СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА как способ инновационной здоровьесберегающей технологии для всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРА В РАБОТЕ  УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА   как способ инновационной здоровьесберегающей технологии для всестороннего развития  детей дошкольного возраста»   

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА как способ инновационной здоровьесберегающей технологии для всестороннего развития детей дошкольного возраста»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «МЕЧТА» г. АЛЧЕВСК








Методический паспорт

к проектной деятельности:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРА В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

как способ инновационной здоровьесберегающей технологии для всестороннего развития

детей дошкольного возраста»









подготовила: Лисовая Виктория Викторовна

учитель-логопед старшей логопедической группы №14

ГБДОУ ЛНР «Ясли – сад комбинированного вида №2 «Мечта»





г. Алчевск, 2024 г.

Обоснование актуальности проекта:

В условиях социально – экономической нестабильности в состоянии здоровья детей сформировались негативные тенденции. В настоящее время в дошкольных учреждениях ярко выделяется проблема снижение внимания у детей, синдром гиперактивности, изменения в поведении. У некоторых детей нарушена координация движения, походка, плохое удержание равновесия и неловкость в движениях. Снижение памяти, обучаемости, и речевой функции отрицательно влияет на проведение образовательной деятельности в детском саду. Поэтому необходимо не только сохранять здоровье, сколько формировать его, совершенствовать оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста за счёт использования новых здоровьесберегающих технологий в процессе которой совершенствуются речь, ускоряется процесс ее коррекции и развития благодаря работе над балансом тела в пространстве и его равновесию.

Актуальность.

Равновесие – способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с трудовыми обязанностями. Полноценное развитие личности требует поиска новых форм, средств и методов для гармоничного психофизического развития дошкольников. Одним из путей решения является введение в работу такой инновационной методики в физическом воспитании с применением здоровьесберегающей технологии как использование балансиров для укрепления здоровья детей и развития равновесия. Использование балансиров позволяет стимулировать внимание, мозжечковую функцию, улучшить координацию движения, ловкость, ритмичность и точность движениям мышц и всего тела. Положительно влияет на психомоторное и речевое развитие.

Цель проекта:

Создание условий для воспитания жизнерадостного, физически здорового, интеллектуально развитого ребёнка, с активизацией его речевого развития.





Задачи:

1. Стимулировать работу отдела головного мозга - мозжечка для профилактики речевых и психических нарушений, раскоординированности в движениях.

2. Развивать физические качества, координацию и ловкость в движениях, тренировать равновесие и вестибулярный аппарат, а также осознание ребенком схемы собственного тела.

3. Обогатить двигательный опыт детей посредством формирования новых двигательных умений в играх и упражнениях на тренажёре – балансире.

4. Использовать инновационные здоровьесберегающие технологии (балансир, нейрологопедические приемы) для развития межполушарных связей.

5. Формировать правильную осанку, походку, развивать чувства ритма и темпа.

6. Развивать интерес к логопедическим занятиям по автоматизации звуков речи, введению в свободную речь автоматизированных звуков в стихах и прозе.

7. Ознакомить педагогов и родителей с технологией занятия на балансире с детьми дошкольного возраста.

8. Профилактика гиперактивности, нарушений речевой функции, задержки психомоторного развития.

Основное содержание:

Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребёнка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.

Мозжечок – это структура мозга, которая отвечает за координацию, письмо, речевую артикуляцию, движения глаз. Он находиться в нижней задней части черепной коробки. Мозжечок корректирует сигналы, которые направляются к мышцам из головного мозга, делая их правильными, чёткими. Этот отдел головного мозга помогает удерживать равновесие, задаёт скорость, силу, ритмичность и точность движениям мышц и всего тела. Регулирует скорость, последовательность, согласованность психических функций, формирует поведение, эмоции, внимательность. Участвует в анализе информации, полученной от органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, а также других областей мозга. Координирует артикуляцию речевого аппарата (мышц языка, щёк, губ) жестов во время речи. Формирует телосложение, планирует движения. Мозжечок обеспечивает связь между отделами головного мозга, регулирует реакции торможения и возбуждения, помогает переключиться с одной задачи на другую. Активность мозжечка увеличивается при чтении вслух или про себя, во время мыслительных процессов или воображения. Стимуляция мозжечка – это комплекс упражнений на координацию движений.

