СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактическая работа в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трененговые занятия и упражнения направленные на  расширение знаний учеников о себе, формирование адекватной самооценки. Научить подростка внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Просмотр содержимого документа
«Профилактическая работа в школе»

Тренинговое занятие

«Что я знаю о себе? Мои потребности, интересы и увлечения»


Цель: расширение знаний учеников о себе, формирование адекватной самооценки.

  1. Упражнение «Моя вселенная».

В центре альбомного листа нарисуйте солнце и в центре солнечного круга напишите букву «Я». Затем от этого «Я» – центра своей Вселенной прочертите линии к звездам и планетам.

  • Мое любимое занятие…

  • Мое любимое животное…

  • Мой любимый цвет…

  • Мой лучший друг…

  • Мой любимый звук…

  • Мой любимый запах…

  • Моя любимая игра…

  • Моя любимая одежда…

  • Моя любимая музыка…

  • Мое любимое время года…

  • Что я больше всего на свете люблю делать…

  • Место, где я больше всего на свете люблю бывать…

  • Мой любимый певец или группа…

  • Мой любимый герой…

  • Я чувствую у себя способности к…

  • Человек, которым я восхищаюсь больше всего…

  • Лучше всего я умею…

  • Я знаю, что смогу…

  • Я уверен в себе, потому что…

«Звездная карта» каждого показывает – у всех много возможностей, много такого, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас общее. Поэтому люди нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.


2.Упражнение «Доволен ли я собой?»

Ребятам предлагается разделить лист на две части. Одну часть озаглавить «Не доволен собой», другую — «Принимаю себя». В графе «Не доволен собой» следует откровенно написать о том, что вызывает недовольство именно сегодня, сейчас. На эту работу выделить 5-6 минут. В графе «Принимаю себя» отметить, что радует в себе именно сегодня, что принимают в тебе окружающие тебя люди, что привлекает их в тебе. На работу отводится 5—6 минут.

По окончании работы желающие могут публично прокомментировать свои записи.


3. Упражнение «Мои потребности и окружающий мир».

Инструкция. Вообразите, что у Вас ничего нет. Вдруг Вы встречаете волшебника, который говорит: «Проси все, что хочешь, для меня ничего невозможного нет!» Что Вы попросите у этого волшебника?

Свои желания записываются в течение 5 минут. Записи зачитываются по желанию участника. Соотнесите свои желания с пирамидой потребностей . К какому уровню они относятся?


4.Беседа. Ведущие потребности и их уровни.

«Пирамида потребностей Маслоу»

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).


5.Упражнение «Цели в моей жизни».

Лист бумаги разделите на 2 части. Слева напишите все свои цели, мечты. Справа напишите, что готовы сделать, чтобы их достичь.

Обсуждение упражнения.


6. Упражнение «Достойная эпитафия».

Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года». «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».

-Как вы думаете, может быть, на Кавказе не умеют считать?

- Может быть, приписки делались с каким-то смыслом?

Смысл приписок: таким образом односельчане оценивали насыщенность и ценность жизни.

Назовите какое-нибудь интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь. Обсуждение.


7.Упражнение «Древо моей жизни».

Давайте вырастим дерево своего будущего. Для этого надо записать, чем будет заполнена ваша жизнь через год, через 5 лет и через 10 лет. А в корнях записать ресурсы (что нужно).

После выполнения упражнения — анализ и обсуждение.

Упражнение «Самого себя любить»

Материалы: для каждого участника группы — один лист упаковочной бумаги и восковые мелки.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Представьте себе зеркало. Громадное—громадное зеркало в светло-красной раме. Возьмите платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло... Представь, что вы стоите перед этим зеркалом. Вам видно себя? Если да, то подайте мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство детей подадут вам знак.)

Разглядите свои губы и цвет своих глаз... Посмотри, как вы выглядите, когда немного покачиваете головой... Посмотрите на свои плечи и грудь. Посмотри, как вы поднимаете и опускаете плечи...

Вам видно свои ноги? Посмотрите, как высоко вы можете подпрыгнуть... У вас хорошо получается! Теперь представьте себе, что ваше отражение улыбается и ласково смотрит на вас...

Посмотрите на свои волосы! Какого они цвета? Возьмите расческу и причешитесь, глядя в зеркало перед собой. Причешитесь, как обычно...

