СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Элективного курса " Неметаллы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа Элективного курса по теме "Неметаллы" для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа Элективного курса " Неметаллы"»

Пояснительная записка


Элективный курс "Неметаллы" предназначен для учащихся 8 классов общеобразовательного уровня. Программа курса составлена на основе концентрического подхода конструирования учебного материала общеобразовательной школы. Теоретическая часть закрепляется фактическим материалом, что позволяет усилить дедуктивный подход к изучению химии.

Актуальность данного курса состоит в том, что он

-соответствует целям и задачам общеобразовательного уровня;

-реализует межпредметные связи с экологией, биологией, социологией, математикой,

-способствует формированию единой научной картины мира, представлениям о естественном происхождении жизни на Земле;

-развивает экологическую и валеологическую культуру школьников.

Предлагаемая программа позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение, а также не только вооружает обучающихся химическими знаниями, но и вызывает стремление к применению этих знаний на практике, участию в трудовой деятельности, в рационального питания и экологии.

Цель курса:

элективного курса является углубление знаний в области химии.

Задачи курса:

-познакомить с многообразием химических соединений, сопутствующих деятельности человека;

-познакомить с возможностью негативного воздействия на человека химических соединений, поступающих в его деятельность в виде хозяйственных, технических, косметических и гигиенических препаратов;

- рассмотреть коварство многих химических реагентов не ограничивающее прямым воздействием, но и в отходном состоянии через канализационные стоки, мусорные отходы и испарение;

-сформировать навыки исследовательской деятельности;

-расширить знакомство с экологическими характеристиками химических соединений; -воспитать у учащихся стремление к осмысленному усвоению материала по химии.

Методы достижения поставленных целей и задач:

- Лекционно - семинарская работа по темам.

- Проведение исследовательско - наблюдательных экспериментов.

- Проведение практических работ.

- Решение расчётных задач.

- Работа с информационными материалами.

- Защита проектов и рефератов.

Содержание курса рассчитано на 34 часа. Значительное место в содержании курса отводится химическому ученическому эксперименту. Практические работы, исследовательская деятельность позволяют учителю активизировать учебный процесс, а учащимся совершенствовать умения и навыки, необходимые для проведения химического эксперимента, развития логического мышления, организации самостоятельной познавательной деятельности, умения выдвигать гипотезы и приходить к правильным умозаключениям. Теоретические знания и навыки, полученные в ходе исследований, позволят учащимся расширить свои знания по разделу химии.

При изучении элективного курса «Неметаллы» отводится достаточное количество часов на решение расчетных задач, выполнение тестов. Программа элективного курса позволяет учащимся осуществлять построение индивидуальной образовательной траектории, преодолевать "школьные границы" и выходить в сферу открытого образования, реализо- вывать свой познавательный интерес.

В результате изучения курса " Неметаллы " учащиеся должны

знать,

-сущность химии как науки;

-состав веществ, их классификацию, свойства;

-нахождение в природе и биологическую роль;

-значение в быту, технике, медицине,

уметь:

-самостоятельно отбирать и анализировать информацию;

-оценивать последствия влияния на здоровье человека «факторов риска» нерационального питания, алкоголя, никотина, наркотиков;

-проводить химический эксперимент и грамотно представлять результаты исследования; - решать расчетные задачи;

-использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни, в выборе профессии.














Учебно – тематический план

Наименование тем курса

всего часов

в том числе




теорети ческий

практич.

семинары, игры и задачи

1

Неметаллы в организме человека

2

1


1

2

Неметаллы в природе

2

1


1

3

Водород - самый легкий элемент

3

1

1

1

4

Кислород и жизнь

6

7

2

2

5

Углерод в неорганических соединениях

4

1

2

1

6

Углерод в органических соединениях

4

1

2

1

7

Азот- элемент жизни

4

1

2

1

8

Фосфор - элемент мысли

3

1

1

1

9

Кремний-элемент литосферы


1

1

-

10

Галогены

4

2

2

-


Итого:

34

12

13

9













Содержание

Тема 1. Неметаллы в организме человек 2ч

Лекция. Из 100 % - 98% неметаллов в организме человека.

