СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "В мире экономики" (социальное направление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модифицированная рабочая программа по социальному напрвлению "В мире экономики" для 3-4 классов разработана на основе программы О.С.Корнеевой "Экономика: первые шаги"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "В мире экономики" (социальное направление)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Филиппово

Кирово-Чепецкого района Кировской области




Утверждаю.

Директор школы __________В. С. Солоницына

«___»_____________2014г

Приказ №_________

Приказ №________ «Согласовано

на заседании методического совета

«___»_________2014г

протокол № ___


с заместителем директора по УВР


_____________Л.Н.Кожевниковой


Рабочая программа

внеурочной деятельности

Курс «В мире экономики»

Социальное направление



Возраст – 9-11лет

Срок реализации –2 года

2014-2015 учебный год

2015-2016учебный год



Разработана Козьминых Н.В..

учителем начальных классов

первой квалификационной категорией







с. Филиппово


2014



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «В мире экономики» разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- авторской программы курса «Экономика: первые шаги» О.С. Корнеевой/ Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1

- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2014 - 2015 учебный год, 2014-2015 учебный год;

- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2014-2015 учебный год, 2014-2015 учебный год

Главная особенность курса «В мире экономики», закладывающего основы экономических знаний для младших школьников, - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Экономические знания по своей сущности универсальны и применимы в любой области. Тем более что каждый человек выступает и как производитель, и как потребитель, и как гражданин. Экономическое образование в нашей школе необходимо для воспитания у учащихся экономической культуры, для способности правильно понимать происходящие социально-экономические процессы и активно участвовать в деятельности общества. Помимо этого экономическое образование является неотъемлемой частью гражданского воспитания школьников

Актуальность программы в том, что реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся материальное состояние человека, семьи, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Новизна программы в том, что обучающиеся в доступной форме понимают необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики. Отличие рабочей программы от примерной:

 содержание учебного материала расширено в практической (игровой) части и ориентировано на развитие ключевых компетенций;

 перераспределено количество часов на изучение программы по классам;

 установлены межпредметные связи с окружающим миром, математикой, литературным чтением, технологией, изобразительной деятельностью;



Отбор содержания курса подчиняется следующим принципам:

1. Принцип учёта возрастных особенностей. В содержание программы вошли те явления, с которыми обучающиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Принцип социальной адекватности воспитания. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни, особенно к экономической сфере.

3.Принцип системно - деятельностного подхода в организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

4. Принцип преемственности и перспективности. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых формируются экономические понятия.

Цель программы: формирование социально-трудовой  компетенции и компетенций социального взаимодействия через систему начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Задачи:

1. Формировать представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей.

2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности.

3. Развивать основы потребительской культуры; формировать разумные потребности.

4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины.

5. Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.

6. Формировать мотивацию человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

Место в учебном плане.

Программой предусмотрено проведение 72 занятий: в 3-4 классах — 1 занятие в неделю, всего по 36 занятий. Продолжительность 35- 40 минут.

Особенности реализации программы: логика программы курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения следующих тем. Занятия проходят в кабинете, закреплённом за классом. Часть занятий проходят по месту экскурсий (почта, магазин, столовая). Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности.

Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приёмы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления. В программе предусмотрены практические работы: расчёт бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчёт его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью.

Для реализации программы необходима материально-техническая база: реальные и условные предметы для ролевых игр, оборудование для   демонстрации   мультимедийных презентаций.

Ценностные ориентиры содержания курса

«В мире экономики»

В процессе изучения курса учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств, проникаются бережным отношением к природе и её ресурсам, подходят к пониманию роли денег как оценки результатов труда.

Ценность человека, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты освоения программы.

Ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о взаимопомощи, поддержке между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают такие качества личности как экономность, бережливость. Они осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты обучения отражены в содержании программы

Содержание программы

3 класс

  1. Тема «Жила-была денежка» (10 часов)

Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Собственность и право распоряжаться ею. Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер.

Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.

Универсальные учебные действия:

— раскрывать причины возникновения денег;

— различать российские и иностранные деньги.

Практическая и игровая деятельность:

— рисование своего натурального хозяйства ( по группам);

— рисование денег своего хозяйства;

— заключительная игра «Путешествие по стране Экономике»;

— рассматривание коллекций разных монет.

2.Тема «У всякого товара есть цена» (5 часов)

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.

Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.

Универсальные учебные действия:

— объяснять, как оплачивают товары и услуги;

— определять размер сдачи при осуществлении покупки.

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в магазин;

— игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.

