Особенности организации проектной деятельности студентов 1 курса в рамках реализации ФГОС СОО
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Индивидуальный проект
- особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
- выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) (ФГОС СОО, с.19).
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Основные понятия
- Учебно-исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным для обучающихся решением, с открытием нового знания и предполагает наличие некой проблемы, некоего противоречия, которые нуждаются в изучении и объяснении.
- Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Специфика
Проектная деятельность
Учебно-исследовательская деятельность
получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и который необходим для конкретного использования.
Поиск в какой-то области, формулировка итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.
Реализацию предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Соотношение проектирования и исследования
Исследование
Получение новых знаний о существующих объектах и явлениях
Проектный метод организации исследования
Анализ оснований проекта, прогнозирование последствий
Создание новых объектов и явлений
Проектирование
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Результаты выполнения индивидуального проекта
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
- критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов (ФГОС, с.19).
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Сроки выполнения индивидуального проекта
- в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Виды проектов
- информационный,
- творческий,
- социальный,
- прикладной,
- инновационный,
- конструкторский,
- инженерный.
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Примерные темы по ИЯ (программы ФИРО)
- Сценарий телевизионной программы о жизни публичной персоны: биографические факты, вопросы для интервью и др.
- Экскурсия по родному городу (достопримечательности, разработка маршрута).
- Путеводитель по родному краю: визитная карточка, история, география, экологическая обстановка, фольклор.
- Презентация «Каким должен быть настоящий профессионал?».
- Презентация «Прогулка по России (Германии, Англии)»
- Разработка «Как выучить иностранный язык?»
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Примерные темы по обществознанию (программы ФИРО)
- Кем быть? Проблема выбора профессии (опрос)
- Семья как ячейка общества (исследование видов и типов семей).
- Современная молодежь: проблемы и перспективы (эссе)
- Презентация «Я и мои социальные роли».
- Буклет «Современные религии»
- Разработка «Современная массовая культура: достижение или деградация?»
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Планирование работы в колледже
- Учебные планы
- Положение по УИД (добавить 1 курс – индивидуальные проекты)
- Коррекция рабочих программ по ОУД
- Коррекция индивидуального плана учебно-исследовательской деятельности (1 курс)
- Публичная защита проектов согласно расписанию
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Требование к проекту
- Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы.
- Практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная деятельность студентов.
- Структурирование содержательной части проекта.
- Использование исследовательских методов.
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Планирование учебного проекта
Проблема проекта
«Почему?» (это важно для меня лично)
Цель проекта
Актуальность проблемы – мотивация
«Зачем?» (мы делаем проект)
Задачи проекта
Целеполагание
«Что?» (для этого мы делаем)
Методы и способы
Постановка задач
«Как?» (мы можем это делать)
Результат
Выбор способов и методов планирования
«Что получится?» (как решение проблемы)
Ожидаемый результат
Этапы выполнения проекта
- Погружение в проект (проблему)
- Организация деятельности
- Осуществление деятельности
- Презентация
- Обсуждение
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Структура проекта (продукта)
- Пояснительная записка (теоретическое обоснование)
- Практическая часть (эссе, бизнес-план, квест, викторина, обработка статистических данных, видео/медиапродукт, газета, блог, конструкция, механизм и т.д.)
- Заключение (обобщение)
- Список литературы
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Пояснительная записка
- Актуальность
- Проблема
- Цель
- Гипотеза
- Задачи
- Методы исследования
- Теоретические основы исследования
© Кузнецова М.Ф., ГАПОУ СО «СОПК», Екатеринбург, 2020
Продукты проектной деятельности
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Критерии оценивания проектов:
- обоснование проблемы проекта и постановка цели;
- планирование путей решения проблемы;
- разнообразие использованных источников информации и знаний, целесообразность их использования;
- соответствие выбранных способов работы целям и содержанию проекта;
- наличие анализа выполнения проекта и выводов по его завершении;
- качество проведения презентации;
- качество проектного продукта и возможности его практического применения.
В помощь педагогу
- « Исследователь/Researcher» - научно-методический журнал, посвященный практике и методике организации исследовательской работы учащихся в естественно-научных и гуманитарных областях.
- Сайт www.oodi.ru Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»