СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как способ развития творческих способностей учеников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей учащихся является одной из главных задач обучения. Обязательным является и накопление опыта, фиксирование, анализ результатов. Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач – это все творческие предпосылки, которые будут проявляется в деятельности и приносить определенные результаты для общего развития учащихся. Проблема развития творческих способностей школьников в процессе обучения сложна и многогранна.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как способ развития творческих способностей учеников»

Проектная деятельность как способ развития творческих способностей учеников


Шуркина Аэлита Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ «Аксубаеская СОШ №2»

пгт Аксубаево, Аксубаевский район, РТ



Развитие творческих способностей учащихся является одной из главных задач обучения. Обязательным является и накопление опыта, фиксирование, анализ результатов. Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач – это все творческие предпосылки, которые будут проявляется в деятельности и приносить определенные результаты для общего развития учащихся. Проблема развития творческих способностей школьников в процессе обучения сложна и многогранна.

Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. В качестве основного критерия творчества часто рассматривается – оригинальность, креативность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных, выполнить задание с нестандартным решением. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений.

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления, подвижность и чаще всего мы рассматриваем «отличников» как единственных творчески способных учеников. Но совсем не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Будет замечательно, если каждый ученик попробует развить в себе творческие способности и не будет бояться оценки. Для этого необходимо создать общие благоприятные условия, способствующие коллективному или индивидуальному, независимому творческому процессу.

Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин - является метод проблемного обучения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Проектная деятельность с учениками 1 класса «Использование бросового материала для творческого мастерства» принесла хорошие результаты. Важнейшая цель проекта обучающая: способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства; дать первоначальное понятие об экологической проблеме на Земле [3]. Не менее значимым для нас является развитие у учеников воображения, мышления, творческих возможностей [2], интереса к предмету «Окружающий мир». Обязательно выделим воспитывающую цель, направленную на воспитание у учащихся следующих качеств: аккуратности и собранности при выполнении практической деятельности, трудолюбия, умения слушать, коммуникабельности, активности, культуры труда, умения работать в коллективе.

Задачи проекта: проведение мастер-классов по использованию бросового материала для повседневного использования и для декорирования; проведение бесед с учениками о вреде отходов и о возможности использования вторичного сырья человеком. В итоге мы получим следующие результаты: ученики научатся использовать бытовые отходы, правильно утилизировать их; у них будет развиваться творческое мышление; дети станут внимательнее и бережнее относится к природе. Отличительная особенность проекта – его экономичность. Рассматривая его с разных точек зрения, можно выделить экологический, социальный, экономический аспекты.

Экологический аспект: изготовление изделий из бросового материала способствует уменьшению загрязнения природы твёрдыми бытовыми отходами. Вторая жизнь вещей приучает детей к практичности использования уже имеющего материала.

Социальный аспект: занятость детей во внеурочное время разнообразными видами декоративно - прикладного творчества; приобретение навыков работы в малой разновозрастной группе с учётом дифференцированного подхода к обучению; возможность предложить тему для совместного творчества детей и родителей.

Экономический аспект: экономия природных ресурсов за счёт использования вторичного сырья. Доступность по материальным затратам для большинства детей.

Возможны следующие противоречия: вред от использования бросового материала (в частности, пластиковых бутылок), нецелесообразность, ненужность данного проекта. В защиту проекта можно утверждать следующее: больше 50% всего, что мы используем и что нас окружает, состоит из пластика и других, не менее вредных по составу веществ; задачи проекта направлены на развитие, воспитание, что очень важно в становлении личности. По итогам проделанной работы противоречия исчерпают себя путем проведения аналитических работ, выставок и мастер-классов.

Организация и проведение занятий требуют тщательной подготовки, изучения необходимой литературы и применения различных методик, подбирается материал, рассматриваются примерные схемы действий по изготовлению поделок. Приветствуется творческий, креативный подход к работе [1] во время практической деятельности по изготовлению задуманного объекта, который вносит интересные изменения и дополнения в работу. Например, из тары из-под шампуня получаются практичные и необходимые в быту держатель для мобильного телефона, подвешиваемый на розетку, органайзер для карандашей и ручек. С другой стороны, тару можно использовать в декоративных целях, смастерив из неё горшок для цветов. Идей для использования данного бросового материала достаточно. Дети в ходе работы придумывают свои варианты использования материала. Самым важным в воспитании детей является их творческое развитие - бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае находится под рукой. Яичные контейнеры, скорлупа, пластиковые и стеклянные бутылки, твердые пакеты из-под молочных продуктов, соков и многое другое являются прекрасным, бесплатным поделочным материалом. В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки [3], развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают. Таким образом, поделки из бросового материала помогут нашим детям ценить каждую мелочь. И главное - включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать тот или иной бросовый материал. Хорошим дополнением станет презентация, раскрывающая следующие вопросы: из чего сделан материал, как долго он разлагается в природе, о его пользе и вреде, примеры работ других учеников. В презентации отражаются актуальные проблемы, их динамика, возможные пути их решения и подчеркивается значение нашей работы по отношению к экологической проблеме, а также отражается накопленный опыт по работе с бросовым материалом и лучшие идеи по работе с ним.

На первоначальном этапе требуется ознакомление детей со свойствами материала и контроль за работой по его использованию. Первичное общее ознакомление детей со свойствами материала требует подготовки руководителя к рассказу, описанию и экспериментированию. Важно подчеркнуть, что приемлемым считается использование безопасных методов работы под контролем взрослого. Важно научить детей правильно обрабатывать поверхность во избежание ранений. Со временем приобретенный опыт расширяет границы возможностей использования материла и методов работы с ним.

В результате обсуждения предложенной проблемы, проведённого мастер-класса мы получили 5 декоративных композиций, которые понравились всем без исключения. Ученики получили первоначальное представление о свойствах используемых материалов с помощью представленной презентации и экспериментальных работ. Следует отметить, что поставленные на первоначальном этапе задачи были успешно реализованы. Экономичность нашей работы и результат проделанной работы были положительно оценены родителями, учениками школы. В поддержку данного проекта ученики и родители обещали продолжить совместную работу по развитию деятельности с бросовым материалом. Таким образом, мы с учениками 2 класса и их родителями сделали небольшой шаг навстречу экологической проблеме в природе. Ученики проявили интерес к дальнейшему саморазвитию в использовании бросового материала и объявили конкурс идей. Мне, как будущему учителю, как жителю нашей планеты, очень хочется, чтобы мы жили в гармонии с природой, чтобы творчество и польза сочетались и выражались в труде, в чем суть нашей проектной работы.

Делаем вывод, что нет неинтересных тем, что к изучению каждого вопроса можно подойти творчески, неординарно, что повысит результативность. Результатом каждой работы становятся выводы, новые идеи, наглядные средства, изделия. Можно фиксировать результаты, оценивать положительные стороны. В ходе активной работы над любой темой, проектной работой можно увидеть, что у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. А для того, чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство их деятельности на уроках.



Литература

  1. Библер В.С. Мышление, как творчество. – М., 1975.-148 с.

  2. Дзанагова Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. // Начальная школа – 2001. – №6. – С.17 – 19.

  3. Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.

  4. Паршина С.В. Творчество – источник доброты, истины и красоты. // Начальная школа: плюс - минус. – 2002. – №2. – С.3-8.

  5. Экология: Учебник для технических вузов / Л.И.Цветкова, М.И.Алексеев и др.; Под ред. Л.И.Цветковой. - М.: Изд-во АСВ; СПб.: Химиздат, 1999. - 488 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!