Посмотрите в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть ваши глаза блестят и светятся радостью, пока вы рассматриваете их в зеркале. Наберите немного воздуха в легкие и надуйте немного маленьких светлых искорок в свои глаза... (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг ваших глаз. Пусть ваши глаза выглядят совершенно счастливыми...

Теперь посмотрите на свое лицо в зеркале. Скажите самому себе: "Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее". Если ваше лицо все еще серьезно, то превратите серьезное лицо в одну громадную и довольную улыбку.

Теперь посмотрите на все свое тело в зеркале и увеличьте его. Ваши плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайтесь почувствовать, как это приятно — вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяйте за мной: "Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!" (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Вы чувствуете, как это приятно? Мы можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захотите почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайтесь прочувствовать всем своим телом, как вы произносите: "Я люблю себя!". В какой части тела вы ощущаете это? Покажи рукой на это место, где чувствете свое "Я люблю себя!". Хорошо запомните, как в вашем теле отражается ваше "Я люблю себя!". Сейчас мы обсудим это.

А теперь вы можете вернуться снова в наше помещение. Потянитесь, немного напрягите и расслабьте все свое тело и откройте глаза...

Затем участники группы могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый рисует контур своего партнера на большом листе упаковочной бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Дети могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: "мои красивые карие глаза", "мои золотые умелые руки" и т.д.

Анализ упражнения:

— Почему некоторые люди любят самих себя?

— Почему некоторые люди себя не любят?

— Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?

— Что вы можете сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?

— Что делает вас счастливым?


Упражнение «5 ситуаций»

Необходимо написать 5 жизненных ситуаций связанных с ребенком, «Чувствую себя хорошо» и «Чувствую себя:вызывающих ощущения плохо».
Обсуждение. Сравнить ситуации, вызывающие те или иные чувства, которые встречаются у родителей. Выделить те, которые встречаются наиболее часто.

 

Составляем расписание

Для стабилизации состояния, для возвращения опоры и снятия тревоги ребенку нужно больше информации и внешняя «предсказуемость». Т.е. достаточно четкий распорядок дня. И любая структура. То, что можно запланировать — планируем. Обязательно предупреждаем об изменениях в планах. Вы можете сделать вместе расписание, украсить его, поручить ребенку следить за выполнением задуманного — это хорошая практика.

5 новых техник борьбы со стрессом для детей и подростков

1. Пузырьковое дыхание (Bubble breath)

Так называемое пузырьковое дыхание — это разновидность глубокого дыхания, которое может быстро помочь при эмоциональной перегрузке. Оно усиливает обмен веществ, способствует быстрому восстановлению сил, а также регулирует работу организма во время сна. За счет насыщения мозга кислородом эта техника помогает лучше мыслить, делать более разумный выбор.


Что делать? Медленно вдохните через нос в течение 4 секунд, как будто хотите надуть большой пузырь, задержите дыхание, выдохните через рот медленно в течение 6 секунд (задержка воздуха на вдохе должна быть дольше, чем на выдохе). Повторяйте это упражнение и фиксируйте, как вы себя чувствуете с каждым новым вдохом.


2. Мышечная релаксация

Это упражнение на напряжение и расслабление различных мышц тела. Прогрессивное расслабление мышц как бы сообщает мозгу, где именно сейчас находится ваше тело, позволяет сфокусироваться не на мыслях, а на ощущениях. Это отличное средство для снятия стресса, а также для подавления гнева и агрессии.


Что делать? Зафиксируйте свои чувства и как будто положите их себе на плечи. Напрягите плечи. Задержитесь в этом положении 5 секунд и расслабьте мышцы. Проделайте то же самое с запястьями, пальцами, коленями, лодыжками и пальцами ног. Чувства должны стать более управляемыми или вообще исчезнуть.


3. Что меня определяет?

Исследования показывают, что написание положительных утверждений о личных ценностях и положительных качествах улучшает самооценку человека, снижает тревожность и усиливает контроль над ситуацией.


Что делать? Подумайте о 10 вещах, которые вас определяют и делают вас особенным. Не торопитесь. Напишите свой список. Положите список в такое место, где вы будете регулярно его видеть, например рядом с кроватью или на рабочем месте.


Попросите ребенка, чтобы он заменял негативные мысли о себе на положительные утверждения, например: «Я хороший человек независимо от того, какую оценку сегодня получил».


