Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории 20 века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
Программа выделяет три важнейших периода – Российская империя ,Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы.
Особенность данного элективного курса заключается в том , что он предполагает анализ проблемных , дискуссионных вопросов при изучении истории , альтернативный подход к оценке проблем прошлого , прогнозирование событий и явлении , неоднозначные оценки хода событии . Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной , свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач :
-обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно- политического, социально-экономического развития России в 20 веке;
- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории. А также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
- повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
-находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
-рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
- выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок прошлого и настоящего;
- определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Содержание программы.
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века (2 часа).
Россия «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе . «Германский путь» Н. Х. Бунге, И. Л. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Попытки внедрения « британской модели» и причины неудвчи.
Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России 20 века.
Второй вариант модернизации , предложенный «народниками», его анализ.
Процесс модернизации в советский период и его последствия.
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года ? (6 часов).
1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.
Выявление и анализ альтернатив: Керенский , Корнилов, Ленин.
Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.
Тема 3. Гражданская война : новые подходы (4 часа).
Гражданская война – трагедия русского народа…
Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты : миф или реальность ? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных». Две армии одного народа.
Альтернативные сценарии.
Тема 4. Индустриализация и командно – административная система (4 часа).
Необходимость , цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализация. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.
Альтернативные варианты проведения индустриализации.
Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.
Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.
«Незначительные жертвы» индустриализации.
Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина- труженика? (4 часа).
Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 гг.
Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.
Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско- финской войне 1939-1940 гг.) (2 часа).
Причина, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма- серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Кто проиграл «зимнюю войну».
Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во време войны(3 часа).
Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.
Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.
Тема 8. Страх или свобода? ( О причинах победы под Сталинградом) (2 часа).
Приказ № 227 «ни шагу назад» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.
Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.
Цена победы - большая кровь.
Боевая мощь советского военного искусства. Не страх , а свобода- главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего нерода, его патриотизм- залог Победы.
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. (4 часа).
Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал « холодную войну»? сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной войны». Взгляд современных историков на проблемы «холодной войны».
Истоки «холодной войны». Противники ( создание военных блоков).Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или реальность?
Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны».Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.
Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…(3 часа).
Хроника августовских событий. Версия М.С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года.
Методическая литература.
1.Элективный курс. Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России. Составитель Е. Н. Сорокина.-Волгоград : Учитель 2006год
Календарно-тематическое планирование.
1 час в неделю.
34 часа.
№ | Содержаниеобучения. Разделы, темы. | Количество Часов. | Форма проведения Занятий. | Дата. |
1. | Проблемы модернизации в развитии России 20 века. | 2 часа. | Практикум. Дискуссия с злементами моделирования. | |
2. | Был ли неизбежен Октябрь ё1917 года? | 6 часов | Практикум(2ч.) Дискуссия в «форме круглого стола» (2ч) Лекция. Работа с документами. | |
3. | Гражданская война: новые подходы. | 4 часа. | Пресс- конференция(2ч.) Альтернативно- проектное моделирование(2ч.) | |
4. | Индустриализация и командно-административная система. | 4 часа | Практикум(2ч) Деловая игра –обсуждение(2ч). | |
5. | Коллективизация- трагедия крестьянина труженика? | 4 часа | Практикум (2ч.) Урок –версия (1ч.) Урок- судебное разбирательство (1ч.) | |
6. | Триумфальное поражение? (Размышление о советско- финской войне) | 2часа | Практикум(1ч) Дискуссия(1ч). | |
7. | Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии. | 3 часа | Практикум(1ч.) Семинар с использованием видеоматериалов(2ч) | |
8. | Страх или свобода? | 2 часа. | Урок –исследование(2ч.) | |
9. | От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое. | 4 часа | Практикум(2ч.) Деловая игра- обсуждение (2ч.) | |
10. Если бы ГКЧП пришел к Практикум(1ч.)
Власти в августе 1991года… 3 часа Проблемно-проектная
Дискуссия (2ч.).
;
-