СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Профориентационная деятельность в детских школах искусств"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Профориентационная деятельность в детских школах искусств"»











«Профориентационная деятельность в Детских школах искусств»

                                                     

                                                                                                                  

                                                         Выполнила преподаватель МБУ ДО «Котовская детская школа искусств» Авдеева И.В.






































Содержание:

1. Особенности профессиональной ориентации обучающихся.

2. Основные направления профориентационной работы в  ДШИ.

3. Цель и задачи.

4.Критерии и показатели эффективности.

5. Заключение.




























Профессиональная ориентация (от франц. orientation  – установка) – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о профессии: её психофизических характеристиках, востребованности на рынке труда. Выявление и поддержка юных дарований и их профессиональное ориентирование являются одним из приоритетных направлений деятельности Котовской детской школы искусств. Создание условий эффективного развития одаренных учащихся для дальнейшего получения ими профессионального образования в сфере искусства, их эстетического воспитания, духовно-нравственного развития путем приобретения знаний, умений и навыков в процессе обучения является одной из главных задач образовательного процесса в школе. Сделать правильный выбор профессии – это значит найти профессию, которая интересна и привлекательна, имеет спрос на рынке труда, доступна и посильна.

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

  • Профессиональная информация;

  • Профессиональное воспитание;

  • Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о профессии, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для выбора этой профессии, о системе учебных заведений и путях её получения, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить уровень своих музыкальных склонностей и способностей.

Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация носит индивидуальный характер.

Федеральным законом N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена реализация в ДШИ дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств, в соответствии с установленными к ним федеральными государственными требованиями, одной из основных задач которых, является «выявление одарённых детей, их подготовка к возможному продолжению образования в средних и высших

учебных заведениях».

Такое выявление наиболее перспективных учащихся, их ранняя профессионализация, должна происходить уже в младших классах школ искусств, что даст реальную возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения.

 Цель профориентационной работы: 

Создание условий эффективного обучения и развития одаренных учащихся для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства.

Задачи:

  1. Развитие и воспитание личности, способной к творческой самореализации.

  2. Оказание выпускнику профессиональной поддержки и психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии. 

  3. Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников.                   Многолетнее отсутствие единых требований к образовательному процессу ДШИ привело к частичной утрате традиционных методических связей и преемственности образовательных программ среднего учебного заведения с ДШИ. Восстановление таких связей, индивидуальная селекционная работа, начиная с младших классов, с привлечением кураторов из музыкального училища, не сразу, постепенно обязательно приведёт к увеличению профессионально ориентированных выпускников музыкальных школ. Формы учебной работы с подростками должны  включают в себя мастер-классы, семинары и творческие встречи с ведущими преподавателями и признанными мастерами в своей профессии.   Для успешного решения задач по профориентации учащихся коллективу ДШИ необходимо:

  • помочь разобраться в содержании профессии педагога-музыканта, определить привлекательные стороны этой профессии;

  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, научить анализировать свои возможности и способности;

  •  сформировать положительное отношение к своему труду.

  Должна проводиться работа по профориентации выпускников. Это, прежде всего концерты учащихся музыкального училища в школе, консультации кураторов, их беседы с родителями, работа преподавателей среднего звена в жюри школьных, городских конкурсов, пассивная и активная педагогическая практика студентов училища, видео презентации отделений, родительские собрания учащихся старших классов с приглашением заместителя директора, преподавателей музыкального колледжа. Одним из важных направлений профессиональной ориентации учащихся являются также различные конкурсы и фестивали в разных возрастных категориях, участвуя в которых дети даже младшего возраста имеют возможность пообщаться со студентами, послушать их выступления, увидеть себя в будущей профессии. Чтобы результат профориентационной работы в ДШИ был устойчивым и более эффективным, она должна быть систематической и идти по четырём направлениям:

  • информационная работа в школе,

  • работа с педагогами,

  • работа с родителями,

  • работа с учениками.

Информационная работа в школе.

В ДШИ, на видном месте необходимо оформить стенды, которые будут акцентировать внимание на привлекательных сторонах музыкальной деятельности или профессии.

Например, стенд «Мир моей профессии» с рубрикой «Опять на пять», «В помощь выпускнику», где ярко, наглядно будет рассказано о достижениях учащихся и преподавателей школы, интересные факты биографий музыкантов, конкурсных выступлений, дальнейшей судьбе выпускников школы, выбравших музыку своей профессией.

Можно создать отдельный стенд, который будет рассказывать о творческой жизни коллектива музыкального училища. Разместить на этом стенде адрес сайта музыкального училища, на котором учащиеся школы имели бы возможность познакомиться с работой отделений, успехами студентов на конкурсах, информацией о концертах; может быть телефон постоянного консультанта по профориентации и планированию будущей карьеры, к которому могли бы обратиться с вопросами учащиеся и родители.

Работа с педагогами школы.

Почему наша профессия потеряла привлекательность, все мы знаем. На это наложили свой отпечаток 90-е годы, с унизительным снижением материальной оценки педагогического труда, с невыплатами зарплат и т.д. Выросло целое поколение преподавателей, которые сами недооценивают привлекательность и значимость труда педагога - музыканта. Воспитывать гордость за профессию - значит менять отношение к ней, и не только у педагогов, а также у учащихся и их родителей.

Необходимо проводить педсоветы, производственные совещания с приглашением специалистов службы занятости, управления культуры, которые проанализируют рынок труда, социально – экономические условия, подчеркнут востребованность профессии педагога-музыканта.

Педагогам поможет проведение методических советов, семинаров с рассмотрением вопросов методики профориентацнонной работы, обменом опыта ее проведения, например:

  • «Теория и практика профориентационной работы»,

  • «Методика профориентационной работы по возрастным группам»,

  • «Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии».



Работа с родителями.

Было бы неверно исключить из процесса выбора профессии родителей. Кто как ни они лучше всех знают своих детей, желают им добра и максимально заинтересованы в их будущих успехах? От родителей зависит многое.

  Необходимо:

  • организовать для родителей цикл лекций по темам «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении», «Новые профессии и специальности», «Актуальные вопросы профессионального выбора», «Основные тенденции на рынке образования и труда» с участием преподавателей музыкального училища;

  • проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися;

  • организовать для родителей встречи со специалистами рынка труда и преподавателями - музыкантами.

Работа с учащимися.

  • проведение экскурсий в музыкальное училище,

  • проведение классных часов по данному направлению,

  • осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся,

  • проведение вечеров – встреч с выпускниками школы, выбравшими профессию музыканта.

Важно помнить, что профориентационная работа приносит пользу только тогда, когда к ней привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

  1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

  2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от уровня способностей и успеваемости.

  3. Оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

  4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости.

  5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе.

В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям региона, в котором они живут, общества в целом.

К основным  результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 8-11 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.  

Заключение:

   Наш общий долг – сохранить преемственность уникальной системы непрерывного образования в области искусства, поднять значимость и престиж профессии педагога–музыканта. Это путь продолжительный, на многие годы. И профориентационная работа помогает определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!