СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства"

Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства"»

Проектная деятельность  на уроках изобразительного искусства как средство  формирования у обучающихся  универсальных учебных действий.

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства как средство формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

  Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий.   Сегодня мы возвращаемся к  проектной деятельности, к тому чем занимались в начале 20 века отечественные педагоги - исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе обучащихся и используем сейчас на более высоком уровне, в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и то, что становится социальным явлением.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий.

Сегодня мы возвращаемся к проектной деятельности, к тому чем занимались в начале 20 века отечественные педагоги - исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе обучащихся и используем сейчас на более высоком уровне, в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и то, что становится социальным явлением.

  Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, в настоящее время сложилось противоречие между объективной необходимостью формировать УУД, с одной стороны, и недостаточной подготовленностью обучающихся к проектной деятельности.  Установленное противоречие обусловило выбор темы исследования.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, в настоящее время сложилось противоречие между объективной необходимостью формировать УУД, с одной стороны, и недостаточной подготовленностью обучающихся к проектной деятельности.

Установленное противоречие обусловило выбор темы исследования.

  Цель исследования: выявить уровень формирования УУД через организацию проектной деятельности на уроках изобразительного искусства.   Гипотеза исследования: уровень формирования УУД будет повышаться, если:  - определены уровни и критерии УУД обучающихся; - проведена диагностика; - учтены индивидуальные и возрастные особенности подростков; -организована проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

Цель исследования: выявить уровень формирования УУД через организацию проектной деятельности на уроках изобразительного искусства.

Гипотеза исследования: уровень формирования УУД будет повышаться, если:

- определены уровни и критерии УУД обучающихся;

- проведена диагностика;

- учтены индивидуальные и возрастные особенности подростков;

-организована проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

Практическая значимость: состоит в том, что представленная организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства может быть использована в практике средней школы, что позволит повысить уровень сформированности универсальных учебных действий.
  • Практическая значимость: состоит в том, что представленная организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства может быть использована в практике средней школы, что позволит повысить уровень сформированности универсальных учебных действий.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
  • Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
  Русские педагоги С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенин отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.   Полат Е.С. определяет метод проектов в современном понимании, как «метод, предполагающий определённую совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов»

Русские педагоги С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенин отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

Полат Е.С. определяет метод проектов в современном понимании, как «метод, предполагающий определённую совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов»

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства.   Обучение через деятельность, освоение обучающимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительному искусству. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь  в  деятельностной форме.   В подростковом возрасте часто, в силу возрастных особенностей, интерес к изобразительной деятельности падает. В связи с этим, считаю, что на уроках изобразительного искусства необходимо делать акцент на развитие универсальных учебных действий.   На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения. Метод проектов является методом, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, создавать творческие продукты познания.

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства.

Обучение через деятельность, освоение обучающимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительному искусству. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме.

В подростковом возрасте часто, в силу возрастных особенностей, интерес к изобразительной деятельности падает. В связи с этим, считаю, что на уроках изобразительного искусства необходимо делать акцент на развитие универсальных учебных действий.

На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения. Метод проектов является методом, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, создавать творческие продукты познания.

  Программа по изобразительному искусству объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру и предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Программа по изобразительному искусству объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру и предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности.

  Проектная деятельность охватывает различные виды декоративно - прикладного искусства. Это лепка, бумажная пластика, папье-маше, декоративная роспись, аппликация, объемные изделия, изготовление различных декоративных панно и т.д.   На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения изделия - от идеи до окончательного изготовления продукта.   Обучающиеся, которые испытывают трудности в технике исполнения, выполняют информационные проекты .

Проектная деятельность охватывает различные виды декоративно - прикладного искусства. Это лепка, бумажная пластика, папье-маше, декоративная роспись, аппликация, объемные изделия, изготовление различных декоративных панно и т.д.

На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения изделия - от идеи до окончательного изготовления продукта.

Обучающиеся, которые испытывают трудности в технике исполнения, выполняют информационные проекты .

  Тема 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» представляет большие возможности для проектной деятельности обучающихся.   С первых уроков постепенно начинаю использовать технологию проектной деятельности. Чаще всего, сначала ребята работают над проектом индивидуально: «Внутренний мир русской избы», «Народный русский костюм», «Искусство Гжели».

Тема 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» представляет большие возможности для проектной деятельности обучающихся.

С первых уроков постепенно начинаю использовать технологию проектной деятельности. Чаще всего, сначала ребята работают над проектом индивидуально: «Внутренний мир русской избы», «Народный русский костюм», «Искусство Гжели».

 На начальном этапе работы в проекте присутствует:  1. Выбор темы, типа проекта  2. Формулировка возможных вариантов проблем (проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем).  3.Описание ожидаемого продукта.  4. План предстоящей работы.  Работа над проектом считается завершенной, если: - исходная проблема решена, - создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы) - представлен письменный отчет о работе, - проведена публичная презентация продукта.

На начальном этапе работы в проекте присутствует:

1. Выбор темы, типа проекта

2. Формулировка возможных вариантов проблем (проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем).

