СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа летнего школьного лагеря "По дорогам земли русской"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа летнего школьного лагеря  "По дорогам зели русской" 

Просмотр содержимого документа
«Программа летнего школьного лагеря "По дорогам земли русской"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Программа «По дорогам земли русской» лагеря с дневным содержанием «Солнышко» МОУ СОШ №1

Основание для разработки

программы

  • Конвенция ООН о правах человека;

  • Конституция РФ;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 24-ФЗ;

  • Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;

  • Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;

  • Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.969-00 от 2.02.2001 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»;

  • Программа «Мы маленькие граждане своей большой страны»

Разработчик программы

Чернышова Н.А.- старшая вожатая


Цель программы

Организация летнего отдыха детей и создание условий для их физического и психического оздоровления; формирование гражданско-патриотической позиции

Основные задачи программы

- укрепление физического здоровья детей;

- организация интересного досуга детей;

- ознакомление с историей, традициями и обычаями русского народа;

- воспитание любви и ответственности по отношению к природе;

- развитие и реализация творческого и познавательного потенциала, потребности в самовыражении детей;

- развитие коммуникативных и организаторских способностей детей;

- воспитание культуры поведения и потребности в здоровом образе жизни.

Контингент участников программы

Учащиеся 1- 4 классов МОУ СОШ №1 муниципального района город Нея и Нейский район

Объем и источники финансирования

Фонд социального страхования; родительские деньги

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

• оздоровление детей, улучшение физического и духовного состояния;

• формирование ценностного отношения к основам отечественной культуры, природе, окружающему миру;

• выработка положительной мотивации к здоровому образу жизни;

• формирование умения жить в коллективе, активности, инициативы, взаимовыручки.


Исполнители программы

Педагоги и учащиеся 1- 4 классов МОУ СОШ №1


Срок реализации программы

Июнь 2009 г.

Основные мероприятия

Сюжетно-ролевая игра «По дорогам земли русской»





«Крепит к Отечеству любовь сынов российских

дух и руку…»


М.Ломоносов








Пояснительная записка


Создание условий для формирования и совершенствования личности, неравнодушной к судьбе Отечества, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и свой край, формирование личности, осознающей гражданский смысл собственной жизнедеятельности – приоритеты воспитательной работы, особенно актуальные на современном этапе.

Патриотическим воспитанием необходимо заниматься с раннего детства: воспитывать в ребенке такие качества, как уважение, любовь и гордость к своей Родине, прививать знания о культуре, истории, традициях и обычаях своего народа.

   Программа «По дорогам земли русской» направлена на решение данных задач. Механизм реализации программы предусматривает создание условий не только для восстановления физического и психического здоровья детей в летнее время, но и ознакомление в увлекательной, ненавязчивой форме с историей и культурой своего народа, страны; позволяет детям проявить себя, свою инициативу, активность, самореализовываться.

Программа рассчитана на реализацию в течение 18 дней в период летних каникул на 2009 год.







Цель программы: Организация летнего отдыха детей и создание условий для их физического и психического оздоровления; формирование гражданско-патриотической позиции.

Основные задачи программы:

- укрепление физического здоровья детей;

- организация интересного досуга детей;

- ознакомление с историей, традициями и обычаями русского народа;

- воспитание любви и ответственности по отношению к природе;

- развитие и реализация творческого и познавательного потенциала, потребности в самовыражении детей;

- развитие коммуникативных и организаторских способностей детей;

- воспитание культуры поведения и потребности в здоровом образе жизни.


Принципы, на основе которых реализуется программа:

- целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);

- психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);

- индивидуализация (каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере).


Функции программы:


- воспитательные,

- образовательные,

- культурологические,

- психотерапевтические,

- коммуникативные.

Направления деятельности:


- Страна, в которой я живу.

- В здоровом теле здоровый дух.

- Без дела не сидится! Лениться – не годится!

- С друзьями вместе.

В работе по основным направлениям программы используются различные формы деятельности.

Направление «Страна, в которой я живу».

Цель: воспитание любви к родному краю, формирование уважительного отношения к своей национальности, культуре, языку, традициям и обычаям, изучение истории и культуры Отечества и родного края.

