СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика употребления наркотиков среди обучающихся СПО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психоактивное вещество (ПАВ) – это любое вещество, которое может изменять у человека        его восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции

Просмотр содержимого документа
«Профилактика употребления наркотиков среди обучающихся СПО.»

ГБПОУ СО «Питерский агропромышленный лицей»









Профилактика

употребления наркотиков

среди обучающихся СПО.







Подготовила

Жигачева

Елена Сергеевна













2017

Психоактивное вещество (ПАВ) – это любое вещество, которое может изменять у человека его восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции

Причины употребления ПАВ детьми и подростками.

Внутренние причины.

1. Желание не отстать от компании, стать «своим» среди сверстников, быть принятыми, понятыми.

2. Стремление к удовольствию.

3. Чтобы забыть о своих проблемах, отключиться от неприятностей.

4. Любопытство и скука, интерес к «запретному плоду».

5. Желание выглядеть взрослым. 

Внешние обстоятельства, способные подтолкнуть детей и подростков к употреблению ПАВ:

1. Жестокое обращение в семье.

2. Алкоголизм родителей.

3. Эмоциональное отвержение со стороны родителей (чувство, что мама его не понимает, отвергает).

4. Постоянные конфликты между родителями.

5. Бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей.

6. Реклама в средствах массовой информации, призывающая хорошо провести время и навязывающая мнение, что алкоголь, сигареты – это неотъемлемые атрибуты современного успешного человека.

Остановимся на эмоциональном отвержении со стороны родителей.

Отчужденность в детско-родительских отношениях проявляется   в следующем: 
-в семье нет совместных занятий с ребенком, отсутствуют совместные формы проведения досуга;

-ребенка не привлекают к обсуждению семейных проблем;

-мнение ребенка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием;

-не проявляется интереса к досугу ребенка;

-отсутствует доверительный диалог;

-отношения между родителями характеризуются конфликтностью.

Выше перечисленные факторы могут развить депрессию у детей.

Депрессия - психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

Признаки детской депрессии :

  • регулярная печаль и/или плач, тревога;

  • нарушение сна (бессонница или повышенная сонливость);

  • неряшливый вид  (при обычной аккуратности ребенка);

  • резкое снижение успеваемости по всем, даже по любимым предметам;

  • повышенная раздражительность, злость или враждебность;

  • частые смены настроения;

  • высказывания типа: "У меня все равно не получится", "Я это не смогу";

  • отдаление от семьи, друзей, замкнутость;

  • пищевые нарушения (полная потеря аппетита и /или обжорство);

  • потеря интереса к любимым занятиям;

  • частые отсутствия в школе

Что делать родителям, если они заметили признаки депрессии у ребенка?

Если родители заметили признаки депрессии, необходимо: 

  1. Обратиться к классному руководителю за помощью;

  2. Посетить психолога;

  3. Окружить его дома вниманием и заботой, продемонстрировать свою любовь и поддержку;

  4. Организовать совместный досуг;

  5. Поощрить участие ребенка в кружках, спортивных секциях;

  6. Учитывать мнение ребенка при решении важных для семьи вопросов.




При подозрении ребенка в употреблении ПАВ:

 

Общие положения

Проанализировать факты.

Не сообщать случайным людям о подозрении.

Воспользоваться поддержкой специалистов в области решения проблем наркозависимости.

 

Что делать родителям?

1.       Обсуждать на семейном совете возникающую проблему.

2.       Поговорить с ребенком, избегая угроз и физических мер наказания.

3.       Постараться создать доверительную обстановку, помочь ребенку рассказать о своем пристрастии к ПАВ.

4.       Объяснить опасность употребления ПАВ.

5.       Убедить в необходимости обследоваться, установить диагноз и возможные сопутствующие заболевания.

6.       Отвести ребенка к специалисту в области наркологии для оказания лечебной, психотерапевтической и реабилитационной помощи.

