СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентация во время внеурочной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профориентация во время внеурочной деятельности»

Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа муниципальное казённое общеобразовательное учреждениеАнжеро-Судженского городского округа «Школа - интернат № 18»













Доклад на Методическое Объединение воспитателей

по теме самообразования


«Воспитание профессиональной

ориентации детей с нарушением слуха»

















Подготовила воспитатель

Музалевская У.Г









2021г декабрь.







Лежит дорога к счастью через труд.

Пути иные к счастью не ведут.

( Абу Шукур .)



Актуальность и важность профессионального самоопределения детей с ОВЗ.

Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.

Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности.

От этого решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Профессия, в сознании человека, нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. В настоящее время, большое количество детей с нарушением слуха закончивших то или иное учебное заведение, не работают по своей специальности.

Смысл профориентационной работы заключается в том, чтобы помочь детям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.

Выбор темы также был обусловлен недостатком знаний форм и методов, необходимых для совершенствования системы профориентационной работы.

Работая по данной теме, я поставил себе Цель – повышение своего профессионального уровня через совершенствование теоретических знаний и педагогического мастерства по теме «Воспитание профессиональной ориентации детей с нарушением слуха"

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблемам профессионального самоопределения воспитанников с ОВЗ.

2.Изучить принципы проведения профориентационных занятий.

3. Подобрать рациональные формы и средства усвоения и сохранения информации по теме самообразования.

4.Овладеть методикой анализа и способом обобщения педагогического опыта.

5. Создать комплект разработок внеклассных занятий с использованием активных форм работы по профессиональному самоопределению воспитанников.

Профориентация в (коррекционной) школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников с особыми образовательными потребностями в условиях современного динамичного рынка труда.   Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с воспитанниками. Профессиональное самоопределение рассматривается здесь как важная часть социализации.

В структуре воспитательных занятий по профориентационной работе использую различные методы. От применяемых методов в значительной степени зависит эффективность профессиональной ориентации.

По структурным компонентам методы профориентации можно разделить на три группы:

  • методы ознакомительной профориентационной работы;

  • методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность воспитанников по подготовке к выбору профессий;

  • методы изучения личности воспитанников в целях профориентации.

Метод ознакомительной профориентационной работы.

Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их профориентационной готовности. Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.

Рассказ. Этот метод я применяю при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессий к психофизиологическим особенностям личности и другие.

Объяснение использую для сообщения, например, воспитанникам правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций. ……

Профориентационная беседа – наиболее распространённый метод. Дается задание, например, собрать информацию о данной профессии (из бесед со знакомыми, используя литературные источники, передачи по телевидению, и др.).

Большую роль в работе по профориентации играют профориентационные занятия. На этих занятиях я применяю различные методы: беседа, рассказ, объяснение, профориентационные игры и упражнения( Профессия «автослесарь, повар»).

Вот, например, профориентационные упражнения, которые я провожу в своем классе:

  • Упражнение «Профессия на букву…» ( самоподготовка)

Цель: расширение знаний о мире профессионального труда; формировать навыки работы в группе.

Инструкция: «Сейчас будет названа буква. Ваша задача – показать, что вы знаете много профессий, начинающихся с этой буквы». Для работы учащиеся делятся на 2 подгруппы. Вносится элемент соревнования. Желательно заранее приготовить список профессий, чтобы при необходимости оказывать учащимся помощь. Начинать следует с более простых букв: б, м, н, о. Постепенно предлагать более сложные буквы (ч, ц, я…). Желательно более 5-7 букв не предлагать. Если учащиеся затрудняются вспомнить профессию, можно предложить подсказку в виде описания вида деятельности. Желательно подготовить список заранее:

  • УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ.

Цель: учить угадывать профессию по ассоциациям.

ИНСТРУКЦИЯ: Сейчас я буду перечислять вам предметы, которыми пользуются люди той или иной профессии. Ваша задача- назвать эту профессию ( сначала предлагается один предмет, затем добавляется каждый раз еще по одному, пока не будет угадана профессия) . Далее каждый из вас получит листок с названной профессией и предложит угадать ее , задавая маленькие подсказки остальным ученикам.

1). Нож, ложка, вилка……….(повар)

2). Ткань, нитки, иголки……………(швея)

3). Портфель, ручка, книги………..(учитель)

4). Река, швабра, палуба……………( матрос)

5). Книги, журналы, полки………….(библиотекарь)

6). Вата, халат, тонометр, шприц……….(врач)

7). Молоток, гвоздь, верстак, рубанок…….(столяр)

8). Зеркало, фартук, щетка, шампунь, ножницы……..(парикмахер)

9). резиновые перчатки, провод, отвертка, лампочка…..(электрик)

  • Упражнение «Самая-самая»

Цель: повысить уровень ориентации воспитанников в мире профессионального труда и формировать осознание особенностей различных профессий. Например: «Самая зелёная профессия», «Самая вкусная профессия», «Самая смешная профессия» и т. д.

