Программа элективного курса.
«Графики функций содержащих модуль».
Пояснительная записка
Навыки построения графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступать на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовится к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль, и, безусловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 8-9 классах, так и на факультативных и дополнительных занятиях. Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимся системой математических знаний и умений данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.
Цель: создание учащимся условий для обоснованного выбора профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала на основе расширения представлений о графиках основных функций.
Данный курс рассчитан на 8 часов, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу и итоговую домашнюю практическую работу.
Занятие 1. Графики функций вида y=| k1x + b1 | +| k2x + b2 |
Цель: научиться строить графики функций вида y=| k1x + b1 | + | k2x + b2 |
Объяснение:
Для построения графиков функций, содержащих выражения под знаком модуля, сначала находят корни выражений, стоящих под знаком модуля (нули модуля). Эти корни разбивают числовую прямую на промежутки. График строят в каждом промежутке отдельно.
ПРИМЕР: построить график функции y=| 2x - 4 | + | 6 + 3x|
Решение: находим корни каждого выражения, стоящего под знаком модуля:
2x – 4=0; 6 +3x=0
x = 2 x = -2
В результате ось OX разбиваем на три промежутка. В каждом промежутке выражение, стоящее под знаком модуля, имеет определенный знак, т. к.
x, если x ≥ 0
|x|=
-x, если x ≤ 0
Опускаем знаки модуля, беря выражения в каждом промежутке с соответствующим знаком.
x
-2 ≤ x ≤ 2, y = -(2x - 4) + (6 + 3x) = x + 10
x 2, y = 2x – 4 + 6 + 3x = 5x + 2
Строим графики полученных
функций в каждом промежутке. При правильном построении в области определения график должен представлять непрерывную линию.
2 способ (метод вершин).
Функция y=| 2x - 4 | + | 6 + 3x| определена на всей числовой прямой. Графиком функции является ломаная линия с вершинами в точках x = 2; x = -2.
Найдем ординаты этих точек.
y(2) = 0 + |6 + 6| = 12;
y(-2) = |-8| + 0 = 8
Значит, вершинами ломаной являются точки (2; 12) и (-2; 8). Используем еще две дополнительные точки :
x = -3, y(-3) = |-6 - 4| + |6 - 9| = 10 + 3 = 13
x = 2.5, y(2.5) = |5 - 4| + |6 + 7.5| = 1 + 13.5 = 14.5
т. е. точки (-3; 13) и (2.5; 14.5) и построим график функции.
Закрепление.
Построить графики функций:
1) y = |x - 1| + |x + 3|
2) y = |1/2x - 2| - |1/2x + 2|
3) y = |1/3x - 2| + |3 + 2/3x| - 3
Домашнее задание.
Построить графики функций:
1) y = |x + 1| + |x - 1|
2) y = |x + 3| - |0.5x - 1| + |0.5x + 2|
Занятие 2 (лекция). Построение графиков функций, содержащих модули.
Цель: научиться строить графики функций вида y = |f(x)|, y = f(|x|), |y| = f(x)
Объяснение.
ПРАВИЛО 1: График функции y = |f(x)| получается из графика функции y = f(x) следующим образом:
часть графика y = f(x), лежащая над осью ОХ, сохраняется, а часть его, лежащая под осью ОХ, отображается симметрично относительно оси ОХ.
Пример: y = |x2 - 4|
ПРАВИЛО 2: График функции y = f(|x|) получается из графика функции y = f(x) следующим образом:
при x 0 график функции y = f(x) сохраняется, и построенная часть графика отображается симметрично относительно оси OY.
Примеры: 1) y = x2 - |x| - 6 2) y = x2 – 5|x| + 6
ПРАВИЛО 3: Т. к.
y = f(x), для x, где y ≥ 0
|y| = f(x) =
y = -f(x), для x, где y
Для построения графика функции |y| = f(x) достаточно построить часть графика y = f(x) для тех х из области определения функции, при которых y 0 и отобразить полученную часть графика симметрично оси ОХ.
Примеры: 1) |y| = x 2) |y| = x2
y = x, при y ≥ 0
|y| = x =
y = -x, при y
Домашнее задание.
Выучить правила построения графиков и привести примеры на каждое правило.
Занятия 3 – 4 (практикумы). Построение графиков функций, содержащих модули (по правилам).
Цель: закрепить построение графиков с применением правил.
Проверка выполнения домашнего задания.
1) Устный опрос: рассказать правила построения графиков, содержащих модули, привести примеры.
2) Какими способами можно выполнить построение графиков функций: а) y = 2|x| - 1
б) y = |2x - 1|
Выполнение упражнений.
1) y = |1/x| 2) y = x2 – 5|x| + 6
3) y = |x2 – 5x + 6| 4) |y| = x2 – 5x + 6
5)|y| = -x2 + 5x – 6
Домашнее задание.
Построить графики функций:
1) y = |1/(x - 3) + 2|
2) y = x2 – 4|x| + 1
3) |y| = x2 – 4x + 1
Занятие 5. Построение графиков различных функций, содержащих модули.
Цель: научить строить графики функций, содержащих модули, не подчиняющихся правилам.
Повторение изучаемого материала.
1) Как построить графики функций y = |f(x)|, y = f(|x|), |y| = f(x)
2) Построить график функции |y| = 2x – 1 – двумя способами.
Выполнение упражнений.
1) а) y = x|x| - 2x и б) y = x|x| + 2x
Заметим, предварительно, что обе функции нечетные. Вопрос: как располагаются графики этих функций?
