МБДОУ детский сад «Солнышко»
Проектная деятельность по развитию речи
в 1-ой младшей группе
«Играя в игру, я быстрее заговорю»
Выполнила: Никулина И.П.
с. Ершичи
2021 г.
Актуальность проблемы:
Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимания; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиям с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.
Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.
Задачи проекта:
целенаправленно обогащать словарь детей;
развивать грамматический строй речи, связную речь;
формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель: развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями. Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.
Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам.
Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.
Задачи:
целенаправленно обогащать словарь детей;
развивать грамматический строй речи, связную речь;
формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
Сроки выполнения: Долгосрочный (ноябрь 2020г. - апрель2021г.).
Проект включает три этапа:
Подготовительный этап:
1) определение тематики и задач проекта;
2) подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта
для обучения детей развитию речи во время игры;
3) составление плана для реализации проекта;
2. Основной этап
Работа с детьми по плану реализации проекта.
Виды деятельности:
Дидактические игры:
*«Собери картинку».
Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке.
* «Поставь возле….».
Цель: Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
* «На игрушку посмотри и картинку подбери».
Цель: Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между игрушкой и картинкой к ней. Учить правильно описывать игрушку, подбирая картинку к данной игрушке. Развивать мышление, связную речь.
* «Большой – маленький».
Цель: Учить понимать контрастные размеры; сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова. Развивать наблюдательность.
* «Одень Ваню на прогулку».
Цель: Помочь детям запомнить названия одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить употреблять в речи названия этих предметов.
Показать малышам, как интересно можно играть с куклой.
* «Сложи фрукты и овощи Зайке в коробочку».
Цель: Упражнять детей в различении и назывании фруктов и овощей, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя («положи в коробочку»), рассчитанных на понимание речи и их активизацию.
*«Где растет?»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
*«Овощи и Фрукты»
Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах.
Формировать представление о том, где они растут. Научить различать их. Закрепить названия овощей и фруктов. Обогащать и развивать словарный запас. Учить правильно называть названия фруктов и овощей.
* «Укрась ёлочку».
Цель: Учить определять и правильно называть украшения для ёлки, располагать их по всей поверхности дерева. Вызвать у детей радостное настроение от совместной игры.
* «Цветочная поляна».
Цель: Учить воспринимать и различать цвета; действовать с предметами в определенной последовательности; развивать умение вставлять детали в отверстие. Воспитывать игровые навыки.
* «Кто что ест?».
Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; уточнить представление детей о том, какое животное что ест (зайка грызёт морковку, собачка лакает молоко и т.д.); активизировать в речи эти глаголы. Развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.
* «Домашние животные и птицы».
Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового
аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.
*«Кто спрятался»
Цель: - уточнить и расширить знания детей о животных; развивать связанную речь детей, память, воображения; развивать зрительное внимание и восприятие.
*«Домики - гномики для крышечек».
Цель:
- учить детей производить откручивание и закручивание крышек, зрительно определяя их место по цвету;
- активизировать и развивать речь детей, закреплять основные цвета;
- учить детей сортировать предметы по цвету.
*«Спрячь колобка».
Цель: закрепить знания основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть цвета; закрепить знания геометрических фигур; продолжать учить детей соотносить предметы по цвету, используя четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий.
Сюжетно-ролевые игры:
*«Завяжи бантик»
Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка.
*«Напоим чаем куклу Катю»
Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то, что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь.
*«Полечим собачке лапку»
Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова.
*«Укачаем Машу спать»
Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые нормы взаимоотношений.
*«Скажи какого цвета?»
Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета, правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного.
*«Помоем куклу Зину» по стихотворению А. Барто «Резиновая Зина».
Цель: Учить переносить сюжет стихотворения в игру; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой, активно используя в процессе игры разговорную речь.
*«В гости к мишке»
Цель: Формировать у детей умение распределять роли между собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться правил этикета. Воспитывать дружеские отношения.
*«Чудесная прическа»
Цель: Познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному.
*«Гости на пороге»
Цель: Во время игры активно использовать в речи доброжелательные слова, слова приветствия; формировать способность обыгрывать выбранный сюжет.
Подвижные игры:
«Жили у бабуси».
Цель: Учить детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.
«Зайка беленький сидит».
Цель: Обогащать двигательный опыт. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений.
«Гуси – гуси».
Цель: Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в пространстве. Вызывать потребность к подражанию; удовольствие от совместных действий.
«Самолеты».
Цель: Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к подвижным играм.
«Курочка – хохлатка».
Цель: Учить детей бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, бегать с увертыванием, выполнять имитационные движения. Развивать внимание, память, быстроту.
«Мишка косолапый» Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать движения медведя. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать сплочённость.
«Лошадки» Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным. Учить бегать галопом, сохраняя направление. Развивать воображение, внимание. Вызывать чувство радости от активных действий.
Театрализованная деятельность:
Инсценировка сказок: показ пальчикового театра «Теремок»; показ настольного театра сказки «Маша и Медведь», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».
Художественная литература:
*Чтение и заучивание потешек: «Наша Маша маленькая», «Огуречик, огуречик»,
«Тили-тили-бом»,
Рассказывание стихотворения А. Барто: «Мишка», «Зайка»
«Бычок», «Наша Таня громко плачет», «Я люблю свою лошадку»
*Чтение русских народных сказок:
«Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
Работа с родителями:
Консультации для родителей:
«Речевые трудности. Игры по развитию речи»;
«Как помочь ребенку заговорить?»; «Фольклор в повседневной жизни малышей»; «Влияние детской книги на развитие речи ребенка»; «О чем говорить с ребенком
в семье. Диалог или монолог?».
Папки-передвижки:
«Игры по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»;
«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»; «Воспитание сказкой».
Родительское собрание «Речевое развитие детей 1-ой младшей группы».
3. Заключительный этап
Анализ результатов реализации проекта.
Выводы:
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме:
- Отмечается норма в развитии активной речи - 70 %; отставание -30%;
- Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.
- Создаем условия для проведения дидактических игр.
- В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
- Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.
- Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;
инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
- В результате систематической работы по развитию речи добились положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.
- В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.
Список литературы:
Программы:
А) «От рождения до школы»
2. В.В. Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»
3. М. Монтессори «Игры для малышей»
4. Б.Н. Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»
5. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой»
6. А. Барто- сборник стихов.
7. Е.В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».