СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся ».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Для решения задач профессионального самоопределения обучающиеся нуждаются в определенных знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях, в умении объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личностные качества с требованиями к профессиональному труду и психологическими характеристиками, значимыми для трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение — длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Проблемы выбора профессии связаны с тем, что многие старшеклассники не знают содержания профессий, не в полной мере представляют, чем занимается специалист, каков характер и условия его труда в конкретной профессии, не всегда адекватно оценивают свои возможности и профессиональные склонности. Порой единственный критерий, по которому оценивается достоинство той или иной профессии, — ее финансовая престижность.

Современная трактовка профессиональной ориентации включает 4 ее основных аспекта:

  • профессиональная информация;
  • профессиональная консультация - изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам;
  • профессиональный отбор;
  • профессиональная адаптация - приспособление человека к содержанию и условиям конкретного вида трудовой деятельности.

В условиях рынка молодой человек в сфере профессионального самоопределения оказался предоставлен сам себе. В этой ситуации проблема профессиональной ориентации - причем в самом широком смысле, с учетом личностных факторов, - становится в наши дни, как никогда, актуальна.

Современный рынок труда требует не только специфических способностей и склонностей, но и немалой личностной зрелости. В наши дни жизненный успех определяется не столько усвоенными навыками, сколько личностной позицией.

Для решения этой проблемы  БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум» выполняет комплекс мероприятий по профориентации. Комплекс включает в себя различные формы проведения мероприятий :

1) Профориентационные выездные мероприятия в школы города и района, а также в другие близлежащие города. Презентация профессий, диалог «спрашивали – отвечаем», выступления опытных преподавателей и мастеров производственного обучения, тестирование. Мастера и преподаватели в ходе бесед дают необходимую информацию о профессиях и специальностях, условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума. На этом этапе необходимо дать не только устную информация о техникуме и профессиях, но и распространить печатную рекламную продукцию (листовки, буклеты).

Большое внимание уделяется агитационной работе, которую проводят обучающиеся техникума.  Под руководством педагога-организатора готовится сценарий агитационного выступления, которое проводят в школах города и района, а также  в «Дни открытых дверей». Во время выступления агитбригада рассказывает школьникам про правила поступления, про учебу, про внеклассную деятельность, про бонусы и возможности учебы в техникуме.

2) Встречи с родителями. Для будущих выпускников пока еще при выборе профессии большую роль играет  мнение их родителей (74,5% - результаты анкетирования выпускников). Но представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий и специальностей. В ходе приемной комиссии было выявлено, что  многие  родители  не  понимают  отличие  одной  образовательной программы от другой,  они  не знакомы с материально-технической базой техникума и возможными перспективами после окончания техникума. Также родители не всегда знают и объективно оценивают интересы и способности собственных детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии или специальности. Для  устранения  слабой  информированности  родителей  работниками техникума были разработаны презентационные материалы, с которыми мы выступаем  на  родительских  собраниях школ города.

3)Организованные экскурсии школьников в техникум с посещением учебного корпуса и  мастерских, музея Боевой Славы, спорткомплекса и общежития, кабинета-музея «Творческая  мастерская». Для гостей проводится обзорная экскурсия по техникуму с рассказом о преимуществах и возможностях учебы в нем. Особый интерес у школьников вызывает посещение кабинета-музея «Творческая  мастерская», где представлена экспозиция лучших работ декоративно-прикладного и технического творчества наших студентов. Школьники живо интересуются макетами деревянных изделий, домов, печей, мангалов, электрических приборов и инструментов и знакомятся с историей техникума. 

4) Самыми массовыми по охвату абитуриентов являются «Дни открытых дверей»,  где учащиеся школ встречаются с преподавателями и мастерами производственного обучения различных профессий и специальностей. Также для гостей организуются праздничные профориентационные мероприятия с привлечением артистов и музыкантов. 

5) В рамках профориентационной работы техникум, как видим, проводит разные мероприятия, в том числе профессиональные пробы, где непосредственно учащийся выполняет трудовые приемы профессии.

Профессиональная проба – профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Основные задачи профессиональных проб:

- предоставление обучающимся возможностей выбора профессиональных проб по различным направлениям профессиональной деятельности и возможной специализации (в рамках выбранного направления);

– углубленное знакомство школьника с профессией или с классом профессий в практико-ориентированной деятельности, моделирующий элементы определенного вида (видов) технологического (производственного) процесса;

– формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной сфере профессиональной деятельности;

– осознание или рефлексия школьником приобретенных знаний и опыта

деятельности во время профессиональной пробы в плане выбора предпочитаемого направления профессиональной подготовки и построения личной профессиональной перспективы и др.

Основными формами профессиональных проб  в техникуме являются:

- проба-знакомство – формирование первоначальных представлений о профессии и ее особенностях;

- проба – мастер-класс – одна из форма организации профессиональной пробы, при которой для отработки практических навыков по различным видам профессий с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям профессиональных знаний. 

