СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность учащихся при обчении биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях реализации ФГОС ООО приоритетной является активная самостоятельная познавательная деятельность обучающихся. В этом случае проектная деятельность является одним из основных методов обучения. Выполнение учебных проектов формирует у обучающихся способность к осуществлению практической деятельности - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся при обчении биологии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п.Взлетный»

Энгельсского района Саратовской области







Доклад по самообразованию на тему:


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБЧЕНИИ БИОЛОГИИ








Гнидак Ольги Олеговны,

учитель биологии и химии









п.Взлетный

1 Теоретические аспекты проектной деятельности школьников 1.1 Сущность метода проектов

Метод проектов широко практиковался ещё в начале XX века в США, странах Северной и Центральной Европы благодаря работе У. Килпатрика и Дж. Дьюи. В нашей стране в практику вошёл в 1905 году благодаря русскому педагогу С.Т. Шацкому, который вместе с коллегами пропагандировал этот метод среди российских педагогов. После революции стал активно внедряться в школы благодаря инициативе Н.К. Крупской. Но будучи педагогически не осмыслен учителями, был преобразован в так называемый бригадный метод. В дальнейшем же Постановлением ЦК ВКПБ в 1931 году был осуждён и практически не применялся в советской системе образования, так как не способствовал формированию глубоких теоретических знаний в связи с тем, что не были учтены особенности такого метода.

В последние годы дидакты и педагоги обратились к этому методу, чтобы решить задачи, которые ставило перед школьным образованием общество.

Евгения Семеновна Полат в своей статье «Метод проектов: история и теория вопроса» называет следующие задачи:

- выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с информацией;

- научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

- принимать самостоятельные аргументированные решения;

- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли [2].

Раскрывая суть понятия «метод проектов», Полат Е. С. отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов, по И.Д. Чечель, - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

В современной школе центральным звеном уже не является «многознание», которое «уму не научает» (Гераклит), а способность ориентироваться в том огромном потоке информации, которая нас окружает, способность отбирать необходимый материал в данных конкретных условиях, проводить отсев незначимой информации, умение проводить компетентное исследование, применять приобретённые знания в новой для него ситуации.

Мозг современного человека обрабатывает в сотни раз больше сведений, чем ещё 20-30 лет назад. В последнее время ученые уже заговорили об информационной перегрузке, которая приводит к информационному стрессу. И как никогда важно сформировать у выпускника современной школы умение определять приоритеты при работе с огромным потоком данных, которые постоянно оказывают воздействие на его сознание.

Выпускник должен уметь осуществлять целенаправленный поиск информации, превращать её в знания, систематизировать.

Одним из методов, позволяющих решить эту задачу, и является метод проектов или, другими словами, проектная деятельность.

Данный метод является одним из способов решения, как этой проблемы, так и ряда других. Например, часто у школьников именно основной школы снижается потребность в личностном росте, в самостоятельном приобретении знаний, интереса к учёбе [3].

Проект имеет не только образовательное, но и социальное значение. Так, например, учащийся учится делиться своими идеями и мнениями с людьми, вовлечёнными в создание проекта; чётко формулировать свои мысли, сопоставлять новую информацию с уже изученным материалом; критиковать идеи, а не людей; задавать вопросы, направленные на более глубокое понимание проблемы.

Следует отличать проектную деятельность от исследовательской деятельности. В современной практике стоит различать эти понятия. Часто в литературе по педагогике и психологии «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» строго не определяются, а потому у педагогов-практиков часто возникают сложности в разграничении данных видов работы. Савенков А.И. в своей работе «Методика исследовательского обучения младших школьников» сравнивает эти два вида деятельности. уроке.

Так исследование отличается от проектирования тем, «исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или его прототипа». Исследовательская деятельность - это в большей степени познавательная деятельность, процесс приобретения новых знаний. Следовательно, эти методы отличаются по направленности, также по смыслу и содержанию.

Савенков А.И. отмечает, что исследовательская деятельность в большей степени является творческой, тогда как проект теоретически можно выполнить на репродуктивном уровне (с помощью готовых алгоритмов и схемами определенных действий), проектирование может быть представлено «как последовательное выполнение серии четко определенных алгоритминизированных шагов».

Проектирование учит строгости и четкости в работе, формирует целеустремленность - добиваться поставленной цели.

Учитель, планируя работу с детьми, должен в первую очередь определить для себя, какие цели он перед собой ставит. Метод проектов предполагает составление чёткого плана проводимых изысканий, формулирование и осознание изучаемой проблемы, выработку конкретной гипотезы, ее проверку в соответствии с разработанным планом. Исследовательская деятельность более свободна, не регламентирована какими-либо внешними установками. Она имеет меньше ограничений, более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации [4].

