СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование внеклассной работы с учетом задач формирования функциональной грамотности. Приемы формирования читательской грамотности на уроке внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А. Владимирова «Косуля»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Я покажу пример использования приёмов ТРКМ при работе с текстом по формированию читательской грамотности:

Приём – «Чтение с остановками»  •Приём -  «Синквейн»

Просмотр содержимого документа
«Проектирование внеклассной работы с учетом задач формирования функциональной грамотности. Приемы формирования читательской грамотности на уроке внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А. Владимирова «Косуля»»

Проектирование внеклассной работы с учетом задач формирования функциональной грамотности обучающихся.   Приемы формирования читательской грамотности на уроке внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А. Владимирова «Косуля» МКОУ Волчанская СОШ, Дурицина Л.И.., учитель русского языка и литературы

Проектирование внеклассной работы с учетом задач формирования функциональной грамотности обучающихся.

Приемы формирования читательской грамотности на уроке внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А. Владимирова «Косуля»

МКОУ Волчанская СОШ, Дурицина Л.И.., учитель русского языка и литературы

Читательская грамотность   — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность

  это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 Я покажу пример использования приёмов ТРКМ при работе с текстом по формированию читательской грамотности: Приём – «Чтение с остановками»   Приём - «Синквейн»

Я покажу пример использования приёмов ТРКМ при работе с текстом по формированию читательской грамотности:

  • Приём – «Чтение с остановками»  
  • Приём - «Синквейн»
   «Осмысление текста»  - читаем первую часть текста    Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую косулю. – Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – Откуда в наших местах косули? – Да я лично видел! Она в лощине паслась! – Так, может, это не косуля, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. Смеясь, мужики стали расходиться.

«Осмысление текста» - читаем первую часть текста

  • Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую косулю.
  • Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – Откуда в наших местах косули?
  • Да я лично видел! Она в лощине паслась!
  • Так, может, это не косуля, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. Смеясь, мужики стали расходиться.
Вопросы для беседы: Что показалось вам необычным, неожиданным? ( Рассказ начинается с насмешливой интонации, сама косуля присутствует лишь косвенно, а может быть, её и нет вовсе…) Что даёт нам для понимания сюжета первый абзац текста? (Возможность встретить в этих краях косулю кажется чудом, чем-то невероятным, необыкновенным. Эта информация, возможно, кому-то важна. А может герой просто решил похвалиться.)

Вопросы для беседы:

  • Что показалось вам необычным, неожиданным? ( Рассказ начинается с насмешливой интонации, сама косуля присутствует лишь косвенно, а может быть, её и нет вовсе…)
  • Что даёт нам для понимания сюжета первый абзац текста? (Возможность встретить в этих краях косулю кажется чудом, чем-то невероятным, необыкновенным. Эта информация, возможно, кому-то важна. А может герой просто решил похвалиться.)
Читаем вторую часть рассказа Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его: – Ты точно косулю видел? – Точно! Видел! Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – А зачем тебе, Колёк, косуля? Лето ведь – мясо испортится! – Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

Читаем вторую часть рассказа

  • Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:
  • Ты точно косулю видел?
  • Точно! Видел! Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – А зачем тебе, Колёк, косуля? Лето ведь – мясо испортится!
  • Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.
Каким по тональности будет рассказ? (рассказ будет, наверное, печальным. Больная девочка, косуля, которую нужно убить, чтобы добыть рога и которая является недосягаемым чудом)   Кто, на ваш взгляд, будет главным героем рассказа? - Читаем дальше!
  • Каким по тональности будет рассказ? (рассказ будет, наверное, печальным. Больная девочка, косуля, которую нужно убить, чтобы добыть рога и которая является недосягаемым чудом)
  •  
  • Кто, на ваш взгляд, будет главным героем рассказа?
  • - Читаем дальше!
Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов косули. Он знал, что ничего не найдёт. Так уж, видно, суждено. Суждено видеть печальные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль . Боль, похожая на большую чёрную кошку.  Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. Нужно было возвращаться назад. Савушкин спустился с холма и заплакал. По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу... Самое страшное – когда она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает : никто не поможет . И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.
  • Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов косули. Он знал, что ничего не найдёт. Так уж, видно, суждено. Суждено видеть печальные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль . Боль, похожая на большую чёрную кошку.
  • Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. Нужно было возвращаться назад. Савушкин спустился с холма и заплакал. По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу... Самое страшное – когда она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает : никто не поможет . И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.
Что мы узнаём о герое из данного отрывка? ( У Савушкина тяжело больна дочь. Николай, как и любой родитель, беззаветно любит своего ребёнка, готов на всё ради того, чтоб облегчить её страдания. Он день и ночь думает о том, как можно её спасти. Цепляется даже за самый крохотный шанс, верит в призрачную надежду, в чудо).   Какое предложение, на ваш взгляд, является ключевым в этом тексте? Как относится автор к герою? (Автор передаёт чувства героя. Самые сокровенные его ощущения: боль, глубокие страдания, щемящую любовь к его больной несчастной дочери. Сочувствует герою.)  
  • Что мы узнаём о герое из данного отрывка? ( У Савушкина тяжело больна дочь. Николай, как и любой родитель, беззаветно любит своего ребёнка, готов на всё ради того, чтоб облегчить её страдания. Он день и ночь думает о том, как можно её спасти. Цепляется даже за самый крохотный шанс, верит в призрачную надежду, в чудо).
  •  
  • Какое предложение, на ваш взгляд, является ключевым в этом тексте?
  • Как относится автор к герою? (Автор передаёт чувства героя. Самые сокровенные его ощущения: боль, глубокие страдания, щемящую любовь к его больной несчастной дочери. Сочувствует герою.)
  •  
Следующий отрывок Вдруг Савушкин замер. В овражке, прорытом вешними водами, стояла косуля. Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. Косуля смотрела на него, но почему-то не убегала. Какие чувства испытывает герой при виде косули? (Это чудо, он, видимо, глазам своим не поверил! Радость, восторг, вот оно, ожидание, которое, наконец, вознаграждено находкой!)   Почему она не убегала? (никогда не видела людей и не боялась их, наоборот, привыкла к людям, была ручная. Не заметила Савушкина …и т. д. )   Меняется ли настроение рассказа? (Появляется надежда на спасение! Трепет, волнение, радость. Печальная безнадёжность сменяется радостью надежды)

