СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная этика педагога (ММО педагогов -психологов района)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в российском обществе – остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, с коллегами по работе, другими субъектами реабилитационного и образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная этика педагога (ММО педагогов -психологов района)»

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области (МБОУ Купинская школа - интернат № 1)   ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА       Педагоги – психологи: В. А. Коваленко Л. А. Свирепова   2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная

(коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области

(МБОУ Купинская школа - интернат № 1)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ЭТИКА ПЕДАГОГА

Педагоги – психологи:

В. А. Коваленко

Л. А. Свирепова

2023

 Вспоминая свои школьные годы, мы можем сказать, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным педагогом.  Сфера деятельности педагога – это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально – этической культуры.

Вспоминая свои школьные годы, мы можем сказать, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным педагогом.

Сфера деятельности педагога – это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально – этической культуры.

Профессиональная этика педагога «Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)».  (С.И. Ожегов) Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Она – фундаментальный элемент культуры, хотя редко является «в чистом виде».

Профессиональная этика педагога

«Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)».

(С.И. Ожегов)

Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Она – фундаментальный элемент культуры, хотя редко является «в чистом виде».

Основные понятия педагогической этики Педагогическая мораль – взаимоотношение между воспитателем и воспитуемым. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним. Педагогическая справедливость . Представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности). Педагогический долг . Это построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами. Глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Педагогическая честь – общественная оценка реальных профессиональных достоинств учителя. Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег. Педагогическое сознание – это осознание педагогом своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, чувствах, привычках.

Основные понятия педагогической этики

Педагогическая мораль – взаимоотношение между воспитателем и воспитуемым. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним.

Педагогическая справедливость . Представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности).

Педагогический долг . Это построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами. Глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.

Педагогическая честь – общественная оценка реальных профессиональных достоинств учителя.

Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег.

Педагогическое сознание – это осознание педагогом своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, чувствах, привычках.

 Профессиональная этика педагога  Педагогический такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективное его восприятие; в такте проявляется творчество и поиск.  Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики – педагогический такт.

Профессиональная этика педагога

  • Педагогический такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективное его восприятие; в такте проявляется творчество и поиск.
  • Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики – педагогический такт.

 Речевой этикет  Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям. Соблюдение речевого этикета для педагога – важнейшее профессиональное требование. Давать совет только в случае, когда о нем просят. Добрые слова, комплименты.

Речевой этикет

  • Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям.
  • Соблюдение речевого этикета для педагога – важнейшее профессиональное требование.
  • Давать совет только в случае, когда о нем просят.
  • Добрые слова, комплименты.

 Умение общаться Естественность, простота  обращения без фамильярности Искренность тона, лишенная  всякой  фальши Доверие без попустительства Просьба без упрашивания Советы и рекомендации без навязчивости Ирония и юмор без уничижающей насмешливости Требовательность без мелкой придирчивости Спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении,  исключающая безразличие и излишнюю возбудимость

Умение общаться

  • Естественность, простота обращения без фамильярности
  • Искренность тона, лишенная всякой фальши
  • Доверие без попустительства
  • Просьба без упрашивания
  • Советы и рекомендации без навязчивости
  • Ирония и юмор без уничижающей насмешливости
  • Требовательность без мелкой придирчивости
  • Спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость
Правила общения обсуждайте не личность оппонента, а раскрывайте свой взгляд на проблему,  аргументацию начните с похвалы, если вы поняли, что неправы, признайте это, используйте метод положительных эмоций. Задавайте собеседнику такие вопросы, на которые предполагается положительный ответ. После серии таких вопросов задайте главный вопрос. меньше критикуйте, а больше подчеркивайте достоинства людей, соблюдайте доброжелательный и уважительный тон. критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования.

Правила общения

  • обсуждайте не личность оппонента, а раскрывайте свой взгляд на проблему, аргументацию начните с похвалы,
  • если вы поняли, что неправы, признайте это,
  • используйте метод положительных эмоций. Задавайте собеседнику такие вопросы, на которые предполагается положительный ответ. После серии таких вопросов задайте главный вопрос.
  • меньше критикуйте, а больше подчеркивайте достоинства людей,
  • соблюдайте доброжелательный и уважительный тон.
  • критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования.

Наиболее распространенные нарушения в этике поведения педагога: Обращение к ученику по фамилии. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности. Приказной, административный характер просьб педагога. Невнимание к ответу ученика Постановка ребенка в неудобное, унизительное положение на уроке. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой. Неумение выразить веру в ученика. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле. Неудачи ребенка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку.

Наиболее распространенные нарушения в этике поведения педагога:

Обращение к ученику по фамилии.

  • Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
  • Приказной, административный характер просьб педагога.
  • Невнимание к ответу ученика
  • Постановка ребенка в неудобное, унизительное положение на уроке.
  • Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.
  • Неумение выразить веру в ученика.
  • Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.
  • Неудачи ребенка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку.
Умение общаться Это искусство, а в учебном заведении со своими коллегами, обучающимися и их родителями - искусство вдвойне!

Умение общаться

Это искусство, а в учебном заведении со своими коллегами, обучающимися и их родителями - искусство вдвойне!

