это окружение подростка. Достаточно острой проблемой выступает противоречие, которое возникает между усвоением норм и ценностей, которые сообщает семья и определенные социальные организации и группы, которые входят в ближайшее окружение подростка. Зачастую «значимые другие» оказывают негативное влияние на взгляды детей старшего школьного возраста. Пытаясь занять лидерские позиции или не отличаться от других, подросток перенимает модели вызывающего и подчас грубого поведения по отношению к сверстникам, родителям или преподавателям.

Ещё крайне опасной проблемой старшеклассников является уход в мир виртуальный. Ученикам, имеющим низкий показатель социализированности, сложно выстраивать конструктивную коммуникацию со сверстниками, что приводит к подмене стандартов реальности виртуальным миром. Данная проблема является крайне актуальной для современного социума, подростки, проводящие большую часть времени онлайн тяжело переживают разрыв с реальностью, зачастую это приводит к нарастающей агрессии, затворничеству, нежеланию быть теми, кем они являются.

Естественно-культурные проблемы рассматриваются через достижение человеком определенного уровня физического развития. Особо острым противоречием здесь выступает формирование эталонов мужественности и женственности. Стремление подражать эталону приводит к нервозности, резкому понижению самооценки, непринятию себя и своего тела, что характерно как для юношей, так и для девушек.

Проблемы социально-культурного спектра реализуется через оценку уровня знаний, престижности образования, уровня финансового положения. Данное проблемное поле обусловлено наличием значительного социального и имущественного.

В ходе обработки полученных данных были сделаны следующие выводы:

  1. В экспериментальной группе первый мониторинг уровня социализированности показал, что из 20 обучающихся: 9 человек имеют высокий уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности; 6 человек имеют средний уровень; 5 низкий уровень.

  2. В контрольной группе первый мониторинг уровня социализированности показал, что из 19 обучающихся: восемь человек имеют высокий уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности; 6 человек имеют средний уровень; 5 низкий уровень.

На основе количественного и качественного анализа работы были разработаны методологические рекомендации по повышению уровня социализированности посредством синтезирования на уроках обществознания традиционных и инновационных методов обучения, применения различных форм (индивидуальная, парная, групповая) и видов работы. В соответствии с данными рекомендациями моделировались уроки обществознания в экспериментальной группе.

Необходимо чёткое и отлаженное взаимодействие между школьной социально- психологической службой, родителями обучающихся и учителями. Ведь основная задача школы - это подготовка всесторонне развитой личности, готовой к вызовам современного общества.

В ходе проведения работы нами был сделан вывод, о том, что в целях повышения уровня оценки социализированности обучающихся логично синтезировать инновационные и традиционные педагогические методики, посредством активизации познавательной детальности и сменяемости форм работы в рамках урока.

Особое значение для современной школы играет повышение мотивации обучающихся к изучаемому предмету или предметной области. Для этого, на наш взгляд, необходимо широко внедрять, так называемые активные методы обучения [19, c. 8]. Ярким отличием активных методов обучения выступает высокая мотивированность обучающихся к получению нового знания посредством нестандартных форм работы и разнообразных источников информации.

В целях повышения активности и автономности обучающихся логично внедрять в элементы уроков обществознания, так называемое, проблемное обучение. Под проблемным обучением в методической литературе понимается - совокупность приёмов моделирования занятий, при которой учитель целенаправленно организует деятельность обучающихся по решению проблемных заданий различного характера и уровня сложности, в соответствии с психолого-возрастными особенностями и первоначальным уровнем подготовки по предмету. Ведущей целью данной образовательной технологии выступает формирование познавательной самостоятельности обучающихся, развитие логического и критического мышления. При этом особое внимание уделяется не только факту получения непосредственного знания, но и пути его получения, который может иметь многовариантную структуру [26, c. 423].

Занятие с применением такой технологии может быть построено на основании проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемного задания.

Особое значение в рамках кейс-метода занимает технология анализа конкретных ситуаций. При этом ситуации могут быть нескольких типов, в том числе ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки [19, c. 17].

