СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность учащихся с овз на уроках письмаи чтения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

проектная деятельность обучающихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся с овз на уроках письмаи чтения.»






Проектная деятельность учащихся с ОВЗ на

уроках письма и развития речи

Проектная деятельность учащихся с ОВЗ на уроках чтения и развития речи открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной деятельности, повышает мотивацию к обучению. Особенностью деятельности учащихся в данном случае является то, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, развивающее направление, т. е. создание определенной развивающей среды в зоне ближайшего развития, которая направлена на самостоятельную деятельность учащихся. Во-вторых, это нравственный аспект, направленный на воспитание таких нравственных качеств, как коллективизм, взаимопомощь, сопереживание, толерантность.

Развитие самостоятельности учащихся в процессе познания, интереса к познавательной деятельности, формирование жизненных компетенций - такие задачи ставит учитель перед собой на уроках чтения и развития речи при работе с детьми ОВЗ.

Проектная деятельность учащихся предполагает обязательное наличие продукта деятельности. Продуктами проектной деятельности на уроках письма и развития речи могут быть: рисунки, загадки, стихи, сочинения, сказки, рассказы ,книжки-малышки и т.п.

Выполнив значимую проектную работу, например, по

сочинению небольших стихотворений, учащиеся готовятся

к презентации. Выполняют рисунки, отражающие тему и

содержание стихотворения, готовятся к выразительному чтению текста работы.

Презентация результата работы является важным этапом проекта. Обычно презентация проходит на уроках или классном мероприятии. Подготовка к презентации проходит под руководством учителя.

Заключительным этапом проектной работы является рефлексия. Проводится самооценка деятельности учащихся. Оценивание проектной работы учащихся проводится по критериям:

-степень самостоятельности;

-степень активности;

-содержание;

-качество оформления;

-качество выступления на презентации.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом.

Непременным условием выполнения проектной работы

является создание благоприятного психологического

климата, а также сотрудничество с учителем. Необходимым

условием проектной деятельности учащихся является

осуществление индивидуального подхода к обучающимся.

Учителю необходимо учитывать личностные особенности

учащихся, создавать ситуацию успеха.

Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают умения:

  • ставить цели;

  • планировать свою работу;

  • работать с разными источниками информации;

  • перерабатывать информацию;

  • выбирать способы реализации целей;

  • выделять главное;

  • оценивать свою деятельность.

Организация проектной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках чтения и развития речи.

Приведу ряд примеров проектной деятельности учащихся с

ОВЗ, используемых на уроках чтения и развития речи.

В 1-4 классах учащиеся с ОВЗ начинают выполнять элементы проектной деятельности и микропроекты. Это индивидуальные творческие задания, где учащиеся могут придумывать, фантазировать. Цель данных заданий - повысить интерес детей к учебе, разнообразить учебную работу. Небольшие творческие работы с элементами проектной деятельности дети выполняют с интересом.

К примеру, при изучении тем«Произведения о животных» , « О природе»учащиеся тренируются в самостоятельном составлении загадок. Для сочинения загадок предлагаются примеры, алгоритмы. Алгоритм:

Какой? + какой? + что делает?

Ответы учащихся:

Маленький, серенький, чирикает (воробей).

Красивая, яркая, летает (бабочка).

Маленький, белый, скачет (заяц).

Белый, пушистый, тает (снег).

Выполняя микропроект по сочинению загадок, ребенок сохраняет инициативность, индивидуальность, самостоятельность.

Г де-то с 4 класса классах учащиеся работают со стихотворными текстами. Проводится предварительная работа по подбору рифм, на начальном этапе - коллективно, в дальнейшем - индивидуально. Например:

Лиса - краса Снежинки - льдинки Коса - роса

Далее предлагаются задания:

  1. Допиши строчку.

2. Напиши стих по данному началу.

3.Отгадай, какие слова пропущены.

Детям очень нравиться выполнять задание.

  1. Рассказ - фантазия.

Ребятам предлагается пофантазировать. «Представь, что ты превратился в дом или камень, дверь, автобус, солнце, цветок, и т. д.» Что ты чувствуешь, ощущаешь? Каковы будут твои мысли и действия? Постарайся записать свои мысли в виде маленького рассказа.

Алгоритм:

  1. Я - камень

  2. Мои мысли.

  3. Отношения с окружающими.

  4. Мои переживания.

  5. Мои действия. 6. Вывод


  1. Составить рассказ по данному началу:

  2. Составить рассказ, используя данную концовку:

  3. Синквейн

Синквейн - стихотворение из пяти строк.

Алгоритм:

  1. Слово

  2. Два прилагательных.

  3. Три глагола.

  4. Мое отношение к предмету или явлению.

  5. Вывод.


При изучении сказок дети написали синквейн к слову сказка.

  1. Сказка

  2. Познавательная, интересная

  3. Радует, увлекает, развивает

  4. Сказка ложь, да в ней намек

  5. Сказка- волшебство.

  1. Кластер -

Кластер используется с целью группирования всего изученного в определенные блоки и расположение их вокруг ключевого слова. Кластер составляется по алгоритму.

При выполнении проектной работы «Моя малая родина»

учащимися был составлен кластер к слову Родина.

Алгоритм:

  1. Природа

  2. Дом.

  3. Семья

  1. Чувства

Ответ учащихся:

Родина:

  1. река, лес, земля, цветы;

  2. дом, крыльцо, огород;

  3. семья, родители, родные, встреча;

  4. чувства : защита, радость, любовь .

Данные виды упражнений направлены на развитие умения видеть проблему. Развивает мыслительную деятельность, целостное восприятие, воображение.

Формируются способности, направленные не на

приобретение готовых знаний, а на самостоятельное

решение проблемы. Формируются личностные качества

учащихся, повышается мотивация к получению знаний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!