СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» в рамках ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Актуальность исследования обусловлена ​​активными инновационными процессами в социально-экономической и политической сферах общества, которые поставили перед системой образования необходимость пересмотра традиционных подходов к обучению и воспитанию учащихся.

Национальная образовательная система Российской Федерации определяет «непрерывность образования на протяжении всей жизни человека» как одну из важнейших задач, которая рассматривается не только как государственная мера по обеспечению развития материального производства, но и как возможность человек, который свободно выбирает путь своего развития, своей жизни, своего творчества и своего самоутверждения.

В связи с этим каждый человек, возникающий на свет, должен, прежде всего, научиться учиться, чтобы привить ему интерес к познанию. Однако трудно привить взрослому человеку устойчивую потребность в непрерывном обучении, если не закладывать основы этой потребности и целенаправленно развивать ее в школьные годы. Поэтому особенно важно в начальной школе формировать у учащихся интерес к саморазвитию, к поиску информации, ее усвоению, обработке и применению.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» в рамках ФГОС»

25


Проектирование как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» в рамках ФГОС

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


1.1. Особенности внедрения метода проектов на занятиях в начальной школе


1.2. Цели и методы формирования социального и интеллектуального творческого саморазвития в процессе проектной деятельности в начальной школе


1.3. Основы проектирования на уроках «Окружающий мир»


ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


2.1. Методы и организация исследования


2.2. Реализация модели формирования социального и интеллектуального творческого саморазвития младших школьников средствами проектной деятельности на уроках «Окружающий мир»


2.3. Проверка эффективности проведенной опытно-поисковой работы


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования обусловлена ​​активными инновационными процессами в социально-экономической и политической сферах общества, которые поставили перед системой образования необходимость пересмотра традиционных подходов к обучению и воспитанию учащихся.

Национальная образовательная система Российской Федерации определяет «непрерывность образования на протяжении всей жизни человека» как одну из важнейших задач, которая рассматривается не только как государственная мера по обеспечению развития материального производства, но и как возможность человек, который свободно выбирает путь своего развития, своей жизни, своего творчества и своего самоутверждения.

В связи с этим каждый человек, возникающий на свет, должен, прежде всего, научиться учиться, чтобы привить ему интерес к познанию. Однако трудно привить взрослому человеку устойчивую потребность в непрерывном обучении, если не закладывать основы этой потребности и целенаправленно развивать ее в школьные годы. Поэтому особенно важно в начальной школе формировать у учащихся интерес к саморазвитию, к поиску информации, ее усвоению, обработке и применению.

Анализ существующих научных разработок при наличии разноплановых подходов показывает, что в современных условиях обучения становится актуальным переосмысление содержания, методов и форм работы учителя с младшими школьниками, который должен стремиться к повышению их степени, их познавательной самостоятельности, произвольное поведение и творческая проектная работа, педагогическое взаимодействие в формировании испытуемых

Проблема социального и интеллектуального творческого саморазвития школьников давно и продуктивно разрабатывается в психологии и педагогике. Многие педагоги и психологи анализируют условия, необходимые для формирования и реализации социального и интеллектуального творческого саморазвития, специальных способностей, в том числе творческой деятельности учащихся начальной школы (М. Воллах, Л.С. Выготский, П.И. Дышлевый, И.А. Киршин, Н.Коган, А.А. Нестеренко, Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина, А.Н. Фоми и др.). Недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности, а также трудности в практической деятельности учителей начальных классов в этом направлении определили выбор направления данной работы.

Объектом исследования является развитие социального и интеллектуального творческого саморазвития младших школьников в проектной деятельности.

Предмет исследования – использование проектной деятельности как средства развития социального и интеллектуального творческого саморазвития у младших школьников.

Целью исследования является использование проектной деятельности как средства развития социального и интеллектуального творческого саморазвития у детей раннего возраста.

Достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности внедрения метода проектов на занятиях в начальной школе.

2. Выделить цели и методы формирования социального и интеллектуального творческого саморазвития в процессе проектной деятельности в начальной школе.

3. Рассмотреть основы проектирования на уроках «Окружающий мир».

4. Выполнить реализацию модели формирования социального и интеллектуального творческого саморазвития младших школьников средствами проектной деятельности на уроках «Окружающий мир».

5. Оценить эффективность проведенной опытно-поисковой работы.


Научная новизна и практическая значимость основываются на следующем: раскрытие теоретического исследования по организации проектной деятельности младших школьников с учетом активности, культурологического подхода, возрастных и возрастных особенностей младших школьников.

В качестве методов исследования в работе были использованы: сравнительный анализ; изучение и обобщение передового педагогического опыта; учебный эксперимент, наблюдение; анкетирование, анализ учебно-методической документации и результатов проектной деятельности младших школьников, количественный и качественный анализ данных.

Экспериментальной базой для проведения исследований послужило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42» города Набережные Челны.

Структура работы: работа включает введение, две главы, список литературы, приложения.
















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


1.1. Особенности внедрения метода проектов на занятиях в начальной школе

Метод проектов представляет собой такую организацию обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.

Главная идея метода проектов состоит в том, что с большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно, особенно если она строится не в русле учебного предмета.

Среди общеучебных целей проектного метода можно выделить три главные цели:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии, что становится возможным в следующих условиях:

  • через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

  • через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

  1. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, в роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение высказывать не только свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, чтобы в итоге найти решение, синтезирующее, удерживающее позитивы в каждом предложении.

  1. Развивать исследовательские умения, а именно:

  • анализировать проблемную ситуацию;

  • выявлять проблемы;

  • осуществлять отбор необходимой информации из литературы;

  • проводить наблюдение практических ситуаций;

  • фиксировать и анализировать их результаты;

  • строить гипотезы и осуществлять их проверку;

  • обобщать полученные результаты; – делать выводы.

Общеучебные цели проектной деятельности направлены на формирование общеучебных умений и навыков, среди которых выделяют рефлексивные и исследовательские умения, навыки кооперации, менеджментские, коммуникативные и презентационные умения и навыки.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

  • умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

  • умение находить несколько вариантов решения проблем;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • умение выдвигать гипотезы.

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве (навыки кооперации):

  • навыки коллективного планирования;

  • умение взаимодействовать с любым партнером;

  • навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;

  • навыки делового партнерского общения;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4. Менеджментские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие);

  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;

  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

  • умение вести дискуссию;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение находить компромисс;

  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

  • артистические умения;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Метод проектов, как педагогическая технология включает в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Отличительной особенностью проектной методики является роль учителя, который уже не является объектом обучения. Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний. В связи с этим на различных этапах проектирования учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора, но не объекта обучения.

Большинство учителей, применяющих метод проектов в своей педагогической практике, выражают положительное отношение к данной технологии обучения. Среди положительных факторов упоминается развитие познавательных интересов школьников, возможность во время самостоятельной работы учеников более тщательно анализировать их деятельность с целью дальнейшего применения личностно-ориентированного подхода в обучении, а также возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некоторое время снизить напряжение, возникающее в педагогической деятельности.

Кроме того, метод проектов обладает большим воспитательным воздействием. По мнению учителей, хорошо знакомых с данной технологией, метод проектов развивает ответственность, активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца.

Эффективность применения данного метода во многом зависит от следующих факторов:

  • учет возрастных особенностей учащихся;

  • роль педагога;

  • творческий подход;

  • учет особенностей конкретного ученического коллектива;

  • создание ситуации выбора при определении темы проекта;

  • органичное сочетание различных способов формирования проектных групп;

  • выбор соответствующего вида проектной деятельности.

