Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная
(коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области
(МБОУ Купинская школа - интернат № 1)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ЭТИКА ПЕДАГОГА
Педагоги – психологи:
В. А. Коваленко
Л. А. Свирепова
2023
Вспоминая свои школьные годы, мы можем сказать, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным педагогом.
Сфера деятельности педагога – это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально – этической культуры.
Профессиональная этика педагога
«Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)».
(С.И. Ожегов)
Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Она – фундаментальный элемент культуры, хотя редко является «в чистом виде».
Основные понятия педагогической этики
Педагогическая мораль – взаимоотношение между воспитателем и воспитуемым. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним.
Педагогическая справедливость . Представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности).
Педагогический долг . Это построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами. Глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
Педагогическая честь – общественная оценка реальных профессиональных достоинств учителя.
Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег.
Педагогическое сознание – это осознание педагогом своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, чувствах, привычках.
Профессиональная этика педагога
- Педагогический такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективное его восприятие; в такте проявляется творчество и поиск.
- Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики – педагогический такт.
Речевой этикет
- Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям.
- Соблюдение речевого этикета для педагога – важнейшее профессиональное требование.
- Давать совет только в случае, когда о нем просят.
- Добрые слова, комплименты.
Умение общаться
- Естественность, простота обращения без фамильярности
- Искренность тона, лишенная всякой фальши
- Доверие без попустительства
- Просьба без упрашивания
- Советы и рекомендации без навязчивости
- Ирония и юмор без уничижающей насмешливости
- Требовательность без мелкой придирчивости
- Спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость
Правила общения
- обсуждайте не личность оппонента, а раскрывайте свой взгляд на проблему, аргументацию начните с похвалы,
- если вы поняли, что неправы, признайте это,
- используйте метод положительных эмоций. Задавайте собеседнику такие вопросы, на которые предполагается положительный ответ. После серии таких вопросов задайте главный вопрос.
- меньше критикуйте, а больше подчеркивайте достоинства людей,
- соблюдайте доброжелательный и уважительный тон.
- критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования.
Наиболее распространенные нарушения в этике поведения педагога:
Обращение к ученику по фамилии.
- Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
- Приказной, административный характер просьб педагога.
- Невнимание к ответу ученика
- Постановка ребенка в неудобное, унизительное положение на уроке.
- Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.
- Неумение выразить веру в ученика.
- Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.
- Неудачи ребенка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку.
Умение общаться
Это искусство, а в учебном заведении со своими коллегами, обучающимися и их родителями - искусство вдвойне!
Авторитет
- это моральный статус педагога в коллективе обучающихся и коллег;
- это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.
Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание педагога своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.
Специфика профессиональной этики педагога заключается в следующем:
- Объект труда – человек
- Педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека.
- Труд педагога психологически и организационно сложен.
- Педагог – пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.
Пунктуальность
Внешний вид учителя
Собранность и аккуратность
Правила этикета работников с клиентами
Основные нормы этикета выражены в следующем:
- обладание общей культурой;
- порядочность во взаимоотношениях с коллегами;
- уважение чести и достоинства коллег;
- отсутствие лицемерия и лжи;
- вежливость;
- умение свои проблемы и личные неурядицы оставлять за стенами кабинета;
- доброжелательность, добросовестность,
- почтительность, тактичность, деликатность;
- умение соболезновать и выражать сострадание.
Атмосфера в педагогическом коллективе
- Важным компонентом творческой атмосферы является ответственность каждого учителя за коллектив и всего коллектива за каждого. Творческая атмосфера всегда предполагает наличие в коллективе понятия «взаимно».
- А. С. Макаренко писал, что «авторитет проистекает только от ответственности».
- Составной элемент творческой атмосферы - признание лидерства лучших мастеров, преподавателей. Творческая атмосфера - не самоцель, а средство повышения производительности труда педагога.
- Умение членов коллектива признавать лучшего лидером, желание использовать его опыт - еще один элемент творческой атмосферы
Юрий Олеша утверждал:
«Творчество радиоактивно». Происходит известный психологический закон «заражения»: окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие своей работы, появляется состояние здоровой неудовлетворенности собой
Результаты опроса обучающихся 8-х классов: «Качества личности , которые в меньшей степени принимают обучающиеся :
- Агрессивность- 100% респондентов сказали –«нет»
- Раздражительность не принимают -87 % из числа опрошенных респондентов,
Остальные требования в порядке уменьшения непринятия :
- Авторитарный- 54%
- Неэмоциональный – 45.%
- Не предъявляюший четких требований, но любящий спрашивать-32%
- Монотонный, сухой- 12%
- Шаблонный, незаинтересованный- 5%
Результаты опроса обучающихся 8-х классов: «Качества личности , наиболее привлекательные для обучающихся»
- Справедливый- 98% респондентов сказали –«да»
- Доброжелательны, добрый-76 % из числа опрошенных респондентов,
- Помогающий- 57%
- Эмоциональный –45.%
- Принимающий- 11%
«Если не все обыкновенные люди обладают совершенной нравственностью, то, быть может, совершенная нравственность бывает только у одних необыкновенных людей».
(Анна Сталь)
Удачи вам, коллеги!
Удачи вам, коллеги!