СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская работа на тему "Зов предков". Наставник Верхова Наталья Петровна. Выполнила ученица 10 класса Романова Валерия

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

работа раскрывает историю возникновения и утрату селений на территории Саратовской области. Раскрыты причины исчезновения сел и деревень, рассмотрены интересные факты их существования

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа на тему "Зов предков". Наставник Верхова Наталья Петровна. Выполнила ученица 10 класса Романова Валерия»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



XIV Региональная научно-практическая конференция обучающихся «Духовность и современность»

Тематическое направление: КРАЕВЕДЕНИЕ

Исследовательский проект на тему «Зов предков»







Автор: Романова Валерия Александровна, обучающаяся 10 класса МБОУ»СОШ №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области», тел +79616442398

Научный руководитель/наставник: Верхова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ»СОШ №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области», тел 89271442594



Саратов 2023



Содержание

Введение 3

Глава 1. Деревня Борьба 4

Глава 2. Трубетнчино 6

Глава 3. Сухая Лука 7

Глава 4 . Крутец 8

Глава 5. Муратовка (Немецкий) 9

Глава 6. Белый ключ 10

Глава 7. Лопата 11

Заключение 12

Использованная литература 13

































Моя деревушка

Над прозрачной лесною речушкой,

Где черёмуха буйно цвела,

Красовалась моя деревушка,

Своей праведной жизнью жила



На земле она крепко стояла,

Не могло одолеть её зло,

Только время лихое настало

Сокрушило её, извело…

Серова.Н.С



Введение

Россия - матушка исконно славилась величайшей силой своих деревень, так как в них проживало около 80% населения. Издревле деревни кормили города, давали людей для освоения новых земель и работы на предприятиях, даже множество известных личностей родом из деревни. Таковыми, например, являются М.В Ломоносов ( деревня Мишанинская), Юрий Гагарин ( деревня Клушино), Алексей Леонов (деревня Листвянка), Сергей Есенин ( село Константиново), Леонтий Шамшуренко (деревня Большакова) и многие-многие другие. Помимо этого, львиную долю солдат в российской армии составляли мобилизованные из деревень. Много всего «натерпелись» русские деревни за последние века, чего только они не перенесли: Столыпинские реформы, НЭП, первую мировую и гражданскую войны, политику военного коммунизма, коллективизацию, развал советского советской экономики, послевоенную разруху, гонку вооружений, поднятие целины... У большинства деревень, чтобы выжить, не хватало людского ресурса, потому что города с давних пор стали «пожирать» всю агломерацию вокруг себя, превращая её в пустошь. А в связи с развалом Советского Союза жизнь в деревне превратилась в какое-то ущербное существование. И люди стали массово покидать населённые пункты, особенно молодежь, оставляя безмолвно умирать родовые дома. И сейчас по всей стране мы имеем несметное количество вымерших деревень. Безумно больно оставлять без внимания этот вопрос, поэтому в своей работе я расскажу о нескольких исчезнувших деревнях Саратовской области.



Основная часть

Глава 1. Деревня Борьба

Деревня Борьба была расположена между селом Казанла и селом Вязовка. Она образовалась в 1928 году. 1Первыми её жителями стали казанлийцы, бежавшие от коллективизации и поселившиеся на землях Жуковского помещика Кутенёва.

Жители выбрали очень удачное место для создания деревни, так как рядом был родник с известковой водой, леса, помнящие Разина, глина, которая играла важную роль в строительстве. Помимо этого, людей привлекал простор, плодородные земли, красота местности и пруд, где летом можно было купаться и рыбачить. Улиц в ней было три: одна большая с домами по обе стороны. Вторая находилась рядом с первой у основания холма, а третья была названа жителями «За Волгой ». В1930 году в центре деревни была построена начальная школа, которая стала центром культуры и местом для воспитания детей, так как у взрослых не было времени следить за детьми из-за тяжёлого ручного труда. А так как в семьях было по 6-8 детей, старшие воспитывали младших. После её окончания дети переходили учиться в Казанлинскую среднюю школу, но, к сожалению, не все дети продолжали учиться, потому что в неё приходилось ходить пешком в любую погоду, и многие дети оставались работать с родителями в поле. В ближайшее время в Борьбе появился детский сад. Первой воспитательницей стала Мельникова Вера Егоровна. Больницы в Борьбе не было, но в ней был небольшой медпункт, в котором была медсестра. Первая помощь оказывалась на месте, а более тяжёлых больных определяли в больницу в Казанле.