а) x ≥ 0, значит y = x2 – 2x б) x ≥ 0, значит y = x2 + 2x
x y = -x2 – 2x x y = -x2 + 2x
2) y + |y| = x, то x = 2y, т. е. y = x/2, если y 0 и x = 0, если y
3) y = x|y|, то x = y/|y|, тогда
x = 1, если y 0
x = -1, если y
x – любое число, если y = 0, т. к. 0 = x∙0
x2, если x
4) y = x|x| =
-x2, если x
x2, если x 0
5) y = x3/|x| = -x2, если x
не существует, при x = 0
Домашнее задание.
Построить графики функций:
1) y = 3x + |x|
2) y = |- x2 – x + 2|
3) y = 2x - |x - 3|
4) y = x2 – 4|x| + 3
Занятия 6 – 7. Построение графиков функций, содержащих несколько модулей.
Цель: Научить строить графики функций, подчиняющимся сразу нескольким правилам построения. Контроль усвоения темы: «Построение графиков функций содержащих модули».
Выполнение упражнений.
1) |y| = 2|x| - 4
Рассмотрим, что является графиком
уравнения в каждой их четвертей.
В I четверти будем иметь: y = 2x – 4;
Во II четверти: y = -2x – 4;
В III четверти: -y = -2x – 4, y = 2x + 4;
В IV четверти: -y = 2x – 4, y = -2x + 4;
Строим график уравнения.
Этот прием можно использовать для решения неравенств.
2) На координатной плоскости отметьте множество точек,
для которых |x| + |y| ≤ 4.
В I четверти будем иметь: x + y ≤ 4, y ≤ -x + 4;
Во II четверти: -x + y ≤ 4, y ≤ x + 4;
В III четверти: -x - y ≤ 4, y ≤ -x - 4;
В IV четверти: x - y ≤ 4, у≥х-4.
Используя это, получим:
3) На координатной плоскости отметьте множество точек,
для которых |x| + x = |y| + y
В I четверти будем иметь: 2x = 2y, y = x;
Во II четверти: -x + x = y + y, 2y = 0, y = 0;
В III четверти: -x + x = y + y, 0 = 0, т. е.
каждая точка III четверти удовлетворяет
данному соотношению
В IV четверти: x + x = -y + y, x = 0.
Изобразим все это на координатной плоскости.
4) На координатной плоскости отметьте множество точек,
координаты которых x и y удовлетворяют соотношению
|x - 2| + |y + 1| ≥ 1.
Начертим оси координат и проведем прямые x = 2 и y = -1.
Прямые разбили плоскость на 4 части,
каждую из которых назовем четвертью;
пронумеруем их против часовой стрелки
В I четверти будем иметь: x – 2 + y + 1 ≥ 1,
y ≥ -x + 2;
Во II четверти: -x + 2 + y + 1 ≥ 1, y ≥ x - 2;
В III четверти: -x + 2 - y - 1 ≥ 1, y ≤- x ;
В IV четверти: х-2-у-1≥1, у≤х-4.
Изобразим все это на координатной плоскости.
Самостоятельная работа.
Построить графики функций.
1 вариант 2 вариант
1) y = |2x + 1| + |x - 1| 1) y = |x - 2| - |x - 3|
2) y = -x2 + 6|x| - 8 2) y = |-x2 + 6x - 8|
3) |y| = x2 - 2x 3) |y| = 6x - 2x2
Дополнительное задание
y = |x2 – 4|x| + 3| y = |0.5x2 – 2|x||
Домашнее задание.
Учащиеся, которые делали 1 вариант, записывают задания 2 варианта, а те, которые делали 2 вариант – задания 1 варианта.
Занятие 8. Обобщающий урок по теме «Графики функций содержащих модуль».
Цель: обобщить и углубить знания по данной теме.
1) Повторение теоретического материала
2) Повторение способов построения графиков
Выполнение упражнений.
Построить графики:
1) y = x|x - 4| 2) y = (x - 3)(|x| + 1)
3) y = |x - 3|(x + 1) 4) y = (|x - 2|/(2 - x))(x2 – 2x)
5) y = |||x| - 2| - 1| 6) y = 4x2 – 4x2|x| + x4
Домашнее задание – практическая работа.
Выполнить на альбомных листах построение графиков функций:
1) |y| = ||x2 – 2x| - 7| 2) y = |x2 +4|x| -5|
3) y = |1/|x| - 3| 4) y = x2 + 2x - |2x + 4|
5) y = x|x - 3| - 3x + 8 6) |y| = 4/|x + 1|
7) y = |x2 – 4|x|| 8) |y| = x2 – 4|x| + 3
9) |y| = x2 – 2|x| + 1 10) y = ||x - 3|(x + 1)|
11) |y| = |x2 - 5x + 6| 12) y = |x| - x2
13) |y| = x2 + 3|x| 14) y = x|x| + 2x
15) y = |x|x – 2x 16) |y| = |0.5x2 -2|x||
Тематическое планирование
учебного материала.
Тема | Кол-во часов | Технология реализации |
Графики функций вида y=| k1x + b1 | + | k2x + b2 | | 1 | лекция, практикум |
Построение графиков функций y = |f(x)|, y = f(|x|), |y| = f(x) | 1 | лекция |
Практикум по построению графиков функций, содержащих модули (по правилам). | 2 | беседа, практикум |
Построение графиков различных функций, содержащих модули. | 1 | практикум |
Построение графиков функций, содержащих несколько модулей. Самостоятельная работа. | 2 | лекция, самостоятельная работа |
Обобщающее занятие, по теме «Графики функций содержащих модуль». | 1 | беседа, практикум |