Рассмотрим конкретные примеры в рамках предметной области «Обществознание». Для ситуации-иллюстрации характерен анализ с позиций сложной процедуры, которая целенаправленно создаётся учителем и требует активизации самостоятельных рассуждений. Зачастую такие ситуации поясняют одну из точек зрения на сложную и дискуссионную проблему. Например, можно предложить задание следующего характера при рассмотрении темы: «Системное строение общества».

Ситуации-упражнения предполагают в своём структурном аспекте решение проблем, посредством уже известных способов и фактов. Такие задания ориентированы на развитие умения вычленять необходимую информацию из обширного массива, выбирать наиболее оптимальный путь и способ решения.

Ситуация-оценка представляет собой рассмотрение уже принятых решений по той или ной проблеме, анализ вариативных форм её решения. В данном случае обучающиеся выступают в роли сторонних наблюдателей.

Таким образом, технология рассмотрения и анализа конкретных ситуаций положительно влияет на обращение обучающихся к различным источникам информации, создаёт ситуации успеха, которые благотворно влияют на включение обучающихся в групповую работу, а также выстраивание оптимальных отношений с одноклассниками. Помимо этого, такая форма работы способствует выработке самостоятельности и инициативности в решении различных задач, в том числе профессиональных, позволяет обучающимся более основательно подготовиться к трудностям «взрослой» жизни.

Тесно связаны с решением конкретных задач имитационные упражнения. Они представляют собой метод активного обучения, при котором наиболее оптимальный и верный путь решения проблемы известен лишь преподавателю [20, c. 53]. Данные игры направлены на воспроизведение хозяйственной, правовой и социально-психологической сферы жизнедеятельности социума.

В качестве примера логично привести несколько заданий для урока по теме: «Занятость и безработица». Целесообразно построить данное занятие не только на рассмотрении теоретического материала посредством параграфа учебника и лекции учителя, но и обратиться к объявлениям о вакансиях в том городе, где проживают обучающиеся. На основании этих данных школьники делают вывод о том, какие профессии востребованы в их регионе, какие требования предъявляются к кандидатам. В качестве имитационной составляющей логично предложить обучающимся поработать в парах, где один - соискатель, второй - работодатель, который проводит собеседование. В качестве подведения итогов урока логично обсудить плюсы и минусы парных выступлений, выработать алгоритм поведения на собеседования.

Ещё одним крайне актуальным методом для современной образовательной системы, особенно для изучения дисциплин гуманитарного цикла, выступает разыгрывание ролей. Данный метод включает в себя следующие критерии:

  1. Постановка конкретной педагогической задачи и вычленение проблемы.

  2. Распределение ролей между обучающимися для наиболее оптимального решения поставленной проблемы.

  3. Взаимодействие участников ролевого занятия посредством управляемой дискуссии.

  4. Введение преподавателем во время занятия корректирующих условий и чётких правил, обязательных для соблюдения обучающимися.

  5. Оценка результатов, обсуждение и подведение итогов преподавателем и обучающимися.

Отличительной особенностью метода разыгрывания ролей выступает то, что он является достаточно сложным по подготовке, требует основательной предварительной работы преподавателя и обучающихся.

Сообразной технологией в рамках метода проектирования выступает игровое производственное проектирование. Это один из методов активного обучения, который соответствует следующим критериям:

  1. Обязательное наличие исследовательской или методической проблемы, которую сообщает обучающимся учитель в начале занятия.

  2. Разделение учащихся на группы, которые соревнуются между собой. Каждая из групп должна предложить свой вариант решения поставленной задачи, с его аргументацией и последующей презентацией.

  3. Публичная защита разработанных проектов с последующим их оцениваем и обсуждением. Может быть организована в форме дебатов, дискуссии или круглого стола.

Крайне актуален данный метод при рассмотрении блока «Духовная жизнь общества». Логично предложить обучающимся разработать модель «Школы будущего», где обучающиеся должны показать тенденции развития современной образовательной сферы, предложить свои варианты решения форм и видов организации учебного процесса, перечень изучаемых дисциплин, организацию внутреннего пространства учебного заведения и тому подобное.