Необходимо начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность с первого класса. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Роль педагога также важна при организации проектной деятельности, особенно на начальном (подготовительном) этапе. От его ответственного отношения к проведению проекта, от организации и доскональной разработки плана проекта, от его личной заинтересованности в прогрессе учащихся во многом зависит успех проектной работы.

Кроме того, учителю важно провести анализа особенностей коллектива, выработать модели поведения в течение проекта в соответствии с этими особенностями, а также создать творческую, непринужденную атмосферу на уроке. Все эти факторы будут способствовать повышению мотивации учеников на работу в проекте и формированию их нацеленность на успех.

Не менее важным в условиях осуществления проекта является творческий подход педагога к выбору проблемы и ее реализации. Чем более креативными будут идеи учителя, тем более активным будет интерес и деятельность учащихся любой возрастной группы.

Учителю необходимо выработать широкий спектр тем, которые позволят каждому ученику реализовывать собственные знания и использовать личный жизненный опыт в проектной деятельности. Это позволит ученику осознанно и мотивированно высказываться и работать над проектом, а значит — повысит шансы на успех и мотивацию к учению.

Помимо этого ситуация выбора темы помогает выявить особенности и интересы учеников. Все это позволяет лучше узнать коллектив, скорректировать дальнейшую педагогическую деятельность. Деятельность учителя на подготовительном этапе также очень важна в плане разработки широкого спектра тем, которые позволят каждому ученику реализовывать собственные знания и использовать личный жизненный опыт в проектной деятельности. Возможно, самостоятельного выбора темы проекта играет огромную роль в развитии социальной компетентности, так как непосредственно развивает основные психологические качества личности: ответственность, самостоятельное принятие решений в условии неопределенности; и помимо этого – умение анализировать ситуацию и вырабатывать наиболее выгодную программу действий в процессе обучения, в соответствии со своими потребностями и особенностями. Помимо этого ситуация выбора темы является, по мнению педагогов, очень важной с точки зрения выявления интересов учеников, направленности и характерных особенностей их социальной активности. Все это позволяет лучше узнать коллектив, скорректировать дальнейшую педагогическую деятельность.

Наконец, органичное сочетание различных способов формирования проектных групп и выбор соответствующего вида проектной деятельности также играет важную роль в ее организации. Выбор корректного способа формирования групп учеников при работе над проектом во многом способствует формированию социальной компетентности учащихся. Групповая работа определяет развитие умения общаться, выстраивать взаимоотношения, формирует толерантность и уважение, а также дает ученикам возможность играть различные социальные роли в ходе проектной деятельности. Поэтому важно предоставлять школьниками право самим разбиться на группы исходя из личных предпочтений, что, несомненно, повышает интерес и мотивацию к работе, учителю необходимо периодически самостоятельно разделять учеников на группы или пары.

Тем не менее, и в этом случае существуют свои особенности, поскольку далеко не всегда «слабые» ученики в группе тянутся за более «сильными». В проектной деятельности чрезмерная активность одних учеников подавляет не уверенных в себе или менее успешных учеников. Таким образом, педагоги, считают необходимым изменять тактику и систематически используют способ разделения учеников на группы, разделяя учеников, менее способных или успешных от одноклассников, отличающихся более высокими данными в их предмете (Великий Новгород).

Это позволяет активизировать учеников, постепенно развить их самостоятельность и готовность действовать. Ситуация отсутствия выраженного руководителя в группе создает условия, при которых у учеников начинают формироваться лидерские качества, развивается умение организовывать деятельность, сотрудничать в достижении общей цели. Однако, на наш взгляд, современная система оценки мешает преподавателю реализовать личностно-ориентированный подход. Даже при условии видимого развития учеников, учитель находится в ситуации необходимости поставить удовлетворительную оценку, исходя из требований и стандартов образования. Этой проблеме, с нашей точки зрения, должно быть уделено особое внимание как со стороны государства, так и со стороны учителя, которому стоит сделать акцент на развернутую, выходящую за рамки отметки оценку деятельности учеников, давая им возможность увидеть свой личностный рост и прогресс в процессе обучения.

Технология проектного обучения — это технология, активно внедряемая в настоящее время в учебный процесс начальной школы. Данную технологию в педагогической литературе называют также «методом проектов», «проектной технологией». Проектная технология — это в первую очередь личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик. Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная на развитие учебных, познавательных, творческих способностей. Учитель выступает в роли организатора-наставника, организатора-консультанта учеников.

Технология проектного обучения позволяет учителю организовывать самостоятельную работу учащихся по конкретной теме, проблеме, а учащимся даёт возможность развивать свои творческие способности как по отдельным учебным предметам, так и во внеурочной деятельности.

Работая над проектом у учащихся развиваются такие качества, как любознательность, то есть появляется искренний интерес к изучаемой теме, самостоятельность, то есть желание самому «докопаться до истины», узнать неизведанное, а также формируется чувство ответственности за начатое дело перед самим собой, перед одноклассниками, перед учителем. Е. С. Полат предъявляет следующие требования к применению технологии проектного обучения:

1) основу любого проекта должна составлять значимая, интересная или малоизученная проблема;

2) должна быть теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов работы над темой проекта;

3) доминирование самостоятельной (индивидуальной или парной, или групповой) деятельности учащихся;

4) обязательное наличие продуманной структуры работы;

5) использование методов исследования, изначально предполагающих последовательность этапов действий.

Многообразие форм проектной деятельности породило в педагогической науке ряд классификаций проектной технологии: по роду преобладающей деятельности, по предметно-содержательной области, по продолжительности (по времени реализации), по количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, по форме презентации (конечного представления проекта).

1. По роду преобладающей (доминирующей) деятельности проекты можно подразделить на: ‒ информационные; ‒ творческие; ‒ практико-ориентированные; ‒ исследовательские. Информационные проекты — нацелены на поиск информации учащимся по какой-либо теме и на дальнейшую работу учащегося с найденной информацией. Творческие проекты — ориентированы на достижение поставленной цели, получение планируемого результата. Вся работа над проектом строится и подчиняется предполагаемому результату (выпуск стенгазеты, запись видеоролика, проведение акции и др.). Практико-ориентированные проекты — также ориентированы на конечный, но только практический результат деятельности учащихся. Исследовательские проекты — отличает от других проектов, наличие продуманных основных этапов будущего исследования, которые изначально направлены на достижение поставленной цели.

2. По предметно-содержательной области выделяют проекты надпредметные, межпредметные имонопредметные. Надпредметные — внепредметные проекты, выполняемые на стыке разных областей знаний. Данные проекты выходят за рамки учебных школьных предметов. Межпредметные — проекты, реализуемые благодаря взаимодействию на стыке двух или нескольких предметных областей науки. Монопредметные — проекты, реализуемые в рамках одного учебного предмета или научной области (например, математики, литературы, русского языка или окружающего мира).

3. По продолжительности (по времени реализации) проекты бывают кратковременные и длительные. Кратковременные — проекты, реализуемые за короткий промежуток времени (урок, два урока, неделю, две недели). Длительные — проекты, на реализацию которых уходит от одного месяца и более.

4. По количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, выделяют: индивидуальные проекты (выполняемые одним учеником), групповые (выполняемые группой учеников), коллективные (выполняемые классным коллективом, коллективом всей школы). 5. По форме презентации (конечного представления проекта) выделяют такие проекты как: открытка, газета, книжка, словарь, видеоролик, клип и др.). В начальной школе учитель, на своё усмотрение, может давать детям задание подготовить как индивидуальные, так и групповые проекты, как монопредметные, так и межпредметные, как кратковременные, так и длительные в зависимости от масштабности темы проекта, возраста учащихся и их заинтересованности темой проекта.