7.       Обеспечить постоянный контроль за поведением ребенка, постараться убедить его в необходимости быть ответственным за свое состояние здоровья.

8.       Обратиться в школу за поддержкой.

9.       Привлекать ребенка к различным кружкам и спортивным секциям.

10.     Познакомиться с друзьями ребенка, чтобы уберечь от негативного влияния со стороны сверстников.

























































Группы смерти: что нужно знать о них родителям?




В настоящее время в СМИ активно обсуждаются так называемые «группы смерти» - это группы в социальных сетях, в которых подростки играют в своеобразную игру, итогом которой является подготовленный суицид. Обычно в названиях этих групп присутствуют метафоры про китов, а в содержании находятся депрессивные песни, мрачные картинки с порезанными венами или изображением китов, а также грустные цитаты. По некоторой информации для вовлечения ребёнка в подобные игры используются те же механизмы, что и для вовлечения людей в деструктивные религиозные секты. Например,

  • контроль еды: детям (особенно девочкам) внушают, что они толстые, и начинают усиленно худеть, даже если не имеют проблем с лишним весом.

  • контроль сна: в 4:20 утра подростки, вступившие в группу смерти, обязательно должны быть в сети. Иногда они даже просят кого-то из своих виртуальных знакомых позвонить им и разбудить их в это время.

Отсутствие удовлетворения таких базовых потребностей человека приводит к изменённому состоянию сознания: даже взрослый человек не в состоянии адекватно мыслить при хроническом недосыпе и недоедании.

Как уберечь ребенка от «групп смерти»?

1. Разговаривайте с ребенком

Для того, чтобы подросток не попал под влияние деструктивных групп, нужно делать только одно – разговаривать с ним о том, что такое - «хорошо», а что такое - «плохо». Когда с детства у ребёнка есть чётко сложившееся мнение об этих понятиях, то его не заинтересуют призывы к насилию или суицидальному поведению.




2. Учите ребенка мыслить критически

Один из важнейших критериев, не позволяющий попасть подросткам в «группы смерти» – наличие критического мышления. Подросток должен уметь самостоятельно фильтровать поступающую ему информацию, уметь анализировать её, сопоставлять с другой информацией, составлять собственное мнение. Именно наличие критического мышления позволяет и взрослым людям не повестись на провокации и не попасть в секты.

3. Следите за изменениями в поведении ребенка

Заботливые и внимательные родители всегда заметят, что с ребёнком что-то происходит. Резкое падение успеваемости, изменение музыкальных пристрастий, круга общения, появление новых увлечений – ко всему этому нужно относиться внимательно и обязательно разговаривать с ребёнком. Жизнью ребёнка нужно искренне интересоваться, а не контролировать. Важно не нарушать личные границы подростка, не читать его переписки и не проверять группы в социальных сетях, ребёнок сам всё расскажет родителям, если в семье есть доверительные отношения. Подросток должен чувствовать поддержку родных, а родители должны дать понять, что примут его любого, со всеми проблемами, комплексами и недостатками. Если у ребёнка есть твёрдая уверенность в своей семье, то «группы смерти» ему не будут интересны.

Если же случилось так, что ребенок отдалился от вас, стал потерянным, замкнутым, начал отказываться от еды и не спать по ночам, но при этом не хочет обсуждать с вами свою жизнь, то вам стоит присмотреться внимательнее к его поведению.

Вас должно насторожить:

- появление порезов и шрамов на теле ребенка;

- желание подростка дарить и раздавать свои вещи, в том числе и те, что особенно памятны для него;

- поведение ребенка, похожее на поведение перед отъездом (например, он наводит порядок в комнате, спешит закончить какие-то дела, встретиться с родственниками, которых давно не видел, раздать долги).

Что нужно делать родителям?

1. Попробуйте вывести ребенка на разговор

Как уже было сказано выше, ни в коем случае нельзя шпионить за ребенком и тайно читать его личные сообщения в социальных сетях. Зато можно попробовать вывести подростка на разговор «окольными» путями: посмотреть фильм о самоубийстве или рассказать о книге на эту тему и потом предложить ребенку поделиться своим мнением.