Следующий отрывок

  • Вдруг Савушкин замер. В овражке, прорытом вешними водами, стояла косуля. Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. Косуля смотрела на него, но почему-то не убегала.
  • Какие чувства испытывает герой при виде косули? (Это чудо, он, видимо, глазам своим не поверил! Радость, восторг, вот оно, ожидание, которое, наконец, вознаграждено находкой!)
  •  
  • Почему она не убегала? (никогда не видела людей и не боялась их, наоборот, привыкла к людям, была ручная. Не заметила Савушкина …и т. д. )
  •  
  • Меняется ли настроение рассказа? (Появляется надежда на спасение! Трепет, волнение, радость. Печальная безнадёжность сменяется радостью надежды)
– Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. Он шагнул влево и увидел рядом с косулей детёныша. Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморенный жарой, устало смотрел куда-то в сторону. Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. Что испытал герой, увидев рядом с косулей детёныша? (Ошарашен, вот, перед ним шанс, который он столько искал и тут … Его родительская любовь боролась с жалостью к косуле) Как соотносится с рассказом эпиграф к сегодняшнему уроку? (Савушкин стал перед выбором: пожалеть косулю, ведь у неё тоже есть ребёнок, или попытаться спасти свою дочь. Крохотный детёныш погибнет без матери, он такой маленький, беззащитный, как и его дочь..) Каким, по вашему мнению, будет конец этой истории?  Обсуждаем.
  • Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. Он шагнул влево и увидел рядом с косулей детёныша. Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморенный жарой, устало смотрел куда-то в сторону. Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша.
  • Что испытал герой, увидев рядом с косулей детёныша? (Ошарашен, вот, перед ним шанс, который он столько искал и тут … Его родительская любовь боролась с жалостью к косуле)
  • Как соотносится с рассказом эпиграф к сегодняшнему уроку? (Савушкин стал перед выбором: пожалеть косулю, ведь у неё тоже есть ребёнок, или попытаться спасти свою дочь. Крохотный детёныш погибнет без матери, он такой маленький, беззащитный, как и его дочь..)
  • Каким, по вашему мнению, будет конец этой истории?

Обсуждаем.

Читаем заключительную часть: Савушкин вздохнул и попятился назад... Солнце жгло прокаленную землю. Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал перед самым селом. – Вкусно, миленькая? – спросил он. – Вкусно! Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень… Определите верны ли утверждания, используя слова «да» и «нет» 1. Поздно вечером Савушкин отправился за косулей. 2. Дед Кадочников увидел в лесу косулю. 3. Дочка Савушкина была серьёзно больна. 4. Савушкин быстро нашёл косулю в лощине. 5. Рога косули нужны, чтобы изготовить лекарство.

Читаем заключительную часть:

Савушкин вздохнул и попятился назад...

Солнце жгло прокаленную землю. Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал перед самым селом.

Вкусно, миленькая? – спросил он.

Вкусно!

Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень…

  • Определите верны ли утверждания, используя слова «да» и «нет»
  • 1. Поздно вечером Савушкин отправился за косулей.
  • 2. Дед Кадочников увидел в лесу косулю.
  • 3. Дочка Савушкина была серьёзно больна.
  • 4. Савушкин быстро нашёл косулю в лощине.
  • 5. Рога косули нужны, чтобы изготовить лекарство.

Оправдались ли ваши ожидания? Меняется ли настроение рассказа? Что хотел сказать автор читателю? Каким, по вашему мнению, будет конец этой истории?      Отразите свои выводы в синквейне
  • Оправдались ли ваши ожидания?
  • Меняется ли настроение рассказа?
  • Что хотел сказать автор читателю?
  • Каким, по вашему мнению, будет конец этой истории?

  • Отразите свои выводы в синквейне
Примеры синквейнов: Милосердие Искреннее, бескорыстное Утешает, помогает, спасает Это всегда выбор Сострадание *** Савушкин Добрый, заботливый Переживает, действует, делает выбор В его сердце победили любовь и милосердие Человечность

Примеры синквейнов:

  • Милосердие
  • Искреннее, бескорыстное
  • Утешает, помогает, спасает
  • Это всегда выбор
  • Сострадание
  • ***
  • Савушкин
  • Добрый, заботливый
  • Переживает, действует, делает выбор
  • В его сердце победили любовь и милосердие
  • Человечность


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!