Формы работы:

- праздник «Березка-именинница» в Троицын день;

- конкурс чтецов и театральных постановок «Что за прелесть эти сказки!»;

(ко Дню рождения А.С.Пушкина.);

- викторина «России верные сыны»;

- «Праздник славянской письменности»;

- интеллектуальная игра «Ума палата»;

- фольклорный программа «Праздник пастушков» (Егорьев день на Руси);

- Познавательная конкурсная программа «Яблочные веселинки» (Яблочный спас);

- участие в торжественном митинге, посвященном 68 годовщине начала ВОв;

- конкурс рисунков и поделок «Мой край родной».

Направление «В здоровом теле здоровый дух».

Цель: формирование у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Формы работы:

- утренняя зарядка;

- утренняя пробежка;

- военно-спортивная игра «Достоин будь награды русской»;

- спортивные соревнования;

- «Игры на поляне»;

- спортивные конкурсы «Богатырские забавы»;

- работа Общества чистых тарелок.

Направление «Без дела не сидится! Лениться – не годится!».

Цель: формирование у детей трудовых навыков, воспитание бережного отношения к природе, окружающему миру.

Формы работы.

- операция «Книжкина больница»;

- конкурс песочных фигур «На все руки мастера»;

- уборка территории лагеря;

- дежурство по столовой;

- конкурс рисунков и поделок «Мой край родной».


Направление «С друзьями вместе».

Цель: развитие творческих способностей, инициативы, коммуникативных умений и навыков.

Формы работы:

- игровая программа по правилах безопасности на дороге;

- танцевальный марафон;

- конкурсные программы «Давайте познакомимся», «Кадрильные затеи», «Матрешек русских хоровод»;

- конкурс авторских стихов и сочинений о лагере;

- конкурс «Самый-самый»;

- поиск «клада Кощея»

- концерты;

- работа школьного радио (поздравления именинников);

- посещение кинотеатра;

- Ярмарка.

Игровой сюжет

Дети делятся на три дружины по возрастному принципу. У каждой дружины есть свое название, девиз, походная песня. Возглавляет дружину старший дружинник.

Каждый день дружины собираются на вече (линейка, лагерное мероприятие в зале).


Дружины отправляются в поход по дорогам земли русской, исполняя указы старшего воеводы (старшей вожатой) и младших воевод (вожатых).


За порядком в дружинах следят бояре (воспитатели), они же оценивают выполнение заданий дружинами, (Боярская дума). Голова (начальник лагеря) заботится о провизии, порядке в стане.



Система поощрения


За выполненные поручения дружинники получают награду («денежки»). Дружины соревнуются между собой на протяжении всего пути и готовятся отправиться на «Ярмарку». Дружина - победитель получает дополнительное вознаграждение. Дружинники, получившие большее количество «денежек» имеют возможность приобрести лучшие товары на Ярмарке.



Механизм отслеживания результативности программы

Диагностика результативности программы осуществляется методами наблюдения, тестирования в ходе проведения игр, коллективных творческих дел и спортивных соревнований, написания мини-сочинений.



Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

• оздоровление детей, улучшение физического и духовного состояния;

• формирование ценностного отношения к основам отечественной культуры, природе, окружающему миру;

• выработка положительной мотивации к здоровому образу жизни;

• формирование умения жить в коллективе, активности, инициативы, взаимовыручки.



Смета лагеря


Кол-во дней

Кол-во детей

Стоимость дня

Итого

Родительская плата

Всего

Лагерь

«Солнышко»

18

76

67

91656

11080,8

102736,8



.




Приложение 1

План работы лагеря «Солнышко»

День 1


«Давайте познакомимся»



День 2

День рождения А.С.Пушкина

«Что за прелесть эти сказки»

День 3

Троицын день

«Березка - именинница»




День 4

Открытие смены/

Спортивные соревнования

«В здоровом теле здоровый дух»

День 5

Принимаем гостей.