2. Всегда поддерживайте разговор с ребенком, о чем бы он ни был

Если ребенок не хочет говорить с вами о своих проблемах, но хочет говорить о какой-нибудь компьютерной игре или о музыке, то поддерживайте эти разговоры. Если вы будете искренне интересоваться жизнью подростка, то вам будет легче вернуть его доверие.

3. Придумайте ребенку занятие

Если ваш сын или дочь проводят в Интернете слишком много времени, засыпают с телефоном, сидят в социальных сетях во время завтрака и ужина, и, как вам кажется, совсем выпадают из реальности, то не ругайте его за это, а попытайтесь придумать ему альтернативное занятие: предложите вместе сходить на пробный урок по скалолазанию или в турпоход, на мастер-класс по украшению тортов или созданию моделей – а вдруг ребенка «затянет» новое увлечение сильнее, чем виртуальная реальность? Тогда у него не будет необходимости искать единомышленников в социальных сетях.

4. Чаще обедайте вместе

Подумайте, а давно ли вы собирались семьей за одним столом или же каждый ужинает в разное время, когда ему удобно? В семьях, где принято вместе принимать пищу, дети реже чувствуют себя одинокими и, следовательно, реже задумываются о самоубийстве. Для подростка важно быть частью чего-то целого, так пусть этим целым будет для него семья.

5.Не бойтесь обращаться к специалистам

Если между вами и ребенком нет доверительных отношений, а между тем перечисленные выше тревожные сигналы присутствуют в поведении подростка, необходимо обратиться к психологу. Экстренную помощь вам могут оказать по детскому телефону доверия 8 800 200-01-22. Он бесплатный и анонимный. Позвонить туда может как взрослый, так и ребенок, поэтому поделитесь этой информацией с дочерью или сыном. У детского телефона доверия есть свои сайт  http://telefon-doveria.ru. Если вам трудно говорить о проблеме по телефону, то на сайте вы можете пообщаться с психологом в чате.

























Куда обратиться, если вы обнаружили «группу смерти»?

Если вы обнаружили в Интернете группу или сайт, призывающий к самоубийству, то можете сообщить об этом в Роскомнадзор. Чтобы сделать это, нужно зайти на сайт https://eais.rkn.gov.ru/feedback/ и заполнить все необходимые графы.

По закону Роскомнадзор не может осуществлять самостоятельный мониторинг, но должен реагировать на обращения граждан, поэтому безопасность наших детей – в наших руках. Можно обратиться к специалистам из Лиги безопасного интернета http://www.ligainternet.ru/hotline/suicide.php















































Современное общество очень любит перекладывать ответственность на Интернет в общем и на социальные сети в частности. На самом же деле, проблемы кроются гораздо глубже. Запомните, не информация находит ребёнка, а ребёнок – информацию. Общение в виртуальной реальности может послужить триггером, своеобразным спусковым крючком в совершении какого-либо страшного поступка – преступления или суицида, но винить в этом лишь социальные сети не стоит. Проблема всегда кроется в семье и семейном воспитании. Открытость в обсуждении проблем, тёплые дружеские отношения, доверие, уверенность в близких – всё это базис, на котором должна строиться семья. Если в семье этого нет, то, разумеется, ребёнок будет искать это в социальных сетях. А вот что он там найдёт и на чём остановится – это вопрос его самосознания, наличия критического мышления и чёткого представления о понятиях «хорошо»/«плохо».


















Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.

Цель нашей психологической службы:

Цель: Содействие социально - психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.

 

Задачи:

öобеспечить сопровождение, как целостной и комплексной системы социально-педагогической поддержки и психологической помощи личности;

ö создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

öпрофилактика состояний неблагополучия субъектов образовательного процесса (ученика, родителя, педагога).

Основными направлениями работы педагога-психолога является:

 

1. Диагностическое направление.

