СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Логика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика" предназначена для учащихся начальной школы.Цель программмы: развитие и совершенствование познавательных процессов(внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся. Занятия кружка предусматривают через специальные игры и упражнения развивать интеллект и стимулировать  познавательную деятельность учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Логика"»

Программа внеурочной деятельности «Логика»


Пояснительная записка

Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов для детей младшего школьного возраста. Курс «Логика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное» и составлен как дополнение к дисциплинам: русский язык, математика, окружающий мир.

Курс «Логика» рассчитан на 33 занятия (один раз в неделю). В первом классе продолжительность занятий составляет 35 минут.



Актуальность
Нередко дети, поступившие в I класс, уме­ют читать, считать и, казалось бы, на первый взгляд, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть из них уже в первые месяцы обучения стоит пред трудностями: не могут решить задачу и объяснить ее решение, обнаруживаются трудности в формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление тем более высоким окажется его уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно - логическому.

Цель данной программы: развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи: 

  • Изучить уровень способностей первоклассников.

  • Выявить слабые места в интеллектуальном развитии младших школьников.

  • Оказать помощь детям в развитии памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого мышления, языкового чутья, фантазии.

  • Учить решать нестандартные задачи.

  • Развивать интеллект и познавательную деятельность учеников.

  • Обучать приемам поисковой и творческой деятельности.


Особенность курса заключается в занимательности предлагаемого учащимся материала, более широком использовании игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На практических занятиях кружка в процессе логических упражнений дети учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Чаще всего предлагаемые логические упражнения не требуют вычислений, а лишь способствуют выполнению правильного суждения и приведению несложного доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют формированию у детей интереса к мыслительной деятельности.

Мышление у младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать  умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Занятия кружка «Логика» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.

В данной программе большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей.

Подбор заданий строится с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся младшего школьного возраста.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, уметь делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

  • Уметь произвольно управлять своим поведением

  • Уметь подчиняться установленным правилам

  • Уметь оценивать и корректировать свое поведение на занятии, в школе, в общественных местах

  • Анализировать правила игры.

  • Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

  • учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Общеучебные:

  • знать, для чего и как нужно развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику, основные геометрических фигуры: точка, прямая, какие бывают линии;

  • уметь подбирать недостающее слово и находить лишнее по смыслу, проводить аналогию между словами, объединять слова по смыслу, восстанавливать слова по буквам;

  • уметь выделить признак, по которому произведена классификация, восстанавливать текст, сравнивать предметы по разным признакам;

  • уметь выделять общий признак двух групп предметов, рисовать по клеточкам подобный рисунок, рисунок в зеркальном отражении, с поворотами вправо, влево, восстанавливать порядок слов в предложении, разгадывать и составлять ребусы, загадки;

  • решать математические задачи, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Логические:

- высказывает свое мнение и прислушивается к мнению других,

- тренирует способность искать и находить самые адекватные, точные и лаконичные ответы.


Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи, учиться работать в паре, группе;

  • уметь вступать в беседу на занятии и в жизни

  • уметь слушать и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • выполнять различные роли (лидера, исполнителя)


Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • сравнивать предметы по заданному свойству, выделять существенные признаки;

  • определять целое и часть, устанавливать общие признаки;

  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов, проводить аналогии;

  • определять последовательность действий;

  • находить истинные и ложные высказывания;

  • наделять предметы новыми свойствами;

  • переносить свойства с одних предметов на другие;

  • использовать приобретённые знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • овладевать основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • уметь выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Тематическое планирование


п\п

Тема занятия, виды заданий

Дата проведения

1.

Знакомство с курсом «Логика»

Диагностика степени владения логическими операциями (стартовый контроль).


2.

Логические задачи и загадки. Занимательные вопросы.


3.

Магический квадрат. Математический лабиринт.


4.

Ребусы. Решение и составление ребусов.


5.

Математическая викторина.


6.

Математические фокусы.


7.

Решение логических задач.


8.

Задача на смекалку. Задача-шутка. Задача на сообразительность.


9.

Занимательные рамки. Математические игры.


11.

Решение комбинаторных задач. Задачи-переправы.


12.

Анаграмма. Игры в слова. «Зашифрованное предложение»


13.

Конструкторы. Спичечный конструктор.


14.

Занимательная лесенка. Числовые головоломки.


15.

Решение сказочных задач.


16.

Занимательная геометрия. Геометрия вокруг нас.


17.

Занимательные вопросы. Танграмм.


18.

Игры: « «Найди лишнее», «Кто быстрее», «Весёлые вопросы».


19.

Литературная разминка. Палиндромы. Упражнение «Пары слов».


20.

Сравнение. «Найди закономерность».


21.

Логические задачи. Зашифрованное слово. Игра «Что лишнее?»


20.

Математические квадраты. Числовой треугольник.


21.

Превращение слов. Игра «Наборщик».


22.

Классификация. Игра «Слова»


23.

Узнавание предметов по заданным признакам.

Зашифрованное слово. Игра «Поиск». Синонимы.


24.

Выделение существенных признаков предметов.

Игры «Допиши слова», «Заполни квадрат».


25.

Игра «Змейка». Зашифрованное слово.


26.

Игры: «Занимательная модель», «Поиск».


27.

Классификация. Игра «Допиши слова».


28.

Шарады. Математические бусы.


29.

Занимательные игры: «Спрятанная поговорка», «Лишнее слово», «Угадай профессию».


30.

Задачи, решаемые с помощью таблиц и схем


31.

Интеллектуальный марафон (конкурс)


32

Диагностика степени владения логическими операциями.


33

Итоговое занятие. Математический ринг.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Агафонова И.Н. «Учимся думать. Сборник занимательных логических задач и упражнений», С-П., «МиМ-Экспрес», 1996

  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 7 лет, ч.2. Киров.: Дом печати «Вятка», 2010

  3. Горский, В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [ Текст] / В.А. Горский// Стандарты второго поколения.- Москва,2010.-С.15.

  4. Григорьев, Д.В., Куприянов, В.В. Программы внеурочной деятельности. [ Текст] / Д.В. Григорьев // Стандарты второго поколения. .- Москва,2010.- С.40.

  5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [ Текст] / Д. В. Григорьев// Стандарты второго поколения. Пособие для учителя.- Москва,2010.- С.25.

  6. Дик, Н.Ф., Белостоцкая, Н.Ф. Школа полного дня. Целый день идет игра! [ Текст] / Н.Ф. Дик// Игровые технологии обучения и воспитания. Государственные стандарты второго поколения. Москва, 2010.- С.5-27.

  7. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике : 1 – 4 классы. М.: ВАКО, 2006

  8. Математические олимпиады в стране сказок(составители: Астахов А.Ю, Астахова Н.В)-М.: Белый город, 2012

  9. П.И. Сорокин. Занимательные задачи по математике. Пособие для учителя 1-4 классов. М. Просвещение, 1967

  10. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.

  11. Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай(Материалы для занятий с учащимися 1-4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения) Волгоград: Учитель, 2008

  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Используемые ресурсы

prezentacya.ru/publ

infourok.ru/programma_kruzhka

http://nachalka.sevskoosh.su/p18aa1.html

https://pedportal.net/nachalnye-klassy/matematika/rabochaya-programma-i-planirovanie-fakultativnogo-kursa-quot-mir-logiki-quot-497300




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!