МБДОУ детский сад «Солнышко»
Проектная деятельность для детей второй младшей группы
«Русская Матрёшка»
Воспитатель: Никулина И.П.
с. Ершичи
2022 год
Вид проекта: познавательно-творческий, игровой
Продолжительность: краткосрочный, 3 недели (с 1 по 24 апреля 2022 года).
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Ознакомление детей второй младшей группы с русской народной игрушкой - матрешкой.
Задачи проекта:
Для педагогов:
1. Создать условия в группе, способствующие ознакомлению детей с народной русской игрушкой - матрешкой.
Для детей:
1. Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой.
2. Поддерживать интерес к русской матрешке.
3. Расширить и активизировать словарный запас детей;
4. Развивать мелкую моторику детей, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, внимание в играх с матрешкой.
5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрёшки.
Для родителей:
1. Расширить знания родителей о русской народной игрушке– матрешке, познакомить, как правильно использовать матрешку в играх с детьми.
2. Привлечь родителей к изготовлению русской народной игрушки – матрешки.
Проект разработан в соответствии ФГОС на основе интеграции образовательных областей (Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие).
Ресурсное обеспечение:
игровое обеспечение для организации элементов сюжетно-ролевых игр «Уложи матрешку спать», «Напоим матрешку чаем».
папка – передвижка для родителей «Матрешка – самая известная русская игрушка»;
иллюстрации с изображением народных игрушек;
оборудование, необходимое для проведения НОД;
картотека игр с матрешкой.
Актуальность проекта
«Мы уверены в том, что народная игрушка является
при тщательном её изучении, неисчерпаемым
источником мудрой и творческой педагогики»
Е. Флерина
Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.
Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют.
Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Сегодня незаслуженно забыты народные игрушки, и традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты, поэтому они чаще играют с куклами Барби, Бэтмэнами, персонажами современных мультфильмов.
Народная игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.
Знакомя детей с русской народной игрушкой-матрешкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, воспитанию патриотизма, формируем творчески развитую личность, знакомим ребёнка с русскими народными традициями,
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их. Современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Так же современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки ее возможности в развитии ребенка младшего дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, у нас возникла необходимость ознакомления детей и родителей с такой замечательной русской народной игрушкой, как матрешка, которая является самой первой игрушкой в младшем возрасте.
Этапы работы над проектом:
1 этап - Организационно-подготовительный
Подбор методической и художественной литературы по теме «Русская Матрешка»;
Изучение литературы;
Планирование работы;
Сбор информации из разных источников (художественная литература, познавательная литература, интернет, музыкальные произведения);
Составление конспектов, картотеки игр с матрешкой, подбор иллюстраций для рассматривания.
2 этап - Практический
Знакомство с русской народной игрушкой - матрешкой;
Рассматривание иллюстраций - матрешек;
Чтение потешек;
Проведение образовательной деятельности на тему «Матрешка»;
Организация образовательных ситуаций, направленных на знакомство с матрешкой;
Ознакомление родителей с играми с матрешкой, с памяткой «Как играть с матрешкой»
Изготовление папки передвижки для родителей «Матрешка – русская народная игрушка».
пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»;
привлечение родителей к изготовлению своими руками народной игрушки - матрешки.
3 этап - Заключительный
Обобщение результатов работы;
Выставка детских творческих работ;
Оформление мини-музея «Матрешечка»
Планируемые результаты:
Для воспитателей:
1. Создание условий в группе, способствующих ознакомлению детей с народной игрушкой-матрешкой.
Для детей:
1. Познакомятся с народной игрушкой - матрешкой.
2. Проявление интереса к народной игрушке.
3. Расширение словарного запаса и активное развитие речи;
4. Активное развитие мелкой моторики детей, проявление внимания в играх с матрешкой.
5. Проявление бережного отношения к игрушкам.
Для родителей:
6. Расширение знаний родителей о народной игрушке - русской матрешке, приобретение опыта использования матрешки в играх с детьми.
Продукты проекта:
выставка детских работ (рисунков, аппликаций);
выставка игрушек матрешек, изготовленные родителями и их детьми;
оформление картотеки игр с матрешкой;
Папка передвижка «Матрешка-Русская народная игрушка».
Список использованной литературы
1. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
2. Васильева, Л. Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края / Л. Г. Васильева. –Чебоксары: ЗАО «ЦПС «Типография Брындиных», 2015. – 92с.: 16 ил.
3. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Младший возраст (3-4 года). Практическое пособие.- Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 200с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
5. Русская матрешка. М.: Мозаика, 2003г
6. Русская матрешка. Редактор Н. А., Федорова, 2005г.