Проводится по запросу со стороны взрослых (педагог, родитель) или самого ребенка и в плановом порядке. Плановые диагностические мероприятия проводятся в определенные периоды обучения (по выбору школы), а также в связи с мониторингами экспериментальных или инновационных образовательных программ. По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для педагогов и родителей, организует консультативные или коррекционно-развивающие встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка.

Методами диагностики являются:

  • наблюдение

  • опрос

  • беседа

  • архивный метод

 

Схема1. Диагностика по запросу

 

 

 

 

 

СХЕМА 2

Организация и проведение развивающей работы с отдельными детьми

Здесь мы не можем не упомянуть о мониторинге воспитанности. Данный мониторинг в нашем образовательном учреждении проходит ежегодно. Анализ данного мониторинга позволяет нам скорректировать задачи воспитательных планов и разработать мероприятия на корректировку тех или иных видов работ.

 

2. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием школьников. Организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики, коррекционной, развивающей работы. Носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения.

СХЕМА 3Индивидуальная психолого-методическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работы с конкретными учащимися и ученическими коллективами

 

3. Психологическое просвещение педагогов. Организуется по запросу педагогов, администрации, либо носит систематический, плановый характер. Проводится преимущественно в форме выступления на педагогических советах, заседаниях методических объединений.

Частые запросы со стороны родителей и педагогов это дети так называемой «группы риска».

   К категории учащихся "группы риска" относятся дети с нарушениями в аффективной сфере; педагогически запущенные дети; дети с задержкой психического развития; с проблемами в развитии; с психопатоподобным поведением и т. д. В литературе по дефектологии и психологии к данной категории иногда относят и леворуких детей, а также детей с эмоциональными нарушениями.

 

 1. Дети   с синдромам гиперактивности.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности резко выделяются на фоне сверстников своим поведением: чрезмерной активностью, из лишней подвижностью, суетливостью, невозможностью надолго сосредоточить внимание на чем-либо.

Специалисты утверждают, что гиперактивность - это лишь одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Главная же проблема - неразвитость механизмов внимания и тормозящего контроля.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

сновные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными - слабой успеваемостью и затруднениями в общении с другими людьми.

 

Как работать с гиперактивными детьми

  • Работу с гиперактивным ребенком следует строить индивидуально, при этом основное внимание уделить проблеме отвлекаемости и слабой организации деятельности;

  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его за хорошее поведение;

  • во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса;

  • предоставлять ребенку возможность всегда обращаться за помощью к учителю в случае затруднений;

  • учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

  • научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

  • задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

  • на определенный отрезок времени давать только одно задание;

  • дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, внося необходимые коррективы;

  • во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы - один из важнейших компонентов готовности к школе. Педагоги часто не знают, как вести себя с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными школьниками.

словно можно выделить три основные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

1. Агрессивные дети. В жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, поэтому обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

2. Эмоционально расторможенные дети. Такие дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то так экспрессивно, что заводят весь класс; если страдают - их плач и стоны слишком громкие и вызывающие.

3. Слишком застенчивые, тревожные дети. Они стесняются явно выражать эмоции, а свои проблемы переживают тихо, боясь обратить на себя внимание.

Учителю, который работает с детьми, имеющими трудности в развитии эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися.

 

Рекомендации по работе с детьми с эмоциональными нарушениями

1. Нельзя учить детей подавлять эмоции, надо их научить правильно направ лять, проявлять свои чувства.

2. Эмоции рождаются в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды.

3. Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Невозможно избежать негатива в повседневной жизни, и искусственное создание "тепличных условий" лишь на короткий период снимает проблему, а через некоторое время она проявится более остро. Нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.

4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного сдерживания эмоций.

Заявленная нами проблема - дети "группы риска"- особенно актуальна для возраста от 10 до 14-15 лет. 





















































РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Составила:

Библиотекарь ГБПОУ СО «ПАЛ»

Жигачёва Елена Сергеевна

Природа дала человеку два оружия - интеллектуальное и нравственное. Просвещенный, интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в одном — в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов.

