СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы возросли требования к профессиональной подготовке выпускников, а именно: владение иностранными языками, информационными технологиями и многими другими компетенциями. В этой связи, принцип профессиональной направленности учебного процесса приобретает особую значимость в средней школе.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа на уроках иностранного языка»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ю.И. Толкач,

учитель гимназии №2 г. Минска

В наши дни молодежь, мировоззрение которой формируется в первую очередь идеями и примерами из средств массовой коммуникации, находится в сложной ситуации выбора, так как с одной стороны пропагандируется образ жизни типа «бери от жизни все», американская мечта, «Жизнь коротка – попробуй всё», «Чтобы быть успешным, не обязательно учиться». Такие лозунги порождают у старшеклассников и их родителей нереалистично высокие амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам и разочарованиям при выборе профессии. И те, и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда, особенно когда живут в небольшом провинциальном городке, и круг интересов не выходит за его рамки. Кроме того, в последние годы возросли требования к профессиональной подготовке выпускников, а именно: владение иностранными языками, информационными технологиями и многими другими компетенциями. В этой связи, принцип профессиональной направленности учебного процесса приобретает особую значимость в средней школе.

В сложившейся ситуации школа/гимназия/лицей/ призвана помочь выявить уровень развития общих и специальных способностей учащимся, особенностей интеллекта, темперамента и осознанно выбрать дальнейший профессиональный путь.

Английский язык, также имеет профессионально-педагогическую направленность, что является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Само по себе изучение иностранного языка это огромный труд, требующий системности, усидчивости, высокого уровня развития познавательных процессов. Владение иностранным языком является одним из требований современного общества к молодым специалистам и выступает обязательным компонентом их профессиональной подготовки. Поэтому одной из целей обучения профессионально-ориентированному английскому языку является формирование у учащихся коммуникативных компетенций по использованию полученных знаний применительно к своей будущей профессии.

Профориентационная работа на уроках иностранного языка начинается в начальной школе и ведется по следующим этапам:

1. На начальном этапе обучения необходимо выяснить, какое полушарие мозга является доминирующим (левое, правое), тип мышления (лингвистический, визуальный, музыкальный, кинестетический, исследовательский), выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности. Учитель учитывает полученные показатели в учебном процессе и продолжает работу по развитию всех видов мышления. В дальнейшем доминирующий тип мышления и будет являться основным ориентиром в выборе карьеры.

2. Рефлексия – современная неотъемлемая составляющая каждого учебного занятия, которое включает в себя обсуждение, обратную связь наряду с анализом того или иного этапа занятия и вида деятельности, что формируют осознанность, когда ученикам приходится анализировать и оценивать свою деятельность, работу группы и отдельных учащихся. Вся учебная и познавательная деятельность прогоняется учащимися через них же.

3. Основной принцип современной методики преподавания – создание ситуации успеха. Эксперты отмечают, что нацеленность современных школьников на успех, даёт больше возможностей использовать форсайт (англ. foresight — предвидение, взгляд в будущее) - технология, с помощью которой проектируется образ будущего, и определяются конкретные действия.

Основные принципы форсайта:

  • Будущее зависит от твоих собственных усилий: его можно сделать.

  • Будущее зависит от твоих решений и решений заинтересованных сторон.

  • Будущее нельзя предсказать достоверно, но можно строить прогнозы. Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть.

  • Уроки английского языка могут внести большой вклад в решение задач
    профессионального воспитания и образования. Иностранный язык, как учебный предмет, имеет для этого весьма эффективные средства.

  • Иностранный язык как учебный предмет характеризуется

  • - межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, например литературы, истории, искусства, географии, математики и др.)

  • - многоуровневостью (с одной стороны необходимость овладения различными аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности)

  • - полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

  • Иностранный язык, призванный научить иноязычному общению, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности. Такие возможности данного учебного предмета определяются следующими причинами.