Различают еще и проектно-исследовательскую деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Существуют самые разные подходы к классификации проектов.

Первая из них была предложена Уильямом Килпатриком.

Он разделял проекты на 4 группы в зависимости от целей деятельности:

  1. группа - цель: воплотить какую-то идею (мысль) или план во внешнюю форму, например, изготовить определенное изделие;

  2. группа - цель: получить удовольствие от эстетических переживаний, например, прослушивания или чтения интересного рассказа, любования рисунком и т.д.;

  3. группа - цель: выполнить определенное задание;

  4. группа - цель: получить данные, овладеть конкретными навыками, знаниями [5].

Доктор педагогических наук Евгения Семеновна Полат делила все проекты на 5 групп.

Признаками классификации являются:

  1. группа. Метод, доминирующий в проекте (позже доминирующая в проекте деятельность) (исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный и др.).

  2. группа. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

  3. группа. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, региона, страны, разных стран мира).

  4. группа. Количество участников проекта.

  5. группа. Продолжительность проекта.

Данная классификация является одной из самых распространённых. Рассмотрим подробнее эти типы проектов.

1 группа. Метод, доминирующий в проекте.

Исследовательские (предметно-исследовательские).

Творческие.

Приключенческие, игровые.

Информационные.

Практико-ориентированные.

2 группа. Характер координации проекта.

Проекты с открытой, явной координацией Проекты со скрытой координацией.

3 группа. Характер контактов.

Внутренние, или региональные (т.е. в пределах одной страны). Международные.

4 группа. Количество участников проекта.

Личностные Парные Групповые

5 группа. Продолжительность проекта.

Краткосрочные. (4-6 уроков)

Проекты средней продолжительности. (от 1 недели до месяца) Долгосрочные проекты.

Последние 2 типа обычно являются междисплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем. Как правило, проводятся во внеурочное время. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ.

В последующие годы данная классификация была несколько дополнена и изменена.

Так в первую группу были добавлены:

поисковые проекты. Основой реализации проекта является поисковая деятельность учащихся, а результатом - найденная информация (объект);

конструкторские проекты. Основой проекта является конструкторская деятельность учащихся, предусматривающая разработку нового устройства, детали и т. д. или их усовершенствование.

В четвертой группе выделены следующие типы проектов:

индивидуальные;

парные

групповые

коллективные;

массовые.

В пятой группе добавлен тип проектов - эпизодические (мини-проекты). Такие проекты занимают один урок или его часть, например, 20 минут.

Также выделена шестая группа по предметно-содержательной отрасли. Здесь выделены следующие типы проектов:

предметные (монопроекты);

межпредметные;

сверхпредметные.

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.

Межпредметный проект - проводится работа по привлечению информации из разных отраслей знаний. Выполняется обычно во внеурочное время [6].

Н. Матяш предлагает классифицировать проекты по содержанию.

  1. Интеллектуальные. Описание модернизированных оригинальных новых технологий обработки материалов, продуктов, почв; программы для компьютера; дизайнерские разработки и т. д.

  2. Материальные. Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации, учебно-наглядных пособий, упаковок, одежды, контролирующих устройств.

  3. Экологические. Очистка загрязнённых производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоёмов; сбор и использование вторичного сырья для изготовления учениками предметов труда.

  4. Сервисные. Сбор, оформление и предоставление информации, обслуживание и ремонт оборудования; ремонт и благоустройство жилья; определение необходимых услуг.

  5. Комплексные, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие. Например, оформление деловых бумаг, оформление интерьера квартиры, моделирование причёсок, организация гарантийного ремонта автомобилей и другое.

Профессор АПК и ПРО Сиденко А.С. предлагает выделять два основных типа проектов: инновационный и исследовательский.


1.2 Методика организации проектной деятельности

При реализации проектной деятельности участники проектов совершают определенные шаги - этапы. Здесь существуют различные подходы к определению этапов проектной деятельности.

Так в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Е.С. Полат отмечает следующие этапы для исследовательского проекта:

  1. Постановка проблемы.

  2. Определение объекта исследования.

  3. Выявление предмета исследования.

  4. Формулировка гипотезы.

  5. Определение направлений работы, непосредственных задач.

  6. Определение способов поиска источников информации по направлениям.

  7. Определение методов исследования.

  8. Работа по поиску информации в определенных направлениях, ее анализ.

  9. Завершение сбора информации, формулировка выводов.

  10. Защита проекта.