Основным занятием населения было сельское хозяйство и животноводство. Молодые и взрослые обрабатывали землю весной, летом и осенью ручным способом, сохами и деревянными боронами. Также на восточной окраине располагались животноводческие постройки. В годы войны жители Борьбы активно участвовали в боевых действиях, в деревне остались только старики, женщины и дети, которые выполняли тяжёлую работу. Зерновые культуры, скошенные вручную, связывали в снопы и отправляли на фронт. В 1952 году деревня присоединилась ко второй бригаде колхоза « им.Сталина ». После этого события жизнь в деревне начала процветать. В 60-ых годах 20 столетия в деревне насчитывалось 47 домов с хозяйственными и надворными постройками, а население составляло более 200 человек.

Но, к сожалению, в связи с политикой перспективных деревень и крупнейших сёл, жители деревни стали покидать её. Основная часть населения переселялась в Казанлу, где образовала свою собственную улицу – улицу Молодёжная. В настоящее время эта улица имеет название Борьбинская улица. Огорчает тот факт , что в борьбе за существование деревня Борьба проиграла, последний житель покинул её в 1979 году. В наше время от деревни остались лишь родник, заброшенные сады, полные фруктов. И всё-таки каждый год борьбинцы собираются у родника и вспоминают различные моменты из жизни в этой когда-то прекрасной деревне.



Глава 2. Трубетнчино

Село Трубетнчино находилось на северо-западе от посёлка Свободный.2 Название села произошло от фамилии известного на то время помещика, имевшего крестьян. В деревне проживало примерно 50 семей, люди в селе были очень добрые и дружелюбные. Село славилось просторностью земель, плодородными почвами, а также прудом с чистой водой. В Трубетнчино была начальная школа, и находилась она в большом деревянном доме. Чтобы обучать детей, учитель приезжал из села Берёзовка. Основным занятием населения было ведение своего хозяйства, скотоводство, животноводство и, конечно же, сельское хозяйство. В деревне были огромные пастбища, так как скотину держали в каждом дворе. Во время Советской власти село входило в колхоз « Путь коммунизма ». В годы Великой Отечественной войны люди деревни выращивали не только зерновые культуры, картофель и овощи, но и табак для фронта. Выращенный урожай табака сдавали в « Союзтабак » в Базарном Карабулаке. Деревня Трубетнчино приняла много эвакуированных людей из Новгородской и Ленинградской областей. Но когда председателем колхоза стал Давыдов Василий Ильич, в селе разрушились постройки животноводческих ферм, и скотину перевели в другие сёла, а жители села остались без работы. Тогда председатель предложил переехать в Берёзовку или Толстовку, но многие сельчане переехали в посёлок Свободный, где собственноручно строили дома.

В наше время от деревни осталось лишь кладбище с самодельными оградами и одинокие поля.









Глава 3. Сухая Лука

Не менее интересна судьба села Сухая Лука, которое находилось в 20-ти километрах юго-восточнее села Алексеевка и южнее села Старая Жуковка. 3Сама деревня находилась на реке Карабулак. К сожалению, точной даты основания нет, но в источниках сказано, что она образовалась в результате Столыпинской реформы.

Это случилось из-за того, что было мало земель в центральной части Алексеевки, поэтому местных крестьян переселили в эти сёла по желанию. Вдоль реки находились бани и огороды. В селе имелись свой клуб, в который молодёжь ходила на танцы, магазин и начальная школа, которая являлась очагом образования и культуры. В начальной школе детей учил всего один учитель.

Основным занятием населения являлось натуральное хозяйство. Из-за прекрасной плодородной почвы многие жители деревни имели сады, большие огороды , и держали скотину: коров, овец и кур для того, чтобы кормить семью. Также люди занимались тяжёлым ручным трудом.

После революции в селе образовался колхоз « Хлебороб », который позже вошёл в состав колхоза села Лопата. В годы Великой Отечественной войны, как и во многих деревнях, мужчины уходили на фронт, а женщины, дети и старики работали на благо фронта.4

К огромному огорчению, село начало исчезать с начала 1960 года, а уже к 1970 году съехали все люди. В настоящее время на месте Сухой Луки остались одни руины, развалившийся фундамент от школы и часть кладбища. Оставшиеся деревянные постройки сгнили, а металлические поддались коррозии.