  • Во-первых, обучение иностранным языкам рассматривается сегодня под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Это умение лежит в основе организации производства и общественного мнения, сферы управления и сферы обслуживания, всех форм обучения, семейных отношений, искусства и спорта. Следовательно, можно предположить, что овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой для профессионального становления личности учащегося.

  • Во-вторых, иностранный язык, как и любой другой общеобразовательный предмет, может и должен служить средством профориентационной работы с учащимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности школьника.

  • В-третьих, профессионально ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером межпредметных связей данного учебного предмета с предметами естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов.

  • С этих позиций я как учитель английского языка наметила ряд конкретных задач, решаемых средствами иностранного языка и направленных на профессиональное становление личности.

  • К таким задачам относятся:

  • -развивать индивидуальные способности учащихся, их склонности и интересы (в том числе и профессиональные), что осуществляется через работу по совершенствованию памяти, внимания, мышления обучающихся;

  • -воспитывать у детей трудолюбие, настойчивость, активность, сознательность, самостоятельность мысли и действий через активное включение их в деятельность иноязычного общения;

  • -совершенствовать учебные умения школьников работать с книгой, со словами, со справочной литературой, аннотировать и реферировать иноязычные тексты, пользоваться инструкциями по эксплуатации оборудования;

  • формировать у учащихся специфические коммуникативные умения, например: вступать в беседу и вести ее, принимать и решать определенные коммуникативные задачи, необходимые в любой профессиональной деятельности;

  • -познакомить учащихся с разными видами трудовой профессиональной деятельности;

  • -расширить круг образовательных и учебных ситуаций с ориентацией на будущую профессию;

  • -помочь решить задачу профессионального самоопределения учащихся.

  • Уроки английского языка позволяют развивать не только лингвистические и коммуникативные способности детей, но и строить с ними знание об устройстве общества. Привлечение в качестве предмета работы вопросов, актуальных для школьников, позволяет активизировать познавательную активность, самостоятельность обучающихся, включить их в деятельность исследования и проектирования, и тем самым развить содержание образования.

  • В основном содержании программы по иностранным языкам «Предметное содержание речи» существует раздел «Учебно-трудовая сфера». В этом разделе изучаются следующие темы:

Класс

Сфера общения

Предметно-тематическое

содержание

Коммуникативные задачи

К концу года учащийся должен уметь

3 класс

Учебно-трудовая

Школьные принадлежности

• Назвать основные виды деятельности на уроке

4 класс

Социально-бытовая

Семья и друзья

• Рассказать и расспросить о профессиях, интересах и любимых занятиях членов семьи / друга

4 класс

Учебно-трудовая

Расписание уроков

• Рассказать о своих уроках в школе
• Выразить отношение к школьным предметам

6 класс

Учебно-трудовая

Школа

• Сравнить школу в Республике Беларусь и стране изучаемого языка

7 класс

Учебно-трудовая

Урок иностранного языка

• Рассказать об уроке иностранного языка
• Выразить свое отношение к иностранному языку
• Обосновать важность изучения иностранного языка

8 класс

Учебно-трудовая

Школьные традиции

• Сравнить традиции своей школы и школы зарубежного сверстника

9 класс

Учебно-трудовая

Учеба

• Дать советы/рекомендации для повышения эффективности учебы
• Обсудить планы на будущее

• Объяснить, как лучше подготовиться к экзамену
• Проанализировать свой стиль учебной деятельности

10 класс

Учебно-трудовая

Образование

• Сравнить и обсудить системы образования в родной стране и стране изучаемого языка
• Обсудить экзамены в системе образования своей страны и страны изучаемого языка

11 класс

Учебно-трудовая

Выбор профессии

• Рассказать и расспросить о будущей профессии
• Обосновать свой выбор профессии
• Обсудить достоинства и недостатки различных профессий
• Рассказать и расспросить о роли иностранного языка в профессиональной
деятельности человека


  • Таким образом, учащиеся узнают современный мир профессий, возможности продолжения образования в высшей школе, проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее, языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.

