СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Профилактика травматизма на уроках технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Профилактика травматизма на уроках технологии"»

Доклад учителя технологии МОУ ВОЛОДАРСКОЙ СШ


Тема: «Профилактика травматизма на уроках технологии»


Несчaстные случаи, происходящие с учащимися во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей.

Риск возникновения травм у детей обусловлен:

  • их недисциплинированностью;

  • неумением распознавать травмоопасную ситуацию;

  • необученностью необходимым навыкам поведения;

  • недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;

  • физической слабостью;

  • определенными особенностями развития.

По мнению большинства авторов работ, посвященных изучению данного вопроса, наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, – это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Установлено, что количество случаев детско-подросткового травматизма повышается весной, а также во второй половине дня (с 16 до 20 ч).

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю.

Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.

Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети. Кроме того, частые травмы получают дети со сниженным интеллектом.

Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее.

Анализ публикаций, посвященных изучению травматизма, позволил выявить некоторые общие показатели предрасположенности детей к рискованному поведению.

Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску.

Исследователи отмечают, что для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.

В последние годы (особенно в крупных городах) серьезной проблемой у школьников, обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в гимназиях и лицеях, становится гипокинезия. От ее последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве.

Причины детского травматизма

Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:

1.Поведение самого ребенка, получившего травму.

2.Действия окружающих сверстников.

3.Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.

Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.

Вторая – с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.

Третья – с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.

Четвертая – с психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение и др.

Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе.

Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

Травмы вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников.

Травмы вследствие недосмотра взрослых

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества) связана с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением.

Травмы, полученные учащимися на уроках технологии также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

Поэтому с целью профилактики травматизма на уроках технологии в начале каждого учебного года и перед выполнением соответствующих работ проводится инструктаж обучающихся по технике безопасности с регистрацией в специально отведённом для этого журнале.

В частности предусмотрены следующие типовые инструкции по ТБ при работе в учебных мастерских:

-инструкции по охране труда при ручной обработке древесины, металла;

-инструкции по ТБ:

1. при электропаянии;

2. при работе на сверлильном станке;

3. при работе на строгальном станке;

4. при работе на фрезерном станке;

5. при работе на токарном станке по металлу;

6. при работе на токарном станке по дереву;

7. при работе на заточном станке (электроточиле);

8. при выполнении электромонтажных работ.


Обучающиеся должны не просто ознакомиться с этими инструкциями, а научиться правильно и точно выполнять их при соответствующей работе, причём не только в школьной мастерской, но и в домашних условиях.


Ученики часто не понимают, чем грозит невыполнение этих правил и поэтому не стремятся их запомнить. Чтобы способствовать лучшему запоминанию правил, я излагаю их в стихотворной форме.


Вот некоторые “Правила техники безопасности” в стихах.
* * *
Не подходи к станку без разрешенья.
Нельзя станок ни трогать, ни включать.
Учитель даст команду на включенье,
Тогда на кнопку можешь нажимать!
* * *
Посторонние предметы
В мастерской держать нельзя,
Или ты об них споткнешься,
Или же - твои друзья.
* * *
Напильник – шпага? Это несерьезно!
Им фехтовать как Д’Артаньян нельзя.
Осколок острый отлетит в глаза,
Тогда смеяться “мушкетеру” будет поздно!
* * *
Станок сверлильный – не игрушка,
Из-под сверла струится стружка…
От стружки защищай глаза –
Работать без очков нельзя!
* * *
Стружку не хватай руками,
Берегись ее, она
С очень острыми краями
И, притом, - раскалена!
* * *
Пыль, опилки не сдувай –
Щетку-сметку применяй.
Помни – пыль сдувать нельзя,
Дунешь – попадет в глаза!
* * *
И ножовки, и стамески –
Очень острые “железки”
Как попало не хватай,
Осторожность соблюдай!
* * *
Если пальцем будем проверять
Качество поверхности детали,
То на всех зеленки и бинтов
Из аптечки хватит нам едва ли.
* * *
Поосторожней будь с доской,
Не гладь ее своей рукой –
Так глубоко войдет заноза,
Что не достанешь без наркоза.


Несомненно, теперь учащиеся гораздо лучше знают эти правила.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!