Одно из новых средств мозжечковой стимуляции – балансир, разновидность уличной качели. Проект предусматривает использование специальных нестандартных приспособлений – балансиров.

Балансир – это приспособление для удержания равновесия. Доска представляет собой плоскую доску с округлыми ножками. При попытке удержать равновесие на балансире происходит тренировка проприоцепции, то есть способности осознавать положение тела в пространстве, что является ключевым в стимуляции межполушарного взаимодействия и в работе мозжечка у детей и взрослых. Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы напрямую влияем на процессы речи и мышлении.

Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет улучшить синхронизацию взаимодействий полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате повышается эффективность работы мозговых функций, связанных с процессом обучения.

При выборе балансира необходимо руководствоваться степенью физической подготовки ребенка и его возрастом. В настоящее время существует огромное количество балансиров: доска совы, титер – поппер, баланскейт, балибо, островки, лабиринт, спунер, индоборд, воблборд, балансировочные дорожки, балансировочная доска Ф. Бильгоу, которая была создана учёным Френком Бельгоу, работавшим над способами стимуляции внимания, которая улучшает координацию, ловкость, равновесие. В проекте использовалось следующее оборудование: балансировочные дорожки, мяч Рок Хоппер, балансировочный мяч, детский балансир борд «Качелька».



Методики коррекции сенсорних и моторных функций:

  • Сенсорная интеграция по Айрес

  • MNRI (метод Светланы Масгутовой)

  • Мозжечковая стимуляция (Френк Бильгоу)

  • ВАL-A-VIS (Билл Хьюберт)

  • Коррекционная программа Института Нейрофизиологической Психологии (Сайли Годард Блайт)

  • Метод замещающего онтогенеза (А.В. Семенович)



Влияние занятий на балансире на физическое развитие ребёнка дошкольного возраста:

Балансиры воздействуют на мозжечок, который отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, требуют от ребёнка концентрации внимания, удержания равновесия, выполнения несложных задач, координацию движений. Развивается координация, укрепляются все мышцы тела, улучшается мозговая деятельность, вырабатывается чувство равновесия, точность движения, профилактика плоскостопия, укрепление мышечного корсета, умение владеть своим телом, укрепляется опорно-двигательный аппарат (минимальное воздействие на суставы). Доказано, что развитие детей, постоянно занимающихся на балансире, происходит более активно по сравнению с другими детьми. Во время тренировок, в сухожилиях, в связках и мышцах активизируются проприоцептивные рецепторы, отвечающие за чувство равновесия в теле и реагирующие на изменения его положения.

Как начинать работу с балансиром?

Важно включить занятия на балансире в период формирования тела ребёнка, однако необходимо руководствоваться возрастом ребёнка, а также его физическими особенностями. Начинать тренировку необходимо с лёгких упражнений, не следует делать резких движений или выполнять их в быстром темпе, по необходимости использовать лёгкую опору. Для начала надо научиться вставать на тренажёр и сходить с него. Затем можно освоить раскачку, шаги в стороны и назад. Когда ребёнок лучше прочувствует тренажёр, появиться уверенность – можно приступать к привычным упражнениям. Упражнения проводятся в хорошо вентилируемом помещении. Для усложнения техники упражнений применяются мячики, боулинг, кольца, мешочки с песком и другие приспособления.

Ребёнок встаёт на балансировочную доску, удерживает равновесие. Дальше начинает выполнять задания: кинуть и поймать мячик, рассказать все буквы алфавита и так далее. Для облегчения тренировочного процесса ребёнку показывают движения и одновременно объясняют словами.

Прежде, чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, часть упражнений отрабатывается на ровной поверхности. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.


Этапность и вариативность проведения занятий на балансире:

Тело

Сначала выполняются простейшие упражнения на балансировочной доске: упражнение «Прокати машину, паровозик, мяч»

Залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку, удерживая при этом равновесие, со страховкой ребенка.

Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения.

Это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.


Мешочки

  • Ребенок, стоя на доске, ощупывает мешочек. Пробует положить мешочки на доску, на голову, сохраняя равновесие.

  • Ребенок держит мешочек в правой руке, подкидывает и ловит его левой рукой.

  • Подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками.

  • Ребенок держит мешочки на плечах и произносит слог с автоматизируемым звуком. Затем поднимает руку вверх и произносит следующий слог.

