Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кунашакская СОШ»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Кунашакская СОШ»
Пр.№______
«____» ___________ 2016 года
Рассмотрено и принято
на педагогическом совете МБОУ «Кунашакская СОШ»
Протокол №1 от___________2016г
«______» ____________ 2016 года
Программа по «Проектной деятельности» для 1 класса
Составил: учитель начальных классов
МБОУ «Кунашакская СОШ»
Аскарова ГБ
1. Пояснительная записка.
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Кунашакская СОШ» на проектную деятельность в 1 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности.
Данная рабочая программа адресована учащимся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2016-2017 учебный год.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
В основе организации работы над проектом лежат следующие психолого -педагогические принципы:
– интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей;
– проектная деятельность возможна и эффективна только на добровольной основе;
– для успешной её реализации необходимо сотрудничество и согласованность действий детей и учителя, их общение и взаимопонимание.
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
- Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
Специфика предмета:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Цели программы:
Удовлетворить познавательный интерес обучающихся по научно- исследовательской деятельности, поставить каждого учащегося в ситуацию успеха. Независимо от учебных успехов ученика, развивать творческие и интеллектуальные способности и нравственные качества детей.
Задачи программы:
Формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
Формирование навыков организации рабочего пространства и использование рабочего времени;
Формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
Формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
Расширять область знаний учащихся;
Формировать интерес к научно- исследовательской деятельности.
Воспитательные:
Формировать чувство коллективизма;
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ;
Воспитывать уважение к труду;
Воспитывать нравственные качества детей (взаимопонимание, взаимопомощь, честность, добросовестность).
Развивающие:
Формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой, эксперементально - исследовательской деятельности;
Развивать настойчивость. Самостоятельность;
Развивать навыки публичного выступления;
Содействовать развитию всесторонне- развитой личности;
Развивать оценочные умения;
Презентационные умения и навыки: монологической речи, артистические умения, умения отвечать на незапланированные вопросы.
Мотивационные:
Создавать комфортную обстановку на занятиях и мероприятиях;
Создавать условия для атмосферы доброжелательности, сотрудничества;
Развивать активную деятельность.
Эстетические:
Развивать аккуратность, опрятность.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Формы контроля:
защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1. Погружение в проект | Цель –подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности | Цель –пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта.
Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4. Оформление результатов | Цель –структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. |
5. Презентация результатов | Цель –демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности. | Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся. Наблюдает, направляет процесс. | Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа. | Консультируют в оформлении отчета. |
2. Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год.
Всего: 33 часа, 1 час в неделю
№ занятия | Тема проекта | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата защиты | Ответственные |
-
| Наша школа | Экскурсия по территории школы. | 2 | сентябрь |
|
Конкурс рисунков «Моя школа». |
-
| Наша безопасность. | Беседа о правилах дорожного движения. | 2 | сентябрь |
|
Конкурс рисунков «По безопасной дороге в безопасное будущее». |
-
| Краски осени | Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. | 3 | октябрь |
|
Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. |
Выставка работ «Природа и фантазия». |
-
| Люди и их занятия. | Беседа «Наши увлечения» | 2 | октябрь, ноябрь |
|
Встреча – интервью «Профессии обычные и необычные». |
-
| Наш дом | Беседа «Мой дом – моя крепость». | 2 | ноябрь |
|
Конкурс рисунков «Дом моей мечты». |
-
| Наши имена. | Беседа «Что значит моё имя?» | 2 | декабрь |
|
Рассказы детей о своих именах. |
-
| Ёлочки | Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?» | 2 | декабрь |
|
Выставка работ. |
-
| Пернатые друзья | Беседа «Как помочь птицам зимой?» | 3 | январь |
|
Изготовление кормушек для птиц. |
Выставка работ и вывешивание их на улице. |
-
| С витаминами дружу, я здоровьем дорожу | Подготовка к утреннику «День здоровья». | 2 | февраль |
|
Утренник «День здоровья». |
-
| Сувенир в подарок | Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. | 2 | февраль, март |
|
Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. |
-
| Алфавит | Беседа «история Алфавита». | 3 | март |
|
Обсуждение тематики будущих работ. |
Выставка работ. |
-
| Сказки | Беседа «Герои русских народных сказок». | 2 | апрель |
|
Выставка рисунков и поделок «Мой любимый герой русских народных сказок». |
-
| Мой город | Беседа «Кунашак – моя родина» | 2 | апрель |
|
Я хочу, чтоб моё село было чистым! |
-
| День моей фамилии | Беседа «Каждая фамилия – это история семьи». | 2 | май |
|
Рассказ о происхождении своей фамилии или о своей семье. Конкурс рисунков «Моя семья». |
-
| Праздники в России | Беседа «Главные праздники страны». | 2 | май |
|
Рассказ о своем любимом празднике. Конкурс рисунков «Мой любимый праздник». |
3. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
4. Ожидаемые результаты программы
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
Предполагается, что применение метода проектов будет способствовать формированию у учащихся следующих компетентностей:
Коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);
Информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);
Личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).