Рабочая программа предмета «Математика» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с требованиями Примерной основной образовательной программы НОО, с учетом возможностей учебно-методических систем «Школа России».
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики в 3 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.
Тематическое планирование | Кол-во контроль-ных работ | Планируемые результаты по каждой теме (характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий предметных, личностных, метапредметных) | |
Основное содержание по темам | Кол-во часов | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) | 8 ч | 1 | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера. | |
Сложение и вычитание | | | |
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | | | |
Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым. | | | |
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. | | | |
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. | | | |
Обозначение геометрических фигур буквами. | | | |
Входная контрольная работа. | | | |
Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | | | |
ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) | 28 ч | 2 | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. Выполнять задания творческого и поискового характера. Применять знания и способы действий в измененных условиях. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры. Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию. Работать в паре. Оценивать ход и результат работы. | |
Умножение. Связь умножения и сложения. | | | |
Связь между компонентами и результатом умножения | | | |
Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления на 3. | | | |
Решение задач с величинами :цена, количество, стоимость. | | | |
Решение задач с величинами : масса одного предмета, количество предметов ,общая масса. | | | |
Порядок выполнения действий. | | | |
Закрепление. Решение задач. | | | |
Проверочная работа по теме « Табличное умножение и деление» | | | |
Повторение пройденного.»Что узнали? Чему научились?» Тест «Проверим себя и оценим свои достижения» | | | |
Контрольная работа № 1 по теме «Табличное умножение и деление». | | | |
Анализ контрольной работы. | | | |
Умножение 4, на 4 и соответствующие случаи деления. | | | |
Закрепление пройденного. Таблица умножения. | | | |
Задачи на увеличение числа в несколько раз. | | | |
Задачи на увеличение числа в несколько раз. | | | |
Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | | | |
Умножение 5 , на 5 и соответствующие случаи деления. | | | |
Задачи на кратное сравнение | | | |
Решение задач на кратное сравнение | | | |
Решение задач. | | | |
Проверочная работа по теме : «Решение задач». | | | |
Умножение 6, на 6 и соответствующие случаи деления. | | | |
Решение задач | | | |
Контрольная работа №2 за 1 четверть . | | | |
Решение задач. Анализ контрольной работы. | | | |
Задачи на нахождение четвертого пропорционального. | | | |
Умножение 7, на 7 и соответствующие случаи деления. | | | |
Повторение пройденного « Что узнали. Чему научились.» Проверочная работа по теме «Умножение и деление .Решение задач» | | | |
Проект « Математические сказки» | | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ | 28 ч | 2 | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | |
Площадь. Единицы площади. | | | |
Квадратный сантиметр. | | | |
Площадь прямоугольника. | | | |
Умножение 8 , на 8 и соответствующие случаи деления. | | | |
Решение задач. | | | |
Решение задач | | | |
Умножение 9, на 9 и соответствующие случаи деления. | | | |
Квадратный дециметр | | | |
Таблица умножения. | | | |
Решение задач. | | | |
Квадратный метр | | | |
Решение задач. | | | |
Повторение пройденного. «Что узнали? Чему научились?» Тест «Проверим себя и оценим свои достижения» | | | |
Умножение на 1 | | | |
Умножение на 0 | | | |
Случаи деления вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0. | | | |
Деление нуля на число. | | | |
Решение задач. | | | |
Контрольная работа № 3 по теме: « Табличное умножение и деление» | | | |
Анализ контрольной работы. | | | |
Доли | | | |
Окружность. Круг. | | | |
Диаметр окружности (круга). | | | |
Решение задач. Проверочная работа по темам « Таблица умножение и деления. Решение задач.» | | | |
Единицы времени | | | |
Повторение пройденного. «Что узнали? Чему научились?» | | | |
Контрольная работа № 4 за четверть. | | | |
Анализ контрольной работы. | | | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. ВНЕТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ | 27 ч | 2 | Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление. Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не ..., то», «если не ..., то не ...»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий | |
Приемы умножение и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3. | | | |
Случаи деления вида 80:20 | | | |
Умножение суммы на число | | | |
Умножение суммы на число | | | |
Умножение двузначного числа на однозначное | | | |
Умножение двузначного числа на однозначное | | | |
Закрепление изученного. Решение задач. | | | |
Выражения с двумя переменными. | | | |
Деление суммы на число | | | |
Деление суммы на число | | | |
Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2. | | | |
Связь между числами при делении. | | | |
Проверка деления | | | |
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. | | | |
Проверка умножения делением | | | |
Решение уравнений | | | |
Закрепление изученного. Проверочная работа по теме: «Внетабличное умножение и деление» | | | |
Контрольная работа № 5 по теме :«Внетабличное умножение и деление» | | | |
Анализ контрольной работы. Что узнали? Чему научились? | | | |
Деление с остатком | | | |
Деление с остатком | | | |
Деление с остатком. Деление с остатком методом подбора. | | | |
Задачи на деление с остатком. Случаи деления, когда делитель больше делимого. | | | |
Проверка деления с остатком. Проверочная работа по теме :»Деление с остатком». | | | |
Закрепление пройденного.Тест «Проверим себя и оценим свои достижения» | | | |
Контрольная работа № 6 по темам « Решение задач и уравнений. Деление с остатком» | | | |
Анализ контрольной работы. Что узнали .Чему научились. | | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. НУМЕРАЦИЯ | 13 ч | 1 | |
Устная нумерация чисел в пределах 1000. | | | |
Устная нумерация чисел в пределах 1000. | | | |
Разряды счетных единиц. | | | |
Письменная нумерация в пределах 1000 | | | |
Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз | | | |
Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. | | | |
Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. | | | |
Контрольная работа № 7 за 3 четверть. | | | |
Анализ контрольной работы. | | | |
Сравнение трехзначных чисел . | | | |
Устная и письменная нумерация в пределах 1000. Проверочная работа по теме: «Нумерация чисел в пределах 1000» | | | |
Единицы массы. | | | |
Что узнали? Чему научились? Тест «Проверим себя и оценим свои достижения» | | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ | 10 ч | 1 | | |
Приемы устных вычислений. | | | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 ООО. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных — равносторонние) и называть их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора | |
Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200. | | | |
Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90. | | | |
Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140. | | | |
Приемы письменных вычислений. | | | |
Письменное сложение трехзначных чисел. | | | |
Приемы письменного вычитания в пределах 1000. «Что узнали. Чему научились» | | | |
Виды треугольников. Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание» | | | |
Контрольная работа № 8 по теме «Приемы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел» | | | |
Закрепление. Решение задач. Тест «Верно? Неверно?» Анализ контрольной работы. | | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ. | 16 ч | 1 | |
Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений вида: 180 · 4, 900 : 3. | | | |
Приёмы устных вычислений вида: 240 · 4, 203 · 4, 960 : 3. | | | |
Приёмы устных вычислений вида: 100 : 50, 800 : 400. | | | |
Виды треугольников | | | |
Приемы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление. | | | |
Приемы письменного умножения в пределах 1000 | | | |
Приемы письменного умножения в пределах 1000 | | | |
Приемы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление. | | | |
Закрепление. Проверочная работа по теме «Умножение многозначного числа на однозначное» | | | |
Приемы письменного деления на однозначное число. | | | |
Прием письменного деления на однозначное число. | | | |
Проверка деления | | | |
Прием письменного деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором. | | | |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились.» Проверочная работа № 11 по теме « Деление многозначного числа на однозначное» | | | |
Контрольная работа № 9 « Приемы письменного умножения и деления в пределах 1000». | | | |
Анализ контрольной работы. | | | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ «ЧТО УЗНАЛИ, ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ В 3 КЛАССЕ» | 6 ч. | 2 | |
Контрольная работа № 10 за год. | | | |
Нумерация .Сложение и вычитание. Геометрические фигуры и величины. Анализ контрольной работы. | | | |
Итоговая диагностическая работа. | | | |
Умножение и деление. Задачи. | | | |
Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». | | | |
Геометрические фигуры и величины. Правила о порядке выполнения действий. Задачи. | | | | |