Таким образом, игровое производственное проектирование способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развивает креативное и пространственное мышление, навыки проектно-конструкторской деятельности, которая выступает одним из важнейших требований всестороннего развития конкурентоспособной личности в современном обществе [23, c. 97].

Для развития коммуникативной компетенции обучающихся, устранения страха высказываться на публике, целесообразно применять такую форму организации учебного занятия как групповая дискуссия. Именно во время дискуссии выстраивается диалогическое общение обучающихся между собой, обучающихся и учителя. Наиболее актуален данный метод для формирования практического опыта групповой работы, совместного обсуждения поставленной проблемы или проблемного комплекса [19, c. 102].

Основным условием создания оптимальной управляемой ученической дискуссии является пора на имеющиеся знания обучающихся, психолого- возрастные особенности и межличностные отношения в конкретном классе. Следует отметить, что успешность такого занятия во многом зависит от педагога и его организаторских способностей. Некоторые виды занятий- дискуссий целесообразно синтезировать с элементами «мозгового штурма» или «деловой игры».

Важнейшую роль в подготовке дискуссии играет преподаватель, его целью становится такое продумывание работы, при котором каждый обучающийся будет задействован в обсуждении.

В процессе самого занятия преподаватель задаёт вопросы, даёт отдельные замечания, уточняет основные положения доклада студента, фиксирует противоречия в рассуждениях, делает выводы.

Для успешного проведения дискуссии важна атмосфера, доверительный тон общения обучающихся с преподавателем и между собой, заинтересованность в рассматриваемых проблемах, демократичность, но при этом принципиальность в требованиях, которые должны быть идентичными для каждого из участников. Таким образом, ведущей задачей преподавателя становится создать условия для интеллектуальной раскованности.

Обязательным условием для проведения деловой игры является основательная подготовка, которая включает в себя четыре этапа.

  1. этап включает в себя определение дидактических целей и задач игры. Цель игры разрабатывается в соответствии с изучаемым материалом, психолого-возрастными особенностями обучающихся, проблемным полем, которое необходимо рассмотреть более детально и добиться его закрепления в системе знаний, умений и навыков, а также формирования на их базе основополагающих компетенций.

  2. этап включает в себя определение содержания игровой деятельности. Процесс моделирования деловой игры предполагает рассмотрение специфики той деятельности, которую будут выполнять обучающиеся. Данный этап направлен, в первую очередь, на проработку ролей.

  3. этап включает в себя подведение итогов, рефлексию игровой деятельности, объявление победивших. Роль учителя на данном этапе дать оценку деятельности каждого обучающегося, указать на ошибки и недочёты.

Наиболее продуктивными являются уроки - практикумы с применением электронных образовательных ресурсов. Основной задачей таких уроков является отработка умений по решению заданий различного уровня сложности. Следовательно, количество заданий для таких уроков должно быть сравнительно больше, чем на обычном уроке.

В практической деятельности учителя обществознания используются различные виды экспресс-опроса. Самым примитивным из которых является два-пять вопросов, используемых для текущего контроля. При этом к каждому вопросу предлагается несколько вариантов ответа. Значительным плюсом данного метода является то, что он занимает достаточно мало времени на уроке. Методика работы с экспресс-опросом предполагает нахождение верного ответа и не требует никаких дополнительных пояснений.

Коллоквиум - это вид учебно-теоретического занятия, который в основе своей предполагает групповое обсуждение под контролем преподавателя широкого круга изучаемых проблем.

Своеобразие коллоквиума в том, что данная форма выступает и в качестве контроля, устного экзамена и массового опроса. Преподаватель, в свою очередь, за достаточно небольшое время может проверить уровень знаний обучающихся по конкретной теме или даже разделу. Коллоквиум обычно проходит в форме дискуссии, в процессе которой обучающиеся должны высказать свою точку зрения по одной из рассматриваемых проблем, аргументировать ее и защитить свою позицию. Таким образом, в процессе аргументации обучающиеся показывают, насколько они усвоили тот или иной материал.

