СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Лазоревая степь"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Лазоревая степь» (донской фольклор) художественной направленности  ориентирована  на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу  духовного и культурного опыта Донских традиций и обычаев, воспитанию творческой личности. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка. 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Лазоревая степь"»



Утверждено приказом

МБОУ Мечетинской СОШ

от 05.04.2015 №457

Директор МБОУ Мечетинской СОШ

_____________ Л.В.Недоведеева



Дополнительная образовательная программа кружка

«ЛАЗОРЕВАЯ СТЕПЬ»

(донской фольклор)

Для лагеря с дневным пребыванием детей «Космический дом»

муниципальное бюджетное общеобразователное учреждение

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района Ростовской области



на 2015 -2016 учебный год.









Автор: Володин Сергей Евгеньевич



Пояснительная записка

Программа «Лазоревая степь» (донской фольклор) художественной направленности ориентирована на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта Донских традиций и обычаев, воспитанию творческой личности. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.

Актуальностью программы является необходимость воспитания в детях, начиная с раннего возраста, духовности, формирования социально активного мировозрения, элементов гражданственности, используя национальный, в частности, региональный фольклор. Донская земля богата народными традициями. Педагогически направленное освоение народных традиций позволяет решить многие проблемные ситуации, сложившиеся, например, в музыкальной культуре, это отчуждение значительной массы подростков и молодежи от народного творчества, формирование их вкусов на восприятие массовой культуры.

Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень нравственно – бытовой и художественно – эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призваны поддерживать школы и учреждения дополнительного образования. Именно они вместе с семьей, школой, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью, в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной культуры, помочь найти свое любимое занятие, вид творческой деятельности.

Историческая особенность станицы Мечетинской, её многонациональный состав, сохранение народных традиций, преемственность поколений, дают почву для воспитания национального мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания, формирования положительных, общественно ценных интересов.

Существующие программы по фольклору меня не устраивали, поэтому появилась необходимость создания программы «Лазоревая степь» (Донской фольклор). Программа рассчитана на 1 год обучения, осенняя, весенняя , летняя смены. Возраст детей от 10 до 15 лет. Программа «Лазоревая степь» является комплексной, альтернативной формой духовно – нравственного развития подрастающего поколения.

Данная методика - система поэтапного введения детей через мир народного творчества в коренные проблемы нравственности и человеческого бытия. Опора на духовный потенциал народного творчества помогает воспитывать не только образованных, но и нравственно сильных людей. Гарантия этого – изучение всего лучшего, что собрано и отшлифовано народом в течение столетий.

В основе программы лежат идеи бережного отношения к казачьей песне, проявления интереса к изучению истории малой Родины, народных традиций и обрядов, потребности к творчеству.

Новизна программы состоит в том, что она позволяет охватить Донской фольклор как целостное явление через исполнение песен, обрядов, изучении истории родной станицы и её жителей (исторических героев, знаменитостей, передовиков, которые прославили не только станицу, имеют заслуженные награды перед Родиной), используются материалы по истории, географии, этнографии, ИЗО, устному и музыкальному казачьему народному творчеству. Применяются оригинальные, эффективные формы воспитательной работы: тематических праздников, участие в народных праздниках, организации фольклорных фестивалей, походов, экскурсий, посещении концертов.







Цель настоящей программы – воспитание детей в духе любви к Родине, через изучение истории и культуры родного края; закладывание элементов гражданской культуры.

Задачи программы:

  • формирование кодекса гражданской чести и национального достоинства, элементов гражданственности;

  • нравственное, этическое воспитание учащихся;

  • развитие эстетического и художественного вкуса учащихся на основе лучших образцов песенного, инструментального, хореографического творчества казаков;

  • развитие умственных, познавательных, творческих способностей на материале казачьего фольклора;

  • формирование основных понятий о стиле, жанрах и средствах художественной выразительности народного творчества.























УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

дата

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

02.11.

Знакомство с понятием «казачество» как этнической общности населения юга России, истоками любви казаков к родному краю, вольнолюбию

1

2.

03.11

Донские казаки.

1

3.

05.11

Казачьи атаманы, герои; составляющие их авторитета

1

4.

06.11

Культура и быт казаков

1

5.

07.11

Казачий военный и бытовой костюм

1

6.