4. Место силы

Когда проявляются такие эмоции, как гнев, грусть или беспокойство, помочь детям и подросткам может место силы и успокоения — некое убежище, специальное пространство для отработки навыков эмоциональной регуляции. Это может быть специально оборудованное, но обязательно неизолированное полностью помещение — его можно обустроить и в школе, и дома. Такая зона может быть оборудована приглушенным освещением, плеером с расслабляющей музыкой, удобным пуфиком, маркерами и бумагой и даже приятными ароматами, такими как лаванда и ваниль.


Что делать? Подумайте, какие предметы вы бы хотели положить в место силы, чтобы ребенок чувствовал себя там спокойно и в безопасности. Обязательно скажите о том, что это место безопасно для каждого, кто чувствует неконтролируемые эмоции. Нельзя ждать момента, пока эмоции станут слишком сильными.


5. Индивидуальный антистресс

Брелок для ключей, резинка для волос или браслет могут стать хорошей альтернативой мячу для снятия стресса. Они не привлекают чужое внимание, портативны и всегда могут быть под рукой. Физическое движение, связанное с вытягиванием, перекручиванием или сжатием предмета-антистресса, высвобождает сдерживаемые эмоции и лишнюю энергию.


Что делать? Осознайте и зафиксируйте свои чувства. Соедините их с предметом, который находится у вас в руках. Крутите, сжимайте эту штуку, когда вы чувствуете себя эмоционально переполненным. Представьте, что ваши чувства исчезают с каждым движением рук.


Упражнения для выражения агрессии:

Упражнение 1: Крикотерапия
Завести «стаканчик гнева». В него можно громко кричать, а потом «выливать» содержимое.

Упражнение 2: Гневный человек
Попросить детей принять гневную позу. Затем, постепенно снимая напряжение в мышцах, отпустить гнев и принять позу спокойствия.

Упражнение 3: Рисование гнева
Пофантазировать, на что похож гнев и нарисовать его. Во время рисования выплеснуть на бумагу все отрицательные эмоции. Затем рисунок можно порвать, помять, выбросить.

Упражнение 4: Письмо гнева
Написать письмо тому, на кого ты злишься, описывая свои чувства с преувеличением. Затем это письмо порвать.

Упражнение 5: Рецепт злого ребёнка
Ребёнок должен сам придумать рецепт, как из хорошего ребёнка можно сделать злого 10 способами.

Упражнения на сдерживание агрессии:

Упражнение 1: Скажи себе «стоп»
Мысленно делаем значок «стоп» и кладём его в кармашек. Как только почувствуем, что не справляемся со своим гневом, дотрагиваемся до кармашка, и сразу успокаиваемся.

Упражнение 2: Досчитай до 10
Когда ребёнок злится, ему предлагают научиться считать до 10, а потом проявлять свою злость. Можно сжать 10 раз кулаки или подняться на носках.

Упражнение 3: Возьми себя в руки
Нужно научить ребёнка буквально брать себя в руки (обнимать, сжимать): чем больше злишься, тем сильнее сжимаешь.

Упражнение 4: Почувствуй землю
Когда злишься, постарайся встать всей стопой на пол и представь себя скалой или деревом.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.
Главное условие - искренность взрослого и соответствие его невербальных реакций словам.

Упражнение « Самого себя любить»

Цель игры: научить подростка внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. Сядь удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Представь себе зеркало. Громадное – громадное зеркало в светло – красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло… Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство учащихся подадут вам знак.) Разгляди свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты опускаешь и поднимаешь плечи… Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твоё отражение улыбается и ласково смотрит на тебя… Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись как обычно… Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркало. Набери немного воздуха в лёгкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза. (При этих словах – глубоко вдохните и громко, и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям - добавить блеска в глаза.) Постарайтесь разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми. Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Моё лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становиться приятнее» Если твоё лицо всё ещё серьёзно, то преврати серьёзное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу. У тебя это здорово получилось! Теперь посмотри на своё тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайтесь почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ту чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайтесь прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!» В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь своё «Я люблю себя!» Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твоё «Я люблю себя!» Сейчас мы обсудим это. А теперь ты можешь вернуться снова в класс. Потянись, немного напряги и расслабь своё тело и открой глаза… Рефлексия: Почему некоторые люди любят самих себя? Почему некоторые люди себя не любят? Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе? Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо? Что делает тебя счастливым?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!