Игровая программа по правилам дорожного движения./

«На все руки мастера»


День 6

Поход в кино/

Викторина «России верные сыны»


День 7

Конкурс авторских стихов о лагере, дружинные дела




День 8

Поход в кино

«Богатырские забавы»

День 9

Праздник славянской письменности/ «Книжкина больница»

День 10

«Кадрильные затеи»/

Конкурс рисунков и поделок

«Мой край родной»

День 11


«Ума палата»/

Игры на поляне


День 12

Егорьев день на Руси.

Праздник пастушков/

Дружинные дела

День 13


Подготовка к смотру строя и песни


День 14


22 июня

Участие в городском митинге/ Военно-спортивная игра

«Достоин будь…»



День 15


«Матрешек русских хоровод»


День 16

Скоро

Яблочный спас!

«Яблочные веселинки»


День 17


Клад Кощея /

«Самый памятный день»

День 18


Закрытие смены/

Ярмарка



Приложение 2

«Что за прелесть эти сказки!»

Конкурс чтецов и инсценированных сказок к дню рождения А.С. Пушкина


Цель: популяризация произведений А.С.Пушкина; развитие навыков выразительного чтения, творческих способностей.

Подготовительная работа:

- отряды готовят инсценировку отрывка из сказки Пушкина, отдельные участники – стихотворение наизусть;

- оформление сцены;

- музыкальное сопровождение: «Живая вода - Думка»:

- м/ф «Сказка о царе Салтане…»


Ход мероприятия

Скоморох:

Что за прелесть эти сказки!

Пушкин знатный был рассказчик!

Лишь коснусь страниц рукой,

Потеряю свой покой!

Салтан на троне: Ой! Ой-ой-ой!

Ск: Это, весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате –

На престоле и в венце,

С грустной миной на лице.

Допустил Салтан беду:

Утратил сына и жену.

Его, пожалуй, не утешишь.

Поверил недругам – был грешен.

Но надобно развеселить

Иначе царству грустным быть.

Может, кто его потешит,

Сказочкой какой утешит?

Отвечайте сей же час:

Есть такие среди вас?

……

Сказки Пушкина знаете?

……

Сейчас проверим. Отгадайте мои загадки.


Для попа он кашу сварит,

И водицы принесет,

И любую службу справит,

Только денег не возьмет.

С ним беда - не беда.

Служит у попа … (Балда).


Вместе с матерью царицей

Плыл по морю в бочке он,

Со злым коршуном сразился…

А зовут его … (Гвидон).


Он искал свою невесту

Средь лесов, среди полей,

А нашел в гробу хрустальном

Королевич …(Елисей).


Исполняет все желанья,

Коль поймать ее сумел.

Коли добр, без притязаний

Желаньям знаешь ты предел.

Вспоминай ее с улыбкой.

Это … (Золотая рыбка)


Чародей ему не страшен –

Пусть уносит к небесам.

За красавицу Людмилу

Тут сражается … (Руслан)

Кто Дадону услужил

И на время одолжил

Петушка, что всем поет?

Ну конечно… (Звездочет)


Царь – батюшка, не унывай,

Гостей скорее принимай!

Уж они тебя утешат –

Сказками тебя потешат.

(Гости заходят, кланяются царю. Выступление 3 отряда)


Царь: Хорошо.

А еще меня потешьте

Гости, старика утешьте!

Три ларца , а в них задание.

Мы устроим состязание.

Ск. Царь-батюшка приказал по одной девице или одному молодцу к трону явиться, чтобы в математике отличиться.

(В ларцах записки: Черномор, 33 богатыря, 3 девицы, 7 богатырей, 2 сына царя Дадона, золотая рыбка, чернавка. Задание: вычислить сумму людей)


Царь: Эх, жаль гости ушли.

Ск: Не печалься, царь-батюшка. Там другие дожидаются.

Царь: Зови скорей!

(Гости заходят, кланяются царю. Выступление 2 отряда)


Ск: Повеселел ли ты, батюшка?

Царь: Немного.

Но чудо лишь тогда случится,

Если смогут отличиться 3 участника.

Ск: Но в чем?

Царь: Узнаешь позже обо всем.