Обобщая вышесказанное, мы можем с уверенностью говорить о том, что логично синтезировать традиционные и инновационные методы обучения, так как порой без традиционных методов просто не обойтись. Необходимо, чтобы традиции и инновации шли рука об руку и дополняли друг друга. Только тогда можно добиться высоких результатов по подготовке всесторонне развитой личности, готовой к действиям в нестандартных личностных и профессиональных ситуациях.






Заключение

XXI век характеризуется значительными качественными и количественными изменениями во всех сферах жизни социума. Динамичные изменения, вызванные гуманизацией, информатизацией общества, смещением ценностных ориентиров в направлении личностного поля человека, вызвали ряд трудностей, с которыми сталкивается ребёнок в период своего взросления, включения в общество той страны, где он проживает. Современные реалии выдвигают перед выпускником школы всё новые, и новые требования, которым обучающийся должен стараться соответствовать для положительного вступления в разнообразные и многоаспектные социальные взаимодействия.

Изменения затронули и образовательную систему. Теперь выпускник должен обладать не просто багажом знаний по различным дисциплинам, а комплексом компетенций, которые позволят ему активно включаться в быстро меняющиеся условия современной социальной действительности, нестандартно действовать в различных профессиональных и личностных ситуациях. Работодатели всё больше предъявляют требований к конкурентоспособности претендента на рабочее место. Основными из них выступают коммуникабельность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, наличие лидерских качеств, вариативность и критичность мышления, способность переключаться на различные виды и формы деятельности в зависимости от конкретной ситуации.

Таким образом, для того, чтобы стать конкурентоспособным членом социума необходимо иметь достаточно высокий уровень социализированности. Процесс социализации крайне сложен и зависит от многих внешних и внутренних факторов, но в наиболее широком понимании он есть ничто иное как интеграция индивида в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами, ценностями, которые позволят ему успешно функционировать в обществе. Ведущими социальными институтами и одновременно агентами социализации выступают семья, группы по интересам, образование. Только в случае выстраивания оптимального взаимодействия этих институтов можно говорить о положительных показателях социализированности.

Проблему социализированности можно назвать одной из ведущих в современном мире. Она выражается в различных аспектах, самыми злободневными из которых является уход подростков от реальности в виртуальный мир, неумение выстраивать коммуникацию со сверстниками, преподавателями, родителями и другими взрослыми членами социума, нарастание агрессивных проявлений из-за нерешенности проблем личностного спектра, самореализации и самовосприятия.

В ходе работы были сделаны выводы, что целенаправленная деятельность образовательных учреждений и семьи благоприятно влияет на уровень социализированности обучающихся старшего школьного возраста. С позиции образовательного учреждения, а именно занятий в предметной области «Обществознание», целесообразно применять инновационные образовательные технологии, такие как проектирование и кейс-метод.

На сегодняшний день проектная технология имеет огромное значение, как для образовательной системы, так и, непосредственно, для самих обучающихся, с её помощью можно добиться высоких результатов как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Современному миру требуется личность способная организовывать свою деятельность, применять знания на практике, способная приспосабливаться к изменениям, происходящим в обществе.

Обобщая вышесказанное, внедрение учебных кейсов в практику преподавания обществознания, в контексте компетентностного и личностно-ориентированного подходов, способствует преодолению стереотипов в обучении гуманитарным дисциплинам, помогает обучающимся справиться с рядом проблем, связанных с социальным выбором в период переходного возраста, вырабатывает новые подходы к решению различных жизненных и учебных ситуаций, развивает творческие способности и речевую компетенцию.

Можно сделать вывод о том, что задачи работы решены, цель достигнута полностью. Однако изучение данного проблемного спектра, характерного для современной образовательной действительно, необходимо продолжать в рамках последующих исследований для выработки и усовершенствования средств социализации обучающихся на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.


