3.Описание ожидаемого продукта.

4. План предстоящей работы.

Работа над проектом считается завершенной, если:

- исходная проблема решена,

- создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы)

- представлен письменный отчет о работе,

- проведена публичная презентация продукта.

К окончанию 5 класса обучающиеся выполняют проект в паре либо в группе, состоящей из трех обучающихся «Древние образы в народных игрушках».
  • К окончанию 5 класса обучающиеся выполняют проект в паре либо в группе, состоящей из трех обучающихся «Древние образы в народных игрушках».
  Тема 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека» предполагает, в основном, информационные проекты «Жанры изобразительного искусства», «Виды изобразительного искусства», «Великие портретисты прошлого».    Но при изучении темы «Скульптура», многие ребята выполняют и творческий проект. Проектная деятельность, связанная с лепкой и скульптурой, предоставляют возможность для овладения навыками работы с различным материалом и инструментами, которыми пользуются и во многих других видах трудовой деятельности. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески.

Тема 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека» предполагает, в основном, информационные проекты «Жанры изобразительного искусства», «Виды изобразительного искусства», «Великие портретисты прошлого».

Но при изучении темы «Скульптура», многие ребята выполняют и творческий проект. Проектная деятельность, связанная с лепкой и скульптурой, предоставляют возможность для овладения навыками работы с различным материалом и инструментами, которыми пользуются и во многих других видах трудовой деятельности. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески.

Тема 7 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека» представлена конструктивными видами искусства. Ребята работают над формообразованием, создавая индивидуальные проекты «Модули архитектурных элементов».  Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и вывод, оценка результатов и процесса.
  • Тема 7 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека» представлена конструктивными видами искусства. Ребята работают над формообразованием, создавая индивидуальные проекты «Модули архитектурных элементов».
  • Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и вывод, оценка результатов и процесса.
Итоговые занятия предполагают групповую проектную деятельность – создание объемно-пространственных макетов .

Итоговые занятия предполагают групповую проектную деятельность – создание объемно-пространственных макетов .

  Важной целью проектирования является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого обучающегося. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о формировании универсальных учебных действий.   Для оценивания УУД мною взяты критерии из Программы Туруханской средней школы №1

Важной целью проектирования является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого обучающегося. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о формировании универсальных учебных действий.

Для оценивания УУД мною взяты критерии из Программы Туруханской средней школы №1

  1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, творческого решения.    Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, творческого решения.

Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2.  Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени. 3.  Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

2.  Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени.

3.  Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

 Коммуникативные универсальные учебные действия   Из анализа представленных диаграмм можно сделать вывод, что уровень коммуникативных УУД повысился у 50% обучающихся 7А класса, у 15% обучающихся 7Б класса и у 20% обучающихся 7В класса.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Из анализа представленных диаграмм можно сделать вывод, что уровень коммуникативных УУД повысился

у 50% обучающихся 7А класса,

у 15% обучающихся 7Б класса

и у 20% обучающихся 7В класса.

Познавательные универсальные учебные действия   Из анализа представленных диаграмм можно сделать вывод, что уровень познавательных УУД у обучающихся повысился у 30% обучающихся  7А и 7Б классов  и у 15% обучающихся 7В класса.

Познавательные универсальные учебные действия

Из анализа представленных диаграмм можно сделать вывод, что уровень познавательных УУД

у обучающихся повысился

у 30% обучающихся

7А и 7Б классов

и у 15% обучающихся 7В класса.

Регулятивные универсальные учебные действия.   Из анализа представленных диаграмм можно сделать вывод, что уровень регулятивных УУД  у обучающихся повысился у 20% обучающихся 7А , 7Б и 7В классов.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Из анализа представленных диаграмм можно сделать вывод, что уровень регулятивных УУД

у обучающихся повысился

у 20% обучающихся 7А ,

7Б и 7В классов.

  Таким образом, можно сделать вывод, что в основе проектной деятельности лежит формирование коммуникативных, познавательных регулятивных универсальных учебных действий обучающихся. Применение метода проекта на уроках изобразительного искусства позволяет создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, обобщение)

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе проектной деятельности лежит формирование коммуникативных, познавательных регулятивных универсальных учебных действий обучающихся. Применение метода проекта на уроках изобразительного искусства позволяет создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, обобщение)

  Исследования при работе над проектом помогают ребёнку проявить его личностные качества, умение отстаивать свои позиции в решении исследовательских и творческих заданиях, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, находить нестандартные решения, разрешать противоречия и не бояться трудностей.    А самое главное в ходе работы над проектом, ребёнок открывает в себе скрытые возможности, повышается его самооценка и мотивация к обучению.

Исследования при работе над проектом помогают ребёнку проявить его личностные качества, умение отстаивать свои позиции в решении исследовательских и творческих заданиях, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, находить нестандартные решения, разрешать противоречия и не бояться трудностей.

А самое главное в ходе работы над проектом, ребёнок открывает в себе скрытые возможности, повышается его самооценка и мотивация к обучению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!