(Конкурс «Попади в коршуна». Стрельба из лука по мишени в виде коршуна)


Ск:Вот он, вот он победитель.

На него вы поглядите.

Ему честь и молва,

Ему слава и хвала.

Повеселел Салтан, гляди-ка.

Царь: На себя еще сердит я.

Чтож, придется мне опять

Для тебя гостей позвать!

(Гости заходят, кланяются царю. Выступление 1 отряда)


Просмотр отрывка из м/ф «Сказка о царе Салтане…». Подведение итогов конкурса инсценированной сказки и чтецов.



Приложение 3



Викторина «России верные сыны».

Ход мероприятия.

12 июня наша страна отмечает День независимости. Это праздник нашего государства России или, как раньше называли, Руси. А что значит «быть русским»?

……………………………………………………………………………………………………...

Человек, который любит свою Родину, должен знать ее историю, культуру, владеть родной речью. Сегодня мы обратимся к истории нашей Родины, к давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа – к фольклору, старинным русским обычаям, шуткам, играм, пословицам , песням.

Правила нашей игры:

  1. Я задаю вопросы каждой дружине по очереди, вы отвечаете, зарабатывая баллы лично и для дружины.

  2. В случае, если дружинники не дают правильного ответа на вопрос, право ответить имеют только по одному дружиннику из других дружин, которые правильным ответом приносят баллы своей дружине.

  3. В конце игры по количеству заработанных участниками игры (лично) баллов определяются 3 умника, которые выбирают себе дорожки красного (без штрафных очков), зеленого (с одним штрафным очком), желтого (с двумя штрафными очками) цветов.

  4. Первый, дошедший до конца дорожки, становится победителем и приносит победу своей дружине.

Конкурс 1: «Широка страна моя родная»

  1. Полное название нашей страны.

  2. На каком континенте находится Россия?

  3. 5 стран – соседей нашего государства.

  4. Столица нашего государства.

  5. 5 крупных городов России.

  6. Расшифруйте СНГ.

  7. Цвета Российского флага.

  8. Что они обозначают?

  9. Что такое герб страны?

  10. Что изображено на гербе России?

  11. Денежная единица РФ. Откуда произошло название?

  12. Наш Президент.

  13. Кто основал Петербург?

  14. Архитектурное сооружение – символ страны.

  15. 3 достопримечательности нашего областного центра.

Конкурс 2: «Пословицей – правда молвится»

Говорят: «Живое слово дороже мертвой буквы». Объясните это выражение.

Пословицы и поговорки – самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс «Пословицей – правда молвится».

Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны, а вас прошу найти им аналог в русской речи.

1. Английская пословица: «Все хорошо в свое время» («Делу время, потехе час»).

2. Немецкая пословица: «Молчаливый рот – золотой рот» («Слово не воробей, вылетит – не поймаешь).

3. Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»).

4. Немецкая пословица: «Терпение ведет к добру, поспешность – к злу» («Поспешишь – людей насмешишь»).

5. Польская пословица: «Пика не кладется в мешок» («Шило в мешке не утаишь»).

6. Итальянская пословица: «В закрытый рот муха не залетит» («Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»).

Конкурс 3: «Музыкальный»

Как и русская речь, столь же богат и разнообразен музыкальный мир наших предков.

  1. Русский трехструнный щипковый инструмент. (Балалайка)

  2. Человек, звонящий в церковный колокол. (Звонарь)

  3. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

  4. Самый популярный жанр русской песни. ( Частушка)

  5. Самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас во многих домах. (Деревянные ложки)

  6. Какую птицу называли «певцом русских полей»? (Жаворонок)

Театральная пауза (Инсценировки басен И.Крылова)

«Лебедь, Рак и Щука».

(Роли: Лебедь, Рак, Щука, Воз)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись:

Из кожи лезут вон, а возу все не ходу!

Поклажа бы для них, казалось, и легка,

Да Лебедь тянет в облака,

Рак пятится назад,

А Щука тянет в воду…

Кто виноват из них, кто прав –

судить не нам,

Да только Воз и ныне там.