Тематика проектных работ для учащихся начальной школы должна определяться, с нашей точки зрения, содержанием курса школьных предметов. При выборе темы проекта важное значение имеет личная мотивация учащегося, а также социальная значимость проблемы исследования, которая в первую очередь значима для самого учащегося. Далее хочется поделится накопленным опытом реализации проектной технологии в учебном процессе начальной школы. Элементы проектной технологии начинаю внедрять в учебный процесс с середины (со второго полугодия) 1 класса. Во втором классе учащимся уже смело даю домашние задания — подготовить проект по какой-либо теме. Чаще всего даю задание ребятам на дом, на уроках окружающего мира — подготовить проект. Темы этого предмета позволяют организовывать проектную деятельность учащихся (созонова).


1.2. Цели и методы формирования социального и интеллектуального творческого саморазвития в процессе проектной деятельности в начальной школе

Метод проектов, как важнейшая составляющая проектной деятельности, не является принципиально новым в мировой педагогике, поскольку зародился в 20-х годах прошлого века в США. Он также был назван методом проблем и связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, который предложил строить обучение на активной основе, через соответствующую деятельность ребенка, в соответствии с его личными интересами.

Как отмечает Антоненко В.У., со временем идея проектного метода претерпела некоторую эволюцию. Рожденная из идеи бесплатного образования, в настоящее время она является составной частью хорошо продуманной и структурированной системы образования. Такая организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов [2].

«Проектный метод» нашел отражение в идеях российских ученых 20-х годов: Б. В. Игнатьева, Н. К. Крупская, Е. Г. Кагаров, М. В. Крупенин, В.

Н.Шульгин и другие советские педагоги считали, что критически переработанный проектный метод может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связывая теорию с практикой.

Глусовой Е.Е.. были выявлены следующие теоретические принципы проектно-ориентированного обучения и проектной работы:

  • в центре внимания-школьник: содействие развитию его творческих способностей;

  • учебный процесс строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для школьника, что повышает его мотивацию в обучении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;

  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

  • осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт системного использования в разных ситуациях и др. [10].

Исходный лозунг основателей технологии (системы) проектного обучения: «Всё из жизни, всё для жизни». Цель проектного метода, по мнению Л. Р. Баимбетова., а также проектной деятельности, в целом, состоит заключается в создании условий, при которых участники проекта:

  1. научиться использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач;

  2. приобретают коммуникабельные умения, работая в различных группах;

  3. развивают у себя умения и навыки в т.ч. исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения анализа, построения гипотез, обобщения); технологические проектировочные, конструкторские, коммуникативные, диагностическо- аналитические;

  4. развивают системное мышление и др. [4].

Применение метода проектов и проектной деятельности способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

Умение использовать метод проектов и проектную деятельность в своей повседневной педагогической деятельности - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающие прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека [39].

Проектная деятельность включает в себя множество понятий: проект, метод проектов, структура проекта, проектирование, проектная технология, технология проектной деятельности, проектная педагогическая технология, технология проектирования, прогнозирование, конструирование, моделирование, исследование, планирование; рефлексия; процедуры оценки эффективности проекта и др.

Проект — «камень, брошенный вперёд» - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа или специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий имеющий социально значимый результат, завершающийся созданием творческих работ [21].

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, что открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.

Единого подхода к определению понятия «метод проектов» в научной литературе нет. В таблице 2 представлены подходы современных педагогов к определению сущности метода проекта.

Таблица 1

Подходы к определению сущности метода проектов

Автор

Определение

Адрианова С.А.[1]

комплексный метод, дающий возможность всем участникам проявить самостоятельность в планировании организации и т.п.

Тимофеева Л.Л[49].

способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом

Боева Л.Л[6].

совокупность приёмов, действий в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения лично значимой проблемы и оформленной в виде некоего конечного продукта

Матяш Н.В.[30]

совокупность организационных, познавательных, методических и других приемов, позволяющих решить конкретную проблему в результате самостоятельных действий его участников с обязательной презентацией этих результатов

Как показано в таблице 1, современные педагоги говорят о методе проектов как одном из способов организации образовательного процесса, обладающим большим потенциалом.

Метод проектов всегда предполагает решение какой то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, совокупность дидактических средств, условий, этапов деятельности, позволяющая получать гарантированные запланированные результаты, то есть является педагогической технологией.

Технология проектной деятельности - целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Говоря о проектной деятельности, прежде всего следует дать опаределение понятию «проект».

Дубовкин В.А. выделил ряд отличий проектной деятельности от других видов деятельности учащихся начальных классов (рисунок 1).


Рис. 1. Отличия проектной деятельности от других видов деятельности учащихся начальных классов

Отличие проектирования от исследовательской и планирования. связано с предвидением, перспектив, определением конструированием (детализацией, связей типовых моделированием образным и преобразованием). Для классификации проектов выделяются типологические признаки, в таблице 2.

Таблица 2

Классификация проектов в школе

Критерий классификации

Виды

По количеству

индивидуальные, парные, межгрупповые

По характеру

внутренние (внутри страны: внутри в контакте с возрастной группой, образовательного учреждения) международные (участники представители разных стран)

По доминирующему

проектной деятельности

информационные - на сбор о каком-либо явлении; на участников проекта сэтой ее анализ и фактов; творческие - на создание обсуждение планируемых и формы их

практико-ориентированные (прикладные); ролевые и - направленные на элементов игр и входе их проблем и др.

По типу

детские, взрослые,

По содержанию

монопроекты (одна область) интегративные (две и образовательные области)

По продолжительности

краткосрочные, среднесрочные,

По мнению ряда ученых, наибольшую эффективность в познавательной деятельности проектная деятельность, обеспечивает интеграцию и практических для решения проблем, изучения мира и социализации. В.М. Якушко считает, что создание для активизации деятельности является из самых задач современной школы. Стимулировать интеллектуального и творческого потенциала школьников может проектно-исследовательская и система заданий, которые в значительной степени влияют на познавательный интерес младших школьников.

Метод учебных проектов помогает обучающимся разнообразные и умения по окружающей среды, современные для создания разработок технических и предметов проектирования собственных и профессиональных В образовательной системе метод проектов позволяет решить проблемы и профильной гармонично сочетать в интересы личности и формировать потребность к постоянной деятельности, знакомя их с той знаний и которая способствует его как будущего семьянина, гражданина.

ВПо мнению С.М. Эркувинцева, метод творческих проектов – это инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность и познавательную активность. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на формирование и развитие социального и интеллектуального творческого саморазвития. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

По мнению И.С. Якиманской, внедрение в практику указанной технологии накладывает определенные требования на учителей как творческую личность и требует специального обучения для повышения педагогического профессионализма, поскольку учитель, владеющий методом проекта как технология и способ организации профессионального пространства, может научить ребенка.

Л.И. Кривова отмечает, что работа над проектом имеет большое значение для развития когнитивных интересов ребенка. В течение этого периода существует интеграция между общими способами решения образовательных и творческих задач, общих способов мышления, речи, искусства и других видов деятельности. Благодаря объединению различных областей знаний формируется целостное видение картины мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Распространенная причина развивает коммуникативные и моральные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности, как отмечает У.Е. Ципелков, заключается в том, что «ситуации, вокруг которых разворачивается образовательный цикл, действительно проблематичны для ученика. Решая эти ситуации, учащийся использует приобретенные ранее знания и навыки, получает новые знания из разных источников, овладевает необходимыми методами деятельности и приобретает неоценимый личный практический опыт. «Деятельность по проекту помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную деятельность, независимость, креативность, умение планировать, работать в команде. Такие качества способствуют успеху детей в школе.