28.03

Казачья справа как символ и фактор принадлежности к сообществу.

1

7.

29.03

Обряд посвящения в казаки и его гражданская сущность

1

8.

30.03

Служба в армии. Проводы казака на службу как гражданский ритуал.

1

9.

31.03

Служба в армии. Обряд похорон казака, погибшего на чужбине.

1

10.

01.04

Казачий домострой. Старики – хранители обычаев.

1

11.

01.06

Традиции в домострое (в формах застолицы и беседы).

1

12.

02.06

Межличностные отношения в домострое (родство, свойство, побратимство).

1

13.

03.06

Дизайн казачьего быта.

1

14.

06.06

Одежда казачки. Продолжение и углубление темы.

1

15.

07.06

Героический эпос донских казаков как отражение их гражданского мировоззрения

1

16.

08.06

Донские предания.

1

17.

09.06

Песни Дона о героях.

1

18.

10.06

Песни Дона о героях.

1

19.

11.06

Героизм казачества на службе и в быту

1

20.

13.06

Казачьи атаманы – национальные герои России.

1

21.

14.06

Казачьи атаманы – национальные герои России.

1

22.

15.06

Выдающиеся казаки станицы – национальные герои России

1

23.

16.06

Устный, песенный фольклор станицы

1

24.

17.06


Героическая драма «Степан Разин», отражает ответственность казаков за судьбу народа России и их гражданскую активность

1

25.

18.06

Песенная культура казачества в представлениях учеников

1

26.

20.06

Жанр устного творчества донских казаков (предания)

1

27.

21.06

Заклички, загадки пословицы казачьи заповеди

1

28.

22.06

Фестиваль казачьей песни

1

29.

23.06

Знакомство с историческими памятниками станицы

1

30.

24.06

Взаимосвязь героической истории государства и песенной культуры казачества.

1

31.

27.06

Урок концерт

1

Итого:


31час

Дополнительные часы программы «Лазоревая степь»

(донской фольклор)

1.

10.12

Экскурсия в музей станицы Мечетинской

2часа

2.

14.05

Поход и экскурсия дома-музея Ф.В. Токарева

2часа
















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.



Раздел учебной программы с указанием количества часов

Содержательные линии

Происхождение, занятия и общественная жизнь казаков, их духовные приоритеты. Введение.– 5часов

Знакомство с понятием «казачество» как этнической общности населения юга России, истоками любви казаков к родному краю, вольнолюбию

Обоснование религиозно – территориальных основ казачьего менталитета.

Выявление обстоятельств формирования казачьих воинских подразделений на юге России, исторического обоснования их принадлежности и служения к российскому государству; усиления военной ориентации донских казаков, их конфедеративных настроений.

Определение содержания понятия «национальный герой», лидер, атаман (условия его авторитета).

Знакомство с историей эмиграции части казачества, в связи их борьбой за независимость Дона, свободолюбием казаков и их ответственностью за судьбы соотечественников.

Формирование интереса к культурным семейным традициям, осознания необходимости возрождения сохранения традиционной культуры казачества;

Показ взаимосвязи внешнего облика казаков и исторических и военных событий в жизни казачества.

Продолжение формирования осознания необходимости возрождения и сохранения традиционной бытовой культуры;

Казачество как военно – патриотическая община российских граждан. -5часов


Формирование представлений о гражданской ответственности казаков различных территориальных объединений и исполнении ими гражданского долга в служении российскому государству

Дальнейшее ознакомление с военной деятельностью казачьих объединений и принадлежности казаков к российскому государству.

Показ своеобразной атрибутики военного быта, обусловленного мировоззрением, традиционной моралью и приверженности казаков к святыням – символам; изучение отношения современных детей к символике.

Дальнейшее формирование представлений о бытовых традициях казаков и их связи с морально – нравственными установками казачества.

Обозначить важность ритуала посвящения в казаки как проявления свободы выбора и ответственности за судьбы Родины и соотечественников, и военные традиции казачества.

Продолжение формирования чувства защитника Родины, гражданина своей страны

Семейно – бытовые традиции казаков. Их охранительная сущность.

10 часов

Показ значимости опыта старого поколения как хранителя культурных обычаев и традиций прошлого, значимости святынь – символов в жизни казаков; роли в жизни общины старшего поколения как хранителя традиционной культуры казаков.

