СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессионально-ориентированное содержание: "Язык как средство профессиональной коммуникации"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессионально - ориентированное содержание: "Язык как средство профессиональной коммуникации"

Просмотр содержимого документа
«Профессионально-ориентированное содержание: "Язык как средство профессиональной коммуникации"»


Министерство образования Новосибирской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Новосибирский машиностроительный колледж»









Практическое занятие

Профессионально – ориентированное содержание:

«Язык как средство профессиональной коммуникации»












Разработала: Блохина И.А.





Новосибирск

2024

Практическое занятие

Профессионально – ориентированное содержание:

«Язык как средство профессиональной коммуникации»

Цели:

- сформировать у студентов мотивацию по повышению профессиональной речевой культуры;

- содействовать развитию и совершенствованию устной и письменной профессиональной речи;

- воспитывать уважение к профессии и речевой культуре специалиста.

Время выполнения: 1 час.

Оборудование: толковый словарь, маршрутные листы.

Форма урока – лекция с элементами беседы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

  1. Объяснение нового материала.

Слово учителя.

Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в наше время. Профессионально-речевая культура позволяет наиболее эффективно организовать производственный процесс и регулировать речевую деятельность в процессе принятия решений. Уровень владения профессиональной культурой определяется квалификацией и квалификационным разрядом.

Язык – универсальный инструмент познания и коммуникации. Он обслуживает все сферы производства, сопутствует трудовой деятельности. С помощью языка передаётся профессиональный опыт и система профессиональный ценностей и норм, осуществляющих общение в процессе совместной производственной деятельности.

Усвоение языка профессиональной коммуникации – основа профессионального развития личности специалиста. Становление и развитие личности специалиста не может происходить иначе как в процессе усвоения им соответствующего языка профессиональной коммуникации, при которой

происходит обмен специальной информацией, порождение мыслей, идей, знаний, являющихся причиной и основой формирования новых знаний, расширения сознания и профессиональной культуры специалиста. Успех любой человеческой деятельности зависит от того, в какой степени обладает специалист коммуникативной компетенцией, которая включает в себя способность слушать и слышать, смотреть и видеть, читать и понимать устный и письменный текст.

Стандарты среднего профессионального и высшего образования включают коммуникативную компетенцию в ряд общих способностей, которыми должен обладать специалист в любой области науки, техники, производства, образования.

Важным аспектом общекультурных компетенций профессионала в современном обществе является формирование культуры речи.

  1. Словарная работа «Профессиональная копилка».

Подберите синонимы к словам профессионализм, профессионал

профессионализм

мастерство

квалификация

искусство

виртуозность

ремесло

техника

сноровка

умение

навыки

артистизм

опыт

труд

профессионал

специалист (спец)

профи

мастер

умелец

знаток

виртуоз

искусник

кудесник

волшебник

артист

труженик

талант

гений

4. Беседа.

- Какими качествами должен обладать профессионал?

(профессионализмом, мастерством, трудолюбием, дисциплиной, общей культурой, культурой речи).

- Каковы критерии общей культуры?

- Что вы подразумеваете под культурой речи?

5. Слово учителя.

Выделяют три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Первый, важнейший аспект - нормативный. Языковая норма - это центральное понятие культуры речи. Культура речи предполагает соблюдение норм литературного языка. Норма является главным регулятором речевого поведения людей. Вторым важным качеством культуры речи является коммуникативный аспект - это умение находить в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму.

Третье качество - этический аспект культуры речи. Этический аспект культуры речи подразумевает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях таким образом, чтобы не унизить достоинство участников общения. Этические нормы общения - это соблюдение речевого этикета, включающего приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления. Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения.

Культура речи — это такой выбор и организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста.

Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, журналист, менеджер, юрист - ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Профессиональная речевая культура включает:

- владение профессиональной лексикой и терминологией;

- способность общаться на профессиональные темы;

- умение сотрудничать с коллегами, эффективно решать производственные задачи;

- умение строить выступление на профессиональную тему;

- умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют языковую компетенцию в профессиональном общении.

- Какие проблемы существуют в профессиональном общении?

Основные проблемы функционирования языка в профессиональной деятельности:

- падение общего уровня культуры людей;

- падение уровня речевой культуры (маленький словарный запас, использование слов – паразитов, ненормативной лексики);

- увлечение терминами, непонятными большинству населения;

- проникновение в профессиональную речь канцеляризмов, штампов, клише. Например: «принимать меры информирования населения о мошеннических схемах»; учителя «борются за успеваемость», «оказывают образовательные услуги».

Нарушение речевых норм коммуникации создает негативный образ профессионала в глазах общества.

Для успешной профессиональной коммуникации специалисту необходимо сочетать языковую компетенцию и профессиональные знания.

- Как вы считаете, какие качества необходимы специалисту для успешной профессиональной коммуникации?

Для этого необходимы следующие качества:

- знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

- умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

- владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

- умение определять цель и понимать ситуацию общения;

- умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

- навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

- умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

- высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

- умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

- знание этикета и четкость выполнения его правил.

6. Работа по маршрутным листам.

Маршрутный лист

Цель: мотивировать студентов к систематической работе по совершенствованию общей и речевой культуры как необходимого условия для успешной профессиональной деятельности.

Работа в парах.

1. Обсуждение.

2. Ответы записать в тетрадь.

Проблемные вопросы:

- Какова причина падения общего уровня культуры людей?

- Что нужно сделать, чтобы поднять общий уровень культуры?

- Какова причина низкого уровня речевой культуры?

- Как ваша профессиональная речь может влиять на жизнь общества?

- Каков ваш алгоритм действий для совершенствования речевой культуры?

Заключение.

Язык в профессиональной деятельности – инструмент коммуникации, обмена опытом и профессионального саморазвития.

Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь - задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается, так как от уровня и качества его общения зависят успехи в личной, производственной и общественной сферах жизни.

7. Рефлексия.

Фамилия, имя студента

На уроке я понял (а)...

Наибольший мой успех сегодня…

Я испытал (а) следующие трудности…

8. Д/з: составить «Послание к студентам колледжа» (3 – 5 предложений).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!