3.Тема «Что нужно знать, чтобы товары покупать?» (9 часов)

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Универсальные учебные действия:

— устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;

— выделять существенные характеристики товара.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;

— проект «Реклама своего продукта»;

— исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;

— изготовление упаковки для подарка.

4.Тема «Доход не бывает без хлопот» (7часов).

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.

Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.

Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

Универсальные учебные действия:

— производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;

— осуществлять простейшие экономические расчёты;

— планировать результаты экономии и бережливости.

Практическая и игровая деятельность:

— составление семейного бюджета, составление личного бюджета;

— игры

— рисование банковской карты.

5.Тема «Дом невелик, да лежать не велит» (5 часов)

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.

Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.

Универсальные учебные действия:

— планировать результаты экономии и бережливости;

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры.

Практическая и игровая деятельность:

— путешествие в страну Экономику

--- социологический опрос

--- биржа идей

К концу обучения в 3 классе ученик узнает:

— о деньгах и их роли в жизни человека и общества;

— о доходах и расходах в семье;

— о формировании бюджета семьи.

К концу обучения в 3 классе ученик сможет научиться:

— составлять свой бюджет;

— отличать российские деньги от иностранной валюты;

— рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.

Календарно - тематическое планирование

3 класс (36 часов)



№ п/п



Название раздела, темы


Количество часов всего

Теория


Практика


Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)



Жила-была денежка


10

2

8



1


Натуральное хозяйство. Собственность и право распоряжаться ею. Вложения. Выгода. Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино»

1

1




2

Рисование натурального хозяйства. Подготовка группового проекта «Как появились ремёсла»

1


1



3

Стартовая диагностика. Проект «Как появились ремёсла»

1


1



4

Необходимость обмена. Бартер. Игра «Путешествие по стране Экономике».

1


1



5

В музее Экономики. Как появились деньги.

1

1




6

Конференция «Что такое деньги»: история денег, функции денег, наличные и безналичные деньги.

1


1



7

Монеты — металлические деньги. Рассматривание коллекций разных монет.

1


1



8

Купюры — бумажные деньги. Игра «»Обменный пункт»


1


1



9

Деньги России - рубли и копейки. Решение экономических задач по рисунку и схеме.

1


1



10

Валюта — иностранные деньги.

Решение экономических задач по рисунку и схеме.

1


1





У всякого товара есть цена

5

1

4



11

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Игра «Супермаркет»


1

1




12

Как рождается спрос. Инсценирование стихотворения С. Михалкова “Как старик корову продавал”

1


1



13

Что показывает цена товара. Что такое сдача. Ролевая игра «Защити права сказочных героев”.


1


1



14

Экскурсия в магазин промышленных товаров. Процесс купли - продажи. Чек как документ.

1


1



15

«Покупатель» и «продавец». Презентация « Мир профессий»

1


1





Что нужно знать, чтобы товары покупать?


9

3

6



16

Главные свойства товаров: цена и качество. От чего завит цена товара. Решение экономических задач.

1

1




17

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Диспут «О пользе и вреде рекламы»

1


1



18

Виды рекламы. Подготовка проекта «Реклама моего продукта»

1

1




19

Защита прав потребителя. Алгоритм действий при покупке некачественного товара. Проигрывание ситуаций


1

1




20

Вдумчивый покупатель- выгодная покупка. Товары для удовлетворения потребностей семьи. Задачи на сортировку.


1


1



21

Игра – исследование «Сколько стоит продуктовая корзина моей семьи»






22

Исследование «От чего зависит цена молока?» Задачи – расчёты.


1


1



23-24

Презентация проекта «Реклама моего продукта». Ярмарка изделий.

2


2




Доход не бывает без хлопот


7

3

4



25

Доходы семьи. Хранение денег. Достаток. Ролевая групповая игра «Моя семья»

1

1




26

Расходы семьи на нужды (потребности) всех её членов. Беседа « Хочу! Хочу? Хочу…»

1

1




27-28

Бюджет семьи Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета»

2


2



29

Банк как место сбережения и накопления денег. Виртуальная экскурсия по банку

1


1



30

Кредит. Проценты по кредиту. Необходимость выполнения условий выплаты кредита. Рисование банковской карты

1

1




31

Выставка рисунков «Моя дружная семья»


1


1




«Дом невелик, да лежать не велит»


5

0

5



32

Семейное хозяйство. Разделение труда. Работа на пришкольном участке.

1

1



33

Экономия и бережливость. Способы экономии в семье. Выращивание цветочной рассады


1


1



34

Социологический опрос «Как можно распорядиться карманными деньгами» Решение экономических задач в виде рисунка, таблицы.

1


1



35

Биржа идей. Изобретение новых источников получения электричества, воды, тепла. Лепка на тему.