Авторитет это моральный статус педагога в коллективе обучающихся и коллег; это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.  Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание педагога своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Авторитет

  • это моральный статус педагога в коллективе обучающихся и коллег;
  • это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.

Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание педагога своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Специфика профессиональной этики педагога заключается в следующем: Объект труда – человек Педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека. Труд педагога психологически и организационно сложен. Педагог – пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.

Специфика профессиональной этики педагога заключается в следующем:

  • Объект труда – человек
  • Педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека.
  • Труд педагога психологически и организационно сложен.
  • Педагог – пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.
Пунктуальность

Пунктуальность

Внешний вид учителя

Внешний вид учителя

Собранность и аккуратность

Собранность и аккуратность

Правила этикета работников с клиентами   Основные нормы этикета выражены в следующем:  обладание общей культурой; порядочность во взаимоотношениях с коллегами; уважение чести и достоинства коллег; отсутствие лицемерия и лжи; вежливость; умение свои проблемы и личные неурядицы оставлять за стенами кабинета; доброжелательность, добросовестность, почтительность, тактичность, деликатность; умение соболезновать и выражать сострадание.

Правила этикета работников с клиентами

 

Основные нормы этикета выражены в следующем:

  • обладание общей культурой;
  • порядочность во взаимоотношениях с коллегами;
  • уважение чести и достоинства коллег;
  • отсутствие лицемерия и лжи;
  • вежливость;
  • умение свои проблемы и личные неурядицы оставлять за стенами кабинета;
  • доброжелательность, добросовестность,
  • почтительность, тактичность, деликатность;
  • умение соболезновать и выражать сострадание.

Атмосфера в педагогическом коллективе Важным компонентом творческой атмосферы является ответственность каждого учителя за коллектив и всего коллектива за каждого. Творческая атмосфера всегда предполагает наличие в коллективе понятия «взаимно».  А. С. Макаренко писал, что «авторитет проистекает только от ответственности». Составной элемент творческой атмосферы - признание лидерства лучших мастеров, преподавателей. Творческая атмосфера - не самоцель, а средство повышения производительности труда педагога.  Умение членов коллектива признавать лучшего лидером, желание использовать его опыт - еще один элемент творческой атмосферы   Юрий Олеша утверждал: «Творчество радиоактивно». Происходит известный психологический закон «заражения»: окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие своей работы, появляется состояние здоровой неудовлетворенности собой

Атмосфера в педагогическом коллективе

  • Важным компонентом творческой атмосферы является ответственность каждого учителя за коллектив и всего коллектива за каждого. Творческая атмосфера всегда предполагает наличие в коллективе понятия «взаимно».
  • А. С. Макаренко писал, что «авторитет проистекает только от ответственности».
  • Составной элемент творческой атмосферы - признание лидерства лучших мастеров, преподавателей. Творческая атмосфера - не самоцель, а средство повышения производительности труда педагога.
  • Умение членов коллектива признавать лучшего лидером, желание использовать его опыт - еще один элемент творческой атмосферы

Юрий Олеша утверждал:

«Творчество радиоактивно». Происходит известный психологический закон «заражения»: окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие своей работы, появляется состояние здоровой неудовлетворенности собой

Результаты опроса обучающихся 8-х классов: «Качества личности , которые в меньшей степени принимают обучающиеся : Агрессивность- 100% респондентов сказали –«нет»     Раздражительность не принимают -87 % из числа опрошенных респондентов, Остальные требования в порядке уменьшения непринятия : Авторитарный- 54% Неэмоциональный – 45.% Не предъявляюший четких требований, но любящий спрашивать-32% Монотонный, сухой- 12% Шаблонный, незаинтересованный- 5%

Результаты опроса обучающихся 8-х классов: «Качества личности , которые в меньшей степени принимают обучающиеся :

  • Агрессивность- 100% респондентов сказали –«нет»   
  • Раздражительность не принимают -87 % из числа опрошенных респондентов,

Остальные требования в порядке уменьшения непринятия :

  • Авторитарный- 54%
  • Неэмоциональный – 45.%
  • Не предъявляюший четких требований, но любящий спрашивать-32%
  • Монотонный, сухой- 12%
  • Шаблонный, незаинтересованный- 5%
 Результаты опроса обучающихся 8-х классов: «Качества личности , наиболее привлекательные для обучающихся» Справедливый- 98% респондентов сказали –«да»    Доброжелательны, добрый-76 % из числа опрошенных респондентов, Помогающий- 57% Эмоциональный –45.% Принимающий- 11%

Результаты опроса обучающихся 8-х классов: «Качества личности , наиболее привлекательные для обучающихся»

  • Справедливый- 98% респондентов сказали –«да»   
  • Доброжелательны, добрый-76 % из числа опрошенных респондентов,
  • Помогающий- 57%
  • Эмоциональный –45.%
  • Принимающий- 11%
  «Если не все обыкновенные люди обладают совершенной нравственностью, то, быть может, совершенная нравственность бывает только у одних необыкновенных людей». (Анна Сталь)

«Если не все обыкновенные люди обладают совершенной нравственностью, то, быть может, совершенная нравственность бывает только у одних необыкновенных людей».

(Анна Сталь)

Удачи вам, коллеги! Удачи вам, коллеги!

Удачи вам, коллеги!

Удачи вам, коллеги!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!