Анализ современных образовательных моделей начального обучения показал, что на сегодняшний день работа над проектами включена в содержание различных учебных дисциплин в двух программах - «Школа 2100» и «Планета знаний». Своевременной поддержкой внеурочной проектной деятельности в начальном общем образовании явились обновлённые программы по предметам и впервые созданные рекомендации по организации внеучебной деятельности, разработанные в рамках стандартов второго поколения.

В разделе «Внеклассная проектная деятельность» даются некоторые понятийные пояснения, приводится одна из форм организации работы над проектом, предлагается тематика проектов по предметным курсам.

Организуя работу над проектом в начальной школе, необходимо учитывать, что ученик должен иметь определённый исходный (пусть минимальный) уровень готовности. Работа по методу проектов включает в себя несколько основных этапов (таблица 2)

Анализ психолого-педагогический исследований в области развития социального и интеллектуального творческого саморазвития у младших школьников средствами проектной деятельности, представленный в данном разделе, позволяет сделать следующие выводы:

Таблица 2

Этапы работы по методу проектов

Этап

Описание

Проблематизация

На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, происходит своеобразное «присвоение» учеником проблемы, наделение её личностным смыслом

Целеполагание

Проблема преобразуется в личносто - значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте

Планирование

В результате данного этапа ясные очертания приобретает не только отдалённая цель, но и ближайшие шаги

Реализация имеющегося плана и презентация

В рамках данного этапа проект обретает четкие очертания и оформляется, а затем презентуется широкому кругу слушателей.

Рефлексия

По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы

  1. Проектная деятельность обладает большим потенциалом в области формирования социального и интеллектуального творческого саморазвития у детей младшего школьного возраста, поскольку отличается максимальной включенностью детей, что позволяет добиться большей заинтересованности.

  2. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело. Метод проектов актуален и очень эффективен. Его использование позволяет формировать и активизировать познавательный интерес младших школьников; дает ученикам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в свою очередь позволяет успешно адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях.

  3. Успешность реализации учебного проекта зависит от выполнения ряда требований:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)

  • деятельность учащихся;

  • структурирование содержания проекта (с указанием промежуточных результатов);

  • использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий.

Таким образом, теоретические основы организации проектной деятельности представляют собой средство развития социального и интеллектуального творческого саморазвития среди молодых студентов. Далее мы перейдем к описанию организации экспериментальной работы по развитию социального и интеллектуального творческого саморазвития среди младших школьников посредством проектной деятельности.


1.3. Основы проектирования на уроках «Окружающий мир»

Ведущую роль в освоении и осознании, а так же формировании социального и интеллектуального творческого саморазвития у детей младшего школьного возраста играют педагогические средства, которые используются в образовательном процессе в виде инструмента деятельности педагога и обучающихся и носителей учебной информации для достижения поставленных целей развития, воспитания и обучения.

Детское проектирование с точки зрения влияния на ребенка является средством, при помощи которого он овладевает познавательным интересом.

Среди разнообразия средств работы с младшими школьниками, используемых в школьном образовании, одним из наиболее эффективных является проектная деятельность.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она являться основным условием развития социального и интеллектуального творческого саморазвития младших школьников: развивает любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения и в целом формируется познавательный интерес.

Проектная деятельность выступает самостоятельной и совместной деятельностью обучающихся и педагога по планированию и дальнейшей организации педагогического процесса в рамках конкретной темы, имеющей социально значимый результат.

Проектирование должно осуществляться поэтапно, при этом ведущим становится принцип самодеятельности, заключающийся в следующем: определяется план заданий и активно выполняются одно за другим; проект - есть слияние практики и теории, это не только четкая постановка умственной задачи, но и ее практическое выполнение.

По нашему мнению, значение метода проектов заключается в том, что благодаря ему разрешаются две основные задачи школьного обучения: дать возможность удовлетворить ее любознательностью и внушать обучающимся любовь к знанию.

Цель и сущность метода проектов заключена в том, что он в качестве задачи ставит поиск для обучающихся такого дела, которое может привлечь их внимание и интерес, дела, которое будет вполне соответствовать их силам, а в процессе работы даст полезные навыки и знания, что способствует формированию социального и интеллектуального творческого саморазвития детей.

Как считала М.В. Крупенина, проектирование реализует такие педагогические принципы, как сотрудничество обучающихся и педагога, самостоятельность, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, актуализация субъектной позиции ребенка в образовательном процессе, деятельностный подход, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

Так же по ее мнению проектная деятельность заключается в следующих 5-ти этапах:

  1. постановка задачи;

  2. разработка самого проекта принятого задания;

  3. организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;

  4. непосредственно практическая деятельность;

  5. 5) учет проделанной работы.

Одна из главных задач педагога по мнению Н. Е. Веракса при организации проектной деятельности младших школьников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка в себя включает познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую поставил перед ним эспериментатор. Умение создавать условия для проявления познавательной инициативы младших школьников является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

Своеобразие детского проектирования заключается в том, что познавательная деятельность в нем организуется как поисковая.

К младшему школьному возрасту значительно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Данный возрастной период очень важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.).

Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой приобретаются знания.

В начальной школе это:

  • формирование умений применять методы, которые будут способствовать решению поставленной задачи, с использованием разнообразных вариантов;

  • развитие умений определять возможные методы решения проблем при помощи взрослого, а после и самостоятельно;

  • развитие умений пользоваться полученными знаниями для решения новых практических и познавательных задач;

  • самостоятельное приобретение недостающих знаний из различных источников;

  • развитие важнейших для современной жизни компетенций.

  • развитие способностей к творческому, критическому, аналитическому мышлению;

  • ведение конструктивной беседы в процессе исследовательской совместной деятельности, развитие желания пользоваться специальной терминологией.

  • формирование различных предпосылок для интеллектуальной инициативы, поисковой деятельности;

Е.С. Евдакимова пишет: «Проектная деятельность младшего школьника развивается поэтапно, при непосредственной поддержке и участии взрослого». Для развития социального и интеллектуального творческого саморазвития детей младшего школьного возраста в проектной деятельности она предлагает следующий алгоритм деятельности детей и педагога (см. таблицу 3).

Таблица 3

Алгоритм деятельности детей и педагога

1 этап

1 Шаг Подготовительный

Выделение проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. Воспитатель выступает помощником в выделении проблемы и самостоятельной ее формулировке. Использование модели «трех вопросов».

2 Шаг Целеполагания

Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Самостоятельное прогнозирование результата.

2 этап

3 Шаг Планирования

Планирование деятельности детьми (при участии воспитателя как партнера), определение средств и способов реализации проекта

3 этап

4 Шаг Исполнительский

Выполнение детьми проекта, «творческие споры», достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь

4 этап

5 Шаг Презентационный

Предоставление продукта проектной деятельности, воспитатель выступает как зритель

6 Шаг Рефлексивный

Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

Познавательная, исследовательская деятельность является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности. Эти два вида деятельности между собой неразрывны.

Таким образом, большую роль в осознании, освоении и формировании социального и интеллектуального творческого саморазвития у детей младшего школьного возраста играют педагогические средства обучения и воспитания, втом числе детское проектирование. Оно позволяет максимально реализовать инициативность и самостоятельность детей,развивает любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения и в целом познавательный интерес.

В учебном процессе познавательный интерес выступает как средство обучения, как мотив учения, как устойчивое качество личности школьника, направленное на овладение знаниями и способами познавательной деятельности.