Глава 4 . Крутец

Село Крутец было основано в начале 19 века, оно находилось в центральной части района в 97 километрах от Саратова и в 11 километрах от Базарного Карабулака.5 Эти прекрасные земли и крестьяне принадлежали знатному роду Столыпиных. Название деревни происходило из-за местности, так как она была обрывистая и с крупными оврагами. Было известно, что село было разделено на части с такими названиями, как Загорновка, Фабричная и Зайцевка. К бывшей деревне можно было попасть двумя путями: по мосту и от трассы из Лесной Неёловки на Хватовку, которая обрывается оврагом. К сожалению, осталась лишь первая дорога, так как мост обвалился в 2012 году. Деревня славилась своими чудными садами, посаженными по инициативе Столыпина А.А. Помимо этого, в селе существовали приходские школы, которые находились на землях с фруктовым садом. По данным из источника последняя школа была учреждена 16 мая 1905 года. В Крутце были и культурные учреждения, например, такие, как читальня и сельский клуб, куда приезжали жители из Лесной Неёловки. В центре села располагался магазин, или, как его называли в народе, барский дом. В деревне была и своя кирпичная церковь, которая была построена в 1910-1912 годах. Она была посвящена памяти святого преподобного Сергия. В годы советской власти она была переоборудована под зерносклад.

Основным занятием населения являлось сельское хозяйство и скотоводство. Сеяли преимущественно зерновые и бахчевые культуры: пшено, овёс, арбузы и дыни. С приходом коллективизации в селе образовался колхоз « 1 мая » , который потом был реорганизован в « Бригаду №2 » и присоединён к Хватовскому колхозу « Родина ». Уменьшилось количество скота у частников, и уже в это время молодёжь старалась уехать в посёлки и города. Исчезновение деревни пришлось на конец 1950-х начало 1960-х годов, село было полностью покинуто в 1970-х годах.

В настоящее время в деревне сохранились фундаменты нескольких построек, магазина, сохранились и стены церкви, два родника и чудом уцелевшая часть кладбища, которая перенесла метод сжигания сухой травы для истребления сорняков.

Глава 5. Муратовка (Немецкий)

Деревня Муратовка располагалась в трёх километрах от Старых Бурас. Название деревни образовалось во второй половине 18 века, когда Екатерина вторая подарила барыне Муратовой участок пахотной земли. Деревня славилась своими лиственными лесами, прозрачными долами, в которых журчали чистые родники, плодородными землями, фруктовым садом и большими пространствами. По данным 1911года, в деревне школы не было, и немецким детям приходилось обучаться грамоте либо в Ягодной поляне, либо в Старо-Бурасской школе. Также для воспитания подрастающего поколения был создан трудовой летний лагерь. В его задачи входило обеспечить досуг детей во время летних каникул и приобщить молодежь к труду. А на окраине леса была построена помещичья усадьба, из которой открывался вид на всю речную долину.

Основным занятием людей было земледелие и скотоводство. Но в 1939 году по установлению ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР началось «разукрепление» колхозников. Одной из выдержек постановления являлась ликвидация расположенных в общественных полях колхозов приусадебных участков колхозников, имеющихся в районах разных областей с целью «сселить» их в одном месте. Но из-за войны процесс расселения затянулся, и уже тогда, в послевоенное время, большинство семей перебиралось в село. Многие дома остались без хозяев, но сносить их никто не решался. Так деревня опустела…

6



Глава 6. Белый ключ

Село Белый ключ было основано в 1703 году и находилось оно в 117 километрах от Саратова и в 33 километрах от Базарного Карабулака7, лежало на просёлочной дороге, ведущей из Куриловки в Барановку на Сосновку. Располагалось оно на ровной местности, омываемой с одной стороны рекой Терешкой. Это село было разделено улицами, а состояло из 120 домов. В деревне находился обширный господский сад, в котором был большой барский дом. Также в селе была деревянная церковь, построенная в 1780-ых годах Е. Л. Бекетовым. В1862 году было открыто церковно-приходское училище, а основателем его является священник Соловьёв, который обучал детей грамоте целых 8 лет. Основным занятием населения являлось земледелие и шитьё деревенской одежды. В наше время село является заброшенным с 2014 года.