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдюкова, А. Е. Особенности потребностно-мотивационной сферы старшеклассников, стремящихся поступить в высшее учебное заведение / А. Е. Авдюкова. // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 11. - С. 80-83.

  2. Акимова, М. К. Психологическая диагностика умственного развития детей / М. К. Акимова. - Москва : Юрайт, 2020. - 266 с.

  3. Алексашкина, Л. Н. Учебные проекты по истории в основной школе / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина.// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2017. - № 10. - С. 23-29.

  4. Андруник, А. П. Применение кейс-метода в образовательном процессе- 2017. - № 3. - С. 144-146.

  5. Бабарико, С. А. Кейс-метод : преимущества внедрения в старших классах / С. А. Бабарико, Д. В. Воронов.// Санкт- Петербургский образовательный вестник. - 2018. - № 4. - С. 57-60.

  6. Баранов, П. А. Обществознание : новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов. - Москва : АСТ, 2017. - 542 с.

  7. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 274 с.

  8. Блохин, А. А. Метод проектов как технология личностного развития учащихся / А. А. Блохин, О. Б. Морозова, А. А. Копыл. - Москва : LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 108 с.

  9. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 400 с.

  10. Ботяшина, О. В. Дискуссия как форма организации познавательной деятельности старшеклассников // Наука и школа. - 2018. - № 2. - С. 101-104.

  11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. - Москва : Юрайт, 2020. - 161 с.

  12. Выготский, Л. С. Психология развития / Л. С. Выготский. - Москва : Юрайт, 2020. - 282 с.

  13. Грузкова, С. Ю. Кейс-метод : история разработки и использования метода в образовании- 2017. № 6. - С. 25-39.

  14. Ефремова, Г. Г. Метод проектов как средство интеграции // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 3. - С. 23-26.

  15. Зазвягинский, В. И. Педагогика / Москва : Академия, 2012. - 352 с.

  16. Зайцев, В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ- 2017. - № 6. - С. 52-62.

  17. Игнатова, И. Б. Проектные технологии как метод обучения : историко-педагогический анализ /Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 1. - С. 164-167.

  18. Криванкова, Л.С. Применение метода проекта на уроках // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 3. - С. 61-63.

  19. Курьянов, М. А. Активные методы обучения : методическое пособие / М. А. Курьянов, В. С. Половцев. 2016. - 80 с.

  20. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения : учебник и практикум / Ю. Н. Лапыгин. - Москва : Юрайт, 2019. - 248 с.

  21. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс. - Москва : Класс, 2015. - 592 с

  22. Медведева А.В. Дискуссия как элемент кейс-метода // Academy. - 2018. - № 1. - С. 75-77.

  23. Мирза Н.В. Кейс-метод как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // European science review. - 2016. - № 1. - С. 82-85.

  24. Митрофанова, Г. Г. Метод проектов вчера и сегодня /- 2017. - № 2. - С. 94-106.

  25. Назарова, С. Н. Применение метода кейса в обучении // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 106-108.

  26. Орлова, Е. А. Сущность проектной деятельности социальной направленности старшеклассников- 2018. - № 2. - С. 52-56.

  27. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. - Москва : АРКТИ, 2015. - 112 с.

  28. Педагогика : учебник для вузов, стандарт третьего поколения / А. Е. Бахмутский, Н. А. Вершинина, Е. Н. Глубокова. - Санкт-Петербург 2018. - 347 с.

  29. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования учебное пособие Москва : Академия, 2007. - 368 с.

  30. Сорокина, Е. А. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе воспитательной программы «Активизация социальной позиции подростка» 2017. - № 3. - С. 42-44.

  31. Сурмина, Ю. П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода

  32. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - Москва : АСТ, 2015. - 544 с.

  33. Фрейд, З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. - Москва : Азбука, 2020. - 288 с.

  34. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни / З. Фрейд. - Москва : Эксмо, 2015. - 192 с.

  35. Хуторской, А. В. Педагогика : учебник для вузов, стандарт третьего поколения / 2019. - 608 с.

  36. Чулова, Ю. С. Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 3. - С. 124-128.