Состав веществ живых организмов. Макроэлементы организма. Продукты питания, содержащие макроэлементы.

Семинар. Вопросы для обсуждения

  1. Неметаллы-основа живых организмов.

  2. Неметаллы необходимые живым организмам.

  3. Неметаллы опасные для живых организмов.

Тема 2 Неметаллы в природе 2ч.

Лекция. Из 109 элементов - 22 неметалла

Неметаллы в природе.: космосе, атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере.


Семинар. Вопросы для обсуждения:

1 Голубая планета. 2 Что ждет нас в будущем. 3 Бесконечный круговорот.

Тема 3. Водород - самый лёгкий элемент Зч.

Лекция. Водород - простое вещество. Водород в природе.

Состав молекулы. Физические и химические свойства. Соединения водорода: вода, природный газ. нефть.

Практическое занятие. Получение и свойства водорода.

Задачи. Определение массового состава веществ.

Тема 4. Кислород и жизнь 6ч.

Лекция: Атмосферный кислород.

Состав воздуха. Получение кислорода в промышленности.

Лекция: Кислород и озон.

Состав молекул кислорода и озона. Применение кислорода в бпромышленности, быту и медицине.


Практическое занятие: Получение кислорода.

Практическая работа: Природные соединения кислорода.

Семинар. Вопросы для обсуждения:

1 .Открытие кислорода. 2.Круговорот кислорода в природе.

Игра: Химическая викторина.

Тема 5. Углерод в неорганических соединениях-4ч

Лекция: Аллотропия углерода.

Графит, алмаз, карбин. Сходства и отличия аллотропных видоизменений углерода.

Практическая работа: Получение «лимонада»

Практическая работа: «Если мы геологи»

Игра: Кто первый? (знание хим. формул)

Тема 6.Углерод в органических соединениях-4ч

Лекция: Углерод уникален.

Строение атома углерода. Спокойное и возбуждённое состояние углерода.

Практическая работа: Составление структурных формул соединений.

Практическая работа: Шаро- стержневые модели соединений углерода.

Задачи: «Почему газ коптит»

Тема 7. Азот- элемент жизни -4ч.

Лекция: Азот - простое вещество.

Строение молекулы. Инертность молекулы азота.

Практическая работа: Природные соединения азота.

Практическая работа: Азотные удобрения.

Игра: Химическая угадайка.

Тема 8. Фосфор - элемент мысли -Зч.

Лекция: Фосфор - простое вещество.

Строение молекулы. Аллотропия фосфора. Применение фосфора.

Практическая работа: Природные соединения фосфора.

Задачи: Определение массовой доли элемента.

Тема 9.Кремний - элемент литосферы 2ч.

Лекция: Кремний твёрдый, как кремень.

Практическая работа: Соединения кремния дома и в природе.

Тема 10. Галогены - 4ч

Лекция: Биологическое значение галогенов.

Лекция: Получение и применение галогенов.

Практическая работа: Определение галогенов в соединениях.

Практическая работа: Природные соединения галогенов.
























Литература

1.Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. - М: АСТ-Пресс,1999.

2.Беккерт М. Мир неметаллов. - М: Мир,1980

3.Большая детская энциклопедия/химия/ - Русское энциклопедическое товарищество, 2001

4.Габриелян, О.С. Наст книга учит химии. /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Блик. 2001.

5.Кузьменко, И.Е. Начала химии. /Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин,В.А. Попков. - Экзамен, 2004.

6.Пичугина, Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. /Г.В. Пи-чутина. - М.: Дрофа, 2004.

7.Трифонова Д.И. Энциклопедический словарь юного химика. - М.:Педагогика - Пресс, 1999




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!