8

























Глава 7. Лопата

И еще одно село, история которого вызвала у меня неподдельный интерес, - это село Лопата, находившееся в 5 километрах южнее села Сухая Лука. 9В деревне была всего одна улица, на которой находилось 40 домов. В Лопате не было ни клуба, ни магазинов, поэтому сельчане ездили на велосипедах и лошадях в Сухую Луку. В селе была начальная школа, где дети учились с 1 по 4 класс, а с 5 по 10 класс продолжали учёбу в Алексеевке.

Основным занятием населения было сельское хозяйство: выращивали не только зерновые культуры, но ещё овощи и ягоды. Несмотря на отсутствие клуба, люди развлекали себя по-своему: собирались вместе, пели песни, вязали, вышивали и играли в различные игры. По воспоминаниям людей выяснилось, что люди жили как одна большая семья. После революции в селе образовался колхоз « Красное знамя ». Позже в село Лопата вошло село Сухая Лука. После 1972 года село прекратило своё существование, последние дома стояли до 1978 года.

10

Заключение

В феврале 2008года в ООН был подготовлен доклад, в котором, по мнению международных экспертов, утверждалось, что уже к 2025 году в России 96% населения станет городским. Однако на дворе уже 2023 год, и цифра в 96% горожан выглядит фантастически. В то же время мы должны признать, что ситуация на селе тяжёлая. Старожилов остается все меньше, деревни перестают существовать.

Моя работа по сбору информации оказалась довольно трудоёмкой. Создавая данный проект, я столкнулась с ошеломляющей статистикой заброшенных посёлков, сел и деревень. Я привела в пример лишь несколько поселений, бывших некогда обитаемыми вблизи моего места жительства. А по информации из справочников их более двух тысяч. Очень больно сознавать, что история такого количества предков практически канула в лету. В заключение хочу сказать, что считаю необходимым популяризацию возобновления жизни и памяти хотя бы части этого великого населения нашей страны, как, например, это сделали жители деревни Лох, бывшей на грани вымирания, а теперь она является туристическим центром с хорошим хозяйством.

Считаю, что мое исследование достигло цели и поставленных задач. Данный проект можно использовать на уроках краеведения, при проведении классных часов, внеклассных мероприятий. А закончить его мне бы хотелось словами из известной песни:

Деревня моя, деревянная, дальняя.
Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой.
Ты в легком платочке июльского облака,
В веснушках черемух стоишь над рекой

Родная моя, деревенька-колхозница,
Смущенной улыбкой меня обожгла.

К тебе мое сердце по-прежнему просится,
А я все не еду — дела и дела…

Владимир Гундарев

Использованная литература



1 ЗОЖ№4 Серова.Н.С. Моя деревушка Текст: стих

2 Книга памяти: Саратовская обл.т.2- Саратов: Регион.Приволж.Изд-во « Детская книга .1994

3 Текст: непосредственный Текст//Колхозная правда«О ходе уборки хлебороб в колхозах района»

4 Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Базарно – Карабулакская межпоселенческая центральная библиотека» Методический отдел

5 Народное образование СССР.Сб. документов.М,1974

6 Энциклопедия исчезнувших населённых пунктов Саратовской области/Автор-сост. В.В.Лемдяев Саратов, Амирит2020

7 Энциклопедия Саратовского края - Саратов: Приволж.кн.изд-во.2002

1 Энциклопедия исчезнувших населённых пунктов Саратовской области/Автор-сост. В.В.Лемдяев Саратов, Амирит2020

2 Энциклопедия исчезнувших населённых пунктов Саратовской области/Автор-сост. В.В.Лемдяев Саратов, Амирит2020

3 Энциклопедия исчезнувших населённых пунктов Саратовской области/Автор-сост. В.В.Лемдяев Саратов, Амирит2020

4 Текст: непосредственный Текст//Колхозная правда«О ходе уборки хлебороб в колхозах района»

5 Энциклопедия исчезнувших населённых пунктов Саратовской области/Автор-сост. В.В.Лемдяев Саратов, Амирит2020

6 Народное образование СССР.Сб. документов.М,1974

7 Энциклопедия исчезнувших населённых пунктов Саратовской области/Автор-сост. В.В.Лемдяев Саратов, Амирит2020

8 Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Базарно – Карабулакская межпоселенческая центральная библиотека» Методический отдел

9 Энциклопедия исчезнувших населённых пунктов Саратовской области/Автор-сост. В.В.Лемдяев Саратов, Амирит2020

10 Текст: непосредственный Текст//Колхозная правда«О ходе уборки хлебороб в колхозах района»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!