«Крестьянин и работник»

(Роли: Крестьянин, Работник, Медведь, Топор, Вилы)

Старик крестьянин с батраком

Шел , под вечер, леском,

Домой, в деревню, к сенокосу,

И повстречал медведя носом к носу.

Крестьянин ахнуть не успел,

Как на наго медведь насел.

Подмял крестьянина, ворочает, ломает,

И где б его почать, лишь место выбирает.

Конец приходит старику.

«Степанушка, родной, не выдай, милый!»-

Из-под медведя он взмолился батраку.

Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,

Что только было в нем,

Отнес пол черепа медведю Топором.

И брюхо проколол ему железной Вилой.

Медведь взревел и замертво упал,

Медведь мой издыхает.

Прошла беда, крестьянин встал,
И все же батрака ругает.

Опешил бедный мой Степан –

«Помилуй, - говорит. – За что?»

- «За что , болван!

Чему обрадовался сдуру?

Знай, колет – всю испортил шкуру!»

Конкурс 4: «Традиции»

Продолжаем игру. Конкурс традиции предлагает вопросы по народному декоративно-прикладному искусству, русской кухне, быту народа, русским народным праздникам, былинам и т.д.

  1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой)

  2. Эти игрушки делали из глины и расписывали. Барышни, кони. Как они назывались.(Дымковская игрушка)

  3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера заготовляли бересту? (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая).

  4. Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

  5. Назовите самое главное угощение во время праздника Масленица.

  6. На Руси был обычай в особых случаях печь пироги и рассылать их по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

  7. Самая распространенная на Руси обувь. (Лапти)

  8. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

  9. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи)

  10. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

  11. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из стран мира, напоминает плывущую птицу. (Ковш)

  12. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени)

  13. На какие праздники любили гадать девушки? (Святки)

  14. Сколько времени длится богатырский сон? (3 дня и 3 ночи)

  15. Назовите столицу былинной Руси (Стольный Киевград)

  16. Кто входил в богатырскую заставу (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

  17. Кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу)

  18. Кокой праздник народная молва связала с кошачьим аппетитом? (Не все коту Масленица)


Заключительный конкурс «Умники и умницы»

(для болельщиков конкурс знатоков старинных слов)


  1. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц (сова)

  2. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы (орел)

  3. В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей (сокол)





Приложение 4

Праздник «Березка - именинница» («ТРОИЦЫН ДЕНЬ»)


Цель: познакомить детей с русскими традициями, обычаями, связанными с празднованием Святой Троицы.


Ход мероприятия

Дети под лирическую русскую народную музыку спокойно входят в зал (в случае хорошей погоды праздник проводится на поляне) и садятся на скамейки.


ВЕД.: 7 июня русский народ отмечал праздник Святой Троицы. В Церкви проходит праздничная служба. Звон колоколов разносится по округе. Люди украшают храмы, дома березовыми веточками. В этот день березка считается именинницей.


В зале появляется Березка.

БЕРЕЗКА: Это я, березка, в новом сарафане!

Хочется мне, дети, веселиться с вами.

С праздником вас, дети, всех я поздравляю!

Счастья вам, веселья, радости желаю!

ВЕДУЩАЯ:

И тебя березка, все мы поздравляем.

Счастья и веселья и тебе желаем.

У красы-березки – платье серебристо,

У красы-березки – зелены косицы!

БЕРЕЗКА:

Что за чудо-хоровод! Каждый пляшет и поет,

А уж как танцуют славно на лугу зеленом, летнем

Те девчата, что березку вьют на Троицкой неделе.

Поначалу выбирали самую красивую:

Чтобы стволушком белела и негорделивую,

Чтоб листочками богата, чтоб собою кудревата,

А еще, чтоб на поляне посвободнее росла.

На такую вот березку девка ленту припасла.

(Девочки в традиционных русских костюмах водят хоровод «Во поле береза стояла»).


ВЕДУЩАЯ: «Заломать-то» не взаправду ветки собиралися,

Не для этого в тот день девки наряжались.

Просто ветки нагибали, их по нескольку сплетали,

А уж на конец косы каждой ленточку вплели.

