СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Проектной деятельности» для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  «Проектной деятельности» для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа «Проектной деятельности» для 1 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кунашакская СОШ»


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Кунашакская СОШ»


Пр.№______ 
«____» ___________ 2016 года 

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете МБОУ «Кунашакская СОШ»


Протокол №1 от___________2016г 
«______» ____________ 2016 года 



Программа по «Проектной деятельности» для 1 класса



Составил: учитель начальных классов 

МБОУ «Кунашакская СОШ»
Аскарова ГБ 




















1. Пояснительная записка.

Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Кунашакская СОШ» на проектную деятельность в 1 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности.

Данная рабочая программа адресована учащимся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2016-2017 учебный год.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

В основе организации работы над проектом лежат следующие психолого -педагогические принципы:

– интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей;

– проектная деятельность возможна и эффективна только на добровольной основе;

– для успешной её реализации необходимо сотрудничество и согласованность действий детей и учителя, их общение и взаимопонимание.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

- Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.

- Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности. 
Специфика предмета:

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.


Назначение программы:

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.




Цели программы:

Удовлетворить познавательный интерес обучающихся по научно- исследовательской деятельности, поставить каждого учащегося в ситуацию успеха. Независимо от учебных успехов ученика, развивать творческие и интеллектуальные способности и нравственные качества детей.


Задачи программы:

Формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

Формирование навыков организации рабочего пространства и использование рабочего времени;

Формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

Формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

Расширять область знаний учащихся;

Формировать интерес к научно- исследовательской деятельности. 

Воспитательные:

Формировать чувство коллективизма;

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ;

Воспитывать уважение к труду;

Воспитывать нравственные качества детей (взаимопонимание, взаимопомощь, честность, добросовестность). 

Развивающие:

Формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой, эксперементально - исследовательской деятельности;

Развивать настойчивость. Самостоятельность;

Развивать навыки публичного выступления;

Содействовать развитию всесторонне- развитой личности;

Развивать оценочные умения;

Презентационные умения и навыки: монологической речи, артистические умения, умения отвечать на незапланированные вопросы. 

Мотивационные:

Создавать комфортную обстановку на занятиях и мероприятиях;

Создавать условия для атмосферы доброжелательности, сотрудничества;

Развивать активную деятельность.



Эстетические:

Развивать аккуратность, опрятность.


Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.


Технологии, методики:

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- моделирующая деятельность;

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии; 
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.



Формы контроля:

защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.


Этапы работы над проектом 


Этапы работы над проектом 


Цели и задачи 


Деятельность учителя 


Деятельность учащихся 


Деятельность родителей 


1. Погружение в проект 


Цель –подготовка учащихся к проектной деятельности. 

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. 


Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки. 


Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. 


Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.



2. Планирование деятельности 


Цель –пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. 

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.



Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. 


Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. 


Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.



3. Осуществление деятельности по решению проблемы 


Цель – разработка проекта. 

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). 


Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. 


Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 


Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.



4. Оформление результатов 


Цель –структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. 

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов. 


Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.



Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.



Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. 


5. Презентация результатов 


Цель –демонстрация материалов, представление результатов. 

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.



Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.



Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.



Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта. 


6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности 


Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. 

Задачи:

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности. 


Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.

Наблюдает, направляет процесс.



Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа. 


Консультируют в оформлении отчета. 






























2. Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год. 

Всего: 33 часа, 1 час в неделю 


№ занятия


Тема проекта 


Содержание, методические приемы


Кол-во часов 


Дата защиты 


Ответственные

Наша школа



Экскурсия по территории школы. 



сентябрь




Конкурс рисунков «Моя школа». 


Наша безопасность. 


Беседа о правилах дорожного движения. 



сентябрь




Конкурс рисунков «По безопасной дороге в безопасное будущее». 


Краски осени 


Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. 



октябрь 




Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. 


Выставка работ «Природа и фантазия». 


Люди и их занятия. 


Беседа «Наши увлечения» 



октябрь,

ноябрь 




Встреча – интервью «Профессии обычные и необычные». 


Наш дом 


Беседа «Мой дом – моя крепость». 



ноябрь 




Конкурс рисунков «Дом моей мечты». 


Наши имена. 


Беседа «Что значит моё имя?» 



декабрь 




Рассказы детей о своих именах. 


Ёлочки 


Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?» 



декабрь 




Выставка работ. 


Пернатые друзья 


Беседа «Как помочь птицам зимой?» 



январь 




Изготовление кормушек для птиц. 


Выставка работ и вывешивание их на улице. 


С витаминами дружу, я здоровьем дорожу 


Подготовка к утреннику «День здоровья». 



февраль 




Утренник «День здоровья». 


Сувенир в подарок 


Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. 



февраль,

март 




Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. 


Алфавит 


Беседа «история Алфавита». 



март 




Обсуждение тематики будущих работ. 


Выставка работ. 


Сказки 


Беседа «Герои русских народных сказок». 



апрель 




Выставка рисунков и поделок «Мой любимый герой русских народных сказок». 


Мой город 


Беседа «Кунашак – моя родина» 



апрель 




Я хочу, чтоб моё село было чистым! 


День моей фамилии 


Беседа «Каждая фамилия – это история семьи». 



май 




Рассказ о происхождении своей фамилии или о своей семье.

Конкурс рисунков «Моя семья».



Праздники в России 


Беседа «Главные праздники страны». 



май 




Рассказ о своем любимом празднике.

Конкурс рисунков «Мой любимый праздник».





3. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: 


  • альбом, 


  • газета, 


  • гербарий, 


  • журнал, книжка-раскладушка, 


  • коллаж, 


  • коллекция, 


  • костюм, 


  • макет, 


  • модель, 


  • музыкальная подборка, 


  • наглядные пособия, 


  • паспарту, 


  • плакат, 


  • план, 


  • серия иллюстраций, 


  • сказка, 


  • справочник, 


  • стенгазета, 


  • сувенир-поделка, 


  • сценарий праздника, 


  • учебное пособие, 


  • фотоальбом, 


  • экскурсия. 



4. Ожидаемые результаты программы

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

Предполагается, что применение метода проектов будет способствовать формированию у учащихся следующих компетентностей:

         Коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);



        Информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов); 

     Личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!