Ступницкая М.А. в учебно-методическом пособии «Что такое учебный проект?» предлагает следующие этапы:

  1. проблематизация - оценивание имеющихся обстоятельств, формулировка проблемы.

  2. целеполагание - преобразование проблемы в личностно значимую цель, приобретение ею образа ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

  3. планирование - обретение отдаленной целью ясных очертаний, определение ближайших шагов.

  4. реализация имеющегося плана.

  5. рефлексия.

  6. презентация проектного продукта [7].

Внутри каждого этапа есть и более мелкие, но важные шаги, которые участники проектной деятельности должны сделать: например, определение задач, способов, разработка графиков на этапе планирования, внесение изменений на этапе реализации и др.

Н.Ю. Пахомова выделяет 4 этапа:

  1. погружение в проект

  2. организация деятельности

  3. осуществление деятельности

  4. презентация.

В.В. Гузеев отмечает в проектной деятельности такие этапы, как:

  1. Подготовка. (Определение темы и целей проекта).

  2. Планирование.

а) определение источников информации

б) определение способов сбора и анализа информации

в) определение способа представления результатов (формы отчета)

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса

д) распределение задач (обязанностей) между членами команды

  1. Исследование. (Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, интервью, опросы, наблюдения, эксперименты).

  2. Результаты и/или выводы. (Анализ информации. Формулирование выводов)

  3. Представление или отчет (устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчёт).

  4. Оценка результатов и процесса. (Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов или неудач) и их причин) [8].

В методическом пособии к учебнику «Биология» (авторы учебника М.Р. Сапин, Н.И. Сонин) 9 класс рекомендуется при выполнении проекта соблюдать следующие этапы для группового исследовательского проекта (таблица 1) [9]:

Таблица 1 Этапы группового исследовательского проекта

Название этапа

Форма работы

Вызов

  1. Введение в тему.

  2. Актуализация знаний.

  3. Выявление и постановка проблемы исследования.

  4. Выдвижение гипотез.

  5. Организация групп.

  6. Определение цепочек вопросов, которые изучаются в ходе исследования.

Осмысление

  1. Определение способов и методов исследования. Экспертная оценка выбранных способов и методов.

  2. Поиск и работа с различными источниками информации.

  3. Решение проблемы.

  4. Обмен информацией в группе.

Рефлексия

В группе:

  1. Экспертная оценка полученных результатов.

  2. Подготовка к защите.

В классе:

  1. Защита.

  2. Оппонирование.

  3. Переосмысление результатов.

  4. Формулирование выводов.

Н. Л. Пелагейченко отмечает, структура проекта зависит от его типа, специфики учебного проекта (биология, литература, технология), авторских педагогических разработок конкретной темы проекта, поэтому они и содержат разное количество этапов. Но для предоставления педагогу большей свободы творчества предлагается выделить три обобщённых этапа проектной деятельности:

первый этап, в который входят такие компоненты (некоторые педагоги выделяют их в отдельные этапы), как: планирование, выбор темы проекта и формулирование проблемы, исследование проблемы и др.;

второй этап, под которым понимается практическое выполнение проекта;

заключительный этап — это и оценка результатов, и защита проекта [10].

Выделение этих этапов даёт большую свободу ученикам при проектировании, делает проектную деятельность более творческой, лишённой ненужного формализма.

Работа над проектом предполагает совместную деятельность учителя и обучающегося.

Соответственно, создание проекта нужно рассматривать с двух точек зрения: с позиции учащегося и позиции учителя.

Так, учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то важное самостоятельно (индивидуально, в паре, в группе), максимально раскрыть свой потенциал, попробовать свои силы в новой сфере деятельности, принести пользу и показать свой результат в процессе публичного выступления. Важно, чтобы результат этой деятельности (проект) носил практический характер, имел прикладное значение, был интересен и значим для самих «первооткрывателей» [11].

Учитель, используя данный метод обучения, преследует иные цели. Так проект для учителя - это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее вырабатывать и совершенствовать умения и навыки проектирования. Проект - это также задание для обучающихся, сформулированное в виде проблемы; это их целенаправленная деятельность, взаимодействие в системе учитель - ученик, ученик - ученик; это результат данной деятельности, определённым образом оформленный.

Ступницкая М.А. предлагает рассматривать взаимодействие ученика и учителем следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1 - Взаимодействие с учащимся в его зоне ближайшего развития при работе над проектом

А1-А2 - если часть работы ребенок выполняет сам, другую часть (пока трудную, недоступную) вместе со взрослым, то в следующий раз весь объем подобной работы ребенок сможет выполнить самостоятельно.