Экскурсия – одна из важнейших форм по ознакомлению учащихся с организацией производства, основными профессиями различных предприятий.(хлебопекарню, столовую, поликлинику)

Диспуты также служат одной из форм профессионального просвещения воспитанников, они стимулируют их познавательную активность. Темы диспутов могут быть разнообразными, например: («Каким я представляю современного рабочего», «Что такое творческий труд?».

Важной формой внеклассной работы по профессиональному просвещению воспитанников является просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания: «Фазенда», «С новым домом», «Субботник», «Тачка на прокачку», где знакомят с профессией столяра-плотника, автослесаря, дизайнера и т. п.

Методы профессиональной ориентации.

К основным методам профориентационной работы по организации целенаправленной деятельности воспитанников по подготовке их к сознательному выбору профессии относятся:

  • индивидуальные занятия, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей. При этом я учитываю особенности интересов и увлечений воспитанников.

  • недели труда в школе

  • участие в кружках и выставках поделок по декоративно-прикладному творчеству

  • уборка закрепленной территории

  • кружки и спортивные секции также способны оказать значительную помощь воспитанников в выборе профессии.

В процессе ознакомлениями воспитанников с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности и самостоятельности. Достигается это организацией занятий в соответствии с интересами, желаниями самих воспитанников.

Метод изучения личности воспитанников в целях профориентации.

Одна из важнейших задач профориентационной работы, проводимой педагогом это – изучение личности воспитанника, без чего невозможно ориентировать воспитанников на выбор соответствующих профессий.

В своей работе использую следующие методы:

  • беседу

  • анкетирование

  • наблюдение

  • анализ результатов деятельности школьников.

В течение учебного года мной проводились и будут проводится тематические беседы и занятия, которые готовят воспитанников их к выходу в трудовую жизнь.  Вот некоторые  темы:   «Я устраиваюсь на работу», «Современные профессии»,  «Общество и деятельность человека» ,« Твой выбор», «Хлеб и в будни праздник», «День профессии» и  др. Воспитанникам интересно знать, какие требования предъявляются к современному работнику, качества профессионала, высокое мастерство, ответственность. 

При проведение занятий по профориентации воспитанников, продумываю цель и подбираю методы, средства. Ставлю образовательные, воспитательные, коррекционные и профориентационные задачи. Учитываю содержания и характер изучаемого материала, возрастные особенности воспитанников и уровень их профориентационной готовности. В содержание каждого занятия включаю, информационный блок, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, также практические игры, упражнения, задания, которые делают занятие более интересными и динамичными. Такие занятия углубляют и расширяют знания воспитанников, повышают их интерес к выбору профессии.

На индивидуальных занятиях расширяю у воспитанника представления о возможностях использования своих склонностей и способностей, интересов, увлечений – беседую с воспитанником, предлагаю изготовить различные поделки, выполнить поручения, при этом использую индивидуально – дифференцированный подход. Учитывая их психофизические особенности в различных видах выполняемых работ, как письменных, заполнение анкет, тестов, так и при выполнение практических заданий, так и при усвоение программного материала. 

Заключение.

Важную роль в осуществлении профессионального самоопределения каждого воспитанника играет педагог. Поэтому, каждый воспитанник знает о существовании массовых рабочих профессий, в определённой мере знает, чем занимаются рабочие.  Но одно дело – знать, а другое – самому выполнить работу, изготовить изделие, которое будет полезно окружающим.  Ни с чем не сравнить возникающее у человека, а особенно у подростков, чувства радости, гордости от выполненной работы. Именно поэтому перед педагогом стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем и в привычку трудиться, приносить пользу людям, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.

Таким образом, формирование профессионального самоопределения личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в ходе специально организованной научно-практической деятельности — профессиональной ориентации, рассматриваемой как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Список литературы


1.      Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия  /Сост. Соколова Н.Д, Калиникова Л.В. – М.: ГНОМ и Д, 2001.

2.     Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994.

3.     Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью – М.: Изд. центр «НЦЭНАС», 2003

4. Дефектология. №5 2006 года стр.75-78 Копылова Т.Г. Лашина О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида.

5.     Малер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М.: Просвещение, 1990.

6. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ / Под ред. А.Н. Нигаева, В.В. Коркунова. – М., 1990.

7. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие /Авт.-составитель Н.Д. Шматко) – М.:АКВАРИУМ ДЛТ, 2001..




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!