Нравственное воспитание, молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными, чем болезни тела. От чьих-то болезней тела никто больше не страдает, кроме самого больного, а от духовно больного страдают многие

В чем же причины появления или развития такой опасной духовной болезни, как безнравственность?

Для ясности возьмем сравнение. Если мы поставим такой вопрос: «Почему ребенок - первоклассник не знает законы физики, химии, биологии и т.д. и не умеет ими руководствоваться в жизни?» - то мы получим верный ответ. Скажут: ребенок не может знать эти законы и правила их применения, поскольку еще не изучал их и систематических знаний не получал.

Разве использование законов и правил нравственного поведения меньше нужны человеку, чем знание физики или истории? После школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления.

Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

Безнравственный знаток физики или химии более опасен, чем нравственно не развитый работник, не владеющий этими знаниями. Действительно, какой же земледелец или животновод, портной или столяр, сталевар или шахтер руководствуются знаниями в области философии или географии, языкознания или астрономии? Однако безнравственное отношение к своему делу в каждой сфере непременно завершится браком, порчей, вредом, убытками, лишениями, страданиями для многих.

Еще в 1701 году профессор Московского, университета Сырейщиков Е.Б. в статье «О пользе нравоучения при воспитании юношества» писал, что от всех болезней душевных предохраняет человека нравственная наука, что надо эту науку преподавать как можно раньше.

Отсюда постановка проблемы преподавания нравологии.

Важнейшая задача формирования личности - это нравственное воспитание человека.

Одной из основных задач проектирования и формирования личности наряду с интеллектуальным развитием является нравственное воспитание молодого поколения. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Как писал Аристотель, человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким. Наше общество уже находится на грани дикой нравственной деградации научно-грамотной молодежи. Нет нужды приводить ужасающие факты, широко охватившие огромные просторы нашей страны. Требуется срочная помощь молодому поколению, чтобы оно могло осмыслить ценности своего существования: свою историческую миссию, свою социальную роль?

Исследователи психологических аспектов нравственного сознания и поведения обычно занимаются изложением принципов и категорий общей психологии. Современное состояние науки требует, чтобы мы развивали нравственно-психологические категории.

Высшие формы нравственного поведения стимулируются не только требованиями общественного мнения, а также совестью и нравственными убеждениями. Совесть - это способность ребенка осуществлять нравственные обязанности, производить самоконтроль и самооценку совершаемых поступков. Совесть выражается во внутреннем восприятии недопустимости определенных желаний, которые не нуждаются в доказательствах.

Нравственность и общественная психика находятся в диалектическом единстве. При этом нравственная сторона личности не терпит влияния со стороны, поэтому выполняет регуляторные функции в общественном и эмоциональном поведении личности. Нравственная система нуждается в особых социально-психологических механизмах, которые обеспечивают индивидуальное социальное поведение. В этих условиях нравственные нормы приобретают роль мотивационных факторов поведения.

Вся нравственность человека детерминирована общественно-историческими, социально-культурными и этнопсихологическими условиями. Нравология как наука призвана раскрывать зависимость формирования нравственных свойств личности от указанных условий.

«Нравология» означает название науки об особенностях нравственной деятельности отдельной личности, она имеет многовековую историю развития. Все народы в процессе своего исторического становления вырабатывают индивидуальное и групповое нравственное сознание. Нравственные нормы формируются раньше, чем этические правила.

Последние есть внешние формы поведения, которые характерны для более высокого уровня развития культуры. Например, обязательные атрибуты взаимоотношений, свойственные дворянству, совершенно не характерны для рабочих и крестьян. Однако нравственные свойства не дифференцируются по классовому или национальному признаку. Например, чувство справедливости или ответственности, доброты или трудолюбия одинаково проявляются независимо от социальной принадлежности. Например, трудолюбие или честность не знают ни национальности, ни классовых различий. Однако нельзя сказать того же в отношении соблюдения этических норм. Например, крестьянскому мальчику совершенно безразлично, в какой руке держать ложку, а в какой руке - вилку, хотя это важно в смысле усвоения этических норм для детей, воспитывающихся в более интеллигентных городских семьях.