В1-В2 - если ребенок сразу пытается выполнить всю работу сам, в том числе ту ее часть, которая пока ему недоступна, то при этом он будет совершать ошибки, терять мотив к деятельности, и в следующий раз с подобной работой он также не справится.

С1-С2 - если сегодня ребенок самостоятельно выполняет часть работу, с которой он может сам справиться, а взрослый делает более трудную часть, то ребенок так и не научится выполнять эту работу.

Вариант А1-А2 с точки зрения работы над расширением «зоны ближайшего развития» является наиболее оптимальным, и совместная деятельность с учителем в ходе работы над проектом даст ученику освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся [12].

Пахомова Н.Ю. в своей работе «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» отмечает, на разных этапах проектной деятельности степень активности учеников и учителя разная. Конечно, если учащийся уже занимался выполнением проектов, то степень его самостоятельности будет выше, чем у ученика, который не знаком с таким видом работы. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если работали над одними-двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте.

Представление результатов проектной деятельности является важным этапом. Здесь учащиеся должны представить полученные результаты, описать приёмы, с помощью которых была получена и проанализирована информация. Они должны продемонстрировать, чему научились, с какими трудностями столкнулись и как их преодолели.

Формы презентации проекта могут быть самыми разными. Это и собственно слайдовая презентация, видеофильм, рисунки, выставки, плакаты, газеты, буклеты, открытки, макеты, модель, стенд, игра, сценарий и др.

Так Брыкова О.В. в своей работе «Проектная деятельность в учебном процессе» указывает следующие формы продуктов проектной деятельности:

  1. внешние продукты (веб-сайт (предметный, тематический), атрибуты несуществующего государства, видеоклип, газета, игра, костюм, музыкальное произведение, спектакль, анализ, публикация, справочник, учебное пособие, урок, атлас, бизнес-план, выставка, действующая фирма, журнал, макет, праздник, картина, социологический опрос, сценарий, чертеж, оформление кабинета, система школьного управления;

  2. внутренние продукты - развитие способностей:

вербально-лингвистических;

логико-математических;

визуально-пространственных;

моторно-двигательных;

межличностных;

внутриличностных;

музыкально-ритмических;

натуралистических [13].

И.Д. Чечель утверждает, что при использовании метода проектов существует два результата. Первый (скрытый) - это «педагогический эффект от включения учащихся в процесс работы с информацией, формирование знаний и умений и их логическое применение». Часто учитель может не обратить внимание на эту составляющую проекта, оценивая только сам проектный продукт, упуская из сферы своего внимания путь, который был преодолен учащимися при выполнении проекта.

Второй результат - это сам проект. Причём оцениваться должен не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Пятибалльная система в данном случае не способна отразить оценку всех сторон проектной деятельности. Для оценивания проектов в этом случае И.Д. Чечель рекомендует рейтинговую оценку.

На каждого ученика составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов


2 Проектная деятельность учащихся при изучении биологии 2.1 Специфика организации проектной деятельности на уроках биологии

Применительно к школьному курсу биологии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

1. Связь проектов с учебными темами (на уроке).

2. Использование проектной деятельности во внеурочной деятельности.

В практике работы используются оба подхода.

Метод проектов и исследовательской деятельности можно использовать практически на каждом уроке, что находит отражение в календарно-тематическом планировании. В течение учебного года запланированы проекты по различным темам

В рамках обычного урока создаются мини-проекты. По разделам учебного материала планируются творческие и исследовательские проекты, по продолжительность которых от 1 до 3 месяцев.     

Следовательская деятельность успешно реализуется на лабораторных и практических занятиях. Дети проводят следующие виды исследований:

1) исследование биологических объектов под микроскопом,

2) исследование состава тел живой природы,

3) исследование строения организма,

4) наблюдения за живыми объектами,

5) наблюдения за процессами жизнедеятельности организма,

6) исследование надорганизменных уровней организации живой материи (вид и экосистема) [14].

Организация работы над проектами во внеурочной деятельности отражается в плане внеурочной деятельности по предмету. Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности, увеличивается время на выполнение, может изменяться возрастной состав участников (возможны межвозрастные проекты).

При организации проектной и исследовательской деятельности используем технологию заключения контрактов. Контракт (на самостоятельное исследование) позволяет ученикам: ставить перед собой цели и планировать, чего они могут добиться. Поскольку контракт – это своего рода условность, игра. Он легко и с удовольствием воспринимается детьми. Контракт представляет собой соединение проекта и исследования, при этом результатом проектирования является сам контракт, а способом реализации – самостоятельное исследование ребенка.