  • Плодотворными для формирования профессионального определения у школьников являются ролевые игры, где ребята берут на себя роли врача и пациента, продавца и покупателя, турагента, экскурсовода и туриста, учителя и ученика разыгрывают ситуации, подобные реальной жизни, используя изученный материал. В 4 классе расширяем лексический запас, изучая профессии. В 9-10 классах рассказываем и расспрашиваем о проблемах, связанных с учебой, даем советы/рекомендации для повышения эффективности учебы, обсуждаем планы на будущее и как лучше подготовиться к экзамену. Проводим уроки –обсуждения различных систем образования. В 11 классе обсуждаем различные профессии, говорим о преимуществах и недостатках тех или иных профессий, обсуждаем необычные и редкие профессии и обсуждаем, какими чертами характера должны обладать люди той или иной профессии. Говорим об условиях работы, учимся заполнять анкету при приеме на работу, пишем письма- заявления на работу. В итоге выполняем проект «Моя будущая профессия», где необходимо раскрыть черты характера человека, условия работы, и объяснить свой выбор. На уроках затрагиваются разные темы, отрабатываются аутентичные тексты, затрагивающие культуру, историю, географию англоговорящих стран и своей страны, т.е. есть возможность знакомства с такими профессиями, как географ, историк, археолог, архитектор, психолог и др.; техническими специальностями – исследователь, испытатель, компьютерщик, программист и др. И конечно специальности, непосредственно связанные с областью «филология»: учитель, преподаватель, лингвист, специалисты в области международных и общественных отношений, международного права, информационных технологий, международного туризма, внешней торговли, журналист-международник, искусствовед, переводчики («говорящие» и «немые» - литературные, технические), гиды-переводчики. Таким образом, знакомство с миром профессий постоянно продолжается и углубляется.

  • Большое внимание на уроках уделяется роли и значению иностранного языка для дальнейшей профессиональной деятельности.

  • В работе помогает аутентичный материал и тексты для восприятия и понимания речи на слух, посвященные профессиям других стран.

  • Развивая интерес к предмету, учитель использует различные формы организации образовательного процесса. Это позволяет школьникам в большей степени проявлять активность и самостоятельность в применении знаний. Специфика формирования профессионального самосознания у учащихся на уроках английского языка - это выход на актуальные проблемы, использование форм делового, неформального общения на занятиях, применение диалоговых форм общения.
    Процесс формирования профессионального самосознания у учащихся будет эффективным, если учитель обеспечит комфортные условия для школьников, выявит возрастные интересы учащихся. Оттого, насколько удачно складывается профессиональная деятельность, во многом зависит наше отношение к своей жизни в целом.



Немаловажную роль в профориентационной работе играет подбор текстового материала. С 3 класса учащиеся знакомятся с интернациональными названиями профессий, типа doctor, sportsman, dentist, pilot, computer programmer и т.д. Более детально эта тема представлена в 9, 10, 11 классах, где учащиеся составляют резюме на английском языке, проходят тесты на профпригодность, учатся проходить собеседования в форме ролевой игры, обсуждают особенности и функциональные обязанности популярных в наши дни специальностей. Отдельной темой выделено «Выбор учебного заведения», где подробно рассматривается отличие колледжей от высших учебных заведений, бакалавриат и магистратура.

Учебники авторов Лапицкая и Юхнель предлагают тексты о легендарных личностях современности, которые достигли «профессиональных высот» благодаря таланту и неимоверному труду, среди таких героев американский бизнесмен и основатель всемирно известной корпорации Стив Джопс, шведский изобретатель Альфред Нобель, всемирноизвестные беларуские спортсмены и ученые и многие другие. Изучение биографий и обсуждение их достижений создает благотворную почву для постановки цели и решения профориентационных задач.

В заключении хотелось бы отметить, что урок иностранного языка по своим методам, целям, задачам и содержанию как никакой другой предмет соответствует задачам профессионального просвещения. Систематическая и целенаправленная профессионально ориентационная деятельность создает условия для профессионального самоопределения обучающихся, успешной их адаптации и самореализации в будущей сфере деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!