Под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы; способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Использование проектной деятельности, в работе с младшими школьниками, является одним из наиболее эффективных способов развития социального и интеллектуального творческого саморазвития, так как у детей данного возраста наблюдается достаточный уровень сформированности психических процессов.


ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

2.1. Методы и организация исследования


В целях определения уровня реализации социального и интеллектуального творческого саморазвития в процессе проектной деятельности на уроках «Окружающий мир» в начальных классах нами проведено исходное диагностическое исследование, в котором принимали участие обучающиеся 4х классов МБОУ «СОШ № 42» г. Набережные Челны. Для проведения опытно-экспериментальной работы проведена диагностика 30 детей в возрасте от 9 до 10 лет, обучающихся 4 «А» класса МБОУ «СОШ № 42» г. Набережные Челны.

Базовое образование в школе ведется по развивающим методикам на основе государственных стандартов и материалов повышенного уровня. Целью деятельности школы является создание условий для формирования у каждого школьника авторской жизненной позиции в отношении дела, людей, самого себя. Для организации проектной деятельности у младших школьников и формирования у них познавательного интереса, была подготовлена программа внеурочной деятельности. Программа рекомендована для осуществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе. Для реализации цели, гипотезы и задач исследования нами была проведена опытно-поисковая работа.

Цель констатирующего этапа опытно-поисковой работы: диагностика уровня реализации социального и интеллектуального творческого саморазвития младших школьников, для дальнейшей разработки программы по повышению уровня саморазвития на основе метода проектов.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. Анализ литературы по заданной теме.

  2. Формирование групп участников исследования.

  3. Выбор методик диагностики.

  4. Организация диагностического исследования.

  5. Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования данных.

  6. Разработка и апробация опытно-экспериментальной работы по повышению уровня саморазвития у младших школьников средствами проектной деятельности на уроках «Окружающий мир».

  7. Оценка эффективности проведенной работы.

Экспериментальное исследование проходило в три этапа и включало в себя:

1. Констатирующий этап, на котором был определен исходный уровень творческого саморазвития школьников на уроках «Окружающий мир».

2. Формирующий этап включал в себя разработку программы по совершенствованию творческого саморазвития школьников средствами проектной деятельности на уроках «Окружающий мир».

3. Контрольный этап, на котором была проведена повторно диагностика и проведен сравнительный анализ результатов исследования.

На первом этапе были определены основные критерии и показатели реализации социального и интеллектуального творческого саморазвития у младших школьников, которые представлены в таблице 4.







Таблица 4

Содержательная характеристика критериев и показателей уровня реализации социального и интеллектуального творческого саморазвития у младших школьников


Критерии

Показатели

Социальное саморазвитие

Интенсивность вопросов; концентрация внимания; сосредоточенность на вопросе; позитивные эмоциональные переживания и чувства; потребность в интеллектуальных достижениях; делится мнением с одноклассниками, учителем

Интеллектуальное саморазвитие

Интерес к выполнению деятельности; проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного; концентрация внимания; обращение к дополнительной литературе.

Творческое саморазвитие

Интерес к данной деятельности; заинтересованность в процессе действий; привлекательность фактов и явлений; знакомится с дополнительной литературой; делится новыми впечатлениями с одноклассниками, товарищами.

На основе выделенных критериев, а также для обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности саморазвития у младших школьников: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Для определения реализации социального и интеллектуального творческого саморазвития у младших школьников нами были предложены и следующие методики:

  1. Методика «Готовность к саморазвитию» С. Грачева (см. Приложение 1).

Цель: определить степень сформированности готовности саморазвития младших школьников.

Получены следующие результаты:

  • готовность «Хочу знать себя» – 9 человек (30%);

  • готовность «Могу совершенствоваться» – 12 человек (40%).

Анализируя результаты можно отметить, что количество учащихся утверждающих, что они способны к самосовершенствованию, остаётся низким. Однако, проанализировав анкеты учащихся можно заметить, что на некоторые вопросы дети затруднились ответить и оставляли их пропущенными. Трудными для ответа оказались вопросы об уверенности в своих силах, о неудачах и качествах и умениях, которые соответствуют требованиям будущей профессии.

  1. Метод наблюдения для определения уровней готовности к саморазвитию младших школьников (Лист наблюдений - см. Приложение 2).

Цель наблюдения: выявить уровень готовности к саморазвитию младших школьников, см. табл. 5.



Таблица 5

Количественные показатели уровней готовности к саморазвитию младших школьников (констатирующий эксперимент)

Показатели/

Критерии

Уровни сформированности готовности к саморазвитию младших школьников

Высокий

Средний

Низкий

Целевой

6 (20%)

9 (30%)

15 (50%)

Содержательный

9 (30%)

15 (50%)

6 (20%)

Деятельностный

3 (10%)

15 (50%)

12 (40%)


По итогам диагностики видно, что компоненты готовности к саморазвитию младших школьников сформированы в основном на среднем уровне. Наиболее высокие показатели по содержательному и деятельностному критериям. Дети, показавшие высокие результаты способны выдвигать идеи, гипотезы и в некоторой степени обосновывать их периодическое применение, навыки и умения сформированы, но не обеспечены прочными знаниями. Основная проблема нами видится в отношении сформированности целевого критерия. У детей с низкими показателями данного компонента умения и навыки неустойчивы.

В связи с этим необходима организация специальной работы, направленной на формирование готовности к саморазвитию младших школьников.

Таким образом, анализ результатов диагностики уровня саморазвития у обучащихся 4 «А» класса показал, что высокий уровень сформированности саморазвития имеют крайне мало учеников, большинство характеризуются наличием среднего и низкого уровня сформированности саморазвития. Более того, отмечается снижение заинтересованности учащихся в школьном обучении. Кроме того, в ходе опытно-экспериментальной работы мы столкнулись с рядом проблем:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

  • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и определить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

  • отсутствие навыков переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации - в жизненную.

Многие из этих проблем являются следствием низкого уровня сформированности саморазвития младших школьников, и, как результат, отсутствием мотивации к учёбе. Все это говорит о необходимости организации опытно-экспериментальной работы по повышению уровня саморазвития у младших школьников средствами проектной деятельности.


2.2. Реализация модели формирования социального и интеллектуального творческого саморазвития младших школьников средствами проектной деятельности на уроках «Окружающий мир»

Результаты проведенного диагностического исследования показали, что высокий уровень сформированности саморазвития имеют крайне мало учеников, большинство характеризуются наличием среднего и низкого уровня сформированности саморазвития. Более того, отмечается снижение заинтересованности учащихся в школьном обучении. Возникла необходимость повышения уровня социального и интеллектуального творческого саморазвития младших школьников средствами проектной деятельности на уроках «Окружающий мир». И сделать это, в первую, очередь через развитие мышления, творческих способностей учащихся и взаимодействия школьников с природными объектами, включение их в такое взаимодействие посредством приобщения учащихся к реализации экологических проектов. Исходя из этого разработан экологической проект «Сохраним озеро Лесное» как современная форма повышения социального и интеллектуального творческого саморазвития младших школьников средствами проектной деятельности на уроках «Окружающий мир».

Содержание проекта направлено на повышение уровня экологической воспитанности, т.е. на воспитание гуманного отношения к природе, на формирование практических навыков и умений разнообразной деятельности в ней, а также на сохранение и укрепление здоровья детей. В основе работы кружка лежит краеведческий принцип. Исследование школьниками реальной жизни в процессе занятий дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций о состоянии природной среды, поведении людей в природе. Это позволяет детям извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решения в соответствии с убеждениями.