2.2 Разновидности учебных проектов, используемые на уроках биологии и внеурочной деятельности.

В педагогической литературе описано множество способов организации проектной деятельности школьников, что обусловило необходимость появления различных классификаций.

Прежде всего, различаю учебные и социальные проекты. Учебные проекты предусматривают самостоятельную учебную деятельность школьников по освоению и применению в практике новой информации в рамках изучаемой одной или нескольких дисциплин.

Социальные проекты носят комплексный характер, т.е. связаны с различными сферами деятельности, выходящими за рамки учебных дисциплин. Они могут выполняться на основе имеющихся образовательных и творческих ресурсов детей не только в школе, но и в других организациях, внешкольных объединениях и направлены на улучшение, преобразование окружающей среды. Социальные проекты предусматривают включение детей в социально значимую, имеющую социальный эффект деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с окружающим миром, взрослыми людьми, приобретает социальный опыт. Разработка и реализация социальных проектов способствует формированию навыков разумного социального поведения, социальной мобильности людей. Совместно с учителями начальной школы был реализован социальный проект «Зимующие птицы нашего края», совместно с учителем химии, Зубеевой О.В. был разработан социальный проект по благоустройству пришкольного участка «Цвети, мой край, цвети».

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов, которые возможно использовать на уроках биологии: информационный; ролевой; практико-ориентированный; творческий; исследовательский проекты.

Примерами информационных проектов могут служить проекты, «Глобальные экологические проблемы», «Особенности передвижения животных в разных средах обитания».

Учащиеся школы выполняют практико-ориентированные проекты. Например, «Влияние физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему», «Причины нарушения зрения и их профилактика»

Большой интерес для учащихся представляет выполнение исследовательских проектов. Например, «Мы в ответе за тех, кого приучили (проблема бездомных животных в городской среде), «Содержание нитратов в продуктах питания».

Проекты по биологии различаются и по продолжительности.

Мини-проекты можно создать за один урок.

Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. При этом возможно сочетание классных форм работы с внеклассными формами (экскурсии).

Длительные (годичные) проекты по биологии могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Эта работа проводится в рамках школьного научного общества. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Например, «Влияние электромагнитного излучения на живые организмы».

В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.


Список использованных источников


1 Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям / И.Ф. Харламов. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 516 с.

2 Петрова, О.Г. Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс» [Текст] / О. Г. Петрова, В. И. Сивоглазов. - М.: Дрофа,2016. - 235 с.

3 Шпаргалка по педагогике (для педагогов) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://modemlib.net/books/avtorov_konektiv shpargalka_po_pedagogik_ dlya_pedagogov

  1. Ступницкая ,М.А. Что такое учебный проект? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ru.calameo.com/books/0043408046e6ecb57d068

  2. Савченко, Н. П., журнал «Теория и практика дополнительного образования №6, 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docplayer.ru/61097762-Nauchno-metodicheskiy-zhurnal-dumskiy-vestnik- teoriya-i-praktika-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html

  3. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-proektov-i- etapy-proektirovaniya

  4. Образовательные технологии подготовки специалистов СПО (методическое пособие) / Сост. Лазутченкова Е.Г. – СПб: Комитет по образованию. Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Колледж туризма и гостиничного сервиса». 2005. — 112 с.

  5. Юдина, О.А. Проектные технологии в концепции модернизации российского образования [Текст] / О.А. Юдина // Научно методический электронный журнал «Концепт». 2017. -Т. 5. - с. 150-155

  6. Сонин, Н.И. Биология: Многообразие живых организмов: Животные. 8 класс. [Текст]: учебник/Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2018. - 222с.

  7. Пелагейченко, Н.Л. Метод проектов. Классификация и структура школьных исследований [Текст] / Н.Л. Пелагейченко// Методические ориентиры. - 2013. - № 4 (4). – С. 2-8

  8. Лукина, И. Г. Организация проектной деятельности на уроке, как способ раскрытия творческого потенциала учащихся. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/orgamzatsiya-proektnoy- deyatelnosti-na-uroke-kak-sposob-raskrytiya-tvorcheskogo-potentsiala- uchaschihsya (дата обращения 15.03.2019) – Загл. с экрана. – Яз. Рус

  9. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 647с.

  10. Курс лекций В.Е. Пешкова. Педагогика. Часть 4. Теория обучения (Дидактика). Учебное пособие. Майкоп, 2010. [Электронный ресурс]. - URL: https://fileskachat.com/view/14069_51ce9df9ef0f17d96a 100d3939268633 (дата обращения 15.03.2019) – Загл. с экрана. – Яз. Рус

  11. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186с




13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!