СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональные компетенции педагога как условие обеспечения качества образования в общеобразовательном учреждении

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрены понятия «компетенция», «ключевые компетенции», «профессионально-педагогические компетенции». Раскрыты составляющие качественного образования. Особое внимание уделено основным направлениям работы общеобразовательного учреждения по увеличению показателей эффективности деятельности учителя. Показаны этапы проведения  диагностики  и экспертизы деятельности учителя. Особое внимание уделено внедрению ГОС в современное образовательное пространство Донецкой Народной Республики.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональные компетенции педагога как условие обеспечения качества образования в общеобразовательном учреждении»

Профессиональные компетенции педагога как условие обеспечения качества образования в общеобразовательном учреждении

Безвенюк С.В.

заместитель директора

МОУ «Школа №141 имени П.П. Зверькова г. Донецка»

г. Донецк, ДНР



АННОТАЦИЯ. Рассмотрены понятия «компетенция», «ключевые компетенции», «профессионально-педагогические компетенции». Раскрыты составляющие качественного образования. Особое внимание уделено основным направлениям работы общеобразовательного учреждения по увеличению показателей эффективности деятельности учителя. Показаны этапы проведения диагностики и экспертизы деятельности учителя. Особое внимание уделено внедрению ГОС в современное образовательное пространство Донецкой Народной Республики.



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетенция, ключевые компетенции, профессионально-педагогические компетенции, качество образования, диагностика, экспертиза, Государственный образовательный стандарт.



Профессиональные компетенции учителя-предметника

Современное общество предъявляет новые требования к обучающимся. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам общества. На сегодняшний день спрос идет на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего ценностные ориентиры. Решить эту проблему призван педагогический коллектив, который должен быть профессионалом своего дела. Но если уровень профессионализма учителей не соответствует современным требованиям, вряд ли можно рассчитывать на высокий образовательный результат, удовлетворяющий потребности общества и государства.

Педагог должен стремиться к новизне и нестандартности проведения занятий. Тем самым развивать у обучающихся навыки самостоятельно приобретать знания, формировать способность к самоорганизации, не навязывая тот или иной стереотип, позволить обучающимся самим выбирать степень освоения материала.

Педагог должен обладать профессиональными компетенциями. Рассмотрим понятие «компетенция», для этого обратимся к толковым словарям.

Компетенция:

– Толковый словарь С. И. Ожегова:  1. Круг вопросов, в к-рых кто-н. хорошо осведомлен. 2. Круг чьих-н. полномочий, прав. К. суда. Дело не входит вчью-н. компетенцию.

– Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой: 1) Круг полномочий, область подлежащих чьему-н. ведению вопросов, явлений (право). 2) предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов.

Теперь рассмотрим понятие «ключевые компетенции». Можно предполагать, что ключевые компетенции необходимы в любой области деятельности человека и являются залогом жизненного успеха.

Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Существуют различные трактовки понятия профессиональной компетентности:

– «Сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А. Адольф, доктор педагогических наук, профессор Красноярского государственного педагогического университета).

– Компетентность – это совокупность профессионально-педагогических компетенций (Соловова Е.Н., доктор педагогических наук).

Можно сделать вывод, что педагогическая компетентность – это:

– во-первых, знания, умения, навыки, необходимые педагогу для профессиональной деятельности;

– во-вторых, способность эффективно решать проблемы, используя высокий профессионализм;

– в-третьих, это необходимость использовать современные педагогические технологии, методы и приемы в учебно-воспитательном процессе своей профессиональной деятельности.

Исходя из того, что компетенция – это своего рода «анатомия» компетентности, логично будет далее рассмотреть вопрос о сущности компетенции.

Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:

Социально-психологическиая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.

Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Общепедагогическая компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.

Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.

Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

Креативная компетенция, т.е. умение учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Здесь приведены лишь некоторые компетенции, которые должен освоить педагог. Для того чтобы педагог владел этими компетенциями, требуется осознание им необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации научно-методического общения для дальнейшего развития и обучения.



Составляющие качественного образования

Что же такое за понятие - качество образования?

Главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Составляющие качественного образования – это:

  1. Деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний.

  2. Рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний.

  3. Использование информационных и новых образовательных технологий.

  4. Использование современных методов и приемов обучения.

  5. Формирование мотивации.

  6. Личностно-ориентированный подход.

  7. Высокий уровень профессионализма учителя.

  8. Создание комфортных условий обучения.

  9. Обеспечение материально-технической базы.

  10. Стимулирование труда учителя.