1


1



36

Итоговая диагностика

Игра «Путешествие в страну Экономику»

1


1





4 класс

1.Тема «Богатство и бедность» (10 часов)

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Универсальные учебные действия:

— определять источники формирования богатства;

— сравнивать возможные пути распоряжения богатством;

— различать материальные и нематериальные ценности;

— обосновывать важность меценатства и милосердия;

— объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»; «Как распорядиться богатством (капиталом)»;

— тема проекта «Птичья столовая»

— тема презентации «Замечательные открытия и изобретения»

2.Тема «Труд — основа жизни» (11 часов)

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Универсальные учебные действия:

— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность:

— игра «Служба быта»;

— встреча с человеком интересной профессии;

— экскурсия в школьную столовую;

— темы проектов: «Как работает наша столовая », «Трудовые награды ».

3.Тема «Как товары производят» (15 часов)

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Универсальные учебные действия:

— различать виды ресурсов;

—обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;

— уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— прогулка в парк за природным материалом;

— изготовление изделий из ткани и природного материала;

— благотворительная акция «Неделя добра»

— экскурсия в ремонтную мастерскую;

— проекты;

— рисование на темы проектов.

К концу обучения в 4 классе ученик узнает:

— основные виды ресурсов;

— процесс производства товаров;

—роль меценатов в развитии культуры и искусства;

— необходимость налогов для государства.

К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:

— определять ресурсы, необходимые для производства товара;

— объяснять важность меценатства и милосердия.

Календарно - тематическое планирование

4 класс (36 часов)



№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

всего

Теория

Практика

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)


Труд – основа жизни

10

5

5



1

Богатство и бедность. Стартовая диагностика.

1

1



2

Источники богатства государства - природные ресурсы Рассматривание коллекции полезных ископаемых.

1

1



3

Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности»: лес, вода, земля. Сбор семян для птиц.

1


1



4

Источники богатства человека.

Путь в профессию. Мини-сочинения «Я через 12 лет»

1

1




5

Ценности материальные и нематериальные. Подготовка мультимедийных презентаций «Замечательные открытия и изобретения»

1

1




6

Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Презентация ««Замечательные открытия и изобретения»


1


1



7

Богатство. Культура. Милосердие. Меценатство. Великие меценаты России – П.Третьяков, С.Мамонтов, Г Солодовников.

1

1




8

Игра-турнир по пословицам о богатстве и бедности, о важности образования.

1


1



9

Презентация проекта «Птичья столовая»

1


1



10

Налоги. Значение налогов для людей и государства. Реализация проекта «Птичья столовая»

1

1






Труд — основа жизни



11


4


7



11

Ценность и значимость труда во все времена. Чтение и обсуждение басен Л.Толстого, И.Крылова, рассказов В.Осеевой, стихов А.Барто.

1

1




12

Труд как потребность человека. Прогулка в парк за природным материалом

1

1




13

Труд как источник материальных благ. Заработная плата. Мини – исследование «Как распорядиться богатством (капиталом)»;

1

1




14

Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд.

1


1



15

Практикум по развитию навыков самообслуживания: штопка и ремонт одежды. Игра «Служба быта»;

1


1



16

Результат труда. Проект «Трудовые награды»

1


1



17

Беседа «Успешность в учёбе –успех в профессии» Причины различий в оплате труда.

1

1




18

Результат труда людей – продукт труда. Изделие из ткани «Кошелёк»

1


1



19

Генеральная уборка класса, уход за комнатными растениями.

1


1



20

Экскурсия в школьную столовую. Социологический опрос. Подготовка группового проекта «Как работает наша столовая»

1


1



21

Итоговое занятие по теме «Труд – основа жизни» Презентация проекта «Как работает наша столовая»

1


1





Как товары производят



15


4


11



22

Ресурсы для производства в с. Филиппово: природные, материальные, трудовые.

1

1




23

Экскурсия на комбикормовый завод.

1


1



24

Изготовление изделий из природного материала на выставку к 8 Марта

1


1



25

Материальные ресурсы. Изготовление изделий для благотворительной акции «Неделя добра»

1





26

Мастер - производитель. Изготовление изделий из ткани на благотворительную акцию «Неделя добра»

1

1




27

Презентация своего продукта труда

1


1



28

Важность труда людей разных профессий. Викторина «Знатоки профессий»

1

1




29

Рисование на темы коллективных проектов «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Как появилась сметана», «Путешествие школьной тетрадки».

1


1



30

Презентация коллективных проектов «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Как появилась сметана», «Путешествие школьной тетрадки».