  37. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология Москва : Юрайт, 2020. - 458 с.

  38. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва Медия, 2012. - 228 с

  39. Юнг, К. Г. Очерки по аналитической психологии / К. Г. Юнг. - Москва : Харвест, 2017. - 480 с.

  40. Ярцев, Д. В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии. - 2013. - № 6. - С. 54-58.














ПРиложение

Технологическая карта урока.

ФИО учителя

Карманова Елизавета Евгеньевна

Предмет

Обществознание

Класс

7

Тема урока

Виновен – отвечай

Тип урока

Урок изучения нового материала

Образовательные ресурсы

Презентация на тему «Виновен – отвечай», видеофрагмент «История одного заключенного»

План урока

1.Знать закон смолоду.

2. Законопослушный человек.

3. Противозаконное поведение.

4. Закон наказывает

Педагогическая цель урока

Создать условия для формирования представлений о наступающей ответственности за противоправные поступки и неуважение к закону

Формы и методы обучения

Метод: продуктивный (кейс-технологии).

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия и термины

Закон, правонарушения, преступление, противозаконное поведение, законопослушное поведение

Планируемые образовательные результаты

Предметные компетенции

Метапредметные и личностные УУД

Научатся: определять, кого называют законопослушным человеком; в чем коварство мелкого хулиганства; признаки противоправного поведения; особенности наказания несовершеннолетних

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности
при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).

Личностные: определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир.



Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зации

совзаимо-

действия

на уроке

Универсальные учебные действия

I. Мотивация учебной деятельности

1

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Смотрят видеофрагмент . Обсуждают тему урока, самостоятельно формулируют цели урока. Записывают тему и план урока в тетрадь

Фронтальная

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

4

Беседа по теме «Виновен – отвечай»

Предлагает просмотр видеофрагмента «История одного заключенного».

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Смотрят видеофрагмент . Обсуждают тему урока, самостоятельно формулируют цели урока. Записывают тему и план урока в тетрадь

Фронтальная работа

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

III. Изучение

нового материала

10

























5











1

Самостоятельное изучение нового материала.

Предлагает разбиться на группы по 5 человек и распределить обязанности внутри групп. Поясняет задание, выполняемые учащимися в группах.


Разбиваются на группы по 5 человек, знакомятся с заданиями, распределяют обязанности внутри групп, выполняют задания.

Групповая

Личностные: осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: планируют свою деятельность; определяют последовательность действий; вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости; анализируют ход и способ действий; адекватно реагируют на трудности и не боятся сделать ошибку.

Познавательные: решают учебные проблемы, возникающие в ходе работы; строят логическую цепь размышлений; ведут поиск необходимой информации; анализируют и выделяют главное; структурируют найденную информацию в нужной форме

Демонстрация результата работ группы

Предлагает группам высказать свое мнение по заданным вопросам

Высказывают коллективное решение

Групповая

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Физкультминутка



IV. Первичное осмысление и закрепление

10

Обсуждение проблемных ситуаций, связанных с темой урока

Организует работу в группах с практическими заданиями

Участвуют в обсуждении ситуаций, высказывают собственное мнение

Фронтальная, групповая

Личностные: проявляют социальную компетентность как готовность к решению социально-нормативных проблем.

Коммуникативные: сотрудничают с другими учащимися в поиске необходимой информации; вступают в диалог; умеют слушать и слышать; выражают свои мысли, строят высказывание в соответствие с задачами коммуникации


5

Закрепление изученного материала

Организует проверку усвоенного материала

Выполняют тест

Индивидуальная

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала

V. Итоги урока.

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает создать памятку «законопослушного гражданина»

Участвуют в создании памятки, высказывают свое мнение.



Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке.


Рефлексия

2


Предлагает определить свое эмоциональное состояние на уроке

Определяют свое эмоциональное

состояние на уроке


Индивидуальная работа


VI. Домашнее задание

2

Учебник § 6.

Ответить на вопросы (с. 54)

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная





57



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!