Данный проект направлен на привлечение внимания детей к актуальной экологической проблеме сохранения целостности водных экосистем озёр, изучение особенностей биоценозов озёр и возможностей их использования человеком, применение полученных знаний в практическом природоохранном проектировании, формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей малой Родины, освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации, приобретение учащимися умения работать в команде, во взаимодействии с органами власти и со средствами массовой информации по решению экологической проблемы сохранения экосистем озёр.

Проект разработан на основе компонентов экологической культуры подростков, как представлено в табл. 6.

Таблица 6

Критерии оценки социального и интеллектуального творческого саморазвития младших школьников средствами проектной деятельности на уроках «Окружающий мир»

Компонент социального и интеллектуального творческого саморазвития

Потребности учащихся

Критерии экологической культуры учащихся

1

2

3

Эмоционально-эстетический

Восприятие прекрасного в природе и людях

Умение замечать и ценить красоту природы; эмпатия ко всему живому

Ценностно-смысловой

Самопознание, самопринятие и уважение в среде сверстников

Рефлексия отношения к природе, людям и самому себе; проявление ответственного отношения к природе, людям, самому себе

Когнитивный

Расширение познания мира природы, включая человека; объяснение законов мироздания

Знание основ экологии

Деятельностный

Социально значимая деятельность, самореализация, общение со сверстниками, самостоятельность

Готовность действовать для улучшения социоприродного окружения школы; экологическое поведение в повседневной жизни; реальный вклад подростков в улучшение состояния экологической обстановки своей местности


Тип проекта: исследовательский, прикладной, межпредметный. По количеству учащихся проект коллективный. Выполняют его обучающиеся 4 классов. Проект организован первоначально внутри школы с последующим вовлечением в него учащихся других школ города и жителей города Набережные Челны. По продолжительности проведения проект долгосрочный, проводится во внеурочное время, с отслеживанием его на уроках и внеклассных мероприятиях. Начало проекта – период зимних каникул 2022 года.

Актуальность проекта заключается в том, что в условиях необратимой трансформации природных экосистем озёр, нарастающего дефицита источников пресной воды и получения чистых продуктов питания, ухудшения их качества, а значит, и ухудшения состояния здоровья населения наступила реальная опасность выхода за пределы естественной емкости биосферы, когда расход запасов пресной воды и вылавливание рыбы происходят интенсивнее, чем их пополнение.

Пресноводные экосистемы озёр – особый мир, отличительной особенностью которого является его способность к самоочищению. Но этот процесс не может быть бесконечным. Поэтому одна из важнейших природоохранных задач состоит в том, чтобы поддерживать эту способность. Естественные озёра со временем превращаются в болота; биоценозы в них сохраняются на одном и том же уровне длительное время. И хотя все связи между организмами за долгие годы совместного существования в естественном биоценозе отточены, продуктивность таких водоемов в 3-4 раза ниже, чем рыбохозяйственных озёр. Человек ухаживает за рыбоводным озером и не дает ему превратиться в болото, освобождая водоем от избытка растительности и осуществляя ряд других мероприятий по его охране.

Если общественность не подключится к решению проблемы сохранения озер, то они могут просто исчезнуть, так как через некоторое время озеро превратиться в болото, а болото - в луг. Это необратимый процесс, если только люди сами не позаботятся о продлении жизни озера, одновременно используя их для разведения рыбы и получения чистого, диетического продукта питания.

Данный проект призван предупредить исчезновение уникальных источников пресной воды, рекреационной зоны для населения, сохранить биологическую и рыбоводную продуктивность озёр, целостность их экосистем путём привлечения внимания органов местной власти, общественности и СМИ к решению данной проблемы через реализацию ряда природоохранных мероприятий.

Данный проект предоставляет возможность обучающимся вести проектную деятельность и научно-исследовательскую работу по актуальным вопросам экологического образования в курсе «Региональная экология». Он также предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния водных экосистем озёр, а также изучению возможностей их использования человеком.

Таким образом, в ходе реализации проекта решались следующие проблемы:

- сохранение целостности водных экосистем озера;

- охрана биоценозов озера от загрязнения и разрушения;

- социализация обучающихся;

- повышение уровня экологической культуры учащихся и жителей города Набережные Челны;

- выбор будущей профессии.

Благодаря практической и экологической направленности, проект может быть использован учащимися, педагогами, экологическим фондом, управлением охотничьего и рыболовного хозяйства, студентами биологических и экологических факультетов.

Практическая значимость проекта состоит в том, что в настоящее время не все понимают важность сохранения экосистем озера на нашей малой родине, их перспективные возможности. Данный проект предусматривает проведение исследовательской работы, итогом которой является составление технологической характеристики озера, организация просветительской работы по сохранению экосистем водоема, привлечение внимания общественности, органов власти и СМИ к данной проблеме; осуществляет реальную практико-ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке состояния биоценозов озера, предоставляет широкие возможности для самореализации учащихся, выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своей среду обитания.

Цель проекта: оценить состояние и раскрыть возможность сохранения и улучшения озера «Лесное» в целях рекреационного значения и рыбохозяйственного значения.

Задачи:

- раскрытие и углубление знаний учащихся об особенностях биоценозов озера;

- освоение учащимися способов и методов оценки экологического состояния водных экосистем;

- овладение умениями применять биологические и экологические знания для объяснения важности решения проблемы сохранения данного водоёма;

- составление технологического описания озера как результата полевых и лабораторных исследований;

- формирование у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованного человека;

- привлечение внимания общественности к решению данной проблемы;

- представление итогов работы в форме презентации для учащихся школ города, работников охотничьего и рыболовного хозяйства;

- освещение хода работы над проектом и ее результатов на страницах местной газеты.

В ходе реализации проекта предполагалось проведение акций, операций, конкурсов рисунков и плакатов, праздников, мониторингов озера, а также уроков и экскурсий по теме проекта, экологического марафона между учащимися школ города. Конечный результат проекта: школьная конференция с привлечением общественности.

Проект предусматривал сочетание урочной и внеурочной работы: учебные занятия по окружающему миру – теоретическое направление, занятие – экскурсия, которая предусматривает работу в группе, внеурочная деятельность, третье – выступление учащихся, отчет групп.

Внешний продукт проекта – созданные материалы: гербарий, альбом зарисовок, слайдовая презентация растений возле территории Лесного озера.

Внутренний продукт проекта: формирование новых компетенций, опыт совместной деятельности способствующее формированию интереса первоклассников к изучению окружающего мира, экологической культуры, развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыков работы в группе.

Проект ставит своей целью углубленное изучение особенностей биоценозов озера для определения его биологической и рыбоводной продуктивности, составление технологического описания данного водоёма, распространение идеи и стратегии сохранения целостности экосистем озера.

Это достигается следующими методами:

- теоретическими (изучением и анализом специальной и методической литературы);

- эмпирическими (наблюдением, описанием, измерением, экспериментом, анализом причинно-следственных связей, обобщением материалов);

- статистическими (анализом и обработкой результатов экспериментов и измерений).

Механизм реализации проекта

  • изучение и анализ особенностей экосистем озера;

  • анализ специальной и методической литературы;

  • организация встреч с ведущими специалистами по теме проекта;

  • проведение полевых и лабораторных исследований;

  • использование современных методик при ведение наблюдений и экспериментов;

  • разработка методик организации занятий;

  • отражение хода реализации проекта на страницах СМИ.

В ходе реализации проекта среди учащихся были сформированны 3 группы в зависимости от направленности деятельности:

I группа – «журналисты», задача которых осуществить сбор и анализ необходимой информации по выбранной теме проекта, подготовить теоретическую основу для исследований, а также отобрать материал для организации просветительской деятельности;

II группа – гидрологи, основной задачей которых является проведение гидрологических, гидробиологических и химических исследований по определению качества воды в озере, составление технологического описания озера;

III группа – ихтиологи и фикологи, основной задачей которых является осуществление ихтиологических исследований с целью описания видового состава озера, а также доказательства возможности их использования для рыборазведения.