Вот березка и готова! К празднику наряжена.

И к девичьим хороводам солнышком украшена.

Эй, девчата, запевайте, березке косы заплетайте.

(Девочки в традиционных русских костюмах поют и плетут березке косы).


ВЕДУЩАЯ: Я прочитаю вам закличку, которую в Троицын день с раннего утра пели все ребятишки в деревне.

Коси, коса, пока роса,

Роса – долой, коса – домой.

Коса любит лопаточку,

Лопатка – песок,

Косец – пирожок.

Еще каши горшок,

Толокна ему мешок,

Еще брюковки

На Филлиповки,

Еще редьки хвост

На Великий пост.


Пели эту закличку, ребята, потому, что начинался в деревне сенокос, и с раннего утра уходили отцы и матери в луга, траву косить. Оставались в деревне только дети да старики. Ребятишки от родителей не отставали, в лес за грибами-ягодами ходили.

А девчоночки постарше, оставаясь в деревне, за малыми братьями-сестрами приглядывали, обед сами стряпали да родителям на поле носили. Коровушек своих доили, малышей в своих семьях поили.

(Проводится игра «Ой, вставала я ранешенько». Конкурс «Подою коровушку»)


БАБКА: Дед Фома, рассказал бы что пока…


ДЕД: Что вам, детки, рассказать?

Я ведь не умею врать….


(Последующие текст читает очень медленно, не спеша, с паузами.)


Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.


(Важно показать реакцию бабки на дедовы небылицы.)

БАБКА: А хвалился-то, хвалился,

Чуть что с лавки не свалился

(Говорит, передразнивая деда):

«Я – правдивей всех на свете,

Доверяют мне все дети.

Я нисколько не солгу,

Правду чистую скажу»…

Ну, и где ж твоя правда-то?


ДЕД: Правда-то?

На сорочьем на хвосточке,

На овсяном колосочке,

На березовом пенечке,

Да на девичьем веночке!


БАБКА: А ты сам-то, дед, хороводы старинные русские знаешь?

ДЕД: А как же!... Мы по молодости пели да играли. Вот, к примеру, – «А мы просо сеяли»! Ведь до Троицы надр было все посадить, посеять, да к сенокосу приступать. (Вариант - «Бояре, вы зачем пришли»)

БАБКА: Так эту игру, наверно, и ребятишки знают-умеют…

(Проводится игра «А мы просо сеяли, сеяли»)

ВЕД: А теперь все девочки в хоровод вставайте. Под березкиным шатром пойте и играйте.

По обычаю этот обряд был лишь для женщин.

Девушки образуют круг

А теперь, подружки.

Раскройте свои ушки.

И прислушайтесь к словам,

Как кумиться надо нам.

Мы вот песню заведем

И к березонькам пойдем.

А как музыка- то смолкнет,

Те, что под шатром стоят,

Вы кумитесь-ка, целуйтеся –

По-русски три раза подряд.

Да не просто целуйтесь, а с приговором:

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобою дружно жить, не браниться!

(Проводится игра «Покумимся, кума»).


Вед: Сегодня березка-именинница. Наделена особой силой. Тем, кто ее почитает, она дарит здоровье, долголетие, удачу, процветание, мир в доме. Тех, кто хотел получить от нее силушки и здоровья, брались за кончики лент, что к ней привязаны, и водили хороводы. Ну, и другим даром наделяется березка в этот день.

Коль судьба у вас горька,

Не печальтеся пока!

По платочку, иль по ленте,

Иль какой-то безделушке

На березку вы повесьте –

Ей поверьте свою душу!

А она за те наряды

Ваши беды и печаль

На себя взять будет рада,

Вы ж скажите ей «прощай!»

Ведь красавица березка

Будет предана огню!

Разгорайся ярче, пламя!

Поглоти скорее вновь

Наши беды и печали

И согрей теплом любовь!

(Сжигание березки)

С праздником!

Примечание: Оформить зал можно элементами березки, веточками, лентами, венками, цветами. Если праздник проводится на улице или лесной поляне, то достаточно украсить одну березку.









- 21 -


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!