Однако высокая этичность не предполагает такой же высокой нравственности, а высокая нравственность не влечет за собой такую же этичность. Например, люди факт кражи охотно свалят на плохо одетого человека, если даже безнравственный факт совершил не он, а внешне вполне приличный человек. В жизни часто случается так, что бедный скорее поможет бедному, чем богатый.

Воспитание - это, прежде всего проектирование способов отношений к людям и к самому себе, а также отношений к труду, к вещам, к природе, к обществу в целом. Личность есть совокупность собственных отношений к окружающему миру. При характеристике человека его отношение к другим является определяющим фактором.

Выполнение отдельными людьми нравственных требований контролируется всеми членами определенного сообщества.

Общепринятые нравственные нормы поведения поддерживаются как разумные и целесообразные с помощью различных форм общественного сознания - нравственных принципов, идеалов, табу, понятий добра и зла и т.п. Эти нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни и чувство долга, который осознается индивидом как мотив своего поведения, то есть становится психологическим механизмом нравственности. Мотив – собственный, внутренний побудитель к совершению благородного поступка, это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития.

Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности.

Под воздействием воспитания, накопления жизненного опыта, нравологического просвещения личность в своем сознании концентрирует достижения нравственной культуры общества, в результате человек в традиционных ситуациях поступает сообразно нравственным нормам, а с другой стороны, в свои действия включает творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, что способствует принятию благовоспитанного решения в проблемных ситуациях. Так происходит развитие нравственности через достижение оптимального сочетания уже известных типических, традиционных норм поведения и новых, творческих элементов.

Главная цель воспитания - это «чистота совести, победа над страстями и пороками, стремление к добродетели, правдивость, честность, святость в чувствованиях и побуждениях, мудрость и решимость, важность в предприятиях, воздержанность среди изобилия, довольство среди скудости, умеренность и кротость на высочайших степенях знаменитости и славы, непоколебимое мужество и бодрость в несчастиях и опасностях и во всем течении подвигов жизни непрестанно присутствующий пред умными очами и всю душу наполняющий светлый вид бессмертия» (Сохацкий П.А., Слово о главной цели воспитания. - Сб. речей императорского Общества истории и древностей Российских. М, 1793. С. 1-20).

Для того чтобы определить цель воспитания, сначала необходимо ясно представить его предмет. Что же такое подлинный предмет воспитания? Ответив лишь на этот вопрос, мы сможем ответить, какое же воспитание лучше и целесообразнее. Одно является бесспорным предметом воспитания — это добросовестное и благородное выполнение своих обязанностей перед родителями и школой, перед своим народом и страной. Долг воспитания перед государством выражается в подготовке полезных граждан. Поэтому важная цель воспитания – это выращивание благополучных детей для государства. Однако в этой формулировке есть один недостаток. Дело в том, что воспитание ребенка предполагает не только подготовку полезных граждан для общества.

Благовоспитанность человеку необходима не только для того, чтобы быть полезным обществу, он еще сам обязательно должен быть счастливым как следствие благородного и добронравного поведения.

Таким образом, главный предмет воспитания - это «образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами» (Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей. М., 1783).

Русский просветитель Новиков Н.И. считал, что предмет воспитания состоит из трех частей: воспитание телесное, нравственное и разумное. Мы рассмотрим здесь смысл нравственного и разумного воспитания.

Нравственное воспитание имеет своим предметом «образование сердца», то есть образование и управление чувствами и волей детей. Если человек не может напрягать свою волю, если не может подчинить волевой регуляции свои действия, то это приведет к неуправляемости эмоций и чувств, что неприемлемо для благовоспитанного и добросердечного человека. Образование сердца состоит в развитии духа, воспитании чувства справедливости и доброты.