Работа над проектом осуществлялась в несколько этапов.

На первоначальном этапе было проведено несколько мероприятий на усвоение эмпатии ко всему живому. Проведены экологические игры на восприятие прекрасного в природе и в людях, конкурсы рисунков, конкурс сочинений на тему: «Озеро в моей жизни». Затем учащимися, под руководством педагога предлагалось осуществить сбор и анализ информации по проблеме сохранения водных экосистем озера, основными задачами которых является изучение особенностей биоценозов озера и влияние человека на экосистемы озера; обоснование актуальности и значимости проблемы сохранения озера.

В ходе информационных исследований была изучена и проанализирована специальная и методическая литература по теме проекта, проведены встречи с кадрами экологического фонда, ведущими специалистами Управления охотничьего и рыболовного хозяйства.

В ходе данных исследований и анализа литературы обучающиеся должны были ответить на следующие вопросы:

- происходит ли нарушение целостности экосистем озера;

- происходит ли загрязнение водоёма, если да, то какими способами;

- анализируя статистические данные, учащимся необходимо прийти к выводу, почему видовой состав озера настолько скуден и по численности сократился во много раз, по сравнению с 90-ми годами;

- в ходе информационных исследований, а также ряда встреч со специалистами экологических служб, учащимся необходимо прийти к выводу о том, что основной проблемой низкой продуктивности водоёма, является не соблюдение нескольких норм: браконьерство; озеро является бесхозным; неправильная деятельность местного населения (на примере, сельского хозяйства). Учащимся предлагается привести свои, наиболее подходящие пути решения этих проблем.

На втором этапе с целью определения биологической и естественной рыбопродуктивности озера, были проведены полевые и лабораторные исследования: гидрологический, гидробиологический, ихтиологический и изучение физико-географической характеристики озера.

Изучение растительного и животного мира, выявление взаимосвязи между ними, и роли в формировании экосистемы. Проведение экологических игр, решение ситуационных задач. Выполнение практических работ. Работа по видовому составу при помощи определителей (если такой не имеется, можно воспользоваться сайтом www.ecosystema.ru).

Третий этап по реализации проекта – проведение эколого-просветительской работы. Проведение химических исследований воды. Решение экологических ситуаций.

Обучающиеся выступили с докладами на родительских собраниях. Участники проекта проводили различные операции: «Чистый берег» - сбор мусора на берегу озера; установление плакатов, стендов, на которых они размещали различные рисунки, призывы к населению, о бережном отношении к природе и в том числе к территории вблизи озера; распространение листовок; мероприятия для школьников младшего и среднего звена и т.д. Подведение итогов исследовательской работы. Выполнение презентации и отчёта.

На основании проведённых исследований должна была составлена технологическая характеристика водоёма. Итоги работы над проектом представлены учащимся школы, педагогам, родителям, приглашенным специалистам, представителям органов местной власти и СМИ, в форме компьютерной презентации с выступлением участников проекта на финальной конференции. Создавая презентацию ребятам воспользовались знаниями, полученными на уроках информатики, работа с программой Power Point, Excel, Word.

В дальнейшем, в период летних каникул 2022 года планируется проведение экологического марафона, в котором могут принять участие обучающиеся школ города.

Ожидаемый результат: активизация движения школьных объединений, с целью сохранения водных экосистем озёр; вовлечение учащихся школ в различные акции; привлечение внимания общественности и органов местной власти для осуществления регулярного биологического мониторинга и контроля за состоянием качества водной среды; улучшение экологического состояния водоёма, что положительно влияет на здоровье населения и учащихся.

Необходимые ресурсы. Данный проект экономичен. Необходимым инвентарём располагает школа. Местная администрация сможет предоставить транспорт для вывоза мусора во время проведения акции «Чистый берег».

После того как проект будет реализован полностью, можно планировать его дальнейшее продолжение по всем направлениям деятельности: образовательной, научно-исследовательской, проектной, природоохранной, профориентационной. Необходимо осуществлять ежегодное проведение биологического мониторинга и природоохранных мероприятий по сохранению озера: укрепление берегов древесно-кустарниковой растительностью, скашивание камыша, содействие с незаконным отловом рыбы, очистка берегов от мусора при поддержке общественности и органов местной власти.

Таким образом, данный проект, направленный на повышение уровня социального и интеллектуального творческого саморазвития практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный, направлен, в первую очередь, на повышение уровня экологической культуры обучающихся младшей школы, применение инновационных форм экологического воспитания обучающихся младшей школы.

Преимущества учебного проекта: нетрадиционная форма проведения занятия позволяет разнообразить учебный процесс, что вызывает положительные эмоции учащихся. В такой форме дети запомнили большее количество растений каждой группы. Данный вид деятельности заставил воспользоваться дополнительной литературой, связать тему с жизненным опытом, развить интерес к окружающей среде.

По мере выполнения исследовательской работы, учащиеся выполняли рисунки, заполняли сводные таблицы. Проанализировав весь собранный и графически интерпретированный материал, мы составили прогноз о дальнейшем развитии зеленых насаждений пришкольной территории, определили мероприятия по оказанию «скорой экологической помощи». К результатам работы учащиеся приложили гербарии, пробы лишайников и пр. природный материал. Кроме того, данная работа была связана с реализацией межпредметных связей: рисование дерева в разное время года (уроки ИЗО), разбор сказок, стихотворений и загадок и растениях (литературное чтение), написание сочинения о своем любимом дереве (русский язык), выполнение цветов в различной технике (уроки технологии).


2.3. Проверка эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы

По результатам проведенной работы на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика. Целью данной диагностики было выявление динамики уровня готовности к саморазвитию младших школьников.

На данном этапе использовалась методика, которая применялась на этапе констатирующего эксперимента.

  1. Методика «Готовность к саморазвитию» С. Грачева.

Получены следующие результаты:

  • готовность «Хочу знать себя» – 18 человек (60%);

  • готовность «Могу совершенствоваться» – 24 человека (80%).

Анализируя результаты можно отметить, что количество учащихся утверждающих, что они способны к самосовершенствованию значительно увеличилось.

  1. Метод наблюдения для определения уровней готовности к саморазвитию младших школьников. Результаты занесены в Таблицу 7.

Таблица 7

Количественные показатели уровней готовности к саморазвитию младших школьников (контрольный эксперимент)

Показатели / Критерии

Уровни сформированности готовности к саморазвитию младших школьников

Высокий

Средний

Низкий

Целевой

9 (30%)

15 (50%)

6 (20%)

Содержательный

12 (40%)

15 (50%)

6 (20%)

Деятельностный

15 (50%)

12 (40%)

3 (10%)


Сделаем сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов. Данные представим на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента по уровням готовности к саморазвитию

Таким образом, произошли следующие положительные изменения. Уровень целевого критерия повысился. На высоком уровне на этапе констатирующего эксперимента находятся 6 человек (20%), а на этапе контрольного – 12 человек (40%). Дети стали осознавать цель деятельности в полном объеме, самостоятельно осуществляют поставленную цель и задачи и обозначают конечный результат. Показатели содержательного критерия на высоком уровне увеличились с 30% общего числа учащихся до 40%. Учащиеся способны на изобретение новых способов деятельности, на отбор идей и гипотез на основе критического анализа, переносят знания и умения в новую ситуацию использую принцип системности. Повысила также деятельностный критерий.