1


1



31

Экскурсия в ремонтную мастерскую. Знакомство с работой механизаторов.

1


1



32

Фабрика, завод — предприятия, где производят товары.

1

1




33

Обзорная заочная экскурсия «Основные предприятия нашего края»

1


1



34

Решение текстовых экономических задач, задач в виде таблицы, диаграммы, рисунка.

1


1



35

Итоговая диагностика по курсу. Социометрия

1


1



36

Праздник «Мир в радуге профессий»

1


1




Всего

36

13

23











Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.

Показатели эффективности достижения планируемых результатов

Первый уровень результатов  —  приобретение школьником социальных знаний и первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими одноклассниками и учителями.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (социальные объекты – ученик)

Направления внеурочной деятельности

Результаты первого уровня

Результаты второго уровня

Результаты третьего уровня

Социальное направление

Диагностики изучения детского коллектива «Круги на воде». Социометрия

Диагностики изучения детского социума «Дом, в котором я живу». Социометрия.

Участие в социально-значимых делах. Социальные инициативы.



ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 1. «Круги на воде»

        Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 2. «Дом, в котором я живу»

        Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.


Формы контроля:

Стартовая диагностика (исходный уровень развития учащихся);

Текущая диагностика

  • практические работы;

  • творческие работы, проекты учащихся;

  • самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Итоговая диагностика

Итоговый тест за курс «В мире экономики»


Время выполнения теста заданий 15 минут.

Максимальное количество баллов- 10.

Из нескольких вариантов нужно выбрать один верный ответ.


1. Главная задача экономики - это удовлетворение:

1. возможностей людей;

2. желаний людей;

3. потребностей людей;

4. нет верного ответа.

2. Из чего складываются доходы государственного бюджета?

1. из заработной платы граждан;

2. из доходов предприятий и фирм;

3. из налогов граждан и организации;

4. все ответы верны.

3. Товар – это то,

1. что можно купить, продать, обменять;

2. что можно сделать самому;

3. что можно получить в подарок;

4. что можно одолжить у товарища.

4. Что такое материальные ресурсы?

1.оборудование;

2.инструменты;

3.материалы;

4.все ответы верные.

5. В трех банках было 36 денежных единиц. Из первого банка клиенты взяли кредит в сумме 9 денежных единиц, из второго – 5 денежных единиц и положили их в третий банк, а затем из третьего банка 2 денежные единицы переложили во второй банк и 4 денежные единицы в первый банк. После этого денег во всех трех банках стало поровну. Сколько денег было в третьем банке первоначально?

1. 10;

2. 12;

3. 4;

4. 15.

6. Определите правильно составленную цепочку:

1. обмен - производство – потребление;

2. обмен – потребление - производство;

3. производство – обмен - потребление;

4. производство – потребление - обмен.

7. Обед в ресторане, стрижка в парикмахерской, доставка почты, приём платежей за пользование мобильным телефоном. Что перечислено в списке?

1. товары;

2. услуги;

3. подарки;

4. нет верного ответа.

8. Рыбак Карпов поймал 48 окуней. Половину он обменял на 4 шкуры зверей, половину остатка — на 6 яблок. Остальные окуни остались в хозяйстве рыбака. Сколько окуней осталось у рыбака Карпова?

1. 12 окуней;

2. 0 окуней;

3. 10 окуней;

4. 6 окуней.

9. Кто из перечисленных ниже купцов передал свою художественную галерею в дар городу Москве?

1. Елисеев Григорий Григорьевич;

2. Бахрушин Василий Алексеевич;

3. Третьяков Павел Михайлович;

4. Хлудов Давыд Иванович.

10. Из каких источников берутся деньги на содержание дорог, парков?

1. расходы оплачивают частные фирмы;

2. средства выделяет государство;

3. деньги дают благотворительные фонды;

4. все ответы верны.


Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.


1.Учебно- методическая литература


1. «Экономика: первые шаги» О.С. Корнеевой/ Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1

2. Планируемые результаты начального общего образования/ Л.Л Алексеева, М.З.Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалѐвой, О.Б.Логиновой. -3-е изд.-

М.:Просвещение, 2011.-(Стандарты второго поколения)

3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 3ч. / Л.Л Алексеева, М.З.Биболетоваи др.; под ред. Г.С. Ковалѐвой, О.Б.Логиновой. -3-е изд.- М.:Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения)

4. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова Экономический словарь.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008

5. Интернет – ресурсы : nsportal.ru›Начальная школа›

2.Материально - технические средства обучения


1. Персональный компьютер 9

2. Принтер 1

3. Проектор 1

4. Интерактивная доска 1

5. Телевизор 1

6. Колонки 2

7. Интернет




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!