Разумное воспитание имеет своим предметом просвещение, интеллектуальное развитие, вооружение основами наук. Разумное воспитание предполагает развитие у детей любопытства, внимательности, развитие способности к обобщениям, практическому применению знаний и т.п.

В понимании Бестужева А.Ф. предмет нравственного воспитания заключается в создании условий для развития ребенка в соответствии с его природными наклонностями, направленными на пользу общественного прогресса.

Каким должен быть предмет нравственного воспитания? Предмет нравоучения - это, прежде всего разрешение проблемы нравственного воспитания. При рождении душа человеческая находится в состоянии наготы, как и тело; она не имеет ни понятия, ни потребностей. Способности чувствовать, мыслить, хотеть ребенок приобретает в виде задатков и возможностей. Однако их развитие зависит от внешних обстоятельств, от обучения и воспитания, а эти задатки у разных детей тоже разные. При отсутствии соответствующих условий человек с гениальными задатками может остаться диким по сравнению с воспитанным и образованным. Разница между людьми не столько от природы, сколько от воспитания.

К воспитанию, ребенка надо приступить только после исследования его характера и способностей. Только узнав особенности способностей ребенка, можно организовать правильное его воспитание и развитие.

Воспитателям необходимо учитывать два важных фактора: первый - по возможности больше расширять круг нравственных понятий; второй — избавлять детей от вредных действий, которые могли бы запечатлеться как отрицательные привычки.

Жизнь подтверждает, что самые обширные и глубокие знания, превосходные таланты оказываются зловредными и пагубными, если их носитель - субъект - не достиг нравственной чистоты и благородства души.

Обычно и в семье и в школе на первое место ставится изучение основ наук, а наука о том, как стать человеком, то есть, как быть благородным и добродетельным, благоверным и добропорядочным, благоразумным и добросовестным, благовоспитанным и добросердечным, - все это считается приходящим как бы само собой, без специального обучения и формирования, Поэтому до сих пор нет ни специальной науки, ни учебного плана, ни программы по изучению и усвоению нравственных категорий и норм поведения. Хотя общество остро нуждается не только в знатоках основ различных наук, но и в том, чтобы эти же граждане одновременно были бы телесно здоровыми, душевно развитыми и духовно совершенными.

Бытует распространенное мнение, поддерживаемое некоторыми авторитетными именами, будто ребенок - чистый лист, и на нем можно нарисовать что хочешь, что из любого ребенка можно воспитать кого хочешь. Однако наука утверждает и народная практика подтверждает, что есть такие дети, которые ни к чему не имеют стремления, есть робкие и отважные, есть ленивые и очень старательные, есть дети, разум которых невозможно разжечь никакими сильными впечатлениями, такие, которые все схватывают с полуслова или намека. В жизни встречаются такие слабые детские души, которые никаким предметом или делом заинтересовать невозможно. Следовательно, как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание — это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай. Однако можно растение выращивать и в болоте и на песках, только это потребует траты стольких сил, которые будут совершенно не равнозначны полученному результату.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и от нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний не имеет никакого значения. Именно таким путем совершаются захватнические войны, государственные перевороты. Сегодняшнее благосостояние или неблагосостояние (вандализм, нищета, преступность, деградация, разрушительство, ленивость, безрассудство, наркомания, алкоголизм, насилие) непосредственно зависит от вчерашнего воспитания молодых людей. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Если молодое поколение отравлено развратом, отвращением к труду, неуважением к старшим и младшим, если юношам не ведомо, что такое благородство и добронравие, это неминуемо ведет к разрушению устоев государства и ввергает страну в пучину хаоса и беспорядка.

Безнравственность ведет к богатству одних за счет ограбления многих, за этим следует бессмысленная роскошь, которая влечет за собой безрассудное распутство, ведущее к распространению болезней, все это за собой ведёт жадность и корысть, вражду и злость, исключающие добросердечие и совесть. Такова логическая цепочка, если нет нравственного домашнего и школьного воспитания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!