На высоком уровне на этапе констатирующего эксперимента находятся 3 человека (10%), а на этапе контрольного – 15 человек (50%). Знания, умения и навыки прочны, являются фундаментом для дальнейшего саморазвития, развито волевое стремление выполнять поставленные цели на высоком уровне.

Эксперимент показал положительную динамику уровня сформированности следовательно эффективности использования портфолио как средства формирования готовности к саморазвитию младших школьников.

Таким образом, диагностические методики соответствуют компонентам готовности к саморазвитию младших школьников.

Формирующий эксперимент был представлен программой, направленной на формирование системы обратной связи во взаимодействии учителя и ученика, ориентированной на более полное понимание школьником целей и задач своей деятельности.

Контрольный эксперимент показал положительную динамику уровня сформированности следовательно эффективности использования портфолио как средства формирования готовности к саморазвитию младших школьников. Разработанная нами программа оказалась эффективной.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Адрианова СА. Использование метода проектов в обучении школьников // Технология (Основа) – 2015 - № 1 0 С. 6-8.

  2. Антоненко В.У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция метода проектов. [текст] // Вестник КГУ – 2016 – №9 – С. 21-27.

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 352с

  2. Васильев С.М. Формирование и развитие саморазвития в начальной школе. [текст] // Школьное образование – 2016 – №9 – С. 109132.

  3. Глусова Е.Е. Теоретическое обоснование проектной деятельности в начальной школе. [текст] // Классный руководитель – 2015 – № 6 – С. 54-58.

  4. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения [текст] //Директор школы – 2013 – №6 – С. 95-99.

  5. Гришанин К.Г. Занимательность, как обязательное требование к уроку в современной школе. [текст] // ЭКО – 2017 – № 1 – С. 93- 102

  6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] сб. науч. тр. / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М. : НИИОПП, 2016 – 230 с.

  7. Дубовкин В.А. Потенциал проектной деятельности в начальной школе. [текст] // Начальная школа – 2017 – № 9 –С. 51-55

  8. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: книга для учителя начальных классов. [текст] - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2015 – 143 с.

  9. Кочановская Е.В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников: Дисс... канд. пед. наук. - Калининград, 2000. - 197с.

  10. Кривова Л.П. Значимость проектной деятельности в формировании познавательных интересов и действий. [текст] // Молодой ученый – 2016 – №9 – С. 50-57

  11. Курманаев С.М. Формирование и развитие саморазвития в начальной школе. [текст] // Классное руководство – 2016 – № 11 – С. 39-45

  12. Кусов В.А. Образовательные проекты: специфика организации. [текст] М.:Эксмо, 2012 – 213 с.

  13. Латыпов К.А. Познавательная деятельность учащихся начальных классов. [текст] М.:Эксмо, 2015 – 123 с.

  14. Литовко В.С. Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста. [текст] // Вестник КГПУ – 2017 – №8 – С. 89-94

  15. Лучаева С.М. Инновационные методы школьного обучения. [текст] М.:Эксмо, 2015 – 202 с.

  16. Мамедов С.М. Методология организации проектной деятельности в школе. [текст] // Методика современного обучения – 2016 – № 7 – С.50-55

  17. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. –М.: Вентана-Граф, 2014 – 192 с.

  18. Мускин В.С. Теоретические аспекты проектной деятельности в начальной школе.// Современное образование – 2016 – №6 – С.63-69

  19. Мушкин У.Р. Применение метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе. [текст] // Начальная школа – 2017 – №1 С. 94-99

  20. Носовкина У.К. Педагогика начального образования. [текст] М.:Эксмо, 2016 – С. 43-47

  21. Оспанова Г.С. Организация проектной деятельности школьников [текст] // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3 (часть 1) – С. 49-57.

  22. Терненко В.С. Проблемы низкой обучаемости младших школьников. [текст] // Современное образование, 2015 – № 10, с. 43

  23. Трасенков К.П. Метод проектов в образовательном процессе: особенности применения. М.:Эксмо, 2014 – 215 с.

  24. Урбкаева С.М. Технология проектной деятельности на уроках окружающего мира в 3 классе. [текст] // Начальное образование – 2017 – №8 – С. 86-92

  25. Ципелков У.Е. Перспективы использования метода проектов в начальной школе. [текст] // Вестник КГТУ – 2016 – №10 – С. 50-55

  26. Эркувинцев С.М. Метод творческих проектов: потенциал и особенности применения. [текст] // ЭКО – 2016 – №12 – С. 94-100

  27. Юсупов С.М. Планирование проектной деятельности в школе [текст] // Вестник КГПУ – 2016 – №9 – С. 42-48

  28. Якупов В.А Роль педагога в образовательном процесса: опыт применения проектной деятельности в школе. [текст] // Вестник КГУ – 2016 – №9, с. 54

  29. Якушко В.М. Современные технологии формирования саморазвития в учебной деятельности учащихся младших классов. [текст] // Начальная школа – 2016 – №11 – С. 104-110









Приложение 1

Утверждения к тесту «Готовность к саморазвитию» Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта

  1. У меня появляется желание больше узнать о себе.

  2. Я считаю, что мне нет необходимости в чем-то меняться.

  3. Я уверен(а) в своих силах.

  4. Я верю, что все задуманное мною осуществиться.

  5. У меня нет желания знать свои положительные и отрицательные стороны.

  6. В своих планах я чаще надеюсь на удачу, чем на себя.

  7. Я хочу лучше и эффективнее работать.

  8. Когда нужно, я умею заставить и изменить себя.

  9. Мои неудачи во многом связаны с неумение это делать.

  10. Меня интересует мнение других о моих качествах и возможностях.

  11. Мне трудно самостоятельно добиться задуманного и воспитать себя.

  12. В любом деле я не боюсь неудач и ошибок.

  13. Мои способности и умения соответствуют требованиям моей профессии.

  14. Обстоятельства сильнее меня, даже если я очень хочу что-то сделать.

  15. Обработка результатов.

Готовые ответы во время обработки не исправлять. Напротив каждого из 14 номеров задания поставьте значение «ключа».

Значение «ключа» по каждому утверждению:

1. (+); 2. (-); 3. (+); 4. (+); 5. (-); 6. (-);

7. (+); 8. (+); 9. (+); 10. (+); 11. (-); 12 (+);

13. (-); 14. (-).




Приложение 2

Критериальная таблица уровней сформированности готовности к саморазвитию младших школьников

Критерии

Уровни сформированности готовности к саморазвитию младших школьников

Высокий

Средний

Низкий

Целевой

Осознание цели деятельности в полном объеме, осуществление постановки цели и задач самостоятельно, умение обозначать конечный результат.

Осуществление осмысленной постановки цели, промежуточных задач самостоятельно, но не всегда, лишь периодически.

Выполнение целей и задач, поставленных учителем, понимание их значения.

Содержательный

Способность на изобретение новых способов деятельности, на отбор идей и гипотез на основе критического анализа, перенос известных знаний и умений методом научного познания в новую ситуацию, используя принцип системности.

Способность выдвигать идеи и гипотезы и, в некоторой степени, обосновывать их, периодическое применение способности к самостоятельному переносу ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

Способность периодически выдвигать гипотезу, идею, но недостаточное умение четко ее обосновывать, наличие навыков переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

Деятельностный

Знания, умения и навыки прочны, являются фундаментом для дальнейшего саморазвития, развито волевое стремление выполнять поставленные цели на высоком уровне.

Навыки и умения сформированы, но не обеспечены прочными знаниями, волевая подготовленность эпизодична.

Наличие навыков и умений, но они не прочны, не устойчивы, легко забываются, потребность в волевой организации деятельности случайна.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!