Проектная деятельность учащихся с ОВЗ на
уроках письма и развития речи
Проектная деятельность учащихся с ОВЗ на уроках чтения и развития речи открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной деятельности, повышает мотивацию к обучению. Особенностью деятельности учащихся в данном случае является то, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, развивающее направление, т. е. создание определенной развивающей среды в зоне ближайшего развития, которая направлена на самостоятельную деятельность учащихся. Во-вторых, это нравственный аспект, направленный на воспитание таких нравственных качеств, как коллективизм, взаимопомощь, сопереживание, толерантность.
Развитие самостоятельности учащихся в процессе познания, интереса к познавательной деятельности, формирование жизненных компетенций - такие задачи ставит учитель перед собой на уроках чтения и развития речи при работе с детьми ОВЗ.
Проектная деятельность учащихся предполагает обязательное наличие продукта деятельности. Продуктами проектной деятельности на уроках письма и развития речи могут быть: рисунки, загадки, стихи, сочинения, сказки, рассказы ,книжки-малышки и т.п.
Выполнив значимую проектную работу, например, по
сочинению небольших стихотворений, учащиеся готовятся
к презентации. Выполняют рисунки, отражающие тему и
содержание стихотворения, готовятся к выразительному чтению текста работы.
Презентация результата работы является важным этапом проекта. Обычно презентация проходит на уроках или классном мероприятии. Подготовка к презентации проходит под руководством учителя.
Заключительным этапом проектной работы является рефлексия. Проводится самооценка деятельности учащихся. Оценивание проектной работы учащихся проводится по критериям:
-степень самостоятельности;
-степень активности;
-содержание;
-качество оформления;
-качество выступления на презентации.
С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом.
Непременным условием выполнения проектной работы
является создание благоприятного психологического
климата, а также сотрудничество с учителем. Необходимым
условием проектной деятельности учащихся является
осуществление индивидуального подхода к обучающимся.
Учителю необходимо учитывать личностные особенности
учащихся, создавать ситуацию успеха.
Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают умения:
ставить цели;
планировать свою работу;
работать с разными источниками информации;
перерабатывать информацию;
выбирать способы реализации целей;
Организация проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках чтения и развития речи.
Приведу ряд примеров проектной деятельности учащихся с
ОВЗ, используемых на уроках чтения и развития речи.
В 1-4 классах учащиеся с ОВЗ начинают выполнять элементы проектной деятельности и микропроекты. Это индивидуальные творческие задания, где учащиеся могут придумывать, фантазировать. Цель данных заданий - повысить интерес детей к учебе, разнообразить учебную работу. Небольшие творческие работы с элементами проектной деятельности дети выполняют с интересом.
К примеру, при изучении тем«Произведения о животных» , « О природе»учащиеся тренируются в самостоятельном составлении загадок. Для сочинения загадок предлагаются примеры, алгоритмы. Алгоритм:
Какой? + какой? + что делает?
Ответы учащихся:
Маленький, серенький, чирикает (воробей).
Красивая, яркая, летает (бабочка).
Маленький, белый, скачет (заяц).
Белый, пушистый, тает (снег).
Выполняя микропроект по сочинению загадок, ребенок сохраняет инициативность, индивидуальность, самостоятельность.
Г де-то с 4 класса классах учащиеся работают со стихотворными текстами. Проводится предварительная работа по подбору рифм, на начальном этапе - коллективно, в дальнейшем - индивидуально. Например:
Лиса - краса Снежинки - льдинки Коса - роса
Далее предлагаются задания:
Допиши строчку.
2. Напиши стих по данному началу.
3.Отгадай, какие слова пропущены.
Детям очень нравиться выполнять задание.
Рассказ - фантазия.
Ребятам предлагается пофантазировать. «Представь, что ты превратился в дом или камень, дверь, автобус, солнце, цветок, и т. д.» Что ты чувствуешь, ощущаешь? Каковы будут твои мысли и действия? Постарайся записать свои мысли в виде маленького рассказа.
Алгоритм:
Я - камень
Мои мысли.
Отношения с окружающими.
Мои переживания.
Мои действия. 6. Вывод
Составить рассказ по данному началу:
Составить рассказ, используя данную концовку:
Синквейн
Синквейн - стихотворение из пяти строк.
Алгоритм:
Слово
Два прилагательных.
Три глагола.
Мое отношение к предмету или явлению.
Вывод.
При изучении сказок дети написали синквейн к слову сказка.
Сказка
Познавательная, интересная
Радует, увлекает, развивает
Сказка ложь, да в ней намек
Сказка- волшебство.
Кластер -
Кластер используется с целью группирования всего изученного в определенные блоки и расположение их вокруг ключевого слова. Кластер составляется по алгоритму.
При выполнении проектной работы «Моя малая родина»
учащимися был составлен кластер к слову Родина.
Алгоритм:
Природа
Дом.
Семья
Чувства
Ответ учащихся:
Родина:
река, лес, земля, цветы;
дом, крыльцо, огород;
семья, родители, родные, встреча;
чувства : защита, радость, любовь .
Данные виды упражнений направлены на развитие умения видеть проблему. Развивает мыслительную деятельность, целостное восприятие, воображение.
Формируются способности, направленные не на
приобретение готовых знаний, а на самостоятельное
решение проблемы. Формируются личностные качества
учащихся, повышается мотивация к получению знаний.