Реализация  современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.
Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я». 
    Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.
Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное, прохождение программ.
Наблюдения  на уроках позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность  в межличностных отношениях. Как уже отмечали раньше, учитель идет в класс с главной целью - изложить школьникам новую информацию Опытный педагог знает, что информация учителя - это еще не знание ученика.
Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен «заставить» ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. Известно, что учителям начальных классов удается сформировать навык беглого чтения почти у всех школьников, но при этом очень часто из-за сильного внешнего принуждения отбивается всякое желание читать. Поэтому в подростковых и старших классах учителя с горечью отмечают, что значительная часть учащихся мало читает,  при этом допускают ошибки, а при обсуждении материала появляются затруднения в объяснении значений отдельных слов и выражений, фиксируется и непонимание смысла прочитанного, даже пересказ текста - труднейшая для многих задача. Не секрет, что именно этим и объясняется отставание многих детей в учении. Последствия принуждения проявляются  у школьников в безынициативности, нежелании включаться в какие бы то ни было виды работ, общей апатии, а затем в полном исчезновении навыке
Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.
           Считаю, что проблема качества учебно-воспитательного процесса может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого преподавателя. И основной путь, способный существенно повлиять на повышение педагогического уровня - это чёткая организация методической работы. В связи с чем приоритетной задачей организации учебно-воспитательной работы является создание методической службы, имеющей диагностическую основу, ориентированную на целеполагание, направленного на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном счёте - на повышение качества и эффективности образовательного процесса. 
Основными показателями эффективности деятельности учителя принято считать:
•  совершенствование учебного процесса
•  уровень сформированности предметных компетенций учащихся
•  повышение уровня воспитанности детей
• мастерство и педагогический профессионализм учителя
    Для этого работа в школе должна идти по следующим направлениям:
1.Планирование работы  (образцы всех видов планов).
2.  Аналитическая деятельность учителя (схема анализа, самоанализа уроков)
3.   Методический поиск (отчеты МО, проблемных групп, материалы педсоветов, семинаров)
4.    Программно-методическое сопровождение учебного процесса (программы, методическая литература).
5. Аттестация 
6. Курсовая подготовка
7. Мониторинг уровня обученности учащихся, результативности работы учителя.
8. Участия педагогов в инновационной деятельности, конкурсах, олимпиадах.
Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к деятельности и характеризует его профессионализм. Содержание профессиональной компетентности педагога определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения, а также личностные и психологические качества, необходимые для ее реализации.
Проблемы профессиональной деятельности современного учителя и совершенствования педагогического мастерства особенно актуальны. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Работа по совершенствованию профессионализма современного педагога должна быть построена на достижениях педагогической науки, педагогическом опыте и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса. Всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя вызвано необходимостью в модернизации подходов к обучению и воспитанию в деятельности школы.
Диагностика и экспертиза педагогической деятельности учителей

Знание профессиональных и личностных особенностей учителей облегчает организацию работы с педагогическими кадрами. Любой педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе целесообразно использовать разноуровневый подход. Коллектив можно разделить на три группы педагогов, которые отмечаются уровнем владения педагогического мастерства.

Первая группа – это учителя, обладающие высокими педагогическими способностями.

К ней можно отнести педагогов высшей и первой категории. Эти учителя являются главными проводниками новых методик, технологий, разработчиками диагностического инструментария. Педагоги этой категории объединяются в мастер-класс.

Вторая группа учителей – это группа совершенствования мастерства. В нее входит большинство педагогов. Для них разумно организовать годичный методический семинар по какой-либо актуальной для учреждения проблеме.

Третья группа- это группа становления педагогического мастерства. Её составляют молодые учителя. Для помощи молодым учителям целесообразно организовать школу молодого учителя.

Можно назвать следующие виды методической работы, которые различаются по функциям, формам, составу участников, а также по уровням:

- индивидуальная методическая работа

- постоянно действующий научно-методический семинар (проводится 1 раз в месяц)

- методические объединения: предметные, межпредметные (работа носит постоянный характер)

- научно-методические объединения

Научно-методический совет – высший коллегиальный орган, объединяющий методическую работу в общеобразовательном учреждении.

Внедрение Государственных образовательных стандартов в современное образовательное пространство Донецкой Народной Республики стало стартом, когда вся система прошла полную перестройку. Изменились цели образования, методология, возникла необходимость модернизировать управление качеством образования, произошла переоценка программного материала. Каждая образовательная организация самостоятельно выбирает траекторию работы по внедрению ГОС в практику учреждения. Не существуют одинаковых методов и способов работы. Каждый коллектив создает свой алгоритм работы.

В условиях внедрения ГОС общего образования и форматов дистанционной системы образования перед педагогом встает актуальный вопрос правильной систематизации и подачи материала учащимися, и привлечение к процессу обучения родителей. На сегодняшний IT –технологии стали неотъемлемой частью работы всех сфер деятельности. Учителю, как представителю системы образования необходим персональный сайт, который даст возможность организовать полноценное дистанционное обучение. Это удобная платформа для взаимодействия с коллегами-учителями, информирование родителей и обучающихся.

Предоставление возможности альтернативного образования, сочетание традиционного и цифрового обучения, применение формирующего оценивания обеспечат эффективность образовательного процесса, сформируют устойчивую мотивацию к личностному росту учащихся и педагогов.

Также использование мультимедийных технологий на уроке становятся интересными для обучающихся, а поэтому и более эффективными для усвоения знаний, улучшают уровень наглядности учебного материала на уроке.

Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Правда, не всегда понимает, что желание научить своих учащихся тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием обучающихся. Для этого надо постоянно учиться самому. Практические педагоги не только много и успешно работают. Но они хотят и многое изменить в своей деятельности, потому что прекрасно видят все ее недочеты. Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и обучающимся, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников. Не случайно, что учителя, которые перешли к развивающему или личностно ориентированному образованию, редко обращаются к традиционной форме проведения урока. Хорошо понимая все его плюсы и минусы.

Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать. Подводя итог сказанному, следует отметить, что использование современных средств, методов и форм обучения является необходимым условием повышения качества образования.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, требующий постоянного стремления к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, профессиональному развитию. Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Основным ее источником являются обучение и приобретенный опыт.





Список литературы:

Кушин В.С. Общие основы педагогики. - Р-н/Д.: Март, 2002.

Педагогическая энциклопедия. Т.3. Н-СН. - М.: Советская энциклопедия, 1996. - 879 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010.

 Педагогическая энциклопедия. Т.3. Н-СН. – М.: Советская энциклопедия, 1996. – 879 с.

4. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.

5. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61.

6. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания. //Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 110-114.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы. //Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!