СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в первой младшей группе по развитию речи "Играя в игру, я быстрее заговорю"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в первой младшей группе по развитию речи "Играя в игру, я быстрее заговорю"»

МБДОУ детский сад «Солнышко»










Проектная деятельность по развитию речи

в 1-ой младшей группе

«Играя в игру, я быстрее заговорю»










Выполнила: Никулина И.П.




с. Ершичи

2021 г.


Актуальность проблемы:

Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимания; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиям с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.

Задачи проекта:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;

  • развивать грамматический строй речи, связную речь;

  • формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;

  • воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;

  • повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель: развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями. Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.

Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам.

Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.

Задачи:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;

  • развивать грамматический строй речи, связную речь;

  • формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;

  • воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;

  • повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.


Сроки выполнения: Долгосрочный (ноябрь 2020г. - апрель2021г.).

Проект включает три этапа:

  1. Подготовительный этап:

1) определение тематики и задач проекта;

2) подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта

для обучения детей развитию речи во время игры;

3) составление плана для реализации проекта;

2. Основной этап

Работа с детьми по плану реализации проекта.

Виды деятельности:

Дидактические игры:

*«Собери картинку».

Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке.

* «Поставь возле….».

Цель: Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.



* «На игрушку посмотри и картинку подбери».

Цель: Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между игрушкой и картинкой к ней. Учить правильно описывать игрушку, подбирая картинку к данной игрушке. Развивать мышление, связную речь.

* «Большой – маленький».

Цель: Учить понимать контрастные размеры; сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова. Развивать наблюдательность.

* «Одень Ваню на прогулку».

Цель: Помочь детям запомнить названия одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить употреблять в речи названия этих предметов.



Показать малышам, как интересно можно играть с куклой.

* «Сложи фрукты и овощи Зайке в коробочку».

Цель: Упражнять детей в различении и назывании фруктов и овощей, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя («положи в коробочку»), рассчитанных на понимание речи и их активизацию.


*«Где растет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

*«Овощи и Фрукты»

Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах.

Формировать представление о том, где они растут. Научить различать их. Закрепить названия овощей и фруктов. Обогащать и развивать словарный запас. Учить правильно называть названия фруктов и овощей.

* «Укрась ёлочку».

Цель: Учить определять и правильно называть украшения для ёлки, располагать их по всей поверхности дерева. Вызвать у детей радостное настроение от совместной игры.

* «Цветочная поляна».

Цель: Учить воспринимать и различать цвета; действовать с предметами в определенной последовательности; развивать умение вставлять детали в отверстие. Воспитывать игровые навыки.

* «Кто что ест?».

Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; уточнить представление детей о том, какое животное что ест (зайка грызёт морковку, собачка лакает молоко и т.д.); активизировать в речи эти глаголы. Развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.

* «Домашние животные и птицы».

Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового



аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.

*«Кто спрятался»

Цель: - уточнить и расширить знания детей о животных; развивать связанную речь детей, память, воображения; развивать зрительное внимание и восприятие.



Домики - гномики для крышечек».

Цель:

- учить детей производить откручивание и закручивание крышек, зрительно определяя их место по цвету;

- активизировать и развивать речь детей, закреплять основные цвета;

- учить детей сортировать предметы по цвету.





*«Спрячь колобка».

Цель: закрепить знания основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть цвета; закрепить знания геометрических фигур; продолжать учить детей соотносить предметы по цвету, используя четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий.

Сюжетно-ролевые игры:

*«Завяжи бантик»

Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка.

*«Напоим чаем куклу Катю»

Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то, что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь.

*«Полечим собачке лапку»

Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова.

*«Укачаем Машу спать»

Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые нормы взаимоотношений.

*«Скажи какого цвета?»

Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета, правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного.

*«Помоем куклу Зину» по стихотворению А. Барто «Резиновая Зина».

Цель: Учить переносить сюжет стихотворения в игру; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой, активно используя в процессе игры разговорную речь.







*«В гости к мишке»

Цель: Формировать у детей умение распределять роли между собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться правил этикета. Воспитывать дружеские отношения.

*«Чудесная прическа»

Цель: Познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному.

*«Гости на пороге»

Цель: Во время игры активно использовать в речи доброжелательные слова, слова приветствия; формировать способность обыгрывать выбранный сюжет.

Подвижные игры:

«Жили у бабуси».

Цель: Учить детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.

«Зайка беленький сидит».

Цель: Обогащать двигательный опыт. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений.

«Гуси – гуси».

Цель: Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в пространстве. Вызывать потребность к подражанию; удовольствие от совместных действий.

«Самолеты».

Цель: Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к подвижным играм.

«Курочка – хохлатка».

Цель: Учить детей бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, бегать с увертыванием, выполнять имитационные движения. Развивать внимание, память, быстроту.

«Мишка косолапый» Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать движения медведя. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать сплочённость.

«Лошадки» Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным. Учить бегать галопом, сохраняя направление. Развивать воображение, внимание. Вызывать чувство радости от активных действий.

Театрализованная деятельность:

Инсценировка сказок: показ пальчикового театра «Теремок»; показ настольного театра сказки «Маша и Медведь», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».

Художественная литература:

*Чтение и заучивание потешек: «Наша Маша маленькая», «Огуречик, огуречик»,

«Тили-тили-бом»,

Рассказывание стихотворения А. Барто: «Мишка», «Зайка»


«Бычок», «Наша Таня громко плачет», «Я люблю свою лошадку»



*Чтение русских народных сказок:

«Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Речевые трудности. Игры по развитию речи»;

«Как помочь ребенку заговорить?»; «Фольклор в повседневной жизни малышей»; «Влияние детской книги на развитие речи ребенка»; «О чем говорить с ребенком



в семье. Диалог или монолог?».

Папки-передвижки:

«Игры по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»;

«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»; «Воспитание сказкой».

Родительское собрание «Речевое развитие детей 1-ой младшей группы».

3. Заключительный этап

Анализ результатов реализации проекта.

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме:

- Отмечается норма в развитии активной речи - 70 %; отставание -30%;

- Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.

- Создаем условия для проведения дидактических игр.

- В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

- Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.

- Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

- В результате систематической работы по развитию речи добились положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.

- В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.


Список литературы:

Программы:

А) «От рождения до школы»

2. В.В. Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»

3. М. Монтессори «Игры для малышей»

4. Б.Н. Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»

5. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой»

6. А. Барто- сборник стихов.

7. Е.В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»

8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!