СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность для детей младшего возраста "Русская Матрешка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность для детей младшего возраста "Русская Матрешка"»

МБДОУ детский сад «Солнышко»













Проектная деятельность для детей второй младшей группы

«Русская Матрёшка»







Воспитатель: Никулина И.П.












с. Ершичи

2022 год




Вид проекта: познавательно-творческий, игровой

Продолжительность: краткосрочный, 3 недели (с 1 по 24 апреля 2022 года).

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Ознакомление детей второй младшей группы с русской народной игрушкой - матрешкой.

Задачи проекта:

Для педагогов:

1. Создать условия в группе, способствующие ознакомлению детей с народной русской игрушкой - матрешкой.

Для детей:

1. Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой.

2. Поддерживать интерес к русской матрешке.

3. Расширить и активизировать словарный запас детей;

4. Развивать мелкую моторику детей, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, внимание в играх с матрешкой.

5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрёшки.

Для родителей:

1. Расширить знания родителей о русской народной игрушке– матрешке, познакомить, как правильно использовать матрешку в играх с детьми.

2. Привлечь родителей к изготовлению русской народной игрушки – матрешки.

Проект разработан в соответствии ФГОС на основе интеграции образовательных областей (Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие).

Ресурсное обеспечение:

  • игровое обеспечение для организации элементов сюжетно-ролевых игр «Уложи матрешку спать», «Напоим матрешку чаем».

  • папка – передвижка для родителей «Матрешка – самая известная русская игрушка»;

  • иллюстрации с изображением народных игрушек;

  • оборудование, необходимое для проведения НОД;

  • картотека игр с матрешкой.

Актуальность проекта

«Мы уверены в том, что народная игрушка является

при тщательном её изучении, неисчерпаемым

источником мудрой и творческой педагогики»

Е. Флерина

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют.

Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Сегодня незаслуженно забыты народные игрушки, и традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты, поэтому они чаще играют с куклами Барби, Бэтмэнами, персонажами современных мультфильмов.

Народная игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.

Знакомя детей с русской народной игрушкой-матрешкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, воспитанию патриотизма, формируем творчески развитую личность, знакомим ребёнка с русскими народными традициями,

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их. Современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Так же современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки ее возможности в развитии ребенка младшего дошкольного возраста.

Исходя из вышесказанного, у нас возникла необходимость ознакомления детей и родителей с такой замечательной русской народной игрушкой, как матрешка, которая является самой первой игрушкой в младшем возрасте.

Этапы работы над проектом:

1 этап - Организационно-подготовительный

  • Подбор методической и художественной литературы по теме «Русская Матрешка»;

  • Изучение литературы;

  • Планирование работы;

  • Сбор информации из разных источников (художественная литература, познавательная литература, интернет, музыкальные произведения);

  • Составление конспектов, картотеки игр с матрешкой, подбор иллюстраций для рассматривания.

2 этап - Практический 

  • Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой;

  • Рассматривание иллюстраций - матрешек;

  • Чтение потешек;

  • Проведение образовательной деятельности на тему «Матрешка»;

  • Организация образовательных ситуаций, направленных на знакомство с матрешкой;

  • Ознакомление родителей с играми с матрешкой, с памяткой «Как играть с матрешкой» 

  • Изготовление папки передвижки для родителей «Матрешка – русская народная игрушка».

  • пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»;

  • привлечение родителей к изготовлению своими руками народной игрушки - матрешки.

3 этап - Заключительный

  • Обобщение результатов работы;

  • Выставка детских творческих работ;

  • Оформление мини-музея «Матрешечка»

Планируемые результаты:

Для воспитателей:

1. Создание условий в группе, способствующих ознакомлению детей с народной игрушкой-матрешкой.

Для детей:

1. Познакомятся с народной игрушкой - матрешкой.

2. Проявление интереса к народной игрушке.

3. Расширение словарного запаса и активное развитие речи;

4. Активное развитие мелкой моторики детей, проявление внимания в играх с матрешкой.

5. Проявление бережного отношения к игрушкам.

Для родителей:

6. Расширение знаний родителей о народной игрушке - русской матрешке, приобретение опыта использования матрешки в играх с детьми.

Продукты проекта:

  • выставка детских работ (рисунков, аппликаций);

  • выставка игрушек матрешек, изготовленные родителями и их детьми;

  • оформление картотеки игр с матрешкой;

  • Папка передвижка «Матрешка-Русская народная игрушка».

Список использованной литературы

1. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

2. Васильева, Л. Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края / Л. Г. Васильева. –Чебоксары: ЗАО «ЦПС «Типография Брындиных», 2015. – 92с.: 16 ил.

3. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Младший возраст (3-4 года). Практическое пособие.- Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 200с.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

5. Русская матрешка. М.: Мозаика, 2003г

6. Русская матрешка. Редактор Н. А., Федорова, 2005г.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!