- проба – испытание - профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Профессиональные пробы дают возможность учащимся попробовать себя в роли той или иной профессии. Мастер-класс  –  один из наиболее эффективных современных способов  распространения информации о  профессиональной среде, в процессе которого его участники приобретают соответствующие практические навыки. Школьники, окунаясь в атмосферу какой-либо сферы деятельности в рамках мастер-класса, имеют возможность примерить на себе социальные роли, связанные с выбранной областью деятельности. Мастер-класс дает молодым людям возможность на практике проверить уровень своих знаний и умений в этой области, а также получить шанс пообщаться со специалистом и задать ему вопросы, чтобы составить полное впечатление о деле и профессии, которыми они хотят в дальнейшем заниматься.    Основные задачи мастер-классов:

-  создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников;

- обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу выбранной специальности; 

-  оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самоопределения;

По окончании мастер-классов обязательно организуется  обсуждение мероприятия, которое включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен впечатлениями участников. Ребята анализируют содержательную часть, особенности, противопоказания выбранной специальности. Мастер  –педагог рекомендует литературу, курсы повышения квалификации, которые предлагает техникум. Положительным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способностями, в формировании мотивации к обучению, самосовершенствованию, саморазвитию и самоопределению к выбору будущей профессии. 

6) Работа по созданию привлекательного образа техникума. Важнейшей задачей профориентационной работы в техникуме является всестороннее  освещение  жизни  техникума  и  реализуемых  в  нем образовательных программ.  Это происходит на протяжении всего учебного года и включает в себя участие  обучающихся во всех городских, республиканских и всероссийских мероприятиях (спортивных соревнованиях, конкурсах технического творчества и профессионального мастерства, выставках, фестивалях, ярмарках вакансий рабочих мест, различных акциях).  Эффективной формой работы является размещение информации о техникуме на официальном сайте, в популярных среди молодежи социальных сетях, в местной прессе, на радио, телевидении, в различных сборниках для абитуриентов.

    Вывод:

   Система профессионального образования должна строиться в соответствии с потребностями рынка труда. Таким образом, проведение профориентационной работы с обучающимися школ становится обязательной составляющей деятельности педагогов, работающих в системах среднего профессионального и высшего образования.

Просмотр содержимого документа
««Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся ».»

     Министерство образования и науки  Удмуртской Республики  бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Удмуртской Республики  «Сарапульский индустриальный техникум»      тема:  «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся ».      Выполнил: Чистоедова Валентина Владимировна мастер производственного обучения Самохвалова Вероника Юнеровна преподаватель

Министерство образования и науки Удмуртской Республики бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Сарапульский индустриальный техникум»  

тема: «Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся ».

Выполнил:

Чистоедова Валентина Владимировна

мастер производственного обучения

Самохвалова Вероника Юнеровна

преподаватель

Профессиональное самоопределение – длительный процесс , завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение

длительный процесс , завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

четыре основных аспекта :  профессиональная информация;  профессиональная консультация – изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам; профессиональный отбор; профессиональная адаптация – приспособление человека к содержанию и условиям конкретного вида трудовой деятельности.

четыре основных аспекта :

  • профессиональная информация;
  • профессиональная консультация – изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам;
  • профессиональный отбор;
  • профессиональная адаптация – приспособление человека к содержанию и условиям конкретного вида трудовой деятельности.
Комплекс мероприятий по профориентации ( формы): профориентационные выездные мероприятия; встречи с родителями; организованные экскурсии; «Дни открытых дверей» профессиональные пробы; работа по созданию привлекательного образа техникума

Комплекс мероприятий по профориентации ( формы):

  • профориентационные выездные мероприятия;
  • встречи с родителями;
  • организованные экскурсии;
  • «Дни открытых дверей»
  • профессиональные пробы;
  • работа по созданию привлекательного образа техникума
Профессиональная проба-   профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Профессиональная проба-

  • профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
 Задачи: предоставление обучающимися возможностей выбора профессиональных проб по различным направлениям профессиональной деятельности и возможной специализации( в рамках выбранного направления); углубленное знакомство школьника с профессией или с классом профессий в практико – ориентированной деятельности, моделирующий элементы определенного вида (видов) технологического (производственного) процесса; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной сфере профессиональной деятельности; Осознание или рефлексия школьником приобретенных знаний и опыта деятельности во время профессиональной пробы в плане выбора предпочитаемого направления профессиональной подготовки и построения личной профессиональной перспективы и др.

Задачи:

  • предоставление обучающимися возможностей выбора профессиональных проб по различным направлениям профессиональной деятельности и возможной специализации( в рамках выбранного направления);
  • углубленное знакомство школьника с профессией или с классом профессий в практико – ориентированной деятельности, моделирующий элементы определенного вида (видов) технологического (производственного) процесса;
  • формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной сфере профессиональной деятельности;
  • Осознание или рефлексия школьником приобретенных знаний и опыта деятельности во время профессиональной пробы в плане выбора предпочитаемого направления профессиональной подготовки и построения личной профессиональной перспективы и др.
Профессиональные пробы-   Проба – знакомство; Проба – мастер – класс; Проба - испытание  проба – знакомство; проба – мастер – класс;  проба – испытание ;

Профессиональные пробы-

  • Проба – знакомство;
  • Проба – мастер – класс;
  • Проба - испытание
  • проба – знакомство;
  • проба – мастер – класс;
  • проба – испытание ;

Основные задачи мастер – классов:     Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников; Обучение участников мастер – класса конкретным навыкам, составляющим основу выбранной специальности; Оказание помощи участникам мастер – класса в определении задач их профессионального самоопределения ;

Основные задачи мастер – классов:

  • Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников;
  • Обучение участников мастер – класса конкретным навыкам, составляющим основу выбранной специальности;
  • Оказание помощи участникам мастер – класса в определении задач их профессионального самоопределения ;
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

© 2017, 1836 26

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей