Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кушкопальская средняя школа №4»
муниципального образования «Пинежский муниципального образования»
Автор-составитель: Таборская Надежда Алексеевна,
учитель начальных классов,
Программа внеурочной деятельности
«Моя малая родина»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
программы кружка «Моя малая родина»
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.
Цель:
Приобщить младших школьников к истокам народного северного творчества, к вековым традициям северян и прививать им любовь к духовным сокровищам прошлого.
Эта цель осуществляется через, определённые задачи, которые показывают, что нужно сделать, чтобы достичь высокого звания КУШКОПАЛЕЦ:
Задачи:
Образовательные
Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.
Изучение истории и природы (флоры и фауны) своего родного края.
Воспитательные
Формирование потребности в саморазвитии.
Формирование активной жизненной позиции.
Развитие культуры общения.
Воспитание любви к своей малой Родине.
Развивающие
Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Развитие вкуса к родному слову.
Занятия строятся в соответствии с возрастными особенностями: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности.
Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.
Участники внеурочной деятельности:
Учитель.
Ученики.
Родители.
Возраст учащихся.
Программа “ Моя малая Родина” представлена для детей младшего школьного возраста 6–10 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора.
Режим занятия.
Данная программа «Моя малая родина» рассчитана на обучающихся с 1 по 4 классы начальной школы. 33 часа в год (1 час в неделю) для 1 класса и 34 часа для учеников 2 – 4 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия по курсу «Моя малая родина» осуществляются во второй половине дня.
Формы проведения занятий:
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения:
Экскурсии (по деревне, музей)
Викторины, конкурсы
Конференции, литературные гостиницы
Уроки – лекции; уроки – встречи
Работа с документами; СМИ
Мастер-классы
Поездки
Проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, окружающему миру.
Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Ожидаемые результаты.
В основе реализации программы «Моя малая родина» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате занятий по программе «Моя малая родина» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Архангельской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Архангельской области;
чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Архангельской области и Пинежского края;
описывать достопримечательности родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте Архангельскую область, Пинежский район, деревню Кушкопала.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Принципы организации деятельности:
гуманизации
личностно-ориентированный подход
научность
доступность
дифференцированный подход
практическая направленность.
Формы организации деятельности:
групповые
коллективные
индивидуальные.
Формы отслеживания результатов:
создания книг: «А на Пинежье-то так говорят», “Мои земляки в Великой Отечественной войне”, «Красная книга Кушкопалы»
Работа с родителями.
– анкетирование родителей учащихся 1 класса в начале года о необходимости работы внеурочной деятельности для их детей и в конце учебного года с целью проверки удовлетворенности достигнутыми результатами.
– организация экскурсий в музей Кушкопалы и экскурсии на природу.
– подготовка и проведение совместного мероприятия “Мои земляки в Великой Отечественной войне”
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Моя малая родина».
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Материал от года к году углубляется, формы работы усложняются.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (школа, сёла и деревни, достопримечательности областного центра, города Архангельска). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Архангельской области, богатстве растительного и животного мира. На первом году обучения ребята изучают историю своей семьи, семейные традиции, семейные реликвии. Важно начать процесс патриотического воспитания с семьи. Не секрет, что чем старше становятся дети, тем больше они отдаляются от семьи, тем больше их притягивает улица. Необходимо не пропустить момент, когда дети еще готовы обращаться за помощью к своим близким людям, родителям, бабушкам и дедушкам. Взрослые члены семьи всегда готовы прийти на помощь малышам. Происходит укрепление семейных отношений, укрепляется связь поколений, бабушки и дедушки чувствуют свою необходимость. Растет уровень нравственности в семье. Появляется чувство общей гордости за членов своего рода. Родители, бабушки и дедушки – активные участники всех итоговых мероприятий, помощники педагога.
Учебно-тематический план для 1 класса
Тема | Общее кол-во часов | Теоретические часы | Практические часы |
Раздел 1. Вводное занятие. История заселения и освоения земли Архангельской. | 1 2 | 2 | - |
Раздел 2. Природные условия и ресурсы Архангельской области. | 6 | 2 | 4 |
Раздел 3. Пинежье – живая сказка русского Севера. | 9 | 9 | - |
Раздел 4. «Командировка в семью». | 5 | 3 | 2 |
Раздел 5. Мы наблюдаем. | 6 | 1 | 5 |
Раздел 6. Историческое наследие. | 4 | 3 | 1 |
итого | 33 | 21 | 12 |
Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний детей об Архангельской области ее столице. Дети продолжают знакомиться с символикой города области, с этапами становления Кушкопальской школы, с историческими событиями, повлиявшими на становление нашего края.
Учебно-тематический план для 2 класса
Тема | Общее кол-во часов | Теоретические часы | Практические часы |
Раздел 1. Вводное занятие. История заселения и освоения земли Архангельской. | 1 2 | 2 | - |
Раздел 2. Природные условия и ресурсы Архангельской области. | 6 | 2 | 4 |
Раздел 3. Пинежье – живая сказка русского Севера. | 9 | 9 | - |
Раздел 4. «Командировка в семью». | 5 | 3 | 2 |
Раздел 5. Мы наблюдаем. | 6 | 1 | 5 |
Раздел 6. Историческое наследие. | 5 | 3 | 2 |
итого | 34 | 21 | 13 |
Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наши сёла и деревни», «Наша область», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края». Основное направление внеурочных занятий по краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению природных особенностей нашей области.
Учебно-тематический план для 3 класса
N | Наименование раздела | Количество часов | Теоретические часы | Практические часы |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Наши сёла и деревни | 6 | 4 | 2 |
3 | Путешествие в глубь веков | 6 | 6 | |
4 | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 10 | 5 | 5 |
5 | Люди нашего края | 10 | 6 | 4 |
6 | Итоговое занятие. Проект | 1 | 1 | |
| Всего часов: | 34 | 23 | 11 |
Программа четвертого класса содержит разделы: «Наши сёла и деревни», «Наша область», «Устное народное творчество Пинежского края», «Люди нашего края», «Путешествие в глубь веков».
Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Устное народное творчество Пинежского края». Широко используются местные ресурсы: музей деревни Кушкопала, Верколы, культурные учреждения, предприятия Пинежского района и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности, развивать интеллектуальные и поисково-информационные умения в ходе изучения местного материала.
Учебно-тематический для 4 класса
N | Наименование раздела | Количество часов | Теоретические часы | Практические часы |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Наши сёла и деревни | 6 | 4 | 2 |
3 | Путешествие в глубь веков | 8 | 6 | 2 |
4 | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 6 | 1 | 5 |
5 | Устное народное творчество Пинежского края | 6 | 2 | 4 |
6 | Я и моё имя. | 6 | 1 | 5 |
7 | Итоговое занятие. Проект. | 1 | | 1 |
| Всего часов: | 34 | 15 | 19 |
Содержание программы
1 класс
Раздел 1. Вводное занятие – 1 час
1. Вводное занятие. Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы.
История заселения и освоения земли Архангельской. – 2 часа
1-2. История заселения и освоения земли Архангельской
Раздел 2. Природные условия и ресурсы Архангельской области. – 6 часов
1. Вводное занятие.
Понятие «родной край», краеведение, экология.
2. Растительный мир.
Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения.
3. Животный мир.
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.
Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.
Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.
4. Красная книга нашего села.
Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги деревни Кушкопала.
Формируется бережное отношение к окружающей среде. Первая доврачебная помощь. Защита сообщений.
Раздел 3. Пинежье – живая сказка русского Севера. – 9 часов
1. Вводное занятие.
Понятие сказительницы.
2-4. Наша северная земля испокон веков славилась своими одарёнными людьми, творившими яркое самобытное народное искусство, в котором отражались их чаяния и мечты, добро и справедливость, высокие нравственные начала.
5-9. Дети узнают о пинежских людях, прославивших наш край (Ломоносов, Абрамов), о диалектных словах, пинежских сказительницах (Кривополенова и др.). Составляем книгу диалектных слов «А на Пинежье – то так говорят..» (к 4 классу), презентации, выставка рисунков, конкурс сказок, разыгрывание сказок.
Раздел 4. Командировка в семью – 5 часов
Вводное занятие.
Понятия «род», «семья», «родословная».
2-3. Моя Родословная. Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей.
4-5. Презентация результатов проекта.
Семейные традиции. Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в деревне Кушкопала до сих пор с целью их обогащения.
Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии ДК. Подготовка и выступление на традиционном празднике деревни «23 февраля».
Семейные реликвии. Объяснение понятия «семейная реликвия»,
индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.
Роль семьи в истории села. Изучение истории своей семьи в истории развития села.
Итоговое занятие. Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».
Раздел 5. Мы наблюдаем – 6 часов.
Вводное занятие.
2.Место родной деревни на карте Архангельской области. Ближайшие соседи. 3 3 – 6. Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Достопримечательности и культурные ценности родного края. Народные обычаи. Пробуждение эмоционально ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.
Раздел 6. Историческое наследие – 4 часа.
История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка.
2 класс
Раздел 1. Вводное занятие – 1 час
1. Вводное занятие. Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина».
История заселения и освоения земли Архангельской. – 2 часа
1-2. История заселения и освоения земли Архангельской
Раздел 2. Природные условия и ресурсы Архангельской области. – 6 часов
1. Вводное занятие.
Понятие «родной край», краеведение, экология.
Растительный мир.
Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения.
3. Животный мир.
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.
Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.
Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.
4. Красная книга нашего села.
Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги деревни Кушкопала.
Формируется бережное отношение к окружающей среде. Первая доврачебная помощь. Защита сообщений.
Раздел 3. Пинежье – живая сказка русского Севера. – 9 часов
1. Вводное занятие.
Понятие сказительницы.
2-4. Наша северная земля испокон веков славилась своими одарёнными людьми, творившими яркое самобытное народное искусство, в котором отражались их чаяния и мечты, добро и справедливость, высокие нравственные начала.
5-9. Дети узнают о пинежских людях, прославивших наш край (Ломоносов, Абрамов), о диалектных словах, пинежских сказительницах(Кривополенова и др.).
Составляем книгу диалектных слов «А на Пинежье – то так говорят..»(к 4 классу), презентации, выставка рисунков, конкурс сказок, разыгрывание сказок.
Раздел 4. Командировка в семью – 5 часов
Вводное занятие.
Понятия «род», «семья», «родословная».
2-3. Моя Родословная. Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей.
4-5. Презентация результатов проекта.
Раздел 5. Мы наблюдаем – 6 часов.
Вводное занятие.
2.Место родной деревни на карте Архангельской области. Ближайшие соседи. 3 3 – 6. Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Достопримечательности и культурные ценности родного края. Народные обычаи. Пробуждение эмоционально ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.
Раздел 6. Историческое наследие – 5 часов.
1. История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться.
3 класс
Раздел 1. Вводное занятие – 1 час
1. Вводное занятие. Особенности работы. Организация занятий. Значение работы.
Раздел 2. Наши сёла и деревни – 6 часов
Вводное занятие.
Понятие село и деревня.
2-4. Заочное знакомство с нашими деревнями и села (Карпогоры, Ваймуша, Пачиха, Ёркино и др.)
5-6. Поездки, экскурсии в близлежащие деревни и села.
Раздел 3. Путешествие в глубь веков – 6 часов
Вводное занятие.
Понятие век, волость.
2 - 3. 3 легенды о Кушкопале. Первые поселенцы в нашей деревни.
4 - 6. Первые дома – исполины. Просмотр фильма и экскурсия в волость
Раздел 3. Наша область. – 10 часов
Вводное занятие.
Общее понятие об нашей области.
2 – 5. История, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы.
6 – 10. Практические работы с картой, карточками.
Раздел 4. Люди нашего края – 10 часов
6. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов.
Встречи с умельцами нашей деревни.
9-10. Защита проектов, исследовательских работ, сообщений.
4 класс
Раздел 1. Вводное занятие – 1 час
1. Вводное занятие. Особенности работы. Организация занятий. Значение работы.
Раздел 2. Наши сёла и деревни – 6 часов
Вводное занятие.
Понятие село и деревня.
2-4. Заочное знакомство с нашими деревнями и села (Карпогоры, Ваймуша, Пачиха, Ёркино и др.)
5-6. Поездки, экскурсии в близлежащие деревни и села.
Раздел 3. Путешествие в глубь веков – 8 часов
Вводное занятие.
Понятие век, волость.
2 - 3. 3 легенды о Кушкопале. Первые поселенцы в нашей деревни.
4 - 6. Первые дома – исполины. Просмотр фильма и экскурсия в волость.
7 – 8. Защита проектов, сообщений.
Раздел 4. Наша область. – 6 часов
Вводное занятие.
Общее понятие об нашей области.
2 – 5. История, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, животный и растительный мир.
6 . Практическая работа с картой, индивидуальными карточками.
Раздел 5. Устное народное творчество Пинежского края – 6 часов.
Вводное занятие.
Понятие сказы, сказители.
Знакомство с пинежскими сказителями.
Встреча со сказительницей – Пономарёвой Д.Ф.
Составляем свои сказки.
5 – 6. Представление своих работ.
Раздел 6. Я и моё имя. – 6 часов
1. Вводное занятие.
Понятия «род», «семья», «родословная».
2. Моя Родословная.
Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность.
Составление генеалогического древа.
Составление семейного альбома, устное описание родственников.
Выделение общих моментов в родословных различных семей.
Презентация результатов проекта.
3. Семейные традиции.
Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе Фёдоровском до сих пор с целью их обогащения.
Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии СДК. Подготовка и проведение Святочных гаданий, колядования. Подготовка и выступление на традиционном празднике села «Масленица».
4.Семейные реликвии.
Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.
5. Роль семьи в истории села.
Изучение истории своей семьи в истории развития села.
6.Итоговое занятие.
Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».
Раздел 7. Итоговое занятие. Проект. – 1 час.
Дети сами выбирают что больше всего им понравилось, запомнилось и представляют проекты.
Методическое обеспечение программы
Раздел | Основные способы работы | Формы занятий | Необход. дидактич. материал | Оборудо-вание | Формы подведения итогов по каждой теме или разделу |
Природные условия и ресурсы Архангельской области. | Групповые Индивид. Практические Теорет. | Беседа, игра, экскурсия практикум, викторина | Карточки-задания для сам-х наблюдений в природе; карточки-задания для усвоения нового материала; карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила); викторины, кроссворды, загадки, метаграммы, анаграммы; экологические игры, сказки, ситуации. | Рабочие альбомы. Канцелярские принадлежности. Шкаф для методических пособий. Клей ПВА. Кисть -2шт. Компьютер Сканер. Принтер. Стеллажи. Стенды. Опросники | Проект или творческая работа |
Командировка в семью | Групповые Индивид. Практические Теор. | Беседа, игра, экскурсия практикум | Творческие работы учащихся, методические разработки, образец исследовательской работы, викторина | Викторина, проект |
Пинежье – живая сказка русского Севера | Групповые Индивидуальные Практические Теоретические | Беседа, экскурсия практикум, викторинасообщения учащихся | Методические разработки, творческие работы учащихся, исследовательская работа | Проект, участие в конкурсах, например, «Конкурс сказителей» |
История заселения и освоения земли Архангельской | Групповые Индивидуальные Практические Теоретические | Беседа, игра | Творческие работы учащихся | | Защита творческих работ учащихся |
Мы наблюдаем | Групповые Индивид. Практические Теор. | Беседа, экскурсия практикум, викторина сообщения учащихся | Творческие работы учащихся, методические разработки, образец исследовательской работы | | Викторина |
Историческое наследие | Групповые Индивидуальные Практические Теоретические | Беседа, экскурсия практикум, викторина | Творческие работы учащихся, исследовательские работы | | сообщения учащихся |
Я и моё имя | Групповые Индивидуальные Практические Теоретические | Беседа, экскурсия практикум, викторин сообщения учащихся | Творческие работы учащихся, исследовательские работы | | Проект «Я и моё имя» |
Список литературы для педагога.
Л.В.Егорова. Пинежские зарисовки. – Архангельск, 1995, - 448 с., ил.
А.А.Иванова и др. Светлое Пинежье: путешествие по краю: справочник-путеводитель. – Архангельск: с.Карпогоры. – 2008. – 168 с.,вкл.ил., ил.карты.
Б.А.Кузнецов. У норьи на Пинежье. – Архангельск, 1998, -82 с.
О.И.Ларин. в ритме Пинеги. М., «Мысль», 1975, 143с, ил.
А.С.Миловский. песнь жар-птицы:Рассказы о народных праздниках. – М.: дет.лит., 1987. – 190 с., фотоил.
Фотоальбом «Архангельский музей деревянного зодчества», 1983.
Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982г.
В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
О.С. Газман В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.
В.И.Даль Пословицы русского народа,-—М, 1957.
Т.Кедрина . Большая книга игр и развлечений.—М., 1992г
Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.
Б.А.Кузнецов. У норьи на Пинежье. – Соломбальская типография, с.82,1998
Работа над словами краеведческой тематики на уроках русского языка в начальных классах методические рекомендации. / авт. сост. Е.В.Михайленко; науч. ред. Э.И.Николаева.–2-еизд.,перераб.-Архангельск:АО ИППК РО,2011.-112с.
Альбом, составленный самостоятельно учителем о земляках, участвовавших в ВОв.
Список литературы для обучающихся и родителей.
В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
Контурные карты Архангельской области и Кушкопалы.
Красная книга Архангельской области.