СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории 20 века»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью данного элективного курса является то, что он предполагает анализ проблемных дискуссионных вопросов при изученнии истории

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории 20 века»»

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории 20 века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.

Программа выделяет три важнейших периода – Российская империя ,Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы.

Особенность данного элективного курса заключается в том , что он предполагает анализ проблемных , дискуссионных вопросов при изучении истории , альтернативный подход к оценке проблем прошлого , прогнозирование событий и явлении , неоднозначные оценки хода событии . Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной , свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач :

-обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно- политического, социально-экономического развития России в 20 веке;

- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории. А также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

- повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

-находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

-рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

- выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок прошлого и настоящего;

- определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Содержание программы.

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века (2 часа).

Россия «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе . «Германский путь» Н. Х. Бунге, И. Л. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Попытки внедрения « британской модели» и причины неудвчи.

Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России 20 века.

Второй вариант модернизации , предложенный «народниками», его анализ.

Процесс модернизации в советский период и его последствия.

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года ? (6 часов).

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.

Выявление и анализ альтернатив: Керенский , Корнилов, Ленин.

Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.

Тема 3. Гражданская война : новые подходы (4 часа).

Гражданская война – трагедия русского народа…

Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты : миф или реальность ? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных». Две армии одного народа.

Альтернативные сценарии.

Тема 4. Индустриализация и командно – административная система (4 часа).

Необходимость , цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализация. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.

Альтернативные варианты проведения индустриализации.

Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.

Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.

«Незначительные жертвы» индустриализации.

Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина- труженика? (4 часа).

Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 гг.

Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.

Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско- финской войне 1939-1940 гг.) (2 часа).

Причина, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма- серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Кто проиграл «зимнюю войну».

Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во време войны(3 часа).

Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.

Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.

Тема 8. Страх или свобода? ( О причинах победы под Сталинградом) (2 часа).

Приказ № 227 «ни шагу назад» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.

Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.

Цена победы - большая кровь.

Боевая мощь советского военного искусства. Не страх , а свобода- главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего нерода, его патриотизм- залог Победы.

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. (4 часа).

Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал « холодную войну»? сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной войны». Взгляд современных историков на проблемы «холодной войны».

Истоки «холодной войны». Противники ( создание военных блоков).Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или реальность?

Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны».Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.

Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…(3 часа).

Хроника августовских событий. Версия М.С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года.



Методическая литература.

1.Элективный курс. Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России. Составитель Е. Н. Сорокина.-Волгоград : Учитель 2006год































Календарно-тематическое планирование.

1 час в неделю.

34 часа.


Содержаниеобучения.

Разделы, темы.

Количество

Часов.

Форма проведения

Занятий.

Дата.

1.

Проблемы модернизации в развитии России 20 века.

2 часа.

Практикум.

Дискуссия с злементами моделирования.


2.

Был ли неизбежен Октябрь ё1917 года?

6 часов

Практикум(2ч.)

Дискуссия в «форме круглого стола» (2ч)

Лекция.

Работа с документами.


3.

Гражданская война: новые подходы.

4 часа.

Пресс- конференция(2ч.)

Альтернативно- проектное моделирование(2ч.)


4.

Индустриализация и командно-административная система.

4 часа

Практикум(2ч)

Деловая игра –обсуждение(2ч).


5.

Коллективизация- трагедия крестьянина труженика?

4 часа

Практикум (2ч.)

Урок –версия (1ч.)

Урок- судебное разбирательство (1ч.)


6.

Триумфальное поражение? (Размышление о советско- финской войне)

2часа

Практикум(1ч)

Дискуссия(1ч).



7.

Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии.

3 часа

Практикум(1ч.)

Семинар с использованием видеоматериалов(2ч)


8.

Страх или свобода?

2 часа.

Урок –исследование(2ч.)


9.

От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое.

4 часа

Практикум(2ч.)

Деловая игра- обсуждение (2ч.)


10. Если бы ГКЧП пришел к Практикум(1ч.)

Власти в августе 1991года… 3 часа Проблемно-проектная

Дискуссия (2ч.).















;

-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!