Продолжение знакомства с условиями жизни казаков, как культурным контекстом казачьего быта.

Расширение представлений о быте казаков и отражении в нем исторических, религиозных, культурных традиций казаков.

Знакомство с историей возникновения стиля бытовой казачьей одежды, являющегося отражением исторической и культурной памяти, свободолюбия и независимости казаков. Мужской костюм.

Продолжение знакомства с историей возникновения стиля бытовой казачьей одежды. Женский костюм.

Закрепление полученных в течение смены знаний и навыков

Культурное наследие казаков как «школа» формирования гражданской культуры. Активизация культурологического аспекта – 11 часов

Знакомство с эпосом донских казаков – литературным историческим памятником, содержащим гражданские мотивы.

Формирование представлений о необходимости сохранения литературных исторических памятников казачьего творчества.

Формирование установок на необходимость осознанного сохранения памяти о национальных героях и их гражданских поступках

Продолжение формирования чувства любви к «малой» родины. Продолжение работы над установлением взаимосвязи героической истории государства и песенной культурой казачества в представлениях учеников ответственности за судьбу своего народа.

Проверка знаний и умений, полученных в течение смены, обобщение полученных знаний.




Формы работы с детьми

• Вокальные занятия

• Проведение праздников.

• Просмотр фильмов, использование мультимедийной установки, аудиозаписей.

• Экскурсии по станице.

• Организация выставок.

Формы работы

История возникновения казачества как народа (историческая справка)

Изучение внешнего и внутреннего убранства жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды).

Знакомство с традиционным укладом жизни казаков, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.

Знакомство с забавами донских казаков, с устным народным творчеством.

Предполагаемый результат

   Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества и Донского края.

Приобщение к опыту культуры казачества, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, отношений со взрослыми и сверстниками.

Потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла.

Ответственность за свои дела и поступки.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Воспитание гражданской культуры школьников на основе южнорегионального казачьего фольклора М.И.Резникова д.п.н. «Тагос»2010г.

  2. Донские казачьи сказки. – Ростов н/Д: ООО «КСС», 2010.

  3. Небратенко Г. Г. Обычаи вольного казачества (XVI – начало XVIIIвв.): Монография/ Г. Г. Небратенко. – Ростов н/Д: Изд – во «Артель», 2010.

  4. Фокеев А. Л. Неиссякаемый источник. Устное народное творчество. – Саратов: Лицей, 2010.

  5. Ансамбль «Донские казаки» - CD.

  6. Ансамбль «Кубанские казаки» - CD.

  7. Ансамбль «Казачка» - CD.

  8. Интернет ресурсы. Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

  9. . Народная музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://narod.chubrik.ru





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зайдинер В,И., Ковынева С.А. Станица моя – Мечетинская –Ростов-на-Дону: ТЕРРА ПРИНТ 2009

2. Б.А. Алмазов Казаки; С- Петербург «ЗОЛОТОЙ ВЕК» «ДИНАМИТ» -1999г.

3. Зайдинер В,И., Ковынева С.А. Юбилей станицы Мечетинской; Ростов-на-Дону: ТЕРРА ПРИНТ 2009

4. Зайдинер В,И., Ковынева С.А Край мой родной; Ростов-на-Дону: «ГЕРЕСТ» 1999г.

5.В.П. Водолацкий, А.П.Скорик, Р.Г.Такиджьян; Казачий Дон Очерки истории и культуры Ростов-на-Дону: ТЕРРО 2005г.

6. Забегайлов Г.И. За Доном за рекой; Ростов-на-Дону ТЕРРА ПРИНТ 2009г.

7. Шишов А.В. 100 Великих казаков; М.;Вече 2007г.


8. Руденко Т.С. Донские казачьи песни; Ростов-на-Дону 2006г. ВКО Всевеликое Войско Донское


9. Ходарев В.В. Детские казачьи игры и забавы; Ставрополь РОО центр про-

поганды казачества 2011

10. Астапенко М.И. Славен Дон ; Ростовское книжное издательство 2005г.

11. Сухоруков В.Д. Исторические описания Земли Войска Донского; Общежитие Донских казаков; Ростов-на-Дону ООО ТЕРРА 2005г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!