  • Мешочек кидают ребенку. Он принимает их от взрослого или ребенка правой , левой или обеими руками.

Мячи

- ребенок подкидывает мяч и ловит его, называя автоматизируемый звук.

- ребенок подкидывает мяч, хлопает в ладоши

  • перекладывание мяча за спиной из одной руки в другую, называет слог/слово на заданный звук, ловит мяч.

  • забрасывание мяча в корзину с речевой нагрузкой

  • забрасывание в две корзины двух мячей одновременно

  • упражнения с дополнительными предметами /розовая змейка/ и мячом

  • параллельная передача мяча напарнику прямо и руками накрест

  • ребенок с ударом мяча об пол, доску, стену

  • называет слово

  • делит его на слоги

  • ловит мяч одной-двумя руками.

  • ребенок ударяет мяч об пол одной рукой, ловит другой, называя слова или слоги на автоматизируемый звук.

Мяч – маятник

  • Ребенок отбивает мяч ладошкой, ребром ладони, кулаком, локтем

  • называет слово с закрепляемым звуком

  • изменяет слово

  • согласовывает существительное с числительным

Цветная планка – маятник

  • Ребенок отбивает мяч - маятник определенным цветом по сигналу педагога.

  • Ребенок отбивает мяч серединой планки, правым, левым концом планки.

Использование балансира:

  • Артикуляционная гимнастика

  • Отработка звуков, слогов, слов, предложений

  • Звуковой анализ слов

  • Грамматические задания

  • Словарь по лексическим темам

  • Словоизменение

  • Согласование существительных с числительными

  • Дифференциация звуков

  • Проговаривание чистоговорок



Формы занятий с использованием балансиров с дошкольниками:

* логопедическое занятие для проведения артикуляционных упражнений, автоматизации звуков в слогах, словах, фразах, стихах;

* физкультурное занятие, физкультурные досуги и праздники, включение на занятиях по физическому воспитанию упражнений, подвижных игр,

* эстафеты с использованием балансиров, утренняя зарядка,

* физкультминутки, индивидуальные занятия физическими упражнениями * подвижные игры на прогулке.

Использование балансира с учетом возраста.

Физические упражнения с балансиром для детей после 5 лет:

Перекидывания мешочков с песком и крупой, которые имеют разный вес.

Кидание мячиков. При этом ребёнок должен поймать мяч одной рукой или двумя, кинуть инструктору.

Подкидывание мяча или мешочка вверх двумя руками или одной, стоя на доске.

Отбивание мяча (одной или двумя руками)

Кидание предметов по мишеням

Отбивание мяча от наклонной плоскости.

Отбивание мячика при помощи ракетки или палки.



Физические упражнения для детей 3-4 летнего возраста:

Используются упражнения самые простые на покачивание, балансирование. Ребёнок может не только стоять, но и сидеть на балансире.

Виды упражнений:

Залезть, слезть.

Сидя «по-турецки» раскачивать балансир, после чего удерживать равновесие.

Сидя на платформе осуществлять плавательные движения руками.

Покачиваться на доске в положении сидя на корточках. После раскачивания рекомендуется зафиксировать взгляд, сделать круговое движение головой.

Покачиваться на доске под музыку.

В положении сидя осуществлять круговые движения руками. Начинают задания с самых простых заданий, постепенно увеличивая уровень сложности.


Основные этапы и сроки реализации проекта:

1 этап – Подготовительный:

Цель – определение задач и форм взаимодействия между субъектами процесса.

- Изучение методической литературы, интернет ресурсов.

- Проведение диагностики развития равновесия.

- Выявление проблем, нуждающихся в решении.

- Прогнозирование ожидаемых результатов.

- Подготовка необходимого инвентаря и атрибутов.

Срок реализации ноябрь 2023г.


2 этап - Практический:

Цель – взаимодействие и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.

- Разработка конспектов занятий с использованием балансиров в режиме двигательной активности детей: образовательной деятельности, досугов, игр, физкультминуток, подгрупповых и индивидуальных занятий с логопедом.

- Отслеживание процесса развития двигательных способностей равновесия, точности движения, координации с речевой нагрузкой и без. Сравнительный анализ полученных результатов.

- Корректировка содержания намеченной работы по использованию занятий с использованием балансиров в системе коррекции речи.

- Разработка памятки для родителей, консультации для педагогов.

Срок реализации декабрь 2023г. - март 2024г.


3 этап – Заключительный:

Цель – подведение итогов, обработка полученных данных (презентация).

- Проведение диагностики

Срок реализации апрель - май 2024г.














Механизмы реализации:

Месяц

Тема

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

Ноябрь 2023

Использование балансиров для укрепления здоровья детей и развития равновесия.

Изучение литературы, интернет ресурсов.


Обобщение материала.


Диагностика уровня развития равновесия.



Проведение тестов.

Обработка полученных результатов, выявление проблем.


Подготовка необходимого инвентаря и атрибутов.


Изготовление, приобретение тренажеров балансиров.


Декабрь 2023

Как правильно использовать балансир?





Памятка для родителей.



Познакомить с техникой безопасности упражнений на балансире.

Привлечение родителей в совместную деятельность.

Основные движения на балансире.

Консультация для педагогов.

Познакомить педагогов с упражнениями на балансире.


Привлечение педагогов в рабочую деятельность.


Январь 2024

Подвижные игры и эстафеты с балансиром.


Спортивный досуг.

Игры и эстафеты с балансиром.

Разучивание подвижных игр, эстафет с балансиром.

Развитие равновесия и координации движения.

Индивидуальная работа с детьми.

Упражнения на балансире.

Педагогический эффект.

Февраль 2024

«Нескучная гимнастика»

Картотека игровых упражнений на балансире

Оформление картотеки «Игровые упражнения на балансире для дошкольников»

Сохранить и систематизировать информацию.

Март 2024

Тренировка равновесия, ловкости в движениях осознание ребенком схемы собственного тела.

Организованная образовательная деятельность с использованием балансировочных платформ.

Упражнения, игры, эстафеты.

Формирование двигательных умений и навыков.

Апрель - май 2024

Использование балансиров для укрепления здоровья детей и развития равновесия.

Проведение диагностики развития равновесия.


Тестирование.

Обработка

полученных результатов, подведение итогов.




Презентация проекта.


Распространение опыта.



Результаты, достигнутые к настоящему времени:

Таким образом, использование балансиров для укрепления здоровья детей и развития равновесия в режиме двигательной активности в дошкольном учреждении позволили достичь следующих результатов:

- улучшилась координация движения, удержание равновесия, устойчивость походки, ловкость в движениях, ощущение своего тела в пространстве (по результатам диагностики на 10%)

- укрепился опорно - двигательный аппарат, даже мелкие мышцы, мышцы- стабилизаторы, при минимальной нагрузке на сустав.

- улучшилась работа вестибулярного аппарата.

- сформирован навык балансирования на предметах.

- отметилась положительная динамика в развитии внимания, памяти, речи, чтения, письма у детей с синдромом дефицита внимания.

- улучшилось произношение звуков, слогов, слов, фраз и общее звучание речи с более четкими артикуляциями. Речь стала более осознанной, включается контроль, формируется самоконтроль.

Обоснование социальной значимости проекта:

Выполнение физических упражнений на тренажёре балансире оказывает влияние на развитие вестибулярного аппарата, равновесия, координации движения. Эти качества необходимы человеку, чтобы перемещаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями необходимыми при разных работах, сохранять устойчивость позы и её балансировку во время перемещения и основой для овладения двигательными действиями.

С образованием новых нейронных связей ускоряется процесс взаимодействия и развития межполушарных связей ребенка.

Ребенок становится более сосредоточенным, усидчивым, начинает лучше чувствовать свое тело, легче ориентируется в пространстве, хорошо держит равновесие.

Ускоряется процесс автоматизации, дифференциации и введения звука в речь.

Использование балансиров укрепляет здоровье детей, закладывает основы для гармоничного физического развития. И что немаловажно, процесс этот экологичный, здоровьесберегающий и эффективный.


Список использованных источников:

  • Методическое руководство к универсальному игровому пособию «Островки» П.В. Быстров.

  • Балансир для детей: польза для ребенка, виды балансиров, правила выбора, примеры упражнений - https://chichiko.ru/blog/balansir-dlya-detey-polza-dlya-rebenka-vidy-balansirov-pravila-vybora-primery-uprazhneniy/

  • Детский нейротренажер балансир: польза, советы по выбору - https://int-games.ru/